Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 9: Загадка Магических способностей



2015-12-06 433 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 9: Загадка Магических способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




С давних времен способности некоторых людей выходили за пределы обыденного круга возможностей. Предсказания будущего, провидение прошлого, наложение и снятие заклятий, дистанционное внушение – все это традиционно относилось за счет магии. Поскольку это существенно выходит за границы существующих представлений о реалиях окружающего мира, принятых в западном обществе, в рамках западной традиции эти явления относят к числу явлений сверхъестественных. В реальности ничего сверхъестественного в этих явлениях нет, просто научное изучение этих проблем началось совсем недавно, а до того они были предметом шарлатанско-мистических и оккультных толкований.

В западной интеллектуальной традиции интерпретация парапсихических явлений носит характер крайне запутанный, мистифицированный и, прямо скажем, дикий. Поскольку в рамках позитивистской научной традиции не существует адекватных механизмов описания ряда явлений, связанных с правополушарной активностью, в рамках этой традиции такие явления признаются несуществующими, порождениями «больного воображения». Тот факт, что порождения воображения и степень его болезненности также могут быть предметом обсуждения и научного исследования, во внимание не принимается.

С другой стороны реальность такого рода явлений есть факт, данный нам в ощущении. Естественно, он привлекает общественное внимание. Это внимание является предметом эксплуатации для разного рода шарлатанов, которые вокруг такого рода явлений накручивают массу мистических, магических эзотерических и фантастических интерпретаций. В результате явления невербального взаимодействия людей извращаются и превращаются в больном воображении всякого рода магов в некие сверхвозможности и сверхсилы.

При этом начисто игнорируется тот факт, что в социальной жизни мы что-то не замечаем присутствия этих сверхсил иначе бы давно уже колдуны взяли власть над миром.

Причины мистификации парапсихической активности

Такое положение дел имеет две причины. Первая из них лежит в характере западного образа мыслей, да и человеческого мышления вообще, характеризующегося левополушарным доминированием. В результате последнего факта человек склонен признавать объяснением только описание явления в формах, доступных левополушарной активности.

Все явления описываемы в логике левополушарных механизмов восприятия, но одни больше, а другие меньше. Как говорил Гете, «сущее не делится на разум без остатка». Если говорить о явлениях, характерных специфически для правополушарной активности, то требовать от них адекватного описания, доступного левополушарным механизмам восприятия, было бы смешно. В силу этого эта группа явлений репрессируется культурой аналогично тому, как в индивидуальной психике доминирующее левое полушарие подавляет правополушарную активность. В результате позитивистская наука и не желает признавать существование этих явлений. Такова первая причина.

Второй причиной является заинтересованность определенных социальных сил в крайнем запутывании всего, что связано с этими механизмами. Дело в том, что эти механизмы, разумеется, в той или иной форме изучены в рамках ряда школ. И хотя часто это изучение сильно запутано всяческой эзотерикой и мистикой, это не мешает обладателям такого знания использовать эти механизмы к своей пользе. Последнее создает им заметные конкурентные преимущества, которые не хотелось бы терять в случае широкого распространения такого рода умений. А потому и происходит накручивание комичных и идиотских интерпретаций, дабы убедить публику в иллюзорности самих изучаемых явлений.

Наука и магия

Существует достаточно глубокая и строгая научная интерпретация фактологии правополушарной активности, связанных с этим феноменов. Однако, эта наука неизбежно сложна. Интерпретация этих феноменов опирается на огромный фундамент нейропсихогических и физиологических концепций, психологических теорий и т.п. Для того, чтобы изложить эту интерпретацию необходим целый университетский курс психологии.

Эта сложность ставит каждого, кто говорит о феноменах дистанционного действия правополушарной активности и коллективного бессознательного вообще, перед двумя альтернативами, каждая из которых не может его удовлетворить: либо читать огромный университетский курс психологии, весьма скучный, как любая рациональная наука, либо же броситься в омут эрзацев, простых и неверных теорий, ничего не объясняющих и потому запутывающих и мистифицирующих предмет.

И все же коротко о сути парапсихических феноменов сказать надо.

Взаимное индуцирование

В основе суггестивного механизма лежит возникновение врЕменной зависимости индуцируемого от воли индуктора, либо же ослабление защитных механизмов критичности, которое позволяет обращаться напрямую к бессознательному индуцируемого. В основе парапсихических явлений «неконтактной» передачи воздействия лежат аналогичные механизмы, связанные с явлениями подпороговой перцепции, то есть неосознаваемого восприятия слабых сигналов.

