Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы создания произведения декоративно-прикладного искусства. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства



2015-12-06 3693 Обсуждений (0)
Принципы создания произведения декоративно-прикладного искусства. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




Список экзаменационных вопросов к государственному экзамену

«Педагогика изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

I. Первые вопросы билетов:

· История и теория изобразительного и декоративно-прикладного искусства

1. Декоративно-прикладное искусство: виды, техники, исторические традиции.

2. Принципы создания произведения декоративно-прикладного искусства. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства.

3. Русское народное искусство и художественные промыслы.

4. Скульптура как вид искусства: особенности исторического развития, выдающиеся мастера

5. Архитектура как вид искусства: исторические стили и выдающиеся мастера. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

6. Искусство живописи: виды , жанры, техники.

7. Пейзажная живопись: исторические особенности развития жанра, выдающиеся зарубежные и отечественные мастера.

8. Портретная живопись: исторические особенности развития жанра, выдающиеся зарубежные и отечественные мастера.

9. Натюрморт в зарубежной и русской живописи.

10. Жанровая живопись: национальные традиции, этапы исторического развития.

11. Искусство графики: виды, техники, выразительные возможности.

12. Эстамп и его виды. Специфика выразительного языка и основные принципы печати

13. Искусство книги и его компоненты. Достижения русских художников книги XIX – XXI веков.

14. Петербургская-ленинградская школа графики как явление мировой культуры.

15. Художественные музеи и галереи Санкт-Петербурга.

 

· История художественного образования

16. Художественное образование как феномен культуры.

17. Основные исторические этапы развития художественного образования.

18. Художественное образование и воспитание в эпоху древних цивилизаций.

19. Сакральное и светское в творческой практике и обучении художников в средневековой культуре.

20. Ренессансный идеал универсализма творческой личности и система художественного образования в эпоху Возрождения.

21. Художественно-эстетические идеи Барокко и Классицизма и их роль в развитии академического художественного образования.

22. Влияние философских идей Просвещения на искусство и художественное образование.

23. Романтизм и новый взгляд на проблемы художественного образования личности.

24. Идеи Модернизма и их влияние на развитие художественной жизни и художественного образования.

25. Художественно-педагогические концепции второй половины ХХ века.

26. Школы иконописания Древней Руси.

27. Особенности художественного развития и художественного образования в России XVIII века.

28. Академия художеств и отечественное профессиональное художественное образование в XIX веке.

29. Развитие системы художественного образования в России в ХХ-ХХI веках.

30. Современные отечественные концепции общего художественного образования.

Материалы для подготовки

Декоративно-прикладное искусство: виды, техники, исторические традиции.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.[1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

История развития

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

С началом классового расслоения общества всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. [2]

Основные виды декоративно-прикладного искусства: гатик (холодный и горячий), гобелен, нитяная графика, художественная резьба (камень, кость, дерево), керамика, вышивка, вязание, макраме, ковроделия (ворсовый, безворсовый ковер), ювелирное искусство, художественная обработка кожи, художественная обработка металла (ковка, литье, гравировка, чеканка), пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т.д.), работа со стеклом (витраж, мозаика), набойка,

  • Батик
    • Холодный батик
    • Горячий батик
  • Гобелен
  • Нитяная графика
  • Художественная резьба
    • Резьба по камню
    • Резьба по дереву
    • Резьба по кости
  • Керамика
  • Вышивка
    • Древнерусское лицевое шитье
  • Вязание
    • Вязание крючком
    • Вязание спицами
  • Макраме
  • Ковроделие
    • Ворсовый ковёр
    • Безворсовый ковёр
  • Ювелирное искусство
  • Художественная обработка кожи
  • Художественная обработка металла
    • Христианская оловянная миниатюра
    • Художественная ковка
    • Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
    • Художественное литье из чугуна
  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  • Работа со стеклом
    • Витраж
    • Мозаика
  • Набойка

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предме-тов повседневного пользования - посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия - до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением "украсить" самого человека, прежде всего женщину. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство.
Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы "подключенную" к процессу эстетизации окружающей человека среды. При этом взгляд на природу как на объект, подлежащий эстетизации, может быть весьма широким и не ограничиваться лишь констатацией того известного факта, что человек художественно преобразует сравнительно ограниченные участки своего обитания. "Надо брать под охрану не только архитектурные памятники, но и целые пейзажи, так, как это делается, например, в Шотландии, где сохраняется весь "вид" до горизонта, - пишет Д.С. Лихачев. - Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохранены, как памятники культуры (человеческой и природной)".
К декоративно-прикладному искусству, использующему красоту естественных, природных форм, относятся садово-парковое искусство, т.е. художественное оформление участков "дикой" местности; японская икебана, т.е. искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; различные композиции из засушенных трав и цветов, т.е. искусство так называемого флоризма; мастерство изготовления чучел животных на фоне среды - одним словом, все те виды творческо-эстетической деятельности человека, в которых он стремится внести в природу дополнительный элемент прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство, раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д.-п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений Д.-п. и. по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей Д.-п. и. по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в Д.-п. и. и его непосредственной связью с производством (см. Художественная промышленность). Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, Д.-п. и. одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения Д.-п. и. неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения Д.-п. и. своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения Д.-п. и. в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё др. предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений Д.-п. и. может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в Д.-п. и. красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для Д.-п. и. чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит Д.-п. и. с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием — колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением Д.-п. и. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В Д.-п. и. для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже — графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат в Д.-п. и. не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение — с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер Д.-п. и. Произведения Д.-п. и. рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в Д.-п. и. значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, Д.-п. и. на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям Д.-п. и., охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции Д.-п. и. ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоёв и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает в Д.-п. и. интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины 19 в. мастера Д.-п. и. сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в Д.-п. и. протекали синхронно с их эволюцией в др. видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре 2-й половины 19 в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и образно-эмоционального содержания Д.-п. и. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на Д.-п. и. массового машинного производства художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Немецкий Веркбунд) труда, возродить образно-эмоциональную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. "Модерн", Югендстиль).

На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918—25, см. Фарфоровый завод имени М. В Ломоносова). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР (см. Производственное искусство), функционалистов в Германии (см. "Баухауз") и др. странах, что во многом предваряло появление дизайна. Возрождение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 1930-е гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами Д.-п. и. лучших технологических и художественных традиций прошлого.

Однако подход к произведениям Д.-п. и. с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие Д.-п. и. С середины 1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведений народного Д.-п. и.) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники Д.-п. и. см. статьи: Батик, Ваза, Веер, Вышивка, Гобелен, Игрушка, Инкрустация, Интарсия, Керамика, Ковёр, Ковка, Кружево, Лаки художественные, Майолика, Маркетри, Мебель, Набойка, Насечка, Резьба, Роспись декоративная, Сосуды художественные, Стекло, Терракота, Тиснение, Ткани художественные, Фарфор, Фаянс, Филигрань, Хрусталь, Чеканка, Чернь, Шпалеры, Эмали, Ювелирное искусство.

Принципы создания произведения декоративно-прикладного искусства. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства.



2015-12-06 3693 Обсуждений (0)
Принципы создания произведения декоративно-прикладного искусства. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы создания произведения декоративно-прикладного искусства. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)