Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ВПЕРЕД И ВВЕРХ – НА ВСТРЕЧУ С СОБОЙ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Вместо заключения)

Прочитав эту книгу, легко убедиться в том, что ее главная идея состоит в прояснении и освоении процедур самопознания, самоопределения, самоидентификации, самоактуализации и саморазвития на основе методов и принципов современного гуманизма. Ключевым здесь оказалось слово «сам» или «сама». Если же понимать под словом «сам» гражданина России, а под словом «сама» – нашу страну, то тогда цель книги заключается в том, чтобы помочь россиянину и России пойти на встречу с собой.

Время исторического перехода от старого к новому, возможно, не лучшее для поиска своей идентичности. Но именно в такие времена особенно остро ощущается необходимость понять, кто ты и что ты такое, что ты делаешь, куда и зачем идешь. Эта необходимость пронизывает как личное, так и общественное сознание, она определяет (по большей части безотчетно) буквально все стороны нашей жизни: от зарплаты и воспитания детей до поиска «русской идеи» или стратегии национального развития.

Гуманизм – это одновременно и простой, и нетривиальный ответ на многие вопросы частного и общественного бытия современной России. Но исторические особенности развития нашего отечества таковы, что даже ясное понимание конструктивности и разумности гуманистических принципов и технологий жизнеустройства далеко не всегда в состоянии преодолеть чувство внутреннего сопротивления императивам этого стиля мышления и поведения. Конкретные причины психологических и культурно-исторических трудностей восприятия гуманизма как практической установки весьма разнообразны и связаны как с нашим невежеством в этой области, так и с особенностями национальной истории и психологии (века несвободы, тоталитарность русской истории, доминирование веры над разумом, морали над правом, общего над частным, чувства над рассудком, замучивание себя проблемой «Восток – Запад» и т.д.). Но если нам суждена, как говорят, «интеграция в Европу» (а это, судя по всему, действительно так, иначе наш путь – российский вариант талибана), то нам не избежать проблемы нашего самоопределения по отношению к гуманизму, ставшему в большинстве европейских стран естественной правовой, моральной, экономической, психологической и бытовой атмосферой каждодневного существования граждан этих государств.



Россия на историческом перепутье. Но, кажется, она уже начинает делать первые шаги в новых для нее исторических направлениях. Не будем пытаться конкретизировать вопрос о содержании этой динамики. Для гуманизма важнее другое – каким может или должно быть качество человека, вольно или невольно вовлекаемого в ход общественно-исторической, морально-правовой, культурной и интеллектуальной жизни идущей в будущее России. Поэтому первым советом-предложением гуманизма является здесь идея движения в будущее через движение гражданина и общества к самим себе, через осмысление своих ресурсов и позитивных возможностей сквозь призму общечеловеческих ценностей и таких фундаментальных факторов, как свобода, ответственность и разум.

В ходе этого движения вперед осуществляется великая ревизия нашего прошлого и настоящего. Происходит постоянная оценка и переоценка ценностей, требующая мужества, желания мыслить не только тактически, но и стратегически, умения отказаться от таких легких решений сегодня, которые для следующих поколений россиян сделают их коррекцию слишком трудной или просто невозможной и потому – чреватой катастрофами. Таковыми, в частности, могут быть ошибки в решении межнациональных, межконфессиональных и экологических проблем современной России.

Но гуманизм – это не только человечность, система ценностей и психоинтеллектуальных процедур. Гуманизм – это и трезвый расчет. Любому здравомыслящему человеку понятно, что изменение сознания, фундаментальных установок и образа жизни является самым сложным и трудно регулируемым (и саморегулируемым) делом. Взрослый человек озабочен, прежде всего, вопросами повседневного, в основном материального, существования, а социальные институты, государство в первую очередь, – сохранением себя на основе ресурсов, имеющихся здесь-и-теперь. Вот почему российский гуманизм связывает свои главные надежды с молодежью, с теми гражданами России, которые по возрасту и естественным традициям любого сколько-нибудь нормального общества имеют сегодня потребность и возможность учиться, познавать, просвещаться. Этим обстоятельством определяется все содержание и направленность учебника по основам гуманизма.

Особая миссия гуманизации человека и общественных отношений лежит на тех, кто завтра придет в школы и другие образовательные учреждения страны и будет обучать школьников и студентов основополагающим ценностям личного и общественного бытия, кто будет учить их тому, как достойно реализовать человеческий потенциал и адекватно встретить будущее, его вызовы, его радости и угрозы. Гуманизм поможет им, а через них и России в целом, встретиться с самими собой, осознать весь бесконечный внутренний и внешний простор и богатство человека и общества. Он поможет обозреть неограниченные ресурсы человека и его мира и предложит методы реализации этого потенциала. Он поможет взять под контроль темную сторону жизни людей и с их облика и психологии «стереть случайные черты» (А. Блок).

Если жизнь каждого из нас и вправду удивительный и уникальный шанс, захватывающее приключение, то, очевидно, нужно сделать все от нас зависящее, чтобы она была полна смысла и радости, чтобы она была наполнена творчеством и мужеством, свободой и чувством долга, стала просветом в небывалое и неожиданное.

Научить человека достойно жить в своем собственном внутреннем мире, в сложном и многомерном мире себе подобных, в социальных реальностях, в мире природы, бытия и небытия, известного и неизвестного – задача и ответственность, которые гуманизм берет на себя в надежде на отклик человека разумного и открытого добру.

Идя навстречу тебе, человек, мы говорим – здравствуй!




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7