Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


СОСТАВЛЯЮЩИХ «ЯЗЫК ТЕЛА»




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итак, начнем учиться читать язык мимики и жестов.

Теоретические сведения

ЯЗЫК МИМИКИ ГЛАЗАПолностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость.Слишком широко открытые («вытаращенные» глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру.Прикрытые, «занавешенные» глаза – зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления.

«Бегающие» глаза – признак несимпатии, неспособности противостоять, страха, а также лжи или неловкости от того, что есть что скрывать.

ВЗГЛЯДСуженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание (наблюдение), либо (в сочетании с взглядом сбоку) коварство, хитрость.Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию.Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии.Взгляд снизу (при склоненной голове) указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо (при согнутой спине) на подчиненность, покорность, услужливость.Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства.Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.БРОВИ

Приподнятые брови – признак повышенного интереса (если брови человека никогда не поднимаются, это означает, что его вообще ничего не волнует).



Брови ниточкой – одновременное поднятие бровей и сведение их (противоречивое движение, при котором соответствующие мышцы одновременно пытаются приподнять брови и опустить их) – признак беспокойства или неприятия.

Вздернутые брови – признак большого недоверия.

Насупленные брови (сведенные вместе так, что лбу появляются вертикальные морщинки) – человек сердится или переживает горе, боль, гнев и страх.

ГУБЫОттянутые вниз уголки рта, делающие общее выражение лица невеселым, символизируют негативное отношение к происходящим в этот момент жизни человека событиям, либо к жизни в целом.Приподнятые уголки рта, делающие лицо оживленным и веселым, отражают позитивное отношение к жизни. Улыбка – настоящая улыбка оживляет все лицо, и особенно глаза. Если же вокруг глаз не появляются морщинки или ничего не изменяется в области лба, то эта улыбка обманчива и фальшива.Покусывание губ – часто является сознательным выражением раздражения или протеста. Обычно это безопасный способ выразить враждебность. Закусывание нижней губы одновременно с покачиванием головой считается проявлением крайнего раздражения. ПОДБОРОДОКВыпяченный подбородок – проявление угрозы или враждебности.Втянутый подбородок – защитная реакция, проявление страха.Подпертый рукой подбородок – выражение скуки.Высоко задранный подбородок – критическая настроенность, осуждение. Легкие поглаживающие прикосновения к подбородку – признак сосредоточенности.Потирание подбородка – признак недоверия. НОСБессознательные прикосновения к носу свидетельствуют о лжи или недоговоривании.Сморщенный нос – признак неодобрения.

Нос человека поднят и смотрит вверх, а голова слегка откинута назад (задрать нос) – бессознательное проявление снобизма, чувства собственного превосходства и привычки считать себя выше других. Такое движение противоположно манере застенчивых людей ходить повесив нос (голову).

 

УШИ

Бессознательное почесывание за ухом согнутым указательным пальцем – знак смущения, сомнения в услышанном или неправильного понимания слова собеседника.

Потягивание себя за ухо означает, что человек просто тянет время (возможно, он только что услышал важную новость и хочет хорошенько обдумать ее, прежде чем дать ответ).

Непроизвольное потирание ушей большим и указательным пальцами свидетельствует о нежелании человека слушать кого-то или слышать что-то.

ЯЗЫК ЖЕСТОВДВИЖЕНИЯ ГОЛОВОЙПоднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним.Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие.Запрокидывание головы назад демонстрирует большое желание деятельности, вызов.Склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику "стремление идти навстречу вплоть до покорности.Расслабленно свисающая вниз голова – признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.ОСАНКАХорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения.Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным.Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество.Позы конвенциального рода (одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т.д.) свидетельствуют о недостатке самостоятельности и о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.Высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией.Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах.Впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность. РУКИВяло свисающие вдоль тела руки – пассивность, отсутствие готовности к действию, недостаток воли.Скрещенные на груди руки – защитная реакция, известная изоляция, выжидание.Руки заложены за спину – отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение.Ладонь, открытая кверху – жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания.Одна или обе руки спрятаны в карманах – скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности.Рука сжимается в кулак – концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению.Потирание рук – человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении – непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.Движения рук, закрывающие лицо или часть его – желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение.Стирающее движение рук по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.Указательный палец, прямой, касается края губ – чувство неуверенности, поиск причин, помощи.Палец касается глаз или ушей – знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены – высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.Руки упираются в бедра – потребность в усилении, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада – от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то (например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.) – стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность. НОГИНоги и ступни сомкнуты (закрытая посадка) – боязнь контакта, недостаток уверенности в себе.Ноги или бедра широко расставлены (беззаботно-открытая посадка) – недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность.Ноги замкнуты одна за другую – естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;ПОЗАНеподвижная поза.Посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной – высокая степень заинтересованности в предмете разговора.Посадка при постоянной готовности вскочить (например, одна ступня – под сидением стоит полностью, другая – позади нее на носке) – типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур.Уверенно стоящий на ногах человек (ноги расставлены не более чем на две ширины ладони), с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный, уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам.Неподвижная, застывшая при сильном напряжении поза, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.Изменчивая поза. стойка, при недостатке напряжения, с частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость;– покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости;– постоянное приподнимание на напряженных носках ног – стремление вверх, ведомое сильной потребностью в чувстве превосходства, особенно интеллектуального;– стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку, часто – на чувство неполноценности.ПОХОДКАРитмичная походка – расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих.Равномерная (по типу армейского маршевого шага) походка – волевая деятельность или стремление к цели.Широкие шаги – часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление.Короткие, маленькие шаги – чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный.Ритмически сильная (с усиленными движениями бедер) походка – наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс – в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды.Шаркающая, «провисающая» походка – отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность.Твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» походка – зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве («выступает павой»).Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю напряженность.

Вопросы, задания, упражнения

 

1. Назовите компоненты,составляющие «язык тела». Приведите примеры.

 

2. Назовите знаковые кинетические компоненты коммуникации. Приведите примеры.

 

3. Назовите незнаковые кинетические компоненты коммуникации. Приведите примеры.

 

4. О чем говорят уровни жестикуляции? Назовите речевые жесты. Приведите примеры.

 

5. С.М. Волконский в книге «Человек на сцене» писал:

«Жест – это искусство из искусств. Это выявление собственного «я» путем внешнего «я»; это есть самоизваяние, притом вечно изменяющееся, как в себе самом, так и в своем отношении к окружающему

Человек – центр, каждый – своего космоса; всякое его движение влечет перестановку всех отношений; рука есть начало бесконечного радиуса, конец которого касается невидимой и, вероятно, несуществующей окружности мироздания»[2]

Как вы считаете, в какой мере такая трактовка жеста относится к подаче публичной речи? Обратитесь к аудитории с сообщением, воззванием.

 

6. «Что нужно для хорошего оратора?» – спросили Демосфена. – «Жесты, жесты, жесты!» – последовал ответ. Аргументируйте ответ великого оратора. Приведите примеры.

 

7. Какое положение занимает ладонь в жестах со значением:

· сдача на милость победителя,

· искреннее чувство,

· смущение, стыд,

· просьба о подаянии.

Можете ли вы объяснить связь между значением жеста и его материальной формой?

 

8. Определите значения следующих жестов:

· согнутые в локтях руки со сжатыми кулаками подносятся к обеим сторонам груди и слегка дрожат;

· поднятая на уровне головы рука ладонью вперед;

· закрыть глаза ладонями;

· потрясать на уровне головы, груди, над головой сложенными в «замок» руками.

Для справок:

· Выдворяющий жест, требование уйти.

· Страх.

· Знак приветствия для большой аудитории.

· Отказ смотреть на что-то.

 

9. К словосочетаниям, описывающим поведение человека в различных эмоциональных состояниях, подберите соответствующие существительные, называющие это состояние:

· всплеснуть руками,

· задирать нос,

· смотреть исподлобья.

· хмурить брови,

· чесать за ухом.

10. Подберите жесты, которыми вы могли бы сопроводить толкование значений слов напасть, нападение, угроза, агрессия. Почему в их состав вы включите элемент «обращенные вперед ладони (или одна ладонь) с полусогнутыми пальцами»?

 

11. Попробуйте наглядно объяснить значения слов

· антагонизм,

· дилемма,

· иерархия.

Для этого:

1) уточните по словарю значение каждого слова;

2) проанализируйте, из каких составляющих складываются эти значения;

3) определите, есть ли среди компонентов значений такие, которые можно передать жестом;

4) подумайте, каким должен быть жест, чтобы точно передать значение слова.

 

12. Докажите справедливость русской пословицы: «Глаза – зеркало души»? Какие другие части тела также могут выражать внутреннее состояние человека? Приведите примеры.

 

13.. «В кино чуть заметное движение ресниц способно сказать больше, чем сотни слов», – утверждал Чарли Чаплин. Как вы думаете, относится ли это только к немому кино? Приведите примеры.

 

14. Что такое «мимическая маска»? Сформулируйте понятие «ораторская маска» и «маска коммуниканта». Приведите ситуации, когда «маска коммуниканта» в диалоге необходима.

15. Определите по приведенным ниже цитатам основные источники информации в речевом общении. Согласны ли вы с полученными выводами? Приведите свои наблюдения.

· «Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, по тем движениям, которые он делает нехотя» (Ф. Шиллер).

· «Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы» (А. Шопенгауэр).

 

16. Подготовьте сообщение о невербальных средствах общения и их значении (по выбору). Обязательно отрепетируйте жестовое (мимическое) представление называемых невербальных компонентов.

 

17. Прочтите фрагменты трактата Цицерона «Об обязанностях». Выделите основные положения и соотнесите их с сегодняшним днем. Обратите внимание на этику невербальных компонентов общения.

Об обязанностях

…Я решил написать для тебя, сын мой Марк, кое-что, соответствующее твоему возрасту и моему авторитету. Скажу, что многие философы тщательно разбирали вопрос об обязанностях, ведь ни одна из сторон жизни не может быть свободна от них. В служении обязанностям кроется нравственная красота жизни, а пренебрежение ими является позором. <…>

Скажу прежде всего, что каждому виду живых существ природа вручила стремление защищать свою жизнь. <…> Человек отличается от животного тем, что, будучи наделенным разумом, может видеть последовательность между событиями, способен усматривать причины, сравнивать сходные явления и связывать настоящее с будущим. Человек силой разума сближается с другим человеком, образовывает объединения людей. Для человеческой природы подходит все простое и истинное.

Кроме желания искать истину, человеку свойственно и желание первенствовать, главенствовать. Повиноваться же человек будет лишь тому человеку, который способен наставить его, обучить действиям ради общей пользы. Кроме человека, никакие другие существа не могут замечать соразмерности частей, понимать красоты. Из того, что мы ищем разумом, и создается нравственно-прекрасное, свойственное только мудрым людям.

Как писал Платон, мы рождены на свет не только для себя. На наше существование имеют претензии наши друзья, наше отечество. Люди рождаются ради людей, чтобы служить общим интересам. Мы обмениваемся услугами, своим трудом и способностями связываем общество. Основанием справедливости является верность, которую можно было бы назвать правдивостью в словах и в принятых на себя обязательствах. <…>

Да, нравственно прекрасные поступки совершаются не силой тела, а силой духа. Все-таки стоит упражнять и тело, чтобы оно могло умело подчиняться разуму, решать поставленные перед ним задачи, уметь переносить лишения. Свойством храброго человека является способность не смущаться при трудностях, не терять присутствия духа, не лишаться рассудка. Если того требуют обстоятельства, необходимо сразиться в смертельном рукопашном бою и кончину героя предпочесть рабству и позору. <…>

Посоветую при счастливых обстоятельствах избегать гордости – не следует проявлять неумеренности как во времена счастливые, так и в дни несчастий. Это будет признаком ничтожности характера. Всегда в жизни, что бы ни случилось, имейте одно и то же выражение лица. А еще более умеренным следует быть тем, кто занимает высокое положение.

Даже при обстоятельствах счастливых не забывайте прибегать к советам друзей. Никогда не слушайте зато советов, даваемых вам потворщиками, льстивыми и лживыми.

Поговорим теперь о нравственной красоте и рассмотрим вопросы уважения людей, умеренности, соблюдения во всем меры. Помните, что все справедливое подобает, а все несправедливое – позорно.

Итак, следует к каждому человеку проявлять уважение. Почему? Потому что если ты станешь пренебрегать мнением, составленным о себе каждым человеком, то тебя можно будет назвать не только заносчивым, но попросту нравственно падшим. Но отделяйте справедливость по отношению к людям от уважения. Справедливость требует не оскорблять людей, а уважение стремится не ранить их самолюбия.

Каждый наш поступок не должен быть замешан на поспешности, небрежности. Нельзя совершать ничего такого, чего нельзя было бы потом оправдать. Все стремления наши нужно подчинять разуму, вот тогда-то и может засиять свет умеренности.

Стремления, буквально переливающиеся через край, являются теми, которые не сдерживаются разумом. Они и переходят всякую границу. Взгляните на лица людей, распаленных гневом, страстью, на просто взволнованных людей. Ведь у этих людей весь облик изменяется.

Вот тут-то и кроется наша обязанность: уметь сдерживать, успокаивать все свои стремления, тренировать в себе тщательность, чтобы не допускать себя до опрометчивых поступков. Помните, что природа породила нас не для развлечений и шуток, но для дел значительных. Впрочем, шутки тоже можно допускать, но не более чем, к примеру, сон. К тому же шутки наши должны быть скромными.

Когда мы рассматриваем вопрос об обязанностях, следует всегда помнить превосходства природы человека над природой животных. <…> Нужно помнить о двойной роли, возложенной на нас природой. Первая роль заключается в обладании нами разумом, из которого проистекает все нравственно прекрасное. Это – общая всем нам роль. Вторая же роль – особенная, принадлежащая каждому из нас в отдельности, ведь в душевном складе людей так много особенного. Каждый должен быть верен своей душевной природе, но только не недостаткам. Поступайте так, чтобы не противиться своей природе, но и не идти наперекор природе, свойственной всем людям.

В ранней молодости каждому из нас пришлось определить будущую стезю деятельности. В большинстве случаев мы следуем наставлениям родителей, другие слушают суждения толпы и следуют ее примеру, делая то, что считается прекрасным во мнении толпы. И крайне редко можно встретить таких людей, которые, обладая дарованиями, образованием, начинают размышлять о том, какой же путь им выбрать.

Помните, что при выборе жизненного пути необходимо предусмотреть дорогу, позволяющую оставаться верным себе на протяжении всей жизни, то есть нужно принимать во внимание свойства своей натуры, поскольку натура куда более надежна, постоянна, чем судьба.

Разным возрастам свойственны и разные обязанности: молодым – одно, старым – другое. Долгом юноши является почитание тех, кто старше их. Но из них юноше следует выбрать наиболее уважаемых, мудрых, чтобы опираться на их знания и авторитет. Молодость страдает отсутствием знаний, а опыт стариков позволяет ей руководствоваться их советами.

Нужно еще стараться оберегать от страстей юный возраст, упражнять дух и тело в труде, тренировке, чтобы потом, когда придется исполнять воинский и гражданский долг, можно было рассчитывать на воспитанную в юношах настойчивость.

Теперь давайте поговорим с вами о распорядке. Нужно уметь все ставить (что делается и говорится) на свои места, а для этого надо знать, что такое умеренность. Умеренность же нужно понимать как умение выбирать время, подходящее для выполнения тех или иных действий.

В действиях нам надо соблюдать порядок, позволяющий все подгонять одно к другому, в жизни и в речи. К примеру, совершенно неуместно, говоря о важном, серьезном деле, пользоваться словами, годными лишь для пирушек. Расскажу, как однажды Перикл и Софокл занимались исполнением государственных обязанностей, и вдруг Софокл увидел мальчика, проходившего мимо: «Какой красивый мальчик!» – заметил он вслух. Перикл же ему на это ответил: «Это верно, но при исполнении должности тебе не следовало бы давать воли своим взорам».

Итак, подобно тому, что музыкант, играющий на флейте или на лире, способен услышать даже малейшую фальшь, так и в жизни нужно наблюдать за тем, чтобы в наших поступках не явилось какого-либо разлада. Будем судить о правильности нашего поведения и по тому, как воспринимают нас люди, – хмурятся или смеются, печальны они или молчаливы. А особенно оценивать свои поступки, пользуясь чужим примером, так как чужие просчеты мы замечаем лучше, чем свои. Порой не худо бы обратиться за советом и к ученым людям. <…>

…Нравственная красота имеет четыре источника: познание, общественное начало, великодушие и самообладание. Так вот, обязанности, которые своей основой тлеют общественное начало, больше соответствуют природе, чем те, что своим источником имеют познание.

Созерцательное познание нельзя назвать полным, если за ним не последует какое-то действие. А действие более всего заметно, когда оно касается охраны людских интересов. <…>

У всех людей должна быть одна цель – польза для каждого человека в отдельности и для всего общества. <…>

Сама природа заставляет человека желать добра для другого человека уже потому, что он – человек. <…>

Разум требует от людей, чтобы они не делали ничего коварного, притворного, лживого. Велико значение слов: «Честным людям нужно поступать честно, без обмана! Да не буду я обманут тобой и не понесу убытка из-за своего доверия к тебе!»

 

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7