Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИМИНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ



2015-12-06 10487 Обсуждений (0)
ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИМИНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря о связи криминологии с другими науками следует иметь в виду, что находясь на стыке социологии и права, как междисциплинарная, данная наука взаимодействует как с правовыми так и с общественными дисциплинами.

Так тесные связи существуют между криминологией и практически всеми юридическими науками, в особенности с теми, которые относятся к так называемому криминальному циклу. Наряду с различиями, о которых уже говорилось, во многом совпадают понятия и категории криминологии с одной стороны, и науки уголовного права – с другой. Такие уголовно - правовые понятия, как преступление и его виды, преступники и их категории являются исходными для криминологии, они во многом определяют круг проблем, изучаемых этой наукой. Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о соотношении двух основных подходов к борьбе с преступностью – криминологического и уголовно-правового. Многие нормы уголовного права непосредственно используются для юридического обоснования конкретных мер криминологической профилактики. Следует особо подчеркнуть тесную связь криминологии с социологией уголовного права.

Связь криминологии с наукой уголовно – исполнительного права прослеживается наиболее выпукло применительно к общей для них проблеме предупреждения рецидива преступлений. Изучая рецидивную преступность, криминология способствует рациональному решению различных вопросов исполнения наказаний, совершенствованию деятельности исправительных учреждений. Широкий социально-правовой подход к проблеме рецидива преступлений и борьбы с ним, характерный для криминологии, предполагает необходимость учета и всесторонней оценки мер исправительного воздействия на осужденных, их роли и эффективности.

Криминология связана также с наукой уголовного процесса. Как известно, уголовно-процессуальный закон включает обстоятельства, способствующие совершению преступлений, в предмет доказывания по уголовному делу; формулирует соответствующую юридическую обязанность органов дознания и следствия реагировать на выявленные криминогенные факторы. Все это означает, что для уголовно-процессуальной науки, практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Уголовно - процессуальные действия являются одним из эффективных средств получения информации о конкретных преступлениях, их детерминантах, о личности преступника. Не случайно, в криминологических исследованиях, как с теоретических, так и в прикладных находит широкое применение изучение материалов уголовных дел.

Имеются у криминологии точки соприкосновения и скриминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника). Положения криминологии используется в криминалистический теориях о следственных версиях, о планировании расследования и др. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

Криминология связана с педагогикой. С использованием положений и выводов педагогической науки изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и личности в семье, школе и других видах социальной среды. Одной из существенных характеристик личности в криминологии является ее нравственно - педагогическая запущенность. Опираясь на достижения педагогической теории и практики, криминологии разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей и лиц, могущих встать на преступный путь.

Наличие определенного влияния демографических процессов на преступность обуславливает связь криминологии с демографией. Процесс математизации науки в целом потребовал расширения и упрочнения связей криминологии с математикой.

Связь криминологии и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т.д.

Данные этих наук существенно расширяют криминологические знания о сущности личности различных типов преступников, позволяют научно объяснять их аномальное (пиковое девиантное) поведение и далее прогнозировать варианты такого поведения.

Таким образом, криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет наши представления о преступности и преступлениях, как следствиях тех негативных факторов, которые присущи современному общественному бытию. В свою очередь многие науки находят в криминологии массу полезных сведений и рекомендаций для творческого научного поиска.

Связь криминологии с наукой конституционное право определяется, прежде всего, тем, что многие положения Конституции РФ, конституцией республик в составе Российской Федерации имеют самое непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, российских законов и правил человеческого общежития.

Связь криминологии с административным правом обусловлена, во-первых, значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административного взыскания, предупреждения и пресечения); во-вторых, ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности субъектов криминологической профилактики (в определении их задач, функций, компетенций и т.д.). Оба эти аспекта регулирования общественных отношений нормами административного права особенно значимы для предупредительной работы ОВД. Деятельность ОВД в целом, их отдельных служб по предупреждению преступлений детально регламентируется ведомственными нормативными актами РФ. Этим, прежде всего, определяется значение изучение криминологии в тесной связи с курсом административной деятельности.

Связана криминология и с иными юридическими науками: гражданского, трудового, хозяйственного и др. отраслей права. Эта связь проявляется в том, что криминология высвечивает из реальной жизни те факты социальной действительности, которые могут нарушать или создавать угрозу нарушений правам, законным интересам личности, как члену общества, работнику, семьянину и т.д.

Криминология, изучающая негативное явление в обществе – преступность, тесно связана с социологией, которая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторический условиях. Познавая на основе диалектического и исторического материализма конкретные общественные отношения, прикладная социология исследует различные элементы структуры общества, проблемы труда, свободного времени, образования, культуры, отношения к властям, различным формам собственности, развитие городов и многие другие социальные явления. И практически каждое из них имеет тот или иной криминологический аспект.

Связь криминологии с экономической наукой определяется, прежде всего, тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность. Имеет свои экономические характеристики и сама преступность, ее последствия. Наконец, выделяются экономические меры в комплексе средств воздействия на преступность и ее детерминанты.

Тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной, которая является одним из основных источником сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с ней, а так же о личности преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы правовой, демографической, экономической, социально - культурной и других отраслей статистики.

Криминология тесно связано с психологией, различными ее отраслями (общей, юридической). Данные психологической науки имеют особое значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности в криминологии мотивации и механизма индивидуального преступного поведения.



2015-12-06 10487 Обсуждений (0)
ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИМИНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИМИНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)