Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Специальные законодательные акты




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет экстремальной психологии

 

РЕФЕРАТ

на тему

«Законодательные нормы деятельности психолога»

 

Выполнил:

Студентка гр. Эп-4.1

Рой Любовь

 

Москва 2012

Содержание

1. Введение

2. Общеобязательные законодательные акты

3. Специальные законодательные акты

· Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

· Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об оперативно-розыскной деятельности"

· Кодекс об аминистративных правонарушениях РФ

· Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

· Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

· Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

· Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"



· Психологическая служба в таможенных органах

· Закон г. Москвы "О психологической помощи населению в городе Москве"

 


Введение

На этапе современного развития общества, в условиях его конфликтности и стрессогенности всё большую и значимую роль приобретает работа психолога. Она связана как с осуществлением государством своих функций по осуществлению, охране и защите прав граждан, так и с частной практикой, осуществляемой психологами в фирмах и организациях. Ввиду немалозначительности своей работы, психолог опирается на определенные нормативно-правовые акты, которые можно разделить на законодательные акты, акты подзаконного нормотворчества (приказы, распоряжения, информационные письма органов исполнительной власти), локальные нормативно-правовые акты. В данном реферате речь пойдет о законодательных актах, которые приняты в форме федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и которыми должен руководствоваться психолог в своей деятельности.

 

Общеобязательные законодательные акты.

Прежде всего следует отметить то, что свою деятельность психологи осуществляют в форме трудовой деятельности, а значит, общие нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере труда распространяются так же и на психологов. К ним относятся прежде всего Конституция Российской Федерации, а так же Трудовой кодекс Российской Федерации, которые устанавливают права и обязанности работника и работодателя, социальную защиту работников, трудовой распорядок, оплату и нормирование труда, условия работы отдельных категорий работников, обязанности работодателя по созданию для рабочих приемлемых условий труда, порядок и сроки защиты трудовых прав. В том случае если законодательством субъекта предусмотрены должности психологов в государственной гражданской службе, и психолог состоит на данной должности, то его деятельность регулируется так же и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Здесь находят свое закрепление правовой статус гражданского служащего, порядок поступления, прохождения государственной гражданской службы, увольнение, порядок рассмотрения индивидуальных жалоб и иные вопросы связанные с прохождением данной службы.

В зависимости от сферы деятельности психолога его пенсионное обеспечение регулируется следующими федеральными законами:

· Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (работа в частных организациях, фирмах),

· Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (работа в государственных учреждениях и органах),

· Федеральный закон «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» («Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ….»[1].

 

Все вышеперечисленные законодательные акты имеют общий характер и применяются как отдельными гражданами так и психологами, но ввиду своей специфики, кругу регулируемых общественных отношений, любая трудовая деятельность опирается на данную законодательную базу.

 

Специальные законодательные акты

Более подробно следует остановиться на специальных законах, которые применяются по отдельным вопросам и направлениям осуществления деятельности психологов, которые связаны именно с их исключительной компетенцией по кругу вопросов, которые могут быть разрешены только ими, по которым государство на законодательном уровне закрепило их обязательное участие.

В государственной сфере роль психологии очень важна. Практически любая процессуальная деятельность государственных, правоохранительных органов напрямую или косвенно связана с заключением специалистов, лиц которые ввиду своей профессиональной компетенции способны давать свои заключения по определенным вопросам. Правовