Основные характеристики
| Отметка о выявлении
|
1. Характеристика импрессивной речи
|
|
1.1. Понимание обращенной речи
|
|
Уровень понимания нулевой (ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения) ( в норме 1-год)
|
|
Уровень понимания ситуативный (ребенок понимает просьбы связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя и у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений, предметов и игрушек хорошо знакомых ему в быту) ( в норме до 2-х лет)
|
|
Уровень понимания номинативный (ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, нарисованных на отдельных картинках, но с трудом -- в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках ( идет, сидит, читает и т.п.) совершенно не понимает вопросов косвенных падежей) ( в норме до 3-х лет)
|
|
Уровень понимания предикативный (ребенок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значение некоторых предлогов, не различает грамматических форм слов)(в норме до 4-лет)
|
|
Уровень понимания расчлененный (Ребенок различает изменения значений, вносимых отдельными частями слов) ( в норме с 4-лет)
|
|
1.2. Пассивный словарь
|
|
Называние предметов реальных и на картинках ( в норме к 1.5 годам)
|
|
Понимание смыслового значения слов ( в норме к 2-годам)
|
|
Понимание действия предметов (в норме до 2.5 лет)
|
|
Понимание простого сюжета (в норме к 3-годам)
|
|
Понимание лексико-грамматических конструкций( в норме к 4-5 годам)
|
|
2. Характеристика экспрессивной речи
|
|
2.1 Словарный запас
|
|
Достаточный
|
|
Не сформирован:
· В пределах обихода;
· Беден;
· Резко ограничен
|
|
2.2. Фразовая речь
|
|
Сформирована (пользуется развернутой фразой)
|
|
Не сформирована:
· Пользуется простой фразой
- Фраза отсутствует. Использование парадигматических средств общения ( мимика жесты)
|
|
2.3. Грамматический строй
|
|
Грамматический строй сформирован достаточно
|
|
Грамматический строй нарушен:
· Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных
окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении)
· Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза
|
|
2.4. Слоговая структура
|
|
Сохранна
|
|
Нарушена:
· Замены (парафазии)
· Пропуски (элизии)
· Повторения (итерации)
· Часть одного слова соединяется с частью другого (контаминации)
· Отсроченное повторение ( персеверации)
· Перестановки
|
|
3. Просодическая сторона речи
|
|
3.1. Степень разборчивости речи
|
|
Разборчивость речи не нарушена
|
|
Разборчивость нарушена:
· Несколько снижена, речь смазанная
· Речь невнятная, малопонятная для окружающих
|
|
3.2. Темп речи
|
|
Темп нормальный
|
|
Темп нарушен:
· Тахилалия
· Брадилалия
· Запинки
· Заикание
|
|
3.3 Ритм речи
|
|
Ритм нормальный
|
|
Ритм нарушен:
· Растянутый
· Скандированный
· Зависит от проявления гиперкинезов
|
|
3.4. Дыхание
|
|
Свободное
|
|
Нарушенное:
· Затрудненное
· Поверхностное
· Неглубокое
· Неровное
|
|
3.5. ГОЛОС
|
|
Нормальный (сильный, звонкий)
|
|
Нарушения силы голоса:
· Слабый
· Тихий
· Истощающийся по мере говорения
|
|
Отклонения тембра голоса6
· Глухой
· Сдавленный
· Хриплый
· Напряженный
· Прерывистый
· Дрожащий
· Гипоназализованный
· Гиперназализованный
|
|
4. Состояние артикуляционного аппарата
|
|
4.1. Лицевая мускулатура
|
|
4.1.1. Строение лица не нарушено
|
|
Отмечаются нарушения в строении лица:
· Сглаженность носогубных складок
· Асимметрия лица
|
|
4.1.2. Тонус мышц лица сохранный
|
|
Мышечный тонус лицевой мускулатуры нарушен:
· Гипотонус
· Гипертонус
· Дистония
|
|
4.1.3. Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена
|
|
Нарушена подвижность лицевой мускулатуры
· Тремор подбородка
· Оральные синкинезии
· Гипомимия
· гиперкинезы
|
|
4.2. Губы
|
|
4.2.1. Строение губ нормальное
|
|
Отклонение в строении губ:
· Массивные губы
· Наличие расщелины
· Наличие послеоперационных рубцов
|
|
4.2.2. Тонус губ не нарушен
|
|
Тонус губ нарушен
· Гипертонус
· Гипотонус
· Дистония
|
|
4.2.3. Подвижность губ не нарушена
|
|
Подвижность губ нарушена:
· Малоподвижные
· Вялые
|
|
4.3. Зубы
|
|
4.3.1. Строение зубов нормальное
|
|
Нарушения в строении зубов
· Крупные
· Мелкие
· Редкие
· Частые
· Наличие лишних зубов
· Нарушение зубного ряда
· Наличие диастемы
|
|
4.3.2.Прикус правильный
|
|
Прикус нарушен
· Передний открытый
· Боковой открытый
· Прогнатия
· Прогения
|
|
4.4. Твердое небо
|
|
4.4.1 Строение твердого неба не нарушено
|
|
Отмечаются нарушения в строении твердого неба
· Готическое
· Низкое
· Расщелины
· Субмукозная расщелина
· Послеоперационные рубцы
|
|
4.5. Мягкое небо
|
|
4.5.1. Строение мягкого неба не нарушено
|
|
Отмечаются нарушения в строении мягкого неба
· Длинное
· Короткое
· Расщелина
· Послеоперационные рубцы
· увуля
|
|
4.5.2. Подвижность мягкого неба не нарушена
|
|
Отмечаются нарушения подвижности мягкого неба
· Неподвижное
· Малоподвижное
· Излишне подвижное
|
|
4.6. Язык
|
|
4.6.1. Строение языка не нарушено
|
|
Отмечаются нарушения в строении языка:
· Толстый
· Маленький
· Широкий
· Узкий
· Раздвоенный
· Укороченная уздечка
|
|
4.6.2. Мышечный тонус языка в норме
|
|
Мышечный тонус языка нарушен
· Спастичность
· Гипотония
· Дистония
|
|
4.6.3. Подвижность языка не нарушена
|
|
Подвижность языка нарушена
· Гиперкинезы
· Тремор
· Девиация языка
· Язык не выводится из полости рта
· Объем артикуляционных движений ограничен
· Снижение амплитуды артикуляционных движений
|
|
5. Фонетико-фонематическая сторона речи
|
|
5.1. Характеристика звукопроизношения
|
|
Фонематический строй сформирован в пределах возрастной нормы
|
|
Звукопроизношение нарушено
· Изолированно звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи
· Нарушена лабиализация гласных
· Дефект смягчения
· Дефект озвончения
· Недостатки произношения свистящих звуков
· Недостатки произношения шипящих звуков
· Недостатки произношения соноров
|
|
5.2. Характеристика дифференциации звуков (замены, смешения)
|
|
Дифференциация фонем сформирована
|
|
Дифференциация фонем нарушена:
· Звуковые замены
· Смешение звуков
|
|