Бесчисленное количество причудливо связанных контуров биотоков в правом полушарии в очень интересной форме отражает мир коллективного бессознательного. По сути, мы при каждом, даже отдаленном контакте, лишь оказавшись в поле зрения, индуцируем друг друга. По огромному множеству незаметных сознательному взору импульсов, мы усваиваем, «считываем» друг с друга информацию не только (и не столько!) о психическом состоянии другого, сколько информацию обобщенную, отражающую сумму всех предыдущих его встреч. В каждом акте индукции происходит «взаимоподстройка» контуров, так что человек оказывается как бы носителем информации о коллективном бессознательном всего человечества, как оно видится с его позиции, с его точки зрения.

Вплетая в свою модель коллективного бессознательного определенный посыл, вы делаете его частью всего этого процесса. Очень скоро через цепочку взаимоиндукций он становится частью почти всех индивидуальных моделей этого коллективного бессознательного. Конечно, он никак не воздействует на тех, кого он не касается непосредственно они являются его пассивными носителями и индукторами. Но как только он окажется вплетен в модель коллективного бессознательного того лица, которому посыл адресован, он немедленно реализуется в действие, становится фактом его психической жизни.

Это конечно, крайне грубое и совершенно недостаточное описание процесса телепатического воздействия. На самом деле он ничего не объясняет, а только дает смутное представление о том, в какой плоскости лежит научное объяснение парапсихических процессов. Цель этого объяснения заключается в том, чтобы уберечь Вас от заблуждений и спекуляций.

Прежде всего не существует никакого дальнодействия, никакого поля и никакого процесса передачи мысли через физические носители, которыми пытаются объяснить явление телепатии недобросовестные толкователи. Не существует “торсионных полей”, через которые якобы передается мысль. Не существует способности усилием воли управлять всякого рода физическими полями и через них воздействовать на другого человека и физические явления. Не существует магических способов вызывать усилием воли землетрясения и двигать горы все это недобросовестные спекуляции на парапсихических явлениях.

В основе механизма взаимного индуцирования лежит открытый в 1946 году моим покойным учителем академиком Г.В.Гершуни механизм подпороговой перцепции, неосознанного восприятия слабых сигналов. Именно на этом уровне взаимодействия и осуществляется рефлекторная передача сигналов и взаимонастройка многочисленных контуров биотоков правого полушария. Все передается от человека к человеку без всякого задействования потусторонних сил через элементарные рефлекторные цепочки. И только системные феномены, возникающие в результате сложного взаимодействия многочисленных рефлекторных цепочек, позволяют нашему мозгу специфическим образом отражать столь содержательную информацию о коллективном бессознательном всего человечества.

Коллективное бессознательное и парапсихическое общение через его посредство не являются специфически человеческими феноменами. Как раз наоборот они присущи всему животному миру. Более того, животные часто только этот вид общения и знают. Именно парапсихическое общение позволяет птицам сбиваться в стаи, а пчелам и муравьям координировать свои действия — заметьте, без единого координирующего центра, на базе довольно примитивных индивидуальных рефлекторных систем. Парапсихическое общение дает животным возможность быть в курсе переживаний друг друга без всякой сознательной деятельности.

У человека способность к общению через коллективное бессознательное была существенно подавлена вместе с подавлением всей правополушарной активности в процессе становления сознания и вербально-логического мышления. Организация сознательных, обладающих речью личностей оказалась несравненно эффективней муравьиной организации через рефлекторно-бессознательный механизм. Именно благодаря своей инвалидности в плане доступа к ресурсам коллективного бессознательного человек смог выработать способности социальной организации и вербального общения, развить способность вербального общения до неимоверных высот.

Собственно, так и происходит развитие всех систем. Сначала – отрицание некоего свойства, дающее возможность развиться противоположному, а затем – отрицание отрицания, вовзращение к отвергнутому, но уже на более высоком уровне, с сохранением преимуществ, достигнутых развитием антитезы.

Возвращение к невербалике

Если с точки зрения пользы всего человечества подавление правополушарной активности представляется вполне оправданным, то с точки зрения Ваших личных интересов доступ к ресурсам, связанным с правополушарной активностью, является дополнительным конкурентным преимуществом.

При работе с парапсихическими явлениями следует иметь в виду, что все они находятся ВНУТРИ вашего воображения, что Вы работаете ТОЛЬКО с собственной психикой и Вам подвластна способность лишь чуть-чуть изменять ее структуру. Ваше воздействие на коллективное бессознательное возможно лишь ПОСРЕДСТВОМ воздействия на собственную психику. Ваше воздействие на другого осуществляется лишь через посредство коллективного бессознательного путем изменения Вашей собственной психики.

Таким образом, абсолютно правильны все утверждения скептиков-позитивистов о том, что вся парапсихическая деятельность существует лишь в воображении того, кто ей занимается, является фактом лишь его собственной психической жизни, сугубо субъективным явлением. Они не правы лишь в том, что считают невозможной объективацию этих субъективных явлений психики лишь потому, что они не могут указать понятный им механизм такой объективации.

Объективация субъективностей и стратегия воздействия

Объективация индивидуальных субъективных феноменов лежит в основе всей социальной жизни индивида. Через уже известный нам процесс социализации индивидуальная психика усваивает коллективные запреты. Наоборот, родившиеся в чьей-то психике явления объективируются через вербальные контакты и публикации.

Когда я прихожу на рынок, мое ощущение полезности вещи есть факт моей субъективной психической жизни. Продавец имеет свое ощущение ценности. Если я не готов дать больше, чем согласен взять за нее продавец, покупки не будет. При этом оба мы ориентируемся на то, сколько могут дать другие покупатели и сколько хотят другие продавцы. В конце концов в результате случайных или закономерных актов торга часть продавцов находит своих покупателей и возникает устойчивая рыночная цена вещи. А эта цена феномен объективный, существующий в реальном мире. Это отличает ее от моего ощущения полезности вещи, существующего лишь в моей психике.

Таким образом, цена есть коллективная объективация субъективных феноменов наших индивидуальных ощущений полезности. Рождается она в процессе торга, то есть общения, контакта особого рода.

В результате контакта особого рода происходит объективация научных теорий, технических решений и художественных произведений, которые изначально рождаются как феномены сугубо субъективные, порождения фантазий их авторов. Во всех этих случаях частью объективации является и верификация этих ментальных конструкций, сопоставление их с некой реальностью на предмет соответствия.

В случае технического решения верификацией является проверка практической его пригодности для решения задачи. Без этого оно отбраковывается (но все равно становится объективно существующим явлением — непригодным решением). В случае научной теории верифицируется ее соответствие принятым данным поколением критериям «научности» и принадлежность ее автора к кругу сертифицированных членов научного сообщества. В случае художественного произведения традиционного типа верифицируется его способность удовлетворять некие интересы потребителя. В случае модернистского произведения искусства артмир сам устанавливает, что есть произведение искусства, так что верификацией является экспертное мнение сертифицированых его членов.

По сути весь процесс человеческого общения есть процесс объективации субъективных феноменов. И вполне очевидно, что параллельно с объективацией феноменов коллективного сознания, происходящих из доступных сознанию субъективных феноменов, идет процесс объективации и феноменов коллективного бессознательного.

Определенные порождения Вашей субъективной фантазии, будучи объективированы, могут оказать существенное влияние на человечество в целом или на отдельных людей — будь то повесть «Властелин колец», теория относительности, черный квадрат на холсте или грамотно составленная клевета на какого-нибудь Милошевича. Аналогичным образом определенные феномены Вашего бессознательного могут объективироваться в коллективном бессознательном в значимые для отдельного человека или больших групп людей явления.

Очень важно не переоценить возможности такого влияния. Они ограничены в еще большей степени, нежели возможности ментального влияния на сознательном уровне. Влияние грамотно построенного учения, как-то конфуцианство, кальвинизм или марксизм оказывается несравненно большим, нежели любое парапсихическое воздействие. Однако и подобные учения никогда не дают непосредственной оперативной власти в руки их создателям, распространяя их власть лишь на стратегические моменты развития человечества.

Например, существует немало мифов о том, как Баффет при помощи магических действий провоцировал панику на бирже. На самом деле та же биржа как социальный институт имеет множество рациональных механизмов блокирования реализации решений, проистекающих из панических настроений. У каждого брокера, у каждого биржевого игрока есть определенная процедура, которая заставляет его принимать в расчет множество рациональных моментов и ориентироваться на них, а не на свое настроение. В силу этого одним лишь парапсихическим влиянием на биржевое сообщество даже самый сильный индуктор не сможет добиться существенного сдвига в процессе принятия решений там.

Другое дело, если это воздействие окажется частью мощной рациональной стратегии, в рамках которой будет создано для массы рациональное обоснование принятия нужных стратегу решений. В этом случае запуск в нужный момент механизмов паники может существенно усилить результат введения этой стратегии.

Имея это в виду следует выработать взвешенное и реалистическое отношение к тем конкурентным преимуществам, которые дает овладение парапсихическими механизмами. Само по себе владение ими мало что дает. Бывает, ими владеет в какой-то мере и истеричка, но максимум, что она может навести порчу на соседку без всякой пользы для себя. В любом случае, комично думать, что обладатели таких способностей приобретают какую-то существенную власть.

Развитие лидерских качеств.
Программа лидерской эффективности.

Тренинги личностного роста и лидерского саморазвития принято заканчивать итоговым занятием. Его цель — разработать дальнейшую программу действий. На этом этапе вы соединяете в одно целое все конкретные шаги, о которых узнали ранее. Они должны образовать вашу программу самостоятельного развития лидерских качеств — подобно тому, как отдельные лепестки создают прекрасный цветок. На нашем сайте размещено много материалов, посвященных психологии успеха и лидерства. Вы легко можете использовать их в качестве самостоятельного учебного пособия. Поэтому пришло время поговорить о принципах и правилах составления такой программы. Поскольку любое планирование должно строиться на основе приоритетов, то и ваш план полезно разделить на три раздела:

Краткосрочные цели, которых вы можете достичь немедленно или в течение ближайших недель.

Среднесрочные цели: мероприятия или усовершенствования, завершение которых может занять несколько месяцев.

Долгосрочные цели: положение или состояние, которого вы хотели бы достичь через несколько лет.

Программа самостоятельного развития лидерских качеств должна отражать ваше твердое намерение максимально использовать все свои таланты. Сфокусируйте ее на конкретных практических шагах, а не на расплывчатых формулировках. Если вы будете действовать последовательно и целеустремленно, то станете лидером. Здесь нет никакой магии, но нет и рецептов быстрого успеха. Чтобы начать действовать, не ждите, пока появится страстное желание изменить себя, — на это могут потребоваться годы. Желания сиюминутны и скоротечны, а ваши усилия должны быть систематическими и четко спланированными. Именно постоянные действия формируют отношение. Если вы сформируете образ человека, каким вы хотите стать, — опираясь на пример реальных лидеров, — тогда все факторы начнут работать вместе, способствуя вашему саморазвитию. Теория и практика, успех и неудача, друзья и враги — все это будет помогать вам. Не бойтесь проявлять инициативу и даже идти на риск, если хотите достигнуть высот. Хорошим стимулом является тот факт, что лидерство неисчерпаемо. Его развитию нет пределов. Ни один человек не знает его до конца и не достиг в нем совершенства. Самое главное — непрерывно двигаться вверх по этой дороге, оставляя позади неудачи и разочарования.

В этом состоит основной принцип нашего подхода: именно вы в первую очередь отвечаете за свое развитие как лидера. Ведь лидерству нельзя научить — ему можно только научиться. Если вы стараетесь — при наличии хотя бы небольших задатков — вас ждет успех. Упорным трудом человек даже самых скромных способностей в конечном итоге превзойдет прирожденного лидера, который талантлив от природы, но ленив и полагается только на инстинкт. В отличие от первого, недостатки второго с годами будут только разрастаться, а достоинства — уменьшаться. Он не сможет перенести свои знания с одной ситуации на другую, потому что никогда не понимал глубинных принципов своего успеха.

Печально наблюдать, как терпит неудачу прирожденный лидер, но такое случается нередко. Вот типичный пример из нашей психологической практики. Когда крупная российская компания, занимающаяся авиаперевозками, приняла на работу отставного военного Евгения, то сразу же включила его в список самых перспективных сотрудников. В его случае это было более чем оправданно, потому что он не один год прослужил в российских ВВС и дослужился там до высоких чинов. Получив руководящий пост в компании, Евгений излучал уверенность в себе и много говорил о своих качествах прирожденного лидера. Он презирал теорию. «Я умею командовать и обращаться с людьми, — заявлял он. — Это у меня в крови». Однако вскоре он приобрел репутацию неважного руководителя и безжалостного, идущего напролом солдафона. Все больше времени он проводил в коридорах главного офиса компании, плетя интриги против своих коллег. Не получив очередного повышения по службе, на которое он претендовал, Евгений обозлился на целый мир. Его карьера в компании не сложилась, и в конечном итоге он уволился раньше истечения срока контракта.

