Командовать или управлять?
Зачастую руководителей крупных компаний автоматически величают лидерами. Однако между понятием « лидер» и «менеджер» - есть существенная разница. Судить об успешности управленца, как лидера, - несложно. Это видно по глазам его сотрудников… Менеджер и лидер понятия разные Тема лидерства, занимает умы человечества, пожалуй, ровно столько, сколько оно существует. Первые определения «лидера» прозвучали еще в трудах Аристотеля, Платона и Макиавелли. И до сих пор психологи не пришли к единому мнению. С прошлого века не кончается спор, что важнее: личные качества человека или обстоятельства? Одни считают, что эффект лидерства заключен в харизме, другие – полагают, что все решает судьба - ситуация, в которую попадает человек, именно она мобилизует и раскрывает лидерские качества. Верно то и другое: «поведение человека – есть функция человека и среды», - писал в начале прошлого века отец социальной психологии, автор теории поля, гештальт – психолог Курт Левин. Но до сих пор, зачастую слово «лидер» употребляется в контексте его должность на предприятии. Однако, человек, занимающий роль управленца, может и не обладать лидерскими навыками. Лидерство не имеет отношение к занимаемой должности, а сама по себе должность никогда не сделает из управленца истинного лидера. В то же время любой из сотрудников, не наделенных административной властью, может оказаться неформальным лидером – т.е. быть тем человеком, который может повести за собой коллектив, оказать влияние на психологический климат в нем. Последние исследования говорят о том, что важны не только качества человека и обстоятельства (место и должность работы), но еще и цели, которые ставит человек, претендуя на роль лидера. Поэтому лидерство – это способность вести за собой людей в достижение определенной цели. Если задача менеджера в умении выполнить задачу посредством других людей, то лидер умеет сделать так, чтобы люди захотели выполнить эту задачу. Истинные лидеры влияют на мировоззрение служащих компании, определяя, разъясняя и создавая ценности, культуру компании, под их влиянием возникает приверженность миссии, целям и стратегии компании, что в конечном счете влияет на результаты работы.
Командовать или управлять? Теоретики давно разделили стили управления на три категории: авторитарный, попустительский и командный. На практике предприниматели отмахиваются от попустительского. Всем хочется быть командным управленцем и никому – авторитарным. На самом деле каждому стилю всегда есть свое место и нужно уметь владеть всеми тремя. Современные исследователи лидерства обратили внимание на то, что у каждого лидера свой индивидуальный неповторимый стиль управления. Поэтому стиль управления – это проявление «внутреннего театра» человека, тонкое взаимодействие его навыков и потребностей. С этой точки зрения управление можно сравнить с театром, где стиль руководства проявляется в разных ролях. В то же время лидер никогда не существует сам по себе - вне контекста: ситуации и окружающих его людей. При этом как лидер, так и сама система ( контекст) непрерывно влияют друг на друга и подвержены изменениям. Поэтому единственно верного стиля управления не существует, поскольку не существует застывших отношений, отношения с людьми – это каждый раз это движение, творчество, вектор которого направлен в будущее. Согласно теории «Большая пятерка» бизнес психолога Роберта Хогана лидер должен обладать пятью качествами: обращенностью вовне, готовностью искать согласие, добросовестностью, чувствительностью и открытостью к новому опыту. Наиболее эффективные руководители обладают набором навыков: динамизм, коммуникабельность, восприимчивость, готовность соглашаться, надежность, IQ и EQ». Таким образом, речь уже идет о том, что вопрос лидерства – это вопрос жизненных ценностей человека при его устремлении в будущее. Судить об успешности управленца, как лидера - несложно. Это видно по глазам его сотрудников: если они горят и люди верят в боса и его идею, берут с него пример – он без сомнения лидер. Если подчиненные каждый раз входят в кабинет начальника, затаив дыхание от того, что : «шеф вызвал..», боятся совершить ошибку, скрывают ошибки, работают под угрозой штрафов и увольнения - руководитель администратор, с доминирующим авторитарным стилем управления. Зачастую, считают, что командный стиль руководства определяется тем, что решение в компании принимают несколько топ-менеджеров. Это ошибочное мнение. Командность определяется тем, насколько персонал, начиная от вахтера и заканчивая топ менеджментом, привержен целям компании, насколько на верхних уровнях компании умеют слышать и понимать то, что происходит на нижних. Это именно то, что сегодня зарубежные специалисты по брендингу называют «духовным менеджментом». «Компаниям недостает не способных сотрудников, а умения лидеров вести их в правильном направлении . У компании должна быть корпоративная религия, и топ- менеджмент, используя свои силы, должен передавать ценности компании, ее культуру и цели сотрудникам. – пишет Йеспер Кунде, автор бестсселлера «Корпоративная религия». – Во многих компаниях еще главным считается развитие продукта, продажи и рыночные доли. Но игровой автомат не может внушить веру в продукт покупателям.. Только организация, движущаяся целенаправленно и осмысленно может работать эффективно с качественными ценностями, дифференцирующими бренды. «Недостаточно просто нанимать людей за их умение, их установки и ценности должны соответствовать ценностям компании». В этой связи стоит пояснить, что ценности невозможно навязать указаниями, штатным расписанием, должностными обязанностями и штрафами. А прямые высказывания на тему корпоративных ценностей буду восприниматься людьми как нравоучения. Лидерство – категория не количественная, а качественная. И косвенным проявлением ценностей является качество отношений между людьми. Отсюда, бессмысленно говорить о миссии предприятия там, где в ходу административно-командная система, где руководитель не замечает достижений своих сотрудников и не оценивает их труд по достоинству. Бессмысленно потому, что миссия по природе своей - категория нематериальная, и воплотить ее в жизнь могут только люди. Лариса Винникова, управляющий партнер консалтинговой группы «Контакт»
Врезка в текст:
«Лидерство и умение руководить людьми
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |