Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Философия Сократа и ее значение для античной философской традиции. Сократический метод. (Билет№4, вопрос 2)




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сократ.(470-399 гг. до н.э.).

Сократ отнюдь не считал себя самым мудрым, поскольку, по его мнению, его мудрость не сравнима с мудростью бога. Сократ сказал в связи с этим (это один из тезисов Сократ): «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Другой тезис Сократа – «познай самого себя».

Предмет философии. Если до софистов предметом философии была природа, то с софистов (и Сократа в частности) начинается поворот. Предметом философии Сократа является человек как общественное и нравственное существо. Сократа интересует, в первую очередь, не природа, а этика и нравственность.

О Сократе известно лишь то, что рассказали о нем его ученики – историк Ксенофонт и философ Платон.

Метод Сократа. Сократ учил, что истину надо искать вдвоем, т.к. одному искать истину бесполезно. Он разработал субъективную диалектику (диалектика – это искусство ведения диалога с собеседником). В сократовском методе поиска истины присутствуют четыре элемента: 1)ирония 2)майевтика («повивальное искусство») 3)индукция 4)определения.

Сократ разработал собственный метод ведения диалога. Он был ироничным и лукавым собеседником. Прикинувшись простаком и невеждой, он просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать (например, что такое добродетель). После этого Сократ задавал несколько заранее продуманных вопросов, и его собеседник терялся. Таким образом, была «вспахана почва» для поиска истины. Однако Сократ не собирался засеивать эту почву, он говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таким образом, он способствовал рождению истины в душе собеседника. Это процесс и называется майевтика (который Сократ сравнивал с повивальным искусством своей матери).



Способ определения понятия, который предлагал Сократ, имеет индуктивный характер. Индукция (греч. наведение) – еще один элемент его метода ведения диалога, восхождение от частного к общему. В Платоновском диалоге «Лахес» Сократ беседует с двумя афинскими военачальниками. Он спрашивает их то, что они обязаны хорошо знать по роду своей деятельности: что такое мужество. Военачальники дали предварительное определение: мужественный – это тот, кто всегда остается в строю и не бежит при виде противника. Однако, как показали дальнейшие вопросы Сократа, это отнюдь не исчерпывающая характеристика мужества. Сократ привел контр пример: воины скифов и спартанцев, чтобы победить врага, бежали от него, при этом строй преследующих разрушался, после этого скифы и спартанцы нападали на противника и побеждали его. Далее Сократ говорит, что он имеет в виду не только мужество на войне, но и мужество в преодолении трудностей на море во время шторма, мужество в преодолении болезней и т.д. С точки зрения Сократа, необходимо сформулировать такое определение понятия мужества, которое включало бы в себя все существенные черты мужества во всех его проявлениях – тогда было бы понятие мужества как такового.

Определения. С точки зрения Сократа, знать – это значит иметь определение и понятие. Если человек не может дать определение, не имеет понятия, то, значит, что он не знает, что это такое. Сократ первым в истории человечества связал наличие знания с наличием определения понятия.

Соотношение между нравственностью и знанием. С точки зрения Сократа, нравственность следствие знания. Если кто-то знает, что такое мужество (имеет определение), то он мужественен. Однако Аристотель возразил на это: знать, что такое добро, и применять это знание – это не одно и то же, поскольку в истории человечества было достаточно много людей, которые знали, что такое добро, но поступали совершенно обратным образом.

Значение философии Сократа. Основное значение философии Сократа, по мнению, Аристотеля, – это определения и метод доказательства через наведение. Другими словами, Сократ первым сказал, что знать – это значит иметь определение понятия, и попытался сформулировать некоторый индуктивный метод, с помощью которого можно определять понятия.

 

Сократические школы. Проблематика человека.

1). Киники – циники (собачья философия) – Артисип, Диоген Синопский (жил в бочке). Выдвинули принцип абсолютного отказа от удовольствия (Диоген Синопский: «уйди, ты мне закрываешь солнце» - в адрес Александра Македонского, просил подаяние у статуи, чтобы научиться отказу, искал человека «днем с огнем» (отсюда и поговорка пошла)).

2). Киренаики (по названию местности) – Аристофан. Были антагонистичны школе киников. Если жизнь перестает приносить удовольствие, то надо покончить с жизнью. Это первая школа космополитического направления. Философы – граждане всего мира, а не Афин и Древней Греции.

3). Мегарики (по названию местности) – Евполид, Евклид. Разрабатывали логику и теорию познания, явились первыми создателями логического парадокса: переход единичного в общее. Рассматривали парадоксы: Можно ли рассматривать множество как собственное подмножество. Если кто-то утверждает, что он лжет, лжет ли он на самом деле или говорит правду.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7