Сергей был намного моложе Евгения. Он пришел на работу в авиакомпанию одновременно с Евгением и сначала завидовал его талантам и опыту руководителя. Сознавая, что у него меньше природных задатков лидера, он упорно работал над собой, стремясь максимально развить свои лидерские качества. Он посещал курсы, читал книги о лидерстве, беседовал с успешными лидерами. Постепенно лидерские черты начали проявляться в его действиях. Причем он сам не до конца осознавал этот процесс. Просто он везде искал возможности для практического применения полученных навыков. Он постоянно расширял свои знания в этой области. И очередное продвижение по службе не заставляло себя ждать. А вскоре представился счастливый случай. Евгения хотели назначить директором филиала компании. Но он отказался ехать под благовидным предлогом — якобы по семейным обстоятельствам, но в действительности из-за того, что не хотел покидать штаб-квартиру организации в Москве. Более того, он знал, что дела там идут очень скверно и не хотел, чтобы его имя связывалось с неудачей. Сергей сразу ухватился за выпавший ему шанс. Своим лидерством он превратил региональное отделение авиакомпании в один из самых прибыльных филиалов — несмотря на крайне неблагоприятный в экономическом отношении 1998 год (год экономического кризиса в России). Через несколько лет он вошел в совет директоров компании. Председатель совета директоров в своем приветствии назвал его «прирожденным лидером», что вызвало у Сергея грустную улыбку.

Если вы постоянно развиваете свои сильные стороны и держите в узде слабости, то ваша эффективность как лидера обязательно повысится. Возможно, вы почувствуете, к примеру, что хорошо овладели искусством проведения управленческих совещаний, ведения деловых переговоров. А как насчет эффективного руководства всем коллективом, искусства мотивирования своих подчиненных? Поднявшись до одного уровня, вы обнаружите впереди следующую вершину. И так будет продолжаться бесконечно. Лидерство привлекает нас своей неисчерпаемостью. Глубже постигая его, со временем вы начнете понимать, что одних практических навыков и приемов недостаточно.

Не пренебрегайте теорией!

«Нам не нужно никаких теоретических выкладок. Поменьше теории — побольше практических советов», — очень часто это можно услышать во время корпоративных тренингов и психологических семинаров, в которых участвуют высококлассные специалисты-практики и «серьезные» бизнесмены. Они же часто с большим презрением отзываются о теории как о «пустом словоблудии, оторванном от реальной жизни», — в противовес живой и эффективной практике.

Им стоит запомнить слова Мао Цзэдуна, одного из величайших мировых лидеров:

«Людям, использующим опыт практической работы, нужно постоянно заниматься теоретической учебой и тщательно работать над книгами. Только тогда они смогут систематизировать результаты своей практики и обобщить их. Не будут принимать свой ограниченный опыт за всеобщую истину и смогут избежать ошибок»

Опыт одного человека всегда ограничен, каким бы грандиозным он не был. Теория обобщает практический опыт сотен и тысяч людей. Поэтому недаром говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Без теоретического фундамента вы будете способны лишь бездумно копировать слова и поступки отдельных практиков. Пусть даже они были самыми яркими и выдающимися в истории руководителями. Но они действовали в свое время, в своей ситуации и они были другими людьми — не вами — со своим характером и темпераментом. Не нужно слепо копировать их опыт. Это ничего не даст в плане личного самосовершенствования. Любая копия всегда будет лишь бледной тенью оригинала. Владение методами теоретического анализа и синтеза позволит вам творчески перенимать и применять опыт других — в соответствии с теми конкретными задачами, которые стоят перед вами.

Знание теории дает то, что выходит за рамки простого умения и механического воспроизведения отработанных практических навыков. Теория рождает нечто приближающееся к вдохновению, творческой интуиции, придающие всей вашей деятельности законченность, граничащую с искусством. А лидерство — это и есть искусство.

Ваш личный план развития лидерства

Личный план развития лидерских качеств должен быть конкретным и реалистичным. Он должен мобилизовать все ваши способности и требовать от вас полной отдачи. Предлагаем несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут вам в разработке такого плана.

