Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Развитие прав человека на современном этапе (три поколения прав человека проблема универсализации)




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Права человека - это высоконравственная, этическая категория. Они начинаются с уважения человека к самому себе, с умения понимать окружающих, особенно в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Уважает себя, значит, уважает человека, гражданина. Надо уважать историю своего Отечества, быть его патриотом, любить свою природу. Россиянам всегда были присущи эти категории, они всегда боролись за самостоятельность своего Отечества, всегда отражали любые нападения врагов, крепили свои традиции. В биологических и психологических характеристиках человека ничего не меняется в течение нескольких тысячелетий, меняются лишь социальные и правовые характеристики личности. Если сопоставить общее содержание свободы личности и ее антипода - зависимости, то можно заметить, что за последние десятилетия свобода личности расширяется, эволюция имеет четкую направленность на расширение прав и свобод личности, на усиление их обеспеченности государством, а также на усиление обязанностей и ответственности личности.

На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. В комплексе эти свободы и права характеризуют свободу личности: независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей.



На протяжении всей своей истории человечество пытается сделать жизнь лучше. И оно добилось немалых результатов. Однако экономический и научно-технический потенциал часто используется, чтобы угнетать и убивать людей, способствовать их обнищанию.

С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, идеи свободы личности, первичности прав человека приобретают все более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности, свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. Свободный человек всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий. Специфика личных прав и свобод состоит не только в том, что они направлены на обеспечение автономии личности, ее защиту от внешнего вмешательства во внутренний мир человека, но и в том, что человек наилучшим образом защищен тогда, когда Конституция создает полный и исчерпывающий перечень прав и свобод.

Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо - каждый новый шаг в развитии государства (и цивилизации в целом) приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Но право обладает и собственной относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, т.е. право имеет самостоятельное значение по отношению к государству, хотя и формируется при непосредственном участии государства. Государство обеспечивает охрану прав человека и господствующих правовых отношений; государственное принуждение - постоянный гарант, подкрепляющий права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, и государство может наиболее полно обеспечивать права и свободы граждан.

В настоящее время выделяют несколько этапов развития прав человека.

I этап - политические, личные, культурные права.

II этап - социально-экономические, гражданские права.

III этап - коллективные права: женщин, детей.

IV этап - права человечества: право на мир; экологические, информационные права; права на ядерную безопасность, космос и другие.

IV этап - это правовой ответ вызову XXI в., когда речь идет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое поколение прав человека, и соответственно возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Международно-правовая защита - это достижение цивилизационного развития человечества.

С развитием мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, со становлением государства как истинно правового права человека становятся более разнообразными и приобретают все более важное значение.

Государство правовое и социальное - последнее достижение цивилизации и научной юридической мысли XX в., величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности. С развитием цивилизации и культуры именно человек в концепции правового и социального государства становится целью всей панорамы государственно-правовой жизнедеятельности общества.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом, прежде всего в силу того, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации и человечества в целом.

"Ценности - важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами... Рождаясь в сфере экзистенциональной активности субъекта, ценности обретают статус общезначимых в процессе коммуникации". Данный подход подтверждает философ Н.А. Бердяев, который сказал, что "человек есть большая ценность, чем общество, нация, государство, а личность не может быть частью общества, потому что она не может быть частью чего-либо, она может быть в общении с чем-либо". Права человека, уважение к интересам любых меньшинств, приоритет личности в решении любых проблем социальной жизни - основа функционирования государства и законодательной системы.

С развитием общественной жизни сложившиеся нравы под влиянием более сложных и более изменчивых условий теряют свою прежнюю статичность и однообразие. В общественное сознание начинают проникать новые нравственные понятия. Право, требующее непременно общего признания, дольше всего сохраняет в своем основании старые нравственные начала. Нравственные понятия оказываются более прогрессивными, более развитыми, чем право, и право как бы отстает от утверждающихся норм нравственности и в таком случае представляет низшую степень развития, уже пройденную нравственностью. Подобную ситуацию мы наблюдаем в настоящее время в несоответствии наших нравственных ориентиров с теми правами, которыми должны обладать.

Права человека в демократическом обществе глубоко укоренились в действующем законодательстве, в сознании людей и их повседневной жизни. Граждане, живущие в этом обществе, разделяют приверженность к демократической этике. Демократическая этика - это набор ценностей и взаимоотношений, необходимых для осуществления самоуправления. Ее можно определить как чувство терпимости и сотрудничества, уважения других и взаимопонимания. Демократическая этика признает, что люди могут иметь различные взгляды, и считает полезным открытое выражение своего несогласия в целях рассмотрения проблем с различных углов зрения и информирования общественного мнения.

Всем странам конституционной демократии присуща одна важная черта. Власть правительства в них ограничена законом, и люди обладают правами, которых их не может лишить никакое правительство. Основные права гражданам не даются правительством, они принадлежат людям и гарантированы конституцией. Каждый гражданин берет на себя ответственность за обладание теми человеческими качествами, которые обеспечивают ему необходимые основания определить лучший курс его жизни. Каждый гражданин обладает чувством собственного достоинства, потенциалом улучшить свое положение и совершенствовать свои знания, а также имеет желание и неотъемлемые права и, таким образом, имеет право на самоуправление.

Образование является необходимым и мощным инструментом в демократическом обществе; но инструментом общества, а не правительства, хотя правительство обязано дать образование каждому. Школы должны научить учеников тому, как работает демократия и как они могут участвовать в этом процессе, однако не должны даже пытаться контролировать или навязывать свое политическое мнение.

Совершенно справедливо отмечает профессор Н.Л. Гранат, что необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительную деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, на принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции. Занимаясь правовым обучением и воспитанием, следует оказывать воздействие как на разум, так и на эмоционально-волевую область воспитуемого...

Социальное неравенство не замыкается на сфере доходов и потребления, оно простирается гораздо шире материальных условий бытия. В этом аспекте исключительно велика роль прав человека - гаранта доступности культурных ценностей в самом широком смысле.

В современных условиях все более утверждается мысль о том, чтобы не только уравновесить в правах государство и личность, но и предоставить каждому человеку безотказно действующие механизмы реализации неотъемлемых прав человека. Обществу необходимо ощущать на себе то благотворное влияние, которое способно оказать право как явление цивилизации и культуры. Для нас это особенно важно сейчас, поскольку еще не зафиксированы все грани между свободой и дозволенностью. Общество нуждается в утверждении атмосферы надежного и прочного правопорядка, дабы быть уверенным в победе истины во всех жизненных перипетиях, какими бы сложными они ни были. Без этого разумного согласия не достичь.

В процессе накопления новых ценностей и новых отношений между государством и личностью происходят сложные взаимодействия. Существенным образом меняются соотношения экономики, демократии, права, возникают новые проблемы в развитии личности и ее правовой охране.

Права человека потому и носят всеобщий и универсальный характер, что базируются на общечеловеческих ценностях. Права человека - это неотъемлемое, естественное свойство личности. Общечеловеческие ценности составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. Важнейшей особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общечеловеческие нравственные принципы, как справедливость, гуманность. Права человека - это духовно-нравственный идеал, воплощенный в правовых нормах. Права человека - это гуманизм современной эпохи.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7