Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевывать» потребителя, создать круг собственных потребителей



2015-12-06 574 Обсуждений (0)
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевывать» потребителя, создать круг собственных потребителей 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА УКРАИНЕ.

 

План.

 

1. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики.

2. Предпринимательство: понятие, сущность.

3. Принципы предпринимательской деятельности.

 

1. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики.

Предпринимательские отношения заложены в украинском народе генетически. На протяжении всего процесса развития всех сторон общественной жизни степень развития предпринимательства, экономическая свобода и другие факторы, стимулирующие возрастание инициативности субъектов экономики играли важную роль. И на сегодняшний день формирование эффективной, конкурентоспособной, социально-ориентированной экономики составляет стратегический курс государственной политики. В условиях формирования ориентированного рынка, ускорения преобразований в экономики Украины проблема становления рыночных механизмов предпринимательства является приоритетной.

Реальный сектор малого бизнеса начал формироваться с 1986 по 1988гг, после принятия постановления, а затем и Закона «О кооперативах». Он и положил начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства. В дальнейшем деятельность малого предпринимательства была определена Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990г. «О мерах по созданию и развитию малого предпринимательства».

В настоящее время предпринимательские структуры регламентируются рядом нормативных актов. Основные: Закон Украины «О предпринимательстве» - он определяет основные правовые, экономические и социальные принципы осуществления предпринимательской деятельности гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его гос. поддержка. Закон Украины «О собственности» - данный закон направлен на реализацию Декларации о государственном суверенитете Украины. Закон Украины «О предприятиях» - закон определяет виды и организационные формы предприятий, правила их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации, организационный механизм осуществления ими предпринимательской деятельности. Закон Украины «О хозяйственных обществах» - этот закон определяет понятие и виды хозяйственных обществ, правила их создания, деятельности, а также права и обязанности их участников и учредителей.

Однако предпринимательство на сегодняшний день сталкивается с множеством проблем и трудностей.

2. Предпринимательство: сущность, понятие.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

· Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

· Предприниматель – это организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения;

· Предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

· Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Предпринимательство – это самостоятельная, систематическая, на собственный риск, деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством.

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской функции – так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

«Первая волна», которая возникла еще в XVII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной чертой. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно – с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

Предпринимательство – это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

- собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (аренда чего либо);

- наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель, преподаватель);

- индивидуальный производитель (художник. получающий доход от продажи своих картин, водитель – использующий авто в качестве такси и т.д)

- государственный служащий;

- менеджера (управляющий чужим предприятием);

- пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве, как следствие прошлой активности);

- учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой либо конкретной форме);

- безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановка участия в общественном производстве);

- занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

- вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера)

 

 

Рис. 1 Субъекты предпринимательской деятельности.

 

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений, нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести мп3-плеер, когда он еще не производился, а только готовился к производству?) К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевывать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

- новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

- качество;

- цена, доступность товара;

- степень универсальности товара;

- внешний вид и упаковка;

- позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

- возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

- соответствие общепринятым или государственным стандартам;

- престижность и привлекательность рекламы товара и т.д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

· Тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

· Посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в тоже время и не способствует этому развитию;

· Ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).

В рамках таких взаимоотношений предприниматель обозначает для себя определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?

Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эта проблема решается 2 возможными путями:

· Подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой базе.

· Привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах, для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных условий.

Другой проблемой выступает необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:

· Вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры.

· Вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственна европейской системе организации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японско-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.

Форма вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда. На сегодняшний день различают следующие:

· Твердая гарантированная заработная плата.

· Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или ежегодной) премией,

· Сдельная заработная плата.

· С использованием коэффициента эффективности.

· Сдельно-премиальная заработная плата.

· Тарифная заработная плата.

· Почасовая заработная плата.

Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации главное — выполнить надлежащим образом свои обязанности, а каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.



2015-12-06 574 Обсуждений (0)
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевывать» потребителя, создать круг собственных потребителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевывать» потребителя, создать круг собственных потребителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)