Поставьте перед собой ясные цели. Люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

Ставьте перед собой реальные сроки. Помните: те привычки, которые формировались у вас на протяжении всей жизни, невозможно поменять за один-два дня. Необходима упорная и систематическая работа по изменению собственных мыслительных схем и стереотипов поведения. «Дорогу осилит идущий», — говорили древние мудрецы. Будьте готовы к упорной работе. Ваш сегодняшний образ действий является результатом многолетнего научения, поэтому новая модель поведения будет довольно медленно сменять старую. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.

Определите, по каким признакам вы будете судить о своих успехах. Разработайте систему промежуточных целей. Таким путем вы можете контролировать свое продвижение вперед и придавать новые импульсы личному плану. Совершенствование лидерских качеств происходит непрерывно. Как только одна цель будет достигнута, нужно ставить новые области приложения сил. Непрерывный подъем на позиции лидерства часто сопряжен с тяжелым трудом и постоянным самосовершенствованием.

Будьте довольны скромным прогрессом, особенно на первых порах. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает успеха. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.

В процессе этой работы вам, возможно, придется пересмотреть свою оценку того, как высоко вы способны вскарабкаться на гору лидерства. Ваша эффективность будет зависеть от способности к самосовершенствованию.

Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих. Развитие лидерских качеств, повышение личной эффективности ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей компетентности может вызвать зависть или враждебность со стороны окружающих. Ваш личностный рост может привести к изменению отношений с вашим социальным окружением: родственниками, друзьями, коллегами по работе. Так, например, они могут оказаться неготовыми к появлению в вашем поведении лидерских качеств, если до этого привыкли воспринимать вас в роли незаметной «серой мышки». Резкое повышение вашей социальной компетентности и профессиональной конкурентоспособности также не останется незамеченным. Будьте готовы к такому повороту.

Не упускайте возможностей. Пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Вы сможете улучшить отношения с окружающими, создать коллектив единомышленников, продвинуть вперед дела, завести новые связи. Умение распознать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.

Худшая из всех стратегий — пассивно ждать подходящего случая. Приемлемой она может быть лишь тогда, когда больше ничего не остается. Большая часть современной науки управления как раз посвящена тому, чтобы сузить зону действия счастливого случая. Например, маркетинговые исследования предназначены именно для того, чтобы устранить элемент неопределенности в области спроса и предложения товаров. Тот же самый принцип сужения зоны неопределенности можно приложить и к развитию лидерских навыков. Как это сделать?

Многие, особенно в нашей стране, привыкли считать, что продвижение по службе обычно является результатом счастливого случая или «блата». Это пассивная позиция. Было бы лицемерием говорить, что удача не играет никакой роли. Это не так. Дело в том, что когда появится благоприятная возможность, пусть даже случайно, человек должен быть готов к ней. В противном случае его триумф будет недолговечным. До определенной степени вы сами являетесь творцом своей удачи.

Когда Томаса Эдисона, выдающегося изобретателя, поздравляли с очередным сделанным им гениальным открытием, он всегда отвечал: «Удача благоволит ищущему ее». Нужно упорно трудиться над развитием лидерства сегодня, а завтрашний день сам позаботится о себе. Не упускайте мелкие возможности, и тогда крупные обязательно найдут дорогу к вам.

Рискуйте в незнакомых ситуациях. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные. Часто приходится выбирать между риском и возвращением назад к безопасности. Неопределенность новой ситуации становится негативным фактором и тормозит саморазвитие.

Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свою судьбу. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор — учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

Внимательно наблюдайте и будьте готовы учиться у других. Это очень важный и довольно безболезненный способ развития своих лидерских качеств. С детства — начиная с дома и школы — все мы имеем возможность наблюдать за теми, кто лучше и успешнее нас. С ранних лет мы приобретаем этот опыт.

Предлагаем выполнить следующее упражнение.

1. Назовите не менее трех лидеров, с которыми вас сталкивала судьба.
2. Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.
3. Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.
4. Из получившихся девяти характеристик выберите три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

«Нередко о лидерстве мы можем больше узнать от плохого лидера, чем от хорошего, — говорит Джон Эдайр (John Adair), один из ведущих мировых специалистов по лидерству. — Так сказать, учимся на отрицательном примере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избежать перемен, невыполнение своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки».

