Как жить долго и при этом сохранить свой интеллект?
Интеллект в преклонном возрасте
Интеллект (от лат. Intellectus – понимание, познание. Выделяют несколько форм интеллектуального поведения: - общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности; - система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение; - способность к решению проблем без проб и ошибок ''в уме''.
Психологи отмечают такие существенные изменения памяти в пожилом возрасте: – ослабление механической памяти; – относительно долгая сохранность логически-смысловой памяти, запоминание на основе внутренних смысловых связей; – ослабление оперативной, кратковременной памяти; – резко выраженная профессиональная избирательность запоминания; – усиление яркости памяти на очень давние события.
Понятно, что с длительным пребыванием ''не у дел'' профессиональная память становится ненужной, а ослабление запоминания свежей информации (оперативная память) резко снижает адаптацию к действительности. У пожилых людей снижаются показатели по тесту ''беглость речи'' – способность быстро подбирать слова по заданным критериям, строить рассуждения. У людей, удовлетворённых своей жизнью, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами. Однако, утверждения о снижении интеллекта у пожилых людей построены на наблюдении больных, страдающих склеротическими изменениями сосудов мозга, прогрессирующим разрушением клеток коры головного мозга. Можно предположить, что у здоровых пожилых людей снижение интеллекта обусловлено тем, что в условиях отстранения от дел резко уменьшается приток информации и темп её усвоения. Сознание собственной невостребованности снижает мотивацию достижений.
Вторая половина ХХ века и первое десятилетие ХХI века ознаменовались сказочными открытиями и развитием множества научных направлений в биологии и медицине, развитием Наук о Жизни. Социально-экономические достижения в ряде стран, выдающиеся успехи в развитии множества новых наук: биомедицина, биотехнология, генетика и десятки других – явились основой увеличения средней продолжительности жизни, увеличения числа людей позднего возраста, особенно 80-85-летних и старше – столетних. Об этом свидетельствуют возрастные характеристики иммигрантов во всех русскоязычных ассоциациях Лос-Анджелеса. При этом многие члены ассоциаций являются примером долголетия, творчества и высокого интеллекта. Как жить долго и при этом сохранить свой интеллект?
Прежде всего, следует отказаться от такой вредной привычки как курение, а алкоголь – как можно реже и в маленьких дозах. Мясо употреблять в пищу нужно, но только 2-3 раза в неделю. Употребление овощей, фруктов, сои, тыквы, винограда, дыни – ограничений нет. Молоко и молочные продукты не следует переедать. Куриные яйца не принесут вреда, если есть их по одному, пять раз в неделю и желательно в варёном виде. Овсяная каша – чудесная еда. Нормальная работа мозга невозможна без полиненасыщенных жирных кислот Омега-3. Содержатся эти вещества в основном в рыбе, такой как лосось, палтус, скумбрия, сардины, тунец, окунь, другая морская холодноводная рыба, даже обычная сельдь. Есть Омега-3 и в продуктах растительного происхождения: соевых бобах, тыквенных семечках, грецких орехах и тёмнозелёных овощах – например, брокколи. Растительное масло: соевое, льняное, кунжутное – тоже содержит полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3. Вот эти продукты и следует употреблять людям, занимающимся интеллектуальным трудом, причём как можно больше и в свежем виде. Рафинированный сахар исключается из еды. Идеально один день в неделю вообще ничего не есть, только пить воду. Не переедайте. Помните: сытый чемпион терпит поражение. То же можно сказать о людях интеллектуального труда. Старайтесь уйти из-за стола с чувством лёгкого голода. Следует помнить важную истину: ''Человек ест для того, чтобы жить, а не живёт, чтобы есть''. Всем известно, движение это жизнь. Ходите ежедневно как можно больше пешком. Это послужит вам пропуском в благополучную старость. Если следовать этому нехитрому правилу, можно избежать таких заболеваний, как атеросклероз, склеродермия, уменьшить риск возникновения опухолевых заболеваний и др. Соблюдайте режим сна. Во время сна в мозге происходят разные процессы, коррегируются деятельность и функции органов и систем организма.
Чтобы сохранить интеллект, специалисты-психологи советуют соблюдать следующие рекомендации: Ежедневно выделять время для мышления. Чтобы научиться творчески мыслить, надо ежедневно тренировать свой мозг; Никогда, ни при каких обстоятельствах не паниковать и не суетиться. Спокойно обдумать поставленную задачу и попытаться найти выход. Этот путь приведёт к плодотворным идеям. Идеи, живущие только в уме человека, никогда не принесут плодов. Лишь представляя их на всеобщее рассмотрение, человек в общении и обмене мнениями с другими людьми облекает свои идеи в плоть и кровь, что ведёт к успеху. Наличие цели и стремление к ней побуждает к активной работе мысли и развивает способности к творческому мышлению. Ставьте перед собой конкретную цель, это позволит наметить контуры будущего успеха. Постоянно вносите разнообразие в свою жизнь, обогащайте себя новым опытом. Избегайте шаблона. Из рутины будней не родятся оригинальные идеи. Научитесь сосредотачиваться. Выработав это умение, вы разовьёте интуицию. Расширяйте общение с людьми других профессий. Всегда ощущайте душевный голод, жажду деятельности. Всё в ваших руках. Память и интеллект сохраняются до самой старости. Здоровье – это самое главное, что есть у человека.
· Избегать сильных стрессов · Максимально длительная профессоинальная деятельность · Тренировка интеллекта · Общение · Чувство юмора, оптимизм, благожелательное отношение к людям Рассеянность Рассеянность Нарушение памяти в преклонные годы вызывается общим снижением активности в деятельности головного мозга, ослаблением возбудимости нервных клеток, а также снижением активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, что в свою очередь замедляет переключение внимания с одного объекта на другой. Ослаблению памяти в преклонные годы способствует также наблюдаемое иногда усиление концентрации раздражительного процесса (возбуждения) в коре мозга, что повышает в свою очередь т. н. старческую рассеянность. Начинать укрепление памяти следует именно с общегигиенических мероприятий – утренней гимнастики, систематических прогулок на воздухе, здоровых условий работы, регулярного разумного отдыха и т. п. Для сохранения памяти очень важен постоянный ритм труда и отдыха, хорошая организация трудового процесса, система умственных занятий, методика работы. Важнейшим вопросом гигиены памяти является умение правильно читать. Замечено, что небрежное чтение не укрепляет память, а наоборот, ее ослабляет. Нельзя читать лежа, т. к. в таком положении мозг недостаточно снабжается кровью, а это отрицательно сказывается на усвоении, запоминании прочитанного. Нельзя читать при слабом освещении – это заставляет напрягать глаза и вызывает быструю усталость и переутомление. При чтении всегда следует пытаться сопоставлять только что прочитанное с уже известным. Тогда между старым и новым материалом устанавливаются смысловые связи, что помогает лучше все запомнить. Такой прием хорошо тренирует память. В укреплении памяти большую роль играет режим умственной работы. Не нужно работать продолжительное время без перерыва. При любом виде умственного труда целесообразно делать каждые 45–50 мин короткие «разминки»: встать, походить по комнате, сделать несколько физических упражнений. Пожилым людям, чтобы освободиться от перегрузки второстепенным материалом, следует завести записную книжку. В нее надо записать план работы на следующий день и по ней проверять выполнение заданий текущего дня. Это будет способствовать лучшему упорядочению работы и укреплению памяти. Некоторые люди в пожилом возрасте нередко жалуются на ослабление памяти, забывчивость. В подобных случаях аккуратно ведущаяся книжка во многом поможет каждому человеку. Если расстройство памяти прогрессирует, то следует обратиться за медицинской консультацией в лечебно-профилактическое учреждение. Врач установит в каждом отдельном случае причину наблюдаемых нарушений в работе памяти и поможет своему пациенту соответствующими лечебно-профилактическими рекомендациями.
Нарушение памяти в преклонные годы вызывается общим снижением активности в деятельности головного мозга, ослаблением возбудимости нервных клеток, а также снижением активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, что в свою очередь замедляет переключение внимания с одного объекта на другой. Ослаблению памяти в преклонные годы способствует также наблюдаемое иногда усиление концентрации раздражительного процесса (возбуждения) в коре мозга, что повышает в свою очередь т. н. старческую рассеянность. Начинать укрепление памяти следует именно с общегигиенических мероприятий – утренней гимнастики, систематических прогулок на воздухе, здоровых условий работы, регулярного разумного отдыха и т. п. Для сохранения памяти очень важен постоянный ритм труда и отдыха, хорошая организация трудового процесса, система умственных занятий, методика работы. Важнейшим вопросом гигиены памяти является умение правильно читать. Замечено, что небрежное чтение не укрепляет память, а наоборот, ее ослабляет. Нельзя читать лежа, т. к. в таком положении мозг недостаточно снабжается кровью, а это отрицательно сказывается на усвоении, запоминании прочитанного. Нельзя читать при слабом освещении – это заставляет напрягать глаза и вызывает быструю усталость и переутомление. При чтении всегда следует пытаться сопоставлять только что прочитанное с уже известным. Тогда между старым и новым материалом устанавливаются смысловые связи, что помогает лучше все запомнить. Такой прием хорошо тренирует память. В укреплении памяти большую роль играет режим умственной работы. Не нужно работать продолжительное время без перерыва. При любом виде умственного труда целесообразно делать каждые 45–50 мин короткие «разминки»: встать, походить по комнате, сделать несколько физических упражнений. Пожилым людям, чтобы освободиться от перегрузки второстепенным материалом, следует завести записную книжку. В нее надо записать план работы на следующий день и по ней проверять выполнение заданий текущего дня. Это будет способствовать лучшему упорядочению работы и укреплению памяти. Некоторые люди в пожилом возрасте нередко жалуются на ослабление памяти, забывчивость. В подобных случаях аккуратно ведущаяся книжка во многом поможет каждому человеку. Если расстройство памяти прогрессирует, то следует обратиться за медицинской консультацией в лечебно-профилактическое учреждение. Врач установит в каждом отдельном случае причину наблюдаемых нарушений в работе памяти и поможет своему пациенту соответствующими лечебно-профилактическими рекомендациями. «Каждый период жизни имеет свой собственный смысл, свою собственную задачу. Найти их и себя в них является одной из важнейших задач приспособления к жизни», – писал Э. Штерн.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |