Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Е.Анисимов, А.Каменский, Н.Павленко 11 страница




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начался первый этап . массовой коллективизации, для которого была характерна подмена разъяснительной и организаторской работы среди крестьян сильным административным нажимом. Прежде всего нарушался принцип добровольности при организации коллективных хозяйств.

Крестьян нередко принуждали вступать в колхозы под страхом раскулачивания, лишения избирательных прав и т.д. В ряде районов число раскулаченных доходило до 15%, а лишенных избирательных прав - до 15-20%. Нарушались принципы обобществления средств производства.

Число коллективных хозяйств стремительно росло. К началу марта 1930 года в колхозах числилось более 50% крестьянских хозяйств.

Давление и нажим при создании колхозов вызвали недовольство и протесты крестьян в ряде мест. Обстановка в деревне накалялась. Началось истребление скота.

Учитывая сложившееся положение в деревне, во второй половине февраля 1930 года политическое руководство начинает принимать меры,чтобы преодолеть ошибки и перегибы при проведении коллективизации и нормализовать обстановку в деревне.

В результате начался отлив крестьян из колхозов. Исчезли искусственно созданные коллективные хозяйства. К августу 1930 года, когда этот процесс закончился, то оказалось, что оставшиеся колхозы объединяли 21,4% крестьянских хозяйств.



На втором этапе . коллективизации, который начался с осени 1930 года, в ее проведение были внесены коррективы. Стали шире применяться экономические методы организации колхозов. Возросли масштабы технической реконструкции сельского хозяйства через МТС. Поднялся уровень механизации. Колхозам были предоставлены существенные налоговые льготы. И к осени 1932 года колхозы объединяли уже 62,4% крестьянских хозяйств. Крупное коллективное производство в деревне стало одной из основ экономики страны и всего общественного строя.

Третий этап. коллективизации совпал с началом второй пятилетки. Именно это время стало наиболее трагичным для деревни. В результате крайне неблагоприятных погодных условий, неурожая, зимой 1932-1933 годов разразился голод, причем в зернопроизводящих районах. Правительство было вынуждено значительно уменьшить экспорт зерна.

В сельском хозяйстве сложилась кризисная ситуация,преодоление которой потребовало времени и усилий. Сбор зерна падал, поголовье скота сократилось на 50%.Восстановление работоспособности колхозов в зерновых районах страны шло медленно. Рост сельскохозяйственного производства начался в 1935 1937 гг.

Одновременно завершалась коллективизация. К 1937 году в стране

насчитывалось 243,7 тысячи колхозов, которые объединяли 93% крестьянских хозяйств.

В результате завершения коллективизации в аграрном секторе были решены задачи обеспечения растущих городов и заводов продовольствием, сельское хозяйство перешло на плановую систему, значительно увеличилось оснащение села техникой.

В результате технического перевооружения сельского хозяйства производительность труда в 1940 году по сравнению с 1928 годом возросла на 71%. Валовый сбор зерна увеличился и составил за 1938 - 1940 гг. 77,9 млн.т в год по сравнению с 65,2 млн.т в 1909-1913 гг. В 1937 году был получен рекордный сбор в 97,4 млн.т зерна.

Несмотря на объективные трудности и перегибы в колхозном строительстве, крестьянство в конечном счете приняло колхозный строй. Качественным образом изменилась вся жизнь крестьянства; условия труда, социальные отношения, мысли, настроения, привычки.

Следует также отметить и подчеркнуть, что колхозное крестьянство много сделало для страны, для укрепления ее экономической и оборонной мощи, что проявилось в годы Великой Отечественной войны и в последующие периоды.

3. Культурная революция.

Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и духовной сферы общества. Этот процесс получил название культурной революции ., которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.

Преобразования в духовно-культурной сфере развертывались по следующим направлениям: - ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; - подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; - развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; - создание творческих

союзов и развитие художественной культуры; - становление многонациональной культуры; - идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство.

Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности.

Первейшей задачей культурного строительства являлась ликвидация неграмотности (1920 год - 32% грамотных). В 1923 году возникает добровольное общество "Долой неграмотность". Особую роль в работе этого общества сыграли комсомол и профсоюзы. К концу 30-х годов были достигнуты значительные результаты в ликвидации неграмотности. В 1939 году 81% населения в возрасте от девяти до сорока лет стало грамотным. Особенно разительны были успехи в ликвидации неграмотности среди населения национальных республик. Сорок народов получили свою письменность, 70% населения стало грамотным. 5 (*)

Много внимания уделялось развитию советской школы. С 1930 года вводится всеобщее обязательное начальное обучение детей.В годы второй пятилетки вводится семилетнее обучение в городе и частично на селе. Одновременно решалась проблема повышения качества обучения в школе.

Одной из важнейших задач культурного строительства явилась подготовка специалистов через высшие и средние специальные учебные заведения. Для промышленности и сельского хозяйства за годы двух первых пятилеток в вузах и техникумах было подготовлено около двух млн. специалистов. В 1940 году в СССР насчитывалось 817 вузов, где обучалось 812 тыс. студентов. (в 1928 году - 148 вузов и 169 тыс. студентов). В 1925 году была введена система аспирантуры для подготовки научных работников и преподавателей высшей школы.

Особое внимание политическое руководство страны уделяло повышению роли науки. На ее развитие выделялись значительные средства. В 30-е годы значительно расширяется деятельность Академии наук СССР. В ней был создан ряд новых научно-исследовательских институтов. С 1932 года Академия наук СССР приступила к созданию своих филиалов в национальных респуб----------------------------------------------------------- 5* 4 В 1897 году согласно переписи в России образование выше 4начального имели лишь 1,6 млн. человек. В 1913 году только 4290 тысяч человек имели высшее и среднее специальное образо 4вание. (Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.38.). ликах, которые впоследствии были преобразованы в республиканские академии наук. Они стали крупными центрами научной работы и сыграли видную роль в развитии науки, экономики и культуры в республиках. К концу 30-х годов в стране насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых работало более 98 тысяч научных сотрудников. В ряде отраслей науки отечественными учеными были достигнуты выдающиеся результаты.

Показателем высокого уровня развития науки и техники, а также экономических возможностей страны стали созданные в 30-е годы советские самолеты, на которых были установлены мировые рекорды беспосадочных перелетов.Пристальное внимание политическое руководство страны уделяло развитию художественной культуры. Прекрасно понимая значение литературы и искусства как средства идейного воздействия на человека, идеологические органы Коммунистической партии осуществляли активное влияние на формирование творческой интеллигенции и гуманитарное развитие советского общества.

В 1932 году были реорганизованы литературно-художественные организации и определены задачи советской многонациональной культуры, предусматривалось создание творческих союзов. В 1933 году создается Союз советских композиторов, тогда же - Союз советских художников, а в 1934 году - Союз советских писателей. В 1936 году образован Комитет по делам искусств при СНК СССР.

В 30-е годы советские писатели, художники, композиторы создали целый ряд выдающихся произведений художественной культуры, которые стали достижениями не только отечественной, но и мировой культуры.

Достижения культурной революции довоенного периода и преобразования в других сферах несомненны. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что для политической жизни советского общества конца 20-х и 30-х годов характерна тенденция к установлению авторитарного режима в системе партийно-государственного руководства страной, усиление бюрократизма, сдерживание демократического потенциала советского строя, формирование культа личности руководителя партии И.В.Сталина.

4. Политические репрессии.

Трагической страницей вошли в историю Советского государства политические репрессии 30--40-х годов. Порождены они были как объективными, так и субъективными причинами. Среди объективных . причин можно назвать следующие: - процесс изъятия и передела собственности, как необходимого условия революции, происходил в течении 20 лет и неизбежно вызывал противодействие социальных сил. . Первым этапом была конфискация помещичьих земель, национализация промышленности в 1917 - 1920 гг. Этот этап характеризовался гражданской войной, белым и красным террором. Вторым этапом была национализация частной собственности и изъятие земли у кулаков в конце 20-х - первой половине 30-х годов. Сопротивление носило характер неповиновения и прорывающихся эпизодов насилия; - накопившийся потенциал жестокости . за годы мировой, гражданской войны, интервенции и мятежей. Миллионы людей находились в вооруженной борьбе друг против друга ряд лет и трудно было ожидать быстрого примирения и общей консолидации. В периоды кризисов и нарастания социальных проблем обстановка обострялась; - сохранившаяся и постоянно нарастающая международная нап ряженность, . которая проявлялась в подготовке к войне, провокациях, диверсиях, вооруженных конфликтах, экономической блокаде, сохранении вооруженных зарубежных антисоветских формирований. 5 (*) 0 В ряде западных государств создаются фашистские режимы, военные диктатуры, не скрывающие антисоветской направленности; - форсированный характер крупных социально-экономических преобразований . сопровождался изменением образа жизни многих миллионов людей, усилением бытовых трудностей, переселением на новые плохо обустроенные места, что не могло не проявляться во вспышках недовольства или глухом раздражении части населения.

Большое влияние на обстановку в стране, развертывание политических репрессий оказывали субъективные . причины, в том числе: - острая политическая борьба внутри компартии . и в ее руководстве по вопросам выбора путей и методов строительства нового общества и за лидирующие позиции в партии и государстве. Такая борьба проявилась между Л.Д.Троцким, И.В.Сталиным и Н.И.Бухариным, отражавшими разные линии развития; - сформировавшиеся за 20 лет подпольной политической борьбы у большевиков качества непримиримости и беспощадности к вра гам, . принципиальности вплоть до подозрительности, суровой дисциплинированности и строгой подчиненности. Эти качества в определенные периоды сыграли положительную мобилизующую роль, но отрицательно сказались в период репрессий; - складывающийся культ личности И.В.Сталина, . рост его непререкаемости и авторитета вплоть до поклонения на фоне выдающихся достижений в области экономического, социального, культурного и военного развития страны. При этом слабее проявлялся принцип коллективности руководства, являющийся заслоном от ошибок и субьективизма в политических действиях.

Следует сказать, что в большинстве стран в этот период широко применялись политические репрессии, военно-полицейские методы, ограничение демократии, в том числе в странах с давними демократическими традициями. Кризис международного сообщества, выразившийся в мировой войне и крупных политических потрясениях, еще долго проявлялся и активно влиял на жизнь всех стран мира. ----------------------------------------------------------- 5* 0 4В 1922 году только в Болгарии и Сербии находилось более 35 4тыс. вооруженных солдат и офицеров бывших деникинской и 4врангелевской армий. (Работническо Дело. - 1975. - 20 июля)

В СССР первые крупные политические процессы прошли в 1922 году против членов эсеровской партии, руководивших борьбой против Советской власти в годы гражданской войны. Летом 1928 года состоялся процесс по так называемому "шахтинскому делу", обвинявшему во вредительстве на шахтах инженеров-специалистов.

Политические процессы в широких масштабах развернулись в 1937-1938 годах. Толчком к ним явилось убийство 1 декабря 1934 года С.М.Кирова, секретаря Ленинградского обкома, члена ЦК партии. Вслед за убийством Кирова Президиум Верховного Совета СССР принял указы о сокращенном судопроизводстве в отношении контрреволюционеров, создании особых совещаний и "троек" в составе секретаря обкома, председателя облсовета и руководителя НКВД для выполнения судебных функций. Эти меры способствовали кампании поиска "врагов народа", новым чисткам партии.

В январе 1935 года состоялся суд над участниками так называемого "Московского центра" во главе с Г.Е.Зиновьевым и Л.Б.Каменевым. Были осуждены 19 человек. В августе 1936 года рассматривалось дело об "объединенном антисоветском троцкистско-зиновьевском центре", в январе 1937 года - о "параллельном антисоветском троцкистском центре", в марте 1938 года - об "антисоветском правотроцкистском блоке", в результате которых были осуждены и впоследствии расстреляны такие партийные деятели, как Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Н.И.Бухарин, А.И.Рыков и другие.

Репрессии проводились в виде исключения из партии, отстранения от должности, высылки, ссылки, лишения свободы и применения высшей меры наказания. В 1940 году в лагерях НКВД находилось 1.344.408 осужденных, из них 28,7%, то есть 385.845 человек за контрреволюционную деятельность.Подверглись репрессиям также и военные кадры. В июне 1937 года состоялся суд над участниками "антисоветской троц----------------------------------------------------------- 5* Аргументы и факты. - 1989. - N 45. - С.7. кистской военной организации" в Красной Армии во главе с Маршалом М.Н.Тухачевским. Всего за 1937 - 1941 гг. было репрессировано, в том числе уволено из армии 35 тысяч человек. В ряды Красной Армии к 1 мая 1940 года был возвращен 12461 человек из числа командиров и политработников. 5 (*)

Такие суровые меры оправдывались со стороны руководства предвоенным состоянием страны, усилением враждебных действий зарубежных стран. В годы Великой Отечественной войны осуждение по статье "за измену Родине" также осуществлялось. Всего с 1921 по 1953 год были осуждены за контрреволюционную деятельность и за измену Родине 3.777.380 человек, из них были приговорены к смертной казни 642.980 человек. 5 (**)

После смерти И.В.Сталина партия осудила практику политических репрессий и большая часть осужденных была реабилитирована.

Таким образом, 30-е годы были периодом гигантских успехов Советского Союза в области экономической и научно-технической, крупных социальных и культурно-духовных сдвигов. В области промышленного производства страна вышла на первое место в Европе и второе место в мире, была впервые в истории России обеспечена экономическая самостоятельность. Коренным образом изменился социально-классовый облик страны, произошел скачок в культурно-духовном развитии, достигнута почти всеобщая грамотность. Был создан мощный военно-промышленный потенциал, оказавший в скором будущем решающее влияние на исход Великой Отечественной войны. ----------------------------------------------------------- 5* 0 4См.: Нармин О.Н. Репрессии против командного, политичес 4кого и начальствующего состава Красной Армии в 1937-1941 гг.: 4причины, масштабы и последствия: Автореф. дисс. - М.:1993. 4С.21,25. 5** 0 4Аргументы и факты. - 1990. - N5. - С.8.

В ходе преобразований, проведенных в стране в 20-е и особенно в 30-е годы, в жизни советского общества произошли качественные перемены. Во-первых, на практике была доказана возможность изменения капиталистических отношений и замены их принципиально иным социальным строем; во-вторых, в эти годы были заложены основы нашего военно-политического и индустриального могущества; в-третьих, были ликвидированы все эксплуататорские классы; в-четвертых, в стране сложилась две основная форма собственности - общественная в виде государственной и колхозно-кооперативной; в-пятых, менялся облик всех народов СССР, укреплялись их дружба и сотрудничество.

Новое качественное состояние советского народа привело политическое руководство страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936 г.).

 

ЛЕКЦИЯ XIII. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА

(1941 - 1945 гг.)

 

К концу 30-х годов резко обострилась международная обстановка. Противоречия между ведущими капиталистическими державами, приведшие к первой мировой войне, не только сохранились, но и значительно усилились. С возникновением первого социалистического государства в России эти противоречия получили новую, классово-идеологическую окраску. Державы, которые осуществляли международную военную интервенцию в 1918 - 1920 гг., не потеряли надежды на реванш. 1 сентября 1939 года огромная германская армия двинулась на восток, захватывая польские земли и приближаясь к границам СССР. Началась вторая мировая война.

1. Накануне великих испытаний.

Ускорителем новой глобальной войны стал экономический кризис в 1929 - 1933 годах, который охватил ведущие страны мира. Начинается гонка вооружений, возникают очаги будущей мировой войны. Первый очаг возник в Азии. В 1931 - 1933 годах Япония захватывает Маньчжурию, создав плацдарм для агрессии против СССР и Китая. Она выходит из Лиги наций.

Второй очаг войны через некоторое время возникает в Западной Европе. В 1933 году в Гремании к власти приходит фашистская партия. Фактически это означало открытую подготовку Германии к новой войне. Тем более, что новое политическое руководство этой страны не скрывало своих реваншистских планов и целей. Гитлеровское руководство взяло курс на установление господства Германии на европейском континенте и на мировой арене. Одной из важнейших целей Германии являлся захват и разрушение СССР.

Чтобы развязать себе руки в подготовке к новой войне, Германия в октябре 1933 года выходит из Лиги наций. В марте 1935 года она односторонним актом отказывается от Версальского договора, вводит всеобщую воинскую повинность, начинает быстрыми темпами вооружаться.

В 1936 году Германия, Италия и Япония создают военный союз, получивший название "антикоминтерновский пакт", который был направлен против СССР.

В этих условиях, в начале 30-х годов Советский Союз устанавливает дипломатические отношения с Испанией, Венгрией, Румынией, Чехословакией, а в ноябре 1933 года с США. В 1934 году по приглашению тридцати государств СССР вступает в Лигу наций. Это свидетельствовало о росте международного авторитета СССР.

Начиная с этого времени политическое руководство страны последовательно проводит внешнюю политику, главной задачей которой являлось создание системы коллективной безопасности, объединение совместных усилий европейских стран, направленных на предотвращение агрессии Германии.

Наиболее сильными потенциальными союзниками СССР в решении этой задачи могли стать Англия и Франция. В создании системы коллективной безопасности были сделаны первые шаги. В мае 1935 года Франция и СССР подписывают договор о взаимопомощи, тогда же был заключен аналогичный договор с Чехословакией, но помощь Советского Союза Чехословакии была поставлена в зависимость от позиции Франции.

Однако, как показали дальнейшие события, правительства Англии и Франции не стремились к созданию системы коллективной безопасности. Более того, начиная со второй половины 30-х годов, западные державы стали активно проводить в жизнь политику уступок Германии за счет интересов других стран.

Западные государства практически не отреагировали на поглощение в 1938 году Австрии Германией. А в сентябре 1938 года Германия, Италия, Англия и Франция, игнорируя интересы СССР, подписали в Мюнхене соглашение о передаче части Чехословакии (Судеты) Германии.

Реализация этого соглашения в дальнейшем привела в марте 1939 года к оккупации Германией Чехословакии и ликвидации ее как независимого государства и открыла путь фашистской агрессии на Восток.

Мюнхенское соглашение западных государств сыграло особую, зловещую роль в ускорении развязывания второй мировой войны. Кроме того, это соглашение фактически разрушило надежды на создание системы коллективной безопасности и поставило СССР перед фактом международной изоляции в условиях нарастающей военной угрозы на его границах. Возросла военная опасность на Востоке.

В этой ситуации СССР стремился найти точки соприкосновения с Польшей и Румынией, но безуспешно. Тогда политическое руководство страны предприняло попытки нормализовать отношения с Германией, не прерывая переговоры с Англией и Францией, которые в свою очередь вели переговоры с Германией, рассчитывая направить ее агрессию против СССР.

Весной 1939 г. СССР приложил новые усилия, чтобы побудить Англию и Францию выступить с ним против агрессоров. Но состоявшиеся летом 1939 г. в Москве переговоры не дали должных результатов. Правящие круги этих стран не приняли конструктивных предложений СССР. Отказ западных государств от совместного с СССР отпора гитлеровской агрессии привел к тому, что к концу августа 1939 года последняя возможность предотвратить вторую мировую войну отпала.

В августе 1939 года СССР оказался в крайне опасном положении. Возникла реальная опасность войны на два фронта: на западе против Германии, на Дальнем Востоке - война с Японией, развязавшей конфликт у реки Халхин-Гол, который мог перерасти в еще более широкие столкновения. В итоге в Москве приняли предложение Германии о заключении советско-германского пакта о ненападении. Такой пакт был подписан 25 августа 1939 г. сроком на 10 лет. Одновременно был подписан "секретный протокол", а 28 сентября был заключен договор о "дружбе и сотрудничестве". Согласно секретному протоколу от 28 сентября Германия брала ряд односторонних обязательств. В случае германо-польского конфликта немецкие войска не должны были продвигаться дальше рек Нерв, Висла, Сан и не вторгаться в Финляндию, Эстонию и Латвию. Германия признавала заинтересованность СССР в Бессарабии. Советско-германский пакт о ненападении, хотя и носил временный характер, но за неделю до начала мировой войны вывел Советский Союз из ее орбиты. Легко представить себе губительные последствия для нашей страны, если бы пакт не был подписан. Многомиллионная армия Германии стояла на границе с Польшей, оккупировав которую, она оказалась бы в 30 км от Минска, а продвигаясь далее по прибалтийским государствам, не скрывавшим своего благожелательного отношения к Германии, германские войска подошли бы к пригородам Ленинграда. Вести же большую войну Советский Союз в 1939 г. не имел возможности, так как армия была малочисленной, военно-промышленные программы не были завершены. В это же время продолжался вооруженный конфликт с Японией с применением крупных танковых и авиационных соединений.

Таким образом, пакт о ненападении с Германией позволил получить двухлетнюю передышку для укрепления обороноспособности страны.

В условиях нарастания угрозы военного нападения на СССР, особенно с началом Второй мировой войны, правительство провело ряд мероприятий по усилению военно-экономической базы, укреплению армии и обеспечению безопасности границ СССР.

17 сентября 1939 г. когда немецко-фашистские армии оккупировали часть Польши, наши войска перешли советско-польскую границу и взяли под свою защиту Западную Белоруссию и Украину, отошедшие от СССР к Польше в 1920 г. Впоследствии они были воссоединены с Белорусской и Украинской ССР.

Осенью 1939 г. советские войска вступили на территорию Прибалтики.В 1940 г.в республиках были сформированы народные правительства, взявшие власть в свои руки. В 1940 г. Верховный Совет СССР принял в свой состав прибалтийские республики.

Граница Финляндии проходила всего в тридцати километрах от Ленинграда. Попытки правительства мирным путем, на основе взаимных территориальных уступок отодвинуть границу, не увенчались успехом. Возник военный конфликт, завершившийся 12 марта 1940 г. В Москве был подписан мирный договор. Финляндия уступала СССР весь Карельский перешеек с Выборгом. Граница от Ленинграда была отодвинута на 150 км.

Летом 1940 г. в состав СССР были включены Бессарабия и Северная

Буковина, отторгнутые Румынией в 1918 г. Была создана Молдавская ССР. В результате всех этих действий границы СССР были отодвинуты к Западу на 250 - 300 км, что имело весьма важное значение для укрепления обороны страны. Планы немецкого командования использовать эти районы в качестве выгодных плацдармов для войны против СССР были сорваны.

Укреплялись позиции СССР и на востоке. Заключенный в апреле 1941 года договор с Японией о нейтралитете, хотя не являлся гарантией ненападения с ее стороны, но свидетельствовал об успехах советской внешней политики.

2. На фронтах Великой Отечественной войны.

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на Советскую страну военный удар невиданной силы. 190 дивизий, свыше 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей агрессора начали боевые действия на огромном пространстве от Черного до Белого морей.

Война фашистской Германии против СССР носила особый характер. Классовая ненависть к стране социализма, захватнические устремления и звериная сущность фашизма слились воедино в политике, стратегии и методах ведения войны. По-солдатски прямо такие задачи своим войскам ставил генерал-фельдмаршал фон Рейхенау: "Не вдаваясь в политические рассуждения о будущем, солдат должен выполнить двоякую задачу: 1. Уничтожение большевистской ереси, Советского государства и его вооруженной силы. 2. Беспощадное искоренение вражеской хитрости и жестокости и тем самым обеспечение безопасности жизни вооруженных сил Германии и России.

Только таким путем мы можем выполнить свою историческую миссию по освобождению навсегда германского народа от азиатско-европейской опасности". 5 (*)

Война началась в крайне неблагоприятных для Советского Союза условиях. В области внешнеполитической . преимущества были на стороне агрессора. К июню 1941 года Германия оккупировала 12 стран Европы: Австрию, Чехословакию, Албанию, Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, Югославию, Грецию. Франция - великая держава - потерпела поражение за 44 дня. Итало-немецкие войска проникли в Африку и развернули наступление на Египет. Милитаристская Япония, захватив значительную часть Китая, готовилась к войне против СССР. Фашистская Германия, подчинив себе большую часть Европы и используя ее ресурсы, обладала значительным преимуществом. Советский Союз по сути дела стоял один перед упоенным успехом врагом.

В области экономической . не все вопросы подготовки к войне были решены. Только разворачивалось производство современной военной техники, новых танков и самолетов. К началу войны для укомплектования новых танковых соединений не хватало 12,5 тыс. средних и тяжелых танков, 43 тыс. тракторов, 300 тыс. автомобилей. 5(**) 0 По этой причине весьма низкой была боеспособность механизированных корпусов западных военных округов, принявших на себя главный удар противника.

В области подготовки Вооруженных Сил . имелись серьезные ----------------------------------------------------------- 5* 4Преступные цели - преступные средства: Документы об окку 4пационной политике фашистской Германии на территории СССР 4(1941-1945 гг.) - М.: 1985 - С. 61-62. 5** 0 4См.: Великая 5 4 Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы: Краткий исторический 5 4справочник. - М.: 1990. 4- 0 4С.10. недостатки. Численность Красной Армии и Флота значительно возросла (с 1,9 млн. человек в 1939 г. до 5,4 млн. человек к июню 1941 года), однако быстрый рост новых формирований происходил без учета реальных возможностей в снабжении их вооружением, боеприпасами, средствами связи, автотранспортом. Не были завершены работы по техническому оснащению, развертыванию, организационному совершенствованию, обучению Вооруженных Сил. В то же время вермахт имел двухлетний опыт войны и превосходил Красную Армию по профессиональной подготовке.

В области военно-политического руководства . имели место грубые просчеты в определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара, в переоценке боеспособности и степени боевой подготовки своих войск и недооценке противника. Так, 13 января 1941 года на совещании в Кремле с участием высшего командного состава Вооруженных Сил начальник Генерального штаба К.А. Мерецков заявил: "При разработке Устава мы исходили из того, что наша дивизия значительно сильнее дивизии немецко-фашистской армии и что во встречном бою она, безусловно, разобьет немецкую дивизию. В обороне же одна наша дивизия отразит удар двух-трех дивизий противника. В наступлении полторы наши дивизии преодолеют оборону дивизии противника". 5 (*)




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7