Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Командовать или управлять?



2015-12-06 1047 Обсуждений (0)
Командовать или управлять? 0.00 из 5.00 0 оценок




Зачастую руководителей крупных компаний автоматически величают лидерами. Однако между понятием « лидер» и «менеджер» - есть существенная разница.

Судить об успешности управленца, как лидера, - несложно. Это видно по глазам

его сотрудников…

Менеджер и лидер понятия разные

Тема лидерства, занимает умы человечества, пожалуй, ровно столько, сколько оно

существует. Первые определения «лидера» прозвучали еще в трудах Аристотеля,

Платона и Макиавелли. И до сих пор психологи не пришли к единому мнению. С

прошлого века не кончается спор, что важнее: личные качества человека или

обстоятельства? Одни считают, что эффект лидерства заключен в харизме,

другие – полагают, что все решает судьба - ситуация, в которую попадает человек,

именно она мобилизует и раскрывает лидерские качества. Верно то и другое: «поведение человека – есть функция человека и среды», - писал в начале прошлого века отец социальной психологии, автор теории поля, гештальт – психолог Курт Левин.

Но до сих пор, зачастую слово «лидер» употребляется в контексте его должность

на предприятии. Однако, человек, занимающий роль управленца, может

и не обладать лидерскими навыками. Лидерство не имеет отношение к занимаемой должности, а сама по себе должность никогда не сделает из

управленца истинного лидера. В то же время любой из сотрудников, не

наделенных административной властью, может оказаться неформальным лидером –

т.е. быть тем человеком, который может повести за собой коллектив, оказать

влияние на психологический климат в нем.

Последние исследования говорят о том, что важны не

только качества человека и обстоятельства (место и должность работы), но

еще и цели, которые ставит человек, претендуя на роль лидера. Поэтому лидерство – это способность вести за собой людей в достижение определенной

цели. Если задача менеджера в умении выполнить задачу посредством

других людей, то лидер умеет сделать так, чтобы люди захотели выполнить

эту задачу. Истинные лидеры влияют на мировоззрение служащих

компании, определяя, разъясняя и создавая ценности, культуру компании, под их влиянием возникает приверженность миссии, целям и стратегии компании, что в конечном счете влияет на результаты работы.

 

Командовать или управлять?

Теоретики давно разделили стили управления на три категории: авторитарный,

попустительский и командный. На практике предприниматели отмахиваются от

попустительского. Всем хочется быть командным управленцем и никому –

авторитарным. На самом деле каждому стилю всегда есть свое место и нужно уметь владеть всеми тремя. Современные исследователи лидерства обратили внимание на то, что у каждого лидера свой индивидуальный неповторимый стиль управления. Поэтому стиль управления – это проявление «внутреннего театра» человека, тонкое

взаимодействие его навыков и потребностей. С этой точки зрения управление

можно сравнить с театром, где стиль руководства проявляется в разных ролях.

В то же время лидер никогда не существует сам по себе - вне контекста: ситуации и окружающих его людей. При этом как лидер, так и сама система ( контекст) непрерывно влияют друг на друга и подвержены изменениям. Поэтому единственно верного стиля управления не существует, поскольку не существует застывших отношений, отношения с людьми – это каждый раз это движение, творчество, вектор которого направлен в будущее.

Согласно теории «Большая пятерка» бизнес психолога Роберта Хогана лидер

должен обладать пятью качествами: обращенностью вовне, готовностью искать

согласие, добросовестностью, чувствительностью и открытостью к новому опыту.

Наиболее эффективные руководители обладают набором навыков: динамизм, коммуникабельность, восприимчивость, готовность соглашаться, надежность, IQ и EQ». Таким образом, речь уже идет о том, что вопрос лидерства – это вопрос жизненных ценностей человека при его устремлении в будущее. Судить об успешности управленца, как лидера - несложно. Это видно по глазам

его сотрудников: если они горят и люди верят в боса и его идею, берут с него

пример – он без сомнения лидер. Если подчиненные каждый раз входят в кабинет

начальника, затаив дыхание от того, что : «шеф вызвал..», боятся совершить ошибку, скрывают ошибки, работают под угрозой штрафов и увольнения - руководитель администратор, с доминирующим авторитарным стилем управления.

Зачастую, считают, что командный стиль руководства определяется

тем, что решение в компании принимают несколько топ-менеджеров. Это

ошибочное мнение. Командность определяется тем, насколько персонал, начиная

от вахтера и заканчивая топ менеджментом, привержен целям компании, насколько

на верхних уровнях компании умеют слышать и понимать то, что происходит на

нижних. Это именно то, что сегодня зарубежные специалисты по брендингу

называют «духовным менеджментом». «Компаниям недостает не способных сотрудников, а умения лидеров вести их в правильном направлении .

У компании должна быть корпоративная религия, и топ-

менеджмент, используя свои силы, должен передавать ценности компании, ее

культуру и цели сотрудникам. – пишет Йеспер Кунде, автор бестсселлера

«Корпоративная религия». – Во многих компаниях еще главным считается

развитие продукта, продажи и рыночные доли. Но игровой автомат не может

внушить веру в продукт покупателям.. Только организация, движущаяся

целенаправленно и осмысленно может работать эффективно с качественными

ценностями, дифференцирующими бренды. «Недостаточно просто нанимать людей

за их умение, их установки и ценности должны соответствовать ценностям

компании».

В этой связи стоит пояснить, что ценности невозможно навязать указаниями,

штатным расписанием, должностными обязанностями и штрафами. А прямые

высказывания на тему корпоративных ценностей буду восприниматься людьми как

нравоучения. Лидерство – категория не количественная, а качественная. И

косвенным проявлением ценностей является качество отношений между людьми.

Отсюда, бессмысленно говорить о миссии предприятия там, где в ходу

административно-командная система, где руководитель не замечает достижений

своих сотрудников и не оценивает их труд по достоинству. Бессмысленно потому,

что миссия по природе своей - категория нематериальная, и воплотить ее в жизнь

могут только люди.

Лариса Винникова, управляющий партнер консалтинговой группы «Контакт»

 

Врезка в текст:

 

«Лидерство и умение руководить людьми



2015-12-06 1047 Обсуждений (0)
Командовать или управлять? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Командовать или управлять?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)