Передающий тракт радиостанции
Введение
Радиостанция Р-832М построена по трансиверной схеме: часть ее элементов работает как при приеме, так и при передаче, частота приема всегда равна частоте передачи. Поэтому радиостанция работает только в симплексном или полудуплексном режиме.
Передающий тракт радиостанции. Передающий тракт радиостанции предназначен для формирования, усиления и передачи в антенну амплитудно-модулированных (AM) и частотно-телеграфных (ЧТ) радиосигналов. Мощность передатчика около 15—20 Вт. Рис.1 Структурная схема бортовой радиостанции Р-832М Приемопередатчик состоит из следующих функциональных блоков: передатчика (блок 41); блока высокой частоты (блок 42); плавного гетеродина (блок 83); механизма настройки (блок 84); вентилятора (блок 85); усилителя ПЧ (блок 6М); датчика опорных частот (блок 7); модулятора (блок 48); усилителя низкой частоты (блок 9); блока питания (блок 50); блока управления (блок 11). Высокочастотная часть приемопередатчика (блоки 41, 42, 83, 84, 85) устанавливается на блоке 98 (гермопанель), закрывается герметизированным кожухом и образует гермоблок (блок 151). Блоки 151, 6М, 7, 48, 9, 50, 11 устанавливаются на общем шасси (блок 97) и крепятся к нему винтами. Передающий тракт состоит из высокочастотной и низкочастотной части. Состав каскадов, входящих в передающий тракт, зависит от выбранных режима работы (AM, ЧТ) и диапазона волн (MB, ДМВ) и включает: плавный гетеродин; первый гетеродин; первый смеситель; второй гетеродин (он же III гетеродин в режиме “прием”); первый, второй и третий каскады усиления промежуточной частоты передатчика; второй смеситель; первый, второй и третий каскады усиления высокой частоты; первый усилитель мощности; второй усилитель мощности; выходной усилитель мощности; управляющий каскад (для режима ЧТ); модулятор; каскад включения самопрослушивания; фильтр нижних частот. Высокочастотная часть передающего тракта предназначена для формирования электрических колебаний с частотой связи диапазона волн MB или ДМВ и усиления их по напряжению и мощности. При формировании AM сигналов диапазона ДМВ в высокочастотном тракте передатчика используются (см.рис. 1) первый гетеродин, утроитель и плавный генератор ПГ. Колебания первого гетеродина с частотой = 22,599 МГц подаются на смеситель СМ1 ПРД, на который одновременно поступают колебания с частотой =2,416 МГц из синтезатора. На выходе смесителя выделяется напряжение с частотой (1)
После усиления двухкаскадным усилителем это напряжение подается на смеситель СМ2 ПРД, куда также поступает напряжение с выхода утроителя частоты (´З) плавного генератора с частотой . На выходе СМ2 ПРД выделяется напряжение с частотой связи
(2)
В диапазоне MB на смеситель СМ1 ПРД вместо колебаний с частотой через реле Р4 подаются колебания третьего гетеродина с частотой МГц. На выходе смесителя СМ 1 ПРД выделяются колебания с частотой МГц. На смеситель СМ2 ПРД вместо колебаний утроенной частоты ПГ с усилителя УС подаются колебания первой гармоники плавного генератора с частотой МГц. На выходе смесителя СМ2 ПРД выделяется напряжение с частотой связи
(3)
Колебания полученных частот усиливаются тремя каскадами УВЧ и поступают в блок передатчика, в котором усиливаются по мощности двумя каскадами предварительного усиления и выходным каскадом. В качестве анодных нагрузок применены укороченные полуволновые коаксиальные контуры, сопряженные по диапазону. Перестройка контуров производится с помощью конденсаторов переменной емкости, связанных общей осью. Связь выходного контура с антенной емкостная. С выхода передатчика через контакты антенного реле Р1 и фильтр нижних частот (ФНЧ) высокочастотный сигнал поступает в антенну. Модуляторная часть передающего тракта (низкочастотный тракт передатчика) служит для усиления напряжения звуковой частоты, поступающего с ларингофонов, и обеспечивает заданные частотные и амплитудные характеристики низкочастотного тракта передатчика при допустимых нелинейных искажениях. Низкочастотный тракт передатчика содержит предварительный усилитель (подмодулятор) и усилитель мощности (модулятор). В передатчике использована анодная модуляция. Модулирующее напряжение звуковой частоты от ларингофонов (микрофона) усиливается подмодулятором и модулятором по мощности и с обмоток модуляционного трансформатора поступает на аноды ламп предварительного усилителя и выходного каскада передатчика (второй и выходной каскады усилителя мощности), в которых осуществляется амплитудная модуляция. а 6 Рис. 2. Первичный сигнал в режиме AM: а — временные диаграммы напряжений; б — спектр первичного сигнала Применение двойной модуляции позволяет получить глубокую и неискаженную модуляцию. Передающий тракт радиостанции имеет систему автоматической регулировки усиления. Управляющее напряжение снимается с резистора в цепи катода выходной лампы передатчика (блок 41), усиливается усилителем постоянного тока (размещён в блоке 109), и подается на управляющие сетки усилительных каскадов высокой частоты (блок 42). Глубина АРУ регулируется раздельно в ДЦВ и УКВ диапазонах потенциометрами (расположены в блоке 41). Контроль работоспособности передатчика производится детектированием радиосигнала, поступающего с выхода передатчика на детектор самопрослушивания. Под воздействием продетектированного напряжения срабатывает пороговое устройство и с потенциометра Rl, R2 речевой сигнал через эмиттерный повторитель поступает на УНЧ приемника и далее на телефоны (Напряжение самопрослушивания передатчика снимается с отдельной обмотки выходного трансформатора модулятора и через контакты реле, расположенного в распределительной панели, подается на вход усилителя низкой частоты приемника. Обмотка реле включается в коллекторную цепь каскада включения самопрослушивания, который отпирается отрицательным напряжением, возникающие на резисторе в цепи сетки выходного каскада при работе передатчика.). Величина напряжения самопрослушивания регулируется потенциометром, выведенным под шлиц на распределительную панель. При необходимости низкочастотный тракт радиостанции (подмодулятор передатчика и УНЧ приёмника) может быть использован в качестве резервного усилителя СПУ.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1880)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |