Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительная характеристика лидерства и руководства



2015-12-06 1300 Обсуждений (0)
Сравнительная характеристика лидерства и руководства 0.00 из 5.00 0 оценок




Для начала сравнения рассмотрим трактовки обоих понятий в психологических словарях.

«Лидер - это авторитарный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля» Краткий словарь по социологии М. 1988г..

«Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирования группы (коллектива) перед назначавшей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определёнными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчинённых в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность» Психология, словарь. М. 1990г..

Оба процесса рассматриваются в социальной психологии как групповые, связанные с социальной властью в группе.

И лидер, и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы, но способы осуществления данного влияния различны. В большинстве исследований, которые касаются теорий лидерства данные понятия рассматриваются в одном контексте, однако лидерство отмечается в системе неформальных отношений, а руководство в системе формальных отношений.

Таким образом, феномены лидерства и руководства являются близкими по своей психологической сущности, но не совпадают полностью.

В зависимости от ориентации лидеров и руководителей выделяют два аспекта власти: формальный и психологический. Формальный (инструментальный) аспект всегда связан с правовыми полномочиями руководителя и личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. В отличие от лидерства руководство всегда содержит правовую основу. Инструментальный руководитель ориентируется, главным образом, на задачу, стоящую перед группой, а психологический руководитель на людей и их интересы.

Рассмотрим различия между лидером и руководителем, которые традиционно выделяются в социальной психологии:

«Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определённый уровень взаимоотношений своей группы в микроструктуре организации (учреждения), т. е. вне группы» Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г.. Мы склонны поспорить с данным утверждением, так известно, что в большинстве случаев лидеры девиантных подростковых групп и военные лидеры (в прошлом) представляют (-ли) интересы своих групп в процессе взаимодействия с другими группами.

«Во - вторых, лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемыТаким образом, руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство» Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г..

В-третьих, руководитель в отличие от лидера имеет право использовать и формальные, и неформальные санкции по отношению к подчинённым, а лидер может использовать лишь неформальные.

«В-четвёртых, различия между лидером и руководителем связаны с процессом принятия решения - обязательной управленческой функции. Для её реализации руководитель использует большой объём информации как внешней, так и внутренней. Лидер же владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Таким образом, принятие лидером решений осуществляется непосредственно, а руководителем - опосредованно» Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г. .

Однако, не смотря на все различия, в некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как совершенно идентичные. Такой взгляд вполне оправдан, так как социально-педагогическая сущность лидерства и руководства совпадает. В связи с этим многие теории управления оправданы как для лидерства, так и для руководства» Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г..

В отличие от руководителя лидер обладает неформальным авторитетом в своей группе. « Лидер всегда авторитетен, иначе он не будет являться лидером. «Авторитет - это совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей.

В широком смысле под авторитетом понимается общепринятое неформальное влияние, в узком - одна из форм осуществления власти. Можно определить авторитет и как признание лидера его последователями» Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г..

Однако, на практике, могут встречаться группы, в которых руководитель и лидер - это одно и то же лицо. В данном случае все вышеперечисленные факторы будут относиться к данной личности, и при этом влияние данного лица будет носить естественный характер, включённость в ситуацию коллектива улучшится, но у лидера появится зависимость от группы. Данный тип руководства подходит для творческих коллективов. Так как руководитель сочетает в себе направленность на результат, хороший контроль психологической ситуации, неформальный авторитет, естественное влияние.



2015-12-06 1300 Обсуждений (0)
Сравнительная характеристика лидерства и руководства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительная характеристика лидерства и руководства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)