У окружающих можно многому научиться. Их подход, отношение и навыки заслуживают, чтобы найти причины их успехов или неудач. Хотя вы должны нести всю ответственность за свои действия, часто бывает полезно консультироваться с другими. Их реакция, беспристрастный взгляд представляют собой ценный ресурс. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли этих людей.

Учитесь на своих неудачах и ошибках.В своей практической деятельности вы обязательно столкнетесь с неудачами, поскольку любой успех невозможен без поражений. Примите это как данность. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практикой, учитесь на них. Такой подход даже неудачу обращает в полезный ресурс для развития.

Необходимо сделать все возможное для выявления причины неудачи. Может быть, искать ее нужно внутри вас или в обстоятельствах, над которыми вы не властны. В любом случае вы должны знать эту причину. Поэтому вы должны безжалостно проследить причину провала — как будто вы расследуете авиационную катастрофу. Если вы были неправы, найдите в себе силы признать это. Вы не восстановите свою уверенность в себе, пока не поймете, что было сделано не так и кого в этом следует винить, себя самого или обстоятельства.

Успех человека складывается в том числе из неудач, потому что человек экспериментирует и рискует каждый день, и чем больше он спотыкается, тем быстрее продвигается вперед. Хорошим наездником считается не тот, кто никогда не падал. Наоборот — человек никогда не станет хорошим наездником, не упав с лошади; тогда его перестанет преследовать страх споткнуться, и он покажет все, на что способен.

Таким образом, неудача может стать вашим лучшим учителем. Кроме того, она может научить вас такому ценному качеству, как скромность. Как сказал вице-президент крупной транснациональной корпорации: «У меня достаточно достижений, чтобы не впадать в отчаяние, и достаточно неудач, чтобы сохранить скромность».

Приносите пользу организации, в которой работаете.Со многих точек зрения отношения между человеком и организацией — это сделка, из которой каждая сторона стремится извлечь как можно больше прибыли. Если вы не приносите заметной пользы, то неразумно рассчитывать, что вам предоставят большие возможности.

В конце концов, о вашей лидерской компетентности будут судить не по словам, а по делам. Люди скептически относятся к тем, чьи торжественные заявления и гладкие речи не подкреплены делами. Кроме того, пытайтесь понять, что стоит за словами окружающих, и судите о них по их делам.

Подытожим. Развитие лидерских качеств — ключевые элементы:

1) знание теоретических принципов;

2) максимум практики;

3) обучение посредством обратной связи (анализ успехов и неудач).

Чтобы облегчить задачу составления плана, предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Его автор — уже упомянутый нами Джон Эдайр. Ниже приводится список ключевых целей, важных для развития лидерских навыков на начальном этапе. Выберите из приведенного ниже списка не менее трех целей для включения в свою программу самостоятельного развития лидерства. Дополните их своими личными целями, важными для вас.

1. В течение года пройти по меньшей мере два обучающих курса или тренинга по саморазвитию. Например, эффективному деловому общению, лидерству, ораторскому искусству, навыкам управления личным временем, принятия решений и т.д.

2. Побеседовать — официально или неофициально — с признанными и пользующимися вашим уважением лидерами, чтобы выслушать их идеи относительно лидерства и понять, как они пришли к ним. Внимание! Из этих лидеров не более половины должны работать в вашей отрасли или профессии!

3. Расспросить своих знакомых или коллег по службе, что они больше всего ценят в поведении лидеров и что меньше всего. Записать и проанализировать их ответы.

4. Прочесть в течение года минимум одну книгу по вопросам лидерства и разработать не менее пяти практических шагов на ее основе.

5. Ответить на следующие вопросы:

а) Каковы мои цели с точки зрения карьеры?

б) Какой жизненной цели они служат?

в) Какое значение я придаю достижению этих целей?

г) Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?

д) На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?

е) Как я могу улучшить эффективность своей работы?

ж) Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?

6. Получить точную информацию о том, как оценивает организация, в которой вы работаете, ваш потенциал. Выяснить, как ваше начальство и коллеги по службе оценивают ваши лидерские качества. (Внимание: вам может потребоваться немного смелости, чтобы заговорить с начальником на эту тему!)

7. Если ваша теперешняя работа не дает вам возможности развития лидерских качеств или она не использует все ваши способности, выберите другую область, в которой вы сможете пополнить свой послужной список лидерства. Изменение ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.

8. «Знан



2015-12-06 433 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 9: Загадка Магических способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 9: Загадка Магических способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)