Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие источников права социального обеспечения, их особенности и классификация



2015-12-06 1003 Обсуждений (0)
Понятие источников права социального обеспечения, их особенности и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие и виды источников права социального обеспечения.

2. Нормы международных договоров и соглашений по вопросам социального обеспечения.

3. Законодательные акты как источники права социального обеспечения.

4. Подзаконные нормативные правовые акты – источники права социального обеспечения.

5. Роль актов высших судебных инстанций в применении и совершенствовании законодательства о социальном обеспечении.

6. Нормы локального регулирования как источники права социального обеспечения.

 

1. Понятие и виды источников права социального обеспечения.

В юридической литературе термин «источники права» ис­пользуется для обозначения сведений о содержании действую­щего или действовавшего в данном государстве права.

В формальном или юридическом смысле термин «источни­ки права» рассматривается как форма выражения воли законо­дателя в нормативных правовых актах.

Согласно ст. I Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт - официальный документ уста­новленной формы, принятый (изданный) в пределах компетен­ции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержа­щий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;

Источники права социального обеспечения - это конкрет­ные формы выражения правовых требований, исходящих от государственных органов, издающих эти акты в пределах предоставленной им компетенции по вопросам социального обес­печения граждан.

Источники права социального обеспечения классифициру­ются : по юридической силе, по сфере и сроку действия, по кругу субъектов, которым они адресованы, по органам, принявшим нормативный правовой акт, по правовым институтам. В свою очередь источники права, в том числе и права социального обес­печения подразделяются на законы и подзаконные акты.

В соответствии со ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к видам нормативных правовых актов относятся: Конституция Республики Беларусь, реше­ние референдума, Программный закон, Кодекс, Закон, Декрет и Указ Главы государства, постановление палат Парламента (Национального собрания), постановление Совета Министров, акты (постановления) Конституционного, Верховного, Высше­го Хозяйственного судов Республики Беларусь, постановление республиканского органа государственного управления и Наци­онального банка Республики Беларусь, регламент, инструкция, правила. Устав (положение), приказ, решения органов местного управления и самоуправления.

Необходимо кроме того отметить, что источниками права социального обеспечения являются также и международные правовые акты.

Нормативные правовые акты о социальном обеспечении, как правило, обратной силы не имеют, так как направлены на уре­гулирование общественных отношений, возникающих после их принятия. Нормативные правовые акты о социальном обеспе­чении издаются на неопределенный срок. Однако их действие может быть прекращено отменой или принятием нового акта взамен действовавшего ранее. Все нормативные правовые акты о социальном обеспечении, принятые высшими органами госу­дарственной власти и управления Республики Беларусь, дейс­твуют на территории всего государства и распространяются на всех граждан, а в отдельных случаях- на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Отдельные нормативные правовые акты о социальном обес­печении, принятые высшими органами власти и управления Республики Беларусь, могут распространяться не на всех граж­дан, а на определенную их часть. Примером в данном случае может служить Закон от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений но чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследо­ваний». Нормы этого закона касаются пенсионного обеспече­ния лиц, уволенных в запас либо отставку из Вооруженных Сил Республики Беларусь и иных воинских и правоохранительных формирований в порядке и на условиях, предусмотренных этим же законодательным актом.

2. Нормы международных договоров и соглашений по вопросам социального обеспечения.

В ст. 8 Конституции установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международ­ного права и обеспечивает соответствие им законодательства. 11ри этом не допускается заключение международных догово­ров, которые противоречат Конституции. Эта основополагающая норма свидетельствует о стремлении законодателя строить неза­висимое государство на правовых демократических принципах.

Общепризнанные принципы не сформулированы в едином международном правовом акте. Некоторые из них названы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответс­твии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 ок­тября 1970 г., другие - в Хельсинском заключительном акте и иных международных договорах и соглашениях.

Международным сообществом давно признано, что приня­тие на себя тех или иных международных обязательств озна­чает обязанность для государства соблюдать их. Поэтому если в международным договоре Республики Беларусь закреплены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то при­меняются правила международного договора. Из этого следует, что нормы международных договоров обладают высшей юри­дической силой по отношению к законам Республики Беларусь. Данное правило в полной мере распространяется и на законы, регламентирующие общественные отношения в сфере социаль­ного обеспечения.

В то же время следует отметить, что в Республике Бела­русь принят и действует специальный Закон, определяю­щий все процедуры в отношении международных договоров. Таким законодательным актом является Закон от 23 октября 1991 г. «О международных договорах Республики Беларусь» который изложен в новой редакции, принятой Законом от 15 ноября 2004 г. № 331-3. Данный нормативный правовой акт устанавлива­ет порядок заключения, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Беларусь.

Также наряду с названным Законом действует Положение о порядке заключения, выполнения и прекращения действия международных договоров межведомственного характера, за­ключаемых некоторыми государственными органами Респуб­лики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 1999 г. № 262.

Таким образом, можно сказать о том, что к числу источни­ков права социального обеспечения относятся международные договора, соглашения и другие акты международно-правового характера, принятые и вступившие в действие для Республики Беларусь в установленном порядке.

К числу рассматриваемых источников права социального обеспечения, в частности, относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспе­чения, 1952 г., № 102 , Конвенция Международной организации груда о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца, 1967 г, № 128, Соглашение между Прави­тельством Республики Беларусь и Правительством Республи­ки Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 февраля 1995 г., Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 4 февраля 1999 г. и другие.

3. Законодательные акты как источники права социального обеспечения.

Законодательными актами в силу Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 1) являются Конс­титуция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Указанный Закон содержит определение каждому из на­званных законодательных актов. Так, Конституция Республи­ки Беларусь — Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагаю­щие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Закон Республики Беларусь – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Законом «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь» предусмотрено также принятие Программных законов, к ним относится закон, принимаемый в установленном Консти­туцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. Кроме того могут приниматься и Кодексы Республи­ки Беларусь, являющиеся кодифицированными нормативными правовыми актами, принимаемыми в форме закона, обеспечи­вающего полное системное регулирование определенной об­ласти общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь — это нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издава­емый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее "важных общественных отношений. Указ Президента Республики Беларусь - норма­тивный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Необходимо отметить, что законам принадлежит главная роль в регулировании отношений по социальному обеспече­нию. В то же время Конституция Республики Беларусь (ст. 137) установила ряд правил, которыми регулируется соотношение законодательных актов и иных актов государственных органов. Эти правила применяются и по отношению к законодательным актам в сфере социального обеспечения. В названной статье Конституции указано следующее. Конституция обладает вы­сшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения за­кона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Также, изложенные пра­вила получили закрепление и в ст. 10 Закона Республики Бела­русь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Во исполнение конституционных положений, предоставля­ющих право на социальное обеспечение (ст. 21, 24, 32, 42, 45, 4749 Конституции Республики Беларусь), приняты, в частности, и действуют следующие законодательные акты: Закон от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении во­еннослужащих, лиц начальствующего и рядового состава орга­нов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычай­ным ситуациям и органов финансовых расследований», Закон от 3 1 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования», Закон от 22 мая 2000 г. «О социальном обслужи­вании». Декрет I (резидента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 «О некоторых мерах по упорядочению пенсионно­го обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чер­нобыльской АЭС», Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» и другие законода­тельные акты.

4. Подзаконные нормативные правовые акты – источники права социального обеспечения.

В теории права присутствует понятие - «подзаконные нор­мативные правовые акты». Однако в законодательстве оно не получило пока легального отражения и определения.

Вместе с тем, в соответствии с юридической силой прини­маемых государственными органами и должностными лицами нормативных правовых актов, к правовым актам подзаконного характера относятся нормативные положения, издаваемые в ос­новном исполнительными и распорядительными органами.

К числу этих актов относятся: постановления Совета Ми­нистров Республики Беларусь, постановления республиканских органов государственного управления, решения органов мест­ного управления и самоуправления.

В иерархии подзаконных нормативных актов постановления Совета Министров Республики Беларусь (Правительства Рес­публики Беларусь) имеют самую высокую юридическую силу, поскольку они принимаются в развитие непосредственно зако­нодательных актов. Роль данных актов в области социального обеспечения заключается в конкретизации норм Конституции, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь.

Большое значение для регулирования отношений в сфере соци­ального обеспечения имеют правовые акты, принимаемые Минис­терством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Данное Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты на­селения, а также осуществляющим управление и государствен­ный контроль за соблюдением законодательства в указанных областях. Министерство труда и социальной защиты для реше­ния возложенных на него вопросов принимает постановления, имеющие силу нормативных правовых актов. Деятельность данного Министерства урегулирована Положением о Минис­терстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, ут­вержденным постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

В системе Министерства труда и социальной защиты дейс­твует Фонд социальной защиты населения, который относится к государственным внебюджетным фондам и является органом государственного управления средствами государственного со­циального страхования. Положение об этом Фонде утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 января 1996 г № 20 (в редакции постановления Совета Ми­нистров от 15 сентября 2000 г. № 1424). Органом управления Фонда является его правление, которое принимает решения в форме постановления. Следует отметить, что все решения, принимаемые Фондом, являются обязательными для исполне­ния его структурными подразделениями в областях и г. Минске. Вместе с тем правление Фонда может принимать и акты нор­мативного характера, которые касаются более широкого круга лиц. Например, постановлением правления Фонда социальный защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 марта 2002 г. № 1/5 (в редакции пос­тановления правления Фонда от 28 июня 2006 г. № 1/5) утверж­дена Инструкция о порядке зачисления средств Фонда социаль­ной защиты населения Министерства труда и социальной защи­ты Республики Беларусь на счета, их учета и использования.

Кроме Министерства труда и социальной защиты, а также Фонда социальной защиты населения этого Министерства, постановления по вопросам, относящимся к социальному об­служиванию, социальной помощи и социальному обеспечению принимают в силу их компетенции Министерство здравоохра­нения, Министерство финансов, Министерство образования. Не исключено также, что в пределах возложенных на них задач эти вопросы могут регулироваться и другими республикански­ми органами государственного управления путем принятия со­ответствующих правовых актов.

Органы местного управления и самоуправления также на­делены правом принятия решений по вопросам социального обеспечения.

В то же время необходимо учитывать, что все подзаконные нормативные правовые акты должны не противоречить приня­тым законодательным актам, регламентирующим отношения по социальному обеспечению.

5. Роль актов высших судебных инстанций в применении и совершенствовании законодательства о социальном обеспечении.

Важное место в регулировании отношений по социальному обеспечению занимают акты, которые принимаются высшими судебными инстанциями Республики Беларусь. Длительное время вопрос о признании данных актов нормативными являл­ся дискуссионным.

11роблема была в определенной степени снята с принятием и вступлением в силу Гражданского кодекса Республики Бела­русь от 7 декабря 1998 г., а затем получила более полное разре­шение и в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Необходимо отмстить, что в соответствии с Кодексом Рес­публики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. судебную систему нашей республики составляют Кон­ституционный Суд, общие суды и хозяйственные суды. При этом систему общих судов возглавляет Верховный Суд Респуб­лики Беларусь. А систему хозяйственных судов - Высший Хо­зяйственный Суд Республики Беларусь.

Конституцией Республики Беларусь (ст. 116), а также, в частности. Законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (ст. 5) уста­новлено, какие именно дела рассматриваются Конституцион­ным Судом. Вместе с тем следует отметить, что Конституци­онный Суд является органом, осуществляющим контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Бела­русь. Принимая заключения и решения Конституционный Суд рассматривает соответствие нормативных правовых актов как в целом, так и отдельных их положений Конституции, между­народным договорам, соглашениям, иным актам законодательс­тва. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь служат первоосновой для приведения нормативных правовых актов по социальному обеспечению в соответствие с Конституцией, нор­мами международного права, законами и другими правовыми актами. В рамках совершенствования законодательства по со­циальному обеспечению Конституционным Судом были, в час­тности, приняты: заключение от 27 ноября 1997 г. № 3 - 60/97 «О толковании Заключения Конституционного Суда Республи­ки Беларусь от 28 мая 1996 года «О соответствии Конституции статьи 88 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспе­чении» и статьи 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядово­го состава органов внутренних дел», решение от 13 июня 2001 г. № Р - 119/2001 «О порядке бесплатного либо на льготных ус­ловиях отпуска лекарственных средств гражданам по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений ведомственной принадлежности», решение от 14 июля 2005 г. № Р - 187/2005 «О совершенствовании законодательства о выплате пособий по временной нетрудоспособности» и другие.

Верховный Суд Республики Беларусь, в частности, рассмат­ривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим су­дам разъяснения по вопросам применения законодательства. Эти разъяснения реализуются через принятие Пленумом Вер­ховного Суда соответствующих постановлений. Немало таких постановлений затрагивают и вопросы применения трудового законодательства, норм о пенсионном обеспечении, иных норм, регулирующих социальное обеспечение граждан. Так, напри­мер, принято и действует постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсион­ного законодательства».

Компетенция Высшего Хозяйственного Суда Республики Бе­ларусь во многом идентична с компетенцией Верховного Суда. Отличие здесь заключается лишь в том, что хозяйственные суды являются судебными органами по рассмотрению дел, Возникаю­щих из предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Следовательно, участниками правоотно­шений в хозяйственном процессе являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также граждане, в случа­ях, предусмотренных законодательством. А соответственно это непосредственно не затрагивает вопросы социального обеспе­чения граждан. В то же время в хозяйственном судопроизводс­тве могут рассматриваться материалы, касающиеся участия в хозяйственно-управленческой деятельности государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей, в части разрешения проблем по социальному обеспечению населения. Так, в частности, относительно уплаты обязатель­ных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения при экономической несостоятельности (банкротстве) даны ру­ководящие разъяснения в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. N» 30 «О некоторых вопросах практики применения законо­дательства, регулирующего вопросы экономической несосто­ятельности (банкротства)». Таким образом, можно говорить о том, что постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда носят опосредованный характер в области регулирования отношений, связанных с социальным обеспечением.

Вместе с тем, исходя из уже сложившейся практики правоприменения, правил, закрепленных в законодательстве, акты, принимаемые высшими судебными инстанциями вполне можно отнести к числу источников права социального обеспечения.

6. Нормы локального регулирования как источники права социального обеспечения.

В праве социального обеспечения Республики Беларусь значительная роль отводится актам локального регулирова­ния. К ним относятся коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нани­мателя. В соответствии со вступившим в силу 26 января 2008 г. Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Бела­русь» эти акты получили более значимое название - «локальные нормативные правовые акты». К тому же требуется учитывать, что локальные нормативные правовые акты - это те акты, кото­рые регулируют отношения, связанные с трудовыми, а значит и затрагивают область отношений по государственному соци­альному страхованию, что вытекает из ст. 4 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Практика показывает, что при решении вопросов социального обеспечения такие акты локального регулирования, как коллективные договоры, соглашения являются источниками. ' позволяющими значительно расширить применительно к конк­ретной организации возможности по обеспечению социальной защиты наемных работников и других лиц, связанных с трудо­вым процессом. В то же время в ст. 7 Трудового кодекса опреде­лено, что локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Это же положение, но применительно уже к коллективным догово­рам, соглашениям получило закрепление и в ст. 362 этого же Кодекса.

Реализация норм но социальному обеспечению может пре­дусматриваться, в частности, посредством указания в коллек­тивном договоре, соглашении доплат к пенсии, лицам, ушед­шим с ор1анизации на пенсию по возрасту и проработавшим в этой организации либо отрасли продолжительный период вре­мени. Какой это именно по продолжительности период долж­но быть предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Размеры таких доплат и сроки их проведения также могут ука­зываться в названных локальных нормативных правовых актах. Кроме того, в коллективных договорах, соглашениях могут определяться конкретные размеры единовременных выплат на оздоровление работникам при предоставлении им трудового отпуска. Такое положение получило закрепление в ст. 182 Тру­дового кодекса.

Акты локального регулирования могут предусматривать и иные меры, направленные на улучшение социально-трудовых отношений. В то же время, принятие данных актов должно спо­собствовать расширению прав и законных интересов граждан уже закрепленных в законодательстве, но при этом не ухудшать их положение по сравнению с уже действующими нормами.



2015-12-06 1003 Обсуждений (0)
Понятие источников права социального обеспечения, их особенности и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие источников права социального обеспечения, их особенности и классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1003)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)