Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Характеристика методов анализа документов в социально-психологическом исследовании. Биографический метод и метод контент-анализа. Общая характеристика и технология применения




Под методами анализа документов понимаются в основном методы изучения качественной информации, которая, как правило, является как бы «размытой» внутри больших массивов текста. Задачей методов анализа документов является выявление этой информации и ее переработка в удобную для использования в маркетинге форму, желательно в количественном виде, по некоторой шкале измерения информации.

Совокупность методов анализа документов может быть разделена на две большие группы:

· традиционный анализ;

· формализованный анализ.

Традиционный анализ исходит из предположения о том, то эксперт, изучающий документ, в состоянии переработать информационные массивы документов и может определить содержание главной информации.

Формализованный анализ исходит из положения о том, что интуиции и опыту эксперта доверять нельзя и необходимо в максимальной степени формализовать поиск и выявление информации.


Традиционный анализ документа осуществляется высококвалифицированным экспертом, который дает свою интерпретацию изученному материалу. Этот метод основан на интуиции исследователя и поэтому подвержен опасности субъективных смещений в восприятии и интерпретации материалов. Кроме того, различные эксперты могут одну и ту же информацию, содержащуюся в тексте, по-разному интерпретировать и придавать ей различную степень значимости.
В то же время никакой формализованный анализ не позволить получить информацию, содержащуюся «между строк». Это – прерогатива традиционного анализа документов.




Суть методов формализованного анализа сводится к тому, чтобы найти легко распознаваемые черты и свойства документа, которые отражают часть информации, относящуюся к цели исследования. Наиболее распространен среди методов формализованного анализа документов «контент-анализ»

В процедуре контент-анализа выделяют три важных элемента:

Первый элемент процедуры – выработка категорий анализа. Под категориями анализа понимаются понятия, в соответствии с которыми будет осуществляться отбор и сортировка единиц анализа.


Второй элемент процедуры – выделение единиц анализа. Вопрос о единице анализа является с методологической точки зрения исходным при построении методики любого конкретного исследования содержания. Каждая выделенная категория анализа разбивается по какому-либо критерию на неделимые единицы анализа. Именно это единицы и выявляются в процессе изучения документа. Здесь необходимо помнить о том, что они выступают в качестве своеобразных индикаторов счета, значит, они должны быть четко формализуемы и легко определяемы. В тексте единица анализа может быть обозначена словом, словосочетанием, в наиболее тяжелом случае она может и не иметь терминологического выражения, ее наличие определяется по скрытому смыслу. Обычно к единицам анализа относят:
- понятие, выраженное отдельным словом или словосочетанием;

- тема, выраженная в отдельных суждениях, абзацах, кусках текстов;

- имена нарицательные или названия событий.

 

Третий элемент процедуры – выделение единиц счета. Единицами счета могут выступать число появлений единиц анализа, число строк с этими единицами, число абзацев, квадратных сантиметров площади, колонок в печатных текстах и т.п.

После того, как выбраны все указанные элементы, можно осуществить анализ документа. В результате выделения и подсчета элементов содержания создается модель содержания текста, которая может служить объектом анализа.

 

Когда получены модели всех анализируемых текстов, их можно сопоставить друг с другом и проследить тенденции изменения или сохранения содержания текстов во времени, в различных источниках информации и т.п. Сравнительный анализ таких моделей позволяет выявить характерные тенденции движения информации.
Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

29. Характеристика метода опроса. Особенности проведения интервью и анкетирования. Этапы разработки анкеты

Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.

Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе, например свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т.п. Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые и открытые.

Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать».

Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.

Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными.

Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества.

Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым тем не менее косвенно можно судить об уровне его психологического развития. Приведем примеры открытых, закрытых, прямых и косвенных вопросов, предназначенных для диагностики такого качества личности, как тревожность (беспокойство, озабоченность, переживания):

1. Открытый вопрос на тревожность: «Расскажите что-либо о ситуациях, в которых вы испытываете повышенное состояние тревоги».

2. Закрытый вопрос на тревожность: «Часто ли вы испытываете состояние тревоги? Выберите и отметьте один из предлагаемых ответов: «да», «нет», «иногда», «не знаю».

3. Прямой вопрос на тревожность: «Есть ли у вас такое качество личности, как тревожность?»

4. Косвенный вопрос на тревожность: «Возникает ли у вас состояние беспокойства во время экзаменов?»

