Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 1. Социальная психология общностей и групп




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Поведение и деятельность личности в общности, взаимодействие различных общностей составляют одну из кардинальных проблем социальной психологии.

Общность – это совокупность людей, обладающая достаточно едиными условиями жизнедеятельности, принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, культурным, профессиональным, социальным образованиям.

Социально-психологической, «внутренней» составляющей реального бытия общности является утверждение в ней, на уровне обыденного и теоретического сознания, образа, модели: «мы» - «они». Это и есть универсальная психологическая форма самосознания всякой общности. Данный показатель ярко проявился в условиях формирования и реальной жизни такой социальной общности как «община». Община создавалась на таких признаках как: соседство; родство; элементы дружбы.

В дальнейшем, в своём развитии, общности прошли такие формы как этнос, народность и нация.

В этносе заключены первые, зародышевые истоки социального – это регулирование отношений, связей, поведения и практической деятельности, входящих в него людей, на основе социального принципа - мнения большинства.



Формируется и начинает относительно самостоятельную жизнь в этот период и определенный способ, форма материального производства, культура общественного бытия этнической общности.

Духовный мир этнической общности становится миром отдельного члена этнического сообщества, индивидуальный мир отдельного человека поглощается социальным миром этноса. Принадлежность к определенному бытию, образу жизни запечатлевается в отдельном человеке и других людях, составляющих видо-родовую систему, посредством своеобразных идеальных ценностей. Они и представляют собой элементы этнического сознания и самосознания людей, входящих в этот этнос. Закрепляется это в языке этнической общности, в совокупности религиозных верований, преданиях, легендах и других этнических компонентах духовной культуры. Этнос становится относительно самостоятельным субъектом общественной жизни, включая в себя все основные исходные компоненты социального действия, социальной деятельности.

Народность, как следующая ступень развития общности, приобретает, по сравнению с этносом, новые отличительные признаки. К ним следует отнести потерю устойчивости и самодостаточности. На этом этапе исторического общества государственно-властная структура начинает контролировать все социально-значимые действия и, даже, бытовые поступки людей.

Вместе с тем, народности присущи свои типы культур, сословность или определенная форма иерархии в отношениях, а также единство на основе чувства принадлежности к конкретному сообществу. Народность трансформируется в нацию через деятельность государства.

Нация – историческая общность людей, складывающаяся на основе совпадения их языка, единства территории, соотносимости, сравнимости их экономической жизни, культуры и некоторых особенностей характера, что находит проявление в особенностях их быта, сознания и самосознания.

Нация формируется как государственная, правовая и культурная общность людей, создаваемая людьми сознательно и ни в коем случае не общность естественно сложившаяся, природная как этносы.

Смысл идеи нации заключался в уравнении всех подданных государства в правах и в упразднении сословного деления, этнической дискриминации и других регламентаций. Нация, естественно, возникает из родственных и неродственных этносов, народностей. Вместе с тем, существуют нации, которые в основном относятся к одной расе или исповедуют одну религию. Есть нации, живущие в одном государстве и не имеющие своей государственности, и, наоборот, есть немало таких наций, отдельные части которых живут в разных государствах.

Именно поэтому, нельзя подменять нацию, как социальную общность, расовой, религиозной и другими видами общностей. А расовую, религиозную и другие виды общностей нельзя просто так включать в общее понятие нация и в определение нации нельзя включать признаки данных общностей, как признаки нации.

Следует отметить, что такие признаки нации как общность языка, территории, экономической жизни и культуры, вырастающие на базе капитализма, качественно отличаются по своему социальному типу, характеру, уровню развития от аналогичных признаков, присущих у рода, племени, народности. Развитие капитализма ликвидирует всеобщую культурную разобщенность населения, говорящего на одном языке, путем роста промышленности, торговли, рынка. Это и приводит к экономической и политической интеграции народностей в нацию, к созданию централизованных национальных государств, которые, в свою очередь, ускоряют консолидацию нации.

Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка из языка народностей на основе сближения письменного литературного языка с языком разговорным.

Современный этап преобразований в науке и технике, а также обострение глобальных проблем обусловили процесс дальнейшего развития наций и становление человечества как социально-исторической общности людей.

В развитии связей между отдельной личностью и общностями большую роль играла и играет группа. Группа выполняет своеобразные функции связующего звена в системе отношений «личность - социальная общность», «личность – общество». Статус социальной психологии как науки и её специфика во многом определяются тем, что группа и групповые явления принадлежат к числу основных признаков определения её предмета.

Социальная группаэто относительно устойчиваясовокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Как только несколько человек вступает между собой в общение, между ними возникают связи, которые объединяют их в группу. Каждый человек входит не только в кратковременные объединения, но и более постоянные группы: он член семьи, какого-либо производственного коллектива, спортивной команды и т.п.

Группы различаются между собой и по значению для человека, и по длительности существования, и по способу возникновения. Одни формируются специально для какой-либо цели – экипажи самолетов и кораблей, производственные бригады, школьные классы.Другие - возникают случайно. Третьиобъединяются благодаря общим интересам.

Есть и такие группы, которые появляются непреднамеренно, случайно, спонтанно. Они называются квазигруппами. Например, очередь в магазине, ожидающая продавца, который куда-то вышел.

В зависимости от положения и позиции человека в группе, он приобретает или личный, или социальный статус. А так как каждая личность может находиться в нескольких группах, то и статусов она получает несколько. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.В статусном наборе обязательно имеется главный, наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать по разным социально значимым критериям.Например, в зависимости от численности, группы делятся на: малые, средние, крупные, очень крупные.

Малой группой – называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Малая группа имеет следующие отличительные признаки: ограниченное число членов (2 – 20); стабильность состава; устойчивость взаимодействия; максимум доступных преимуществ для каждого; неформализованность статусов и ролей. Исходных формы малой группы две: диада и триада. Диада, или группа, состоящая из двух человек. В ней действует закон межличностных отношений – эквивалентность обмена и взаимность. Диада – это царство субъективных пристрастий. Социальное начало в ней только зарождается. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между её членами. Вместе с тем, в ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения ее членов. Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. В ней начинают рождаться социальные отношения, так как проявляет себя феномен большинства. В ней уже появляются лидер и аутсайдер.

Лидерчлен группы, пользующийся наибольшими симпатиями и могущий принять значимые для группы решения в экстремальных и самых важных для группы ситуациях. Аутсайдер лицо с наименьшим авторитетом.

Группа, которая объединяет до 100 человек, называется средней группой. Средние группы – это коллективы, где действуют нормы и правила уставного порядка. Здесь формируется групповой интерес, как побудительная сила, обусловливающая действия всех членов группы.

Коллектив – это добровольное объединение свободных людей, ориентированных для реализации общественно значимых целей на основе идейной общности, отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.

Особенности коллектива как общности состоят в том, что в нём наличествует общая позитивная цель, целостность, взаимопомощь, направленность и сплочённость. В коллективе всегда действует и проявляется ответственная зависимость и психологическая совместимость. Коллектив характеризуется тем, что в нём наличествует сочетание личных и общественных интересов, а также определённая организованность.

В состав больших групп входит количество человек от 100 и до десятков тысяч: публика, толпа.

Публика – большая социальная группа, где индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. Публикой правит сходство мнений.

Толпа – это любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. Типы толп: случайная, конвенциональная, экспрессивная, активная.

Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа – это группа людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Конвенциальная толпа – это группа, собираемая по заранее известной цели. Активнаятолпа – это любой, ранее обозначенный тип, проявляющий себя в действии.

Чем дольше человек находится в толпе, тем слабее проявляется у него рациональный контроль над собой. Тогда возможно реальное действие по умыслу, которое в реальности делает толпу активной.

По способам и принципам создания выделяют формализованные и неформализованные группы. Группы, которые специально кем-то организованы, называются формальными, или официальными, а возникшие стихийно – неформальными, или неофициальными, группами.

Формальная группа имеет структуру, заданную ей сверху в виде штатного расписания и т.п. Но под этой внешней структурой всегда скрывается и структура неформальная: связи, возникшие на основе симпатий и антипатий между людьми. Поэтому в реальной жизни бывает очень нелегко поставить группе точный диагноз – формальная или неформальная. Нередко группа возникает сначала как неформальная, но постепенно приобретает жесткую формальную структуру, которая вступает в противоречие с неформальными эмоциональными связями.

Классифицируются группы и по признакам своего существования. В социальной психологии их называют номинальными и реальными. Группы, образованные по какому-то выбранному признаку, но не значимому для людей ее составляющих, называютсяноминальными. Например, пассажиры какого-то поезда. Реальных проблем для общества они не несут.

Реальные группы – это группы создаваемые по социально-значимым признакам: доход, национальность, возраст, степень родства, профессия, место жительства, пол. Реальная группа образуется для достижения общих целей, для соединения усилий, требующихся в совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно определить как общность взаимодействующих друг с другом людей во имя достижения сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.

По типу идентификации группы классифицируются так:

- ингруппы и аутгруппы. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности выделяет множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым человек чувствует свою принадлежность и в которых они расценивает остальных членов группы как «мы». Другие группы, к которым человек не принадлежит – другие семьи, другие компании – будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие.

- первичные и вторичные группы. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Вторичнаягруппа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции.

- собственно социальные группы. К ним следует отнести: стратификационные – касты, сословия, классы; этнические – расы, племена, кланы, народности, нации, народы; территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

По социально значимым критериям, следует выделить такие группы:

Пол - мужчины и женщины; доход - богатые, бедные, зажиточные; национальность - русские, белорусы, украинцы, турки и т.д.; возраст - дети, подростки, молодежь, взрослые, старики; родство и брак - холостые, женатые, родители, вдовые; профессия - учителя, сантехники, трактористы и т.д.; место жительства: - горожане, сельские жители, земляки.

Роль социальных групп в жизни общества и человека полиаспектна. Они характеризуют «лицо» общества, его устремления и проблемы.

Свои способности и свои особенности человек реализует, в первую очередь, через групповую деятельность, в социальных общностях. А если учесть, что число групп и социальных общностей на Земле в несколько раз больше численности самого населения, то можно утверждать следующее: в социальных движениях находит свое выражение организованное и массовое поведение больших групп.

В социальных группах рождаются, формируются определенные нормы и правила поведения. Эти нормы и правила определяются посредством ограничений и допущений и обеспечивают каждому человеку его безопасное взаимодействие с себе подобными. Например, уже в малой социальной группе, состоящей из трех человек, формируется значимый регулятив жизни общества – мнение большинства.

Социальная группа – основа и условие формирования личности. Она является источником социального развития и своеобразным посредником между отдельным человеком и обществом в целом.

Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация, как функция группы, способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-то из ее членов.

Помимо социализации, группы осуществляют и другие функции, например, инструментальную.Так,многие группы образуются для выполнения определенной работы или для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются для достижения определенных целей.

Следующая функция – экспрессивная. Некоторые виды групп имеют своей целью удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию.

Нельзя не сказать и о такой функции как поддерживающая. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных, потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Суть в том, что вместе людям легче преодолевать отрицательные эмоции. Они могут быстрее успокоится, отвлечься от грустных мыслей и получить дополнительную информацию.

Любая социальная группа имеет свои характерные черты. Первая отражает определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, женская организация, клуб, танковый экипаж в армии. Вторая - чувство принадлежности к данной группе. Люди, входящие в группы, воспринимаются и другими как члены этих групп. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних. Групповая идентичность значительно более устойчива, чем можно предположить. Экспериментальные данные подтверждают значение групповой идентичности. Третья корпоративностьчленов группы. Сама группа влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. В целом, в больших и малых группах способы распределения власти тесно связаны с характером коммуникации.

По своей природе человек – существо общественное и групповое действие является его естественным состояние. Многовековой опыт совместных действий породил ряд исторически сложившихся особенностей и принципов групповой деятельности.

Групповая деятельность – это совокупность действий определённой группы, которая характеризуется определённой степенью общности интересов, цели и единства в проявлении активности всеми членами группы.

Социально-психологической основой группового действия являются: общность интересов; общность целей; единство действий. Ни одно групповое действие не может быть названо таковым, если проявление активности всеми членами группы не обладает единством, основанном на единстве целей и общности интересов. Другими словами, группа становится субъектом действия, если в её действиях наличествуют эти «три компонента», были бы они временными или постоянными, стихийными или организованными.

Общность интересов членов группы – это наличие в структуре интересов каждого члена группы таких осознаваемых каждым из членов группы потребностей, как мотивов проявления их активности, которые являются для них одинаковыми и обусловливают их единую направленность на достижение поставленной перед группой цели.

Общность интересов не есть нечто среднестатистическое от общего количества интересов участников группы. Общность интересов в группе является тем большей, чем больше совпадает количество «элементов» из гаммы интересов участников группы. Она зависит от сочетания групповых и личных интересов. Чем гармоничнее сочетаются личные и групповые интересы, тем выше степень общности интересов членов группы и общества в целом.

Общность интересов складывается не только на основе включения людей в одну и ту же социальную среду, она является результатом образования и воспитания каждого человека. Ведь может статься так, что первичные потребности будут вызывать у членов группы общность интересов, но духовные потребности будут их разъединять.

Общность интересов, при определённых условиях развития, может воплотиться в общность целей. При этом следует обратить внимание на тот факт, что цель и интерес представляют собой хоть и близкие, но разноплановые социально-психологические явления. Цель занимает промежуточной положение между интересом и действием. Для того, чтобы интерес превратился в действие, необходимо определить цель и определить какие изменения необходимо произвести с предметом деятельности, чтобы получить необходимый результат.

Очевидно, что общность целей группы, так же как и общность интересов, представляет собой сложное диалектическое социально-психологическое образование. Ведь групповой цель, какой бы она ни была, всегда разбивается на элементарные составляющие. В рамках реализации групповой цели могут возникать дополнительные цели, способствующие достижению основной. Наряду с функционально-групповыми целями у участников группы может возникнуть желание и, естественно, цель решить свои личные задачи или разрешить какие-то личные проблемы. Например, в рамках судебного заседания, где разрешается проблема установления справедливого воздаяния правонарушителю за содеянное, решается ряд вспомогательных и дополнительных целей. К ним можно отнести: установление истинности аргументов, используемых каждой из сторон судебного заседания; обеспечение прибытия на судебное заседание свидетелей; организацию и проведение судебного заседания в особом процессуальном режиме с соблюдением соответствующих норм и форм; получение каждым участником судебного заседания личного удовлетворения от проделанной работы и т.д.

Общность групповых целей – это сложное социально-психологическое образование, присущее группе на определённом этапе её становления и развития, когда статусно-ролевая предназначенность группы, её место и роль в системе социальной структуры общества и, следовательно, цель её функционирования становится определяющей для действий каждого участника этой группы, а все другие цели их действий только дополняют и способствуют достижению статусно-групповой.

Третьим элементом социально-психологической основы группового действия является единство действий.

Единство действий – это такое проявление активности и согласование усилий каждым участником группы, которые приводят к общему искомому результату по преобразованию их общего предмета их деятельности.

Другими словами, мы можем назвать действие единым, если у участников группы имеется общность интересов, общность цели, общий предмет их действий и достигается искомый результат, который удовлетворяет всех.

Следует заметить, что соединение в групповом действии отдельных личностей, обладающих различными индивидуальными способностями и чертами характера, приводит к взаимному дополнению способностей и черт характера в едином групповом субъекте. Наличие в группе решительного человека может придать совместным действиям решительность, наличие упорных, последовательных людей – упорство и последовательность действий для всех.

Совместные действия, особенно при выполнении сходных операций, могут вызвать социально-психологический эффект соревнования, то есть стремление выполнить работу лучше, быстрее своего товарища, «подтянув его» во время выполнения группового действия. «Закон соревнования» действует в группах, основанных на общем интересе и ценностных ориентациях и характеризует тот факт, что в группе гармонично сочетаются личные и групповые интересы.

Важное место в формировании и реализации совместного действия занимает принцип ассоциации.

Принцип ассоциации – это такой регулятив, который позволяет объединить членов группы в единый субъект, когда мотивом выступает подражание или оппозиция какому-то образу действия, мнению, моде, установке.

Подражание играет большую роль в консолидации группы как целостного субъекта действия. Нередки случаи, когда члены группы подражают руководителю группы или другим представителям общества, имеющим высокую харизму.

Оппозиция проявляется в форме вызова общественному мнению, какой-то социальной установке. Как подражание, так и оппозиция имеют один и тот же механизм: они осуществляются в процессе коммуникации через систему знаков и символов и являются достаточно осознанным процессом.

Группа как субъект действия обладает некоторыми характеристиками социально-психологического плана, которые оказывают большое влияние на эффективность совместного их действия. Они возникают на основе межличностных связей и взаимодействий участников группы и воплощаются в «триединство» действия: интерес – цель – действие. К ним следует отнести: самосознание группы; содержание морально-психологических отношений между участниками группы; психологический климат совместного действия.

Самосознание группы состоит в том, что участники группы понимают не только общность своих интересов и целей, но и отличие их от интересов и целей других групп, а также необходимость совместных действий по достижению этих осознаваемых интересов. При этом, в самосознании группы заключены не только рациональные аспекты взаимодействия, но оно сопровождается и эмоциональным проявлением чувств и эмоций., например, солидарностью группы, гордостью за свою группу.

Содержание морально-психологических отношений в группе, возникает в процессе группового действия, когда реализуется совместная цель. К ним следует относить такие формы отношений как дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка, «чувство локтя».

Что же касается характеристики психологического климата в группе, то он наиболее полно заключается в таком явлении как энтузиазм. Энтузиазм – это производная не только общения участников группы друг с другом в процессе достижения общей цели, это проявление полного взаимопроникновения интересов группы и личности, уверенности и убеждённости в высокой ценности действий группы и каждой личности. Наиболее высоким уровнем проявления психологического климата в группе, характеристикой группового действия, является героизм.

 

Глава 2. Техника и приёмы организации коммуникаций

 

Особо важную роль при возникновении и осуществлении любой из форм внутригруппового и внегруппового поведения играет коммуникация.

Коммуникация – это разнообразный по содержанию, направленности, средствам и формам процесс обмена между людьми значимыми для них сообщениями и информацией.

Там, где личность лишёна возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, всё большую роль играют системы коммуникации. Их можно классифицировать по разным основаниям. Например, если взять в качестве критерия такой показатель как «охват» людей по месту их нахождения, то можно выделить следующие виды коммуникации: локальную; региональную; глобальную. По степени распространения информации среди людей и её доступности, коммуникации могут быть: массовыми; групповыми; «строго» личностными.

По использованию средств передачи информации и органов чувств для их восприятия, коммуникация может быть: «печатной» (написанный текст); звуковой; «образной»; «танцевальной»; «комплексной», когда видеоряд дополняется звуковым рядом и текстом. По форме это могут быть: газеты, радио, телевидение, Интернет, кино.

По формам организации и передачи информации – это может быть: литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура, театр, танец и т.д.