Этапы разработки анкеты:

1. Формулировка гипотезы. Она осуществляется на языке социологии и отражает положение, которое, как предполагается, имеет место в исследуемой области. На данном этапе необходимо также определить, какие выводы могут быть сделаны, если первоначальная гипотеза не подтвердится.

2. Верстка анкеты. На этом этапе гипотеза «переводится» в ряд вопросов, которые затем располагаются в определенном порядке. Важно, чтобы вопросы были ясными и корректными, а также были сформулированы на обыденном (не научном) языке, понятном для респондента. Кроме того, особое внимание уделяется расположению вопросов, которое подвергается тщательному анализу с точки зрения возможного искажающего влияния на ответы (например, при резкой смене темы респондент может не успеть «перестроиться», что скажется на точности предоставляемой им информации).

Поскольку в настоящее время при обработке результатов опроса используется компьютерная техника, в процессе верстки анкеты необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы они могли быть легко формализованы.

3. Пилотажное исследование. На этом этапе анкета проверяется на относительно небольшом числе респондентов. Целью этой проверки является выявление непредусмотренных осложнений (например, неожиданных ответов, открывающих новые стороны исследуемого вопроса, или просто неясных мест). После пилотажного исследования анкета обычно дорабатывается, после чего можно приступать к анкетированию.

4. Проведение анкетирования.

5. Обработка результатов и подготовка отчета. В настоящее время обработка результатов проводится при помощи компьютеров, что существенно ускоряет подготовку отчета. Отчет -- это связное изложение результатов исследования, которое включает введение (формулировка гипотез, целей, задач, методов), основную часть (описание полученных результатов и их связь с гипотезами) и заключение (краткие выводы, которые можно сделать на основании полученных данных).

Анкетирование может проводиться 3мя способами:

- анкета заполняется в присутствии интервьюера индивидуально;

- групповое заполнение в присутствии интервьюера;

- опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

Метод интервью – способ получения информации с полностью устного опроса, причем запись ответов производится либо интервьюером, либо механически (на пленку). Используется в консультировании и диагностике. В основе лежит стремление понять человека, осуществляется с помощью специально организованной беседы. Успех интервью зависит от организации контакта с респондентом.

2 методологии интервью:

1. Диалогическая – интервьюер пытается понять смысл, скрытое содержание сказанного собеседником.

2. Эмпирическая – используется при массовых исследованиях с целью выявить отношения к общим феноменам. По строгому регламенту. Коммуникативные искажения должны быть минимальные.

Преимущества:

Высокое качество данных (интервьюер и респондент находятся в личном контакте); Сочетание опроса и наблюдения; Устно человеку говорить легче, чем писать; Контроль внимания респондента; Возможность ставить открытые вопросы; Полнота и продуманность ответов, высокая степень достоверности; Серьёзное отношение респондентов; Возможность проводить исследование в труднодоступных местах.

Недостатки:

Энергозатратно; Длительно; Высокий уровень подготовки интервьюера.

Разновидности интервью:

1) в зависимости от степени стандартизации:

а) формализованное интервью – беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов, с закрытыми и открытыми вопросами.

б) неформализованное интервью – длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера.

в) свободное интервью – минимальная стандартизация, проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – все зависит от индивидуальных особенностей интервьюера. Полученная информация не подвергается статистической обработке, она ценна своей уникальностью.

г) нарративное интервью – разновидность свободного интервью, представляет собой произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа.

д) глубинное интервью – продуман круг проблем, вопросов, сохраняется полная свобода в способе ведения беседы, респондент свободен в выборе формы ответов, с каждым новым респондентом добавляются новые вопросы для углубления понимания проблемы.

2) по числу обсуждаемых тем:

а) фокусированное или направленное интервью – подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным.

б) нефокусированное (ненаправленное) интервью – нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла

3) по количеству опрашиваемых:

а) индивидуальное или личное интервью – беседа тет-а-тет интервьюера с одним респондентом в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей

б) групповое интервью – беседа одного интервьюера, который называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установки общей точки зрения на предмет.

Порядок подготовки и проведения интервью:

1. Этап подготовки (может быть подготовка вопросов);

2. Определение темы, целей, задач, гипотезы;

3. Оценка особенностей опрашиваемых.

Время проведения от 30 мин. до 1,5-2 часов.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)