По «качеству» информации коммуникации могут осуществляться на уровне научных текстов, достоверной информации, а могут и на уровне слухов, «манипуляций», лжи.

Каждый социальный институт в обществе стремится к тому, чтобы донести до человека информацию и сведения в контексте функций и интересов его статусного положения и выполняемой им социальной роли. А так как практически в любом обществе государство играет определяющую роль, то в жизни каждого человека, возникает деление информации на официальную и неофициальную. Более того, официальные средства коммуникации определяющим образом осуществляют не только пропаганду каких-то ценностей, образцов и моделей поведения и деятельности людей, но они ещё и «агитируют» каждую личность осуществлять свои действия, поступки по предлагаемому алгоритму. Психологически люди противятся такому воздействию и начинают ориентироваться на неофициальные источники информации, сочетая «официальную» и «неофициальную» установки. Иногда, неофициальная информация становится определяющей для некоторых категорий граждан. Так, например, для крестьян первостепенное значение имеет неофициальная коммуникация. Беседа с соседом или завсегдатаем деревенского «схода», который вернулся из города, куда он ездил на рынок, для крестьянина традиционно кажется более надёжным источником информации, чем сообщение, переданное по радио или напечатанное в газете. Обусловлено это тем, что в сознании человека, занятого крестьянским трудом, эффективнее закрепляется интерпретация, разделяемая его соседями, родственниками, друзьями, товарищами.

В ходе интерпретации сообщения, которое осуществляется при передачи информации от одного человека к другому, происходит взаимное стимулирование, что выступает первым шагом к подготовке группового поведения. Гнев, вызванный сообщением о введении нового налога или о росте цен на инвентарь, легко разделяется собеседником. В результате наблюдается ситуация, когда тот, кто сообщает сведения, испытывает удовлетворение от возбуждения в получателе информации тех же чувств, которые испытывает он сам.

Как следствие, при объединении малых групп, состоящих из отдельных индивидов, которые негодуют по определённому поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность возникновения стихийного поведения. Стихийное поведение может получить в итоге различную направленность, форму и активность. Например, оно может быть выражено в форме активного выражение чувств, испытываемых участниками группы от полученной информации. Не исключено, что оно «выльется» в протестные выступления в форме митингов, забастовок, демонстраций или иных форм активности этих групп, направленных на противодействие официальной социальной установке, которую определяют государственные органы через те или иные средства коммуникации.

Коммуникация и техника коммуникации в межличностном общении также важны. Именно посредством приёмов и техники коммуникации, используемых конкретной личностью или группой, коммуникационное взаимодействие может получится эффективным, оптимальным и действенным или не стать таковым.

Другими словами, не только от «качества» и содержания информации, сведений зависит результат коммуникации, но и от используемых при этом приёмов, техники коммуникации зависит действенность коммуникационного взаимодействия личностей, групп. Через технику и приёмы коммуникации, в первую очередь «активная» сторона, реально актуализирует собственное видение рассматриваемого вопроса, осуществляет передачу не только идей, но и манер, привычек, стиля мышления.

Техника коммуникации - это искусство ведения процесса обоснования тезиса и утверждения его в сознании оппонента, охватывающее этапы подготовки и осуществления прямого или опосредованного мыслеречевого и речемыслительного взаимодействия людей в различных ситуациях и формах.

Говоря о технике и приёмах коммуникации, нужно иметь в виду, что это сложное дидактико-психологическое образование, являющееся результатом соединения его знаний, темперамента, характера, актерского и режиссерского мастерства. Вместе с тем, техника и приёмы коммуникации представляют собой достаточно конкретное образование. Оно имеет свой устойчивый каркас, набор определенных элементов, регулятивов.

Техника коммуникации включает в себя следующие элементы, как процедуры конкретных действий субъекта общении:

- постоянное накопление и уточнение сведений о предмете общения;

- выявление данных об оппоненте;

- определение характера возможного взаимодействия;

- планирование и подготовка взаимодействия (явного, неявного);

- ведение взаимодействия;

- управление собой, процессом передачи информации;

- отслеживание результатов информационного воздействия на оппонента.

Фундамент техники и приёмов коммуникации содержится в умении человека соединить свою идею и идею оппонента. Можно сказать даже так: любую свою идею и идею любого оппонента.

Хотелось бы привести в качестве подтверждения сказанного ситуацию взаимодействия, свидетелем которой я был. Этот случай произошел 70-е годы ХХ века в г. Тбилиси. Молодой выпускник факультета журналистики пришел устраиваться на работу в молодежную газету. Редактор побеседовал с ним, выяснив примерный уровень его профессиональной подготовки, настрой на работу, условия жизни. Потом говорит: «Сделаешь материал о работе городского зоопарка. Стало известно, что там только что родился слоненок, и этот факт надо отразить в газете. Материал должен быть такой, чтобы у всех читателей дух захватило от этого события».

Молодой специалист, сделав удивленные глаза, ответил редактору, что не видит ничего сверхъестественного в данном событии. А для газеты - это обычная «информашка».

Редактор выслушал его и сказал: «Если вы, молодой человек, не сумеете убедить читателя, что советские слоны - самые лучшие в мире слоны, то вам в газете делать нечего».

Конечно, такой подход не являлся и не является показателем работы газеты. Важно другое. Если берешься за дело, то настрой должен быть один: максимально возможный результат. В целом техника и приёмы коммуникации включают в себя:

- выбор тактики применения сведений;

Определившись с коммуникацией, решив её провести, следует начинать отбирать и систематизировать материалы к ней.

С этой целью можно завести папку-досье, установив основные критерии отбора и классификации материала. В частности, такими критериями могут быть составляющие тезиса, которые позволят быстрее и легче решить вопрос о включении тех или иных данных в рабочий материал для коммуникации.

Пример вопросов-критериев для отбора рабочих материалов:

- Какова реальная польза конкретного материала для проведения коммуникации в плане отражения нашей позиции?

- Будут ли данные материалы достаточно понятными и убедительными для оппонента?

- Соответствует ли отбираемый материал основному содержанию тезиса?

- Насколько важен отбираемый материал для обоснования рассматриваемого тезиса?

- Можно ли при обосновании тезиса обойтись без отбираемого материала?

Ориентация на эти вопросы-критерии позволяет выделить необходимый рабочий материал для подготовки коммуникации.

Надо помнить, что было бы ошибкой приводить оппоненту весь имеющийся материал. Это создаст путаницу и отдалит от намеченной цели. Успех в аргументации приносит не столько объем собранного материала, сколько его проработка. (Современная техника позволяет хранить, классифицировать сведения в ЭВМ. Для этого можно использовать различное имеющееся программное обеспечение.)

В зависимости от психологических особенностей оппонента выбираются разные методы коммуникации. Так, для специалиста четыре цифры будут значить больше, чем тысяча слов. Конечно, в таком случае следует применять фундаментальный метод с цифровыми данными, не увлекаясь при этом лишь количественными показателями. Ибо оппонент должен не только принять тезис как истинный, но и руководствоваться им. А для этого нужно эмоциональное, образное восприятие сформулированного суждения. Следует запомнить, что главные аргументы излагаются в зависимости от типа и формы коммуникации или в начале этого процесса, или в конце. Ни в коем случае их нельзя использовать на промежуточных этапах обоснования тезиса.

Если предстоит осуществить письменную коммуникацию, то оптимальнее главный аргумент к обосновываемому тезису изложить сразу же. Далее можно поэтапно обосновывать отдельные фрагменты тезиса.

- избежание обострений;

Для нормального хода коммуникации, если к тому же она осуществляется при непосредственном взаимодействии оппонентов, очень важно избегать обострений. Противоположные точки зрения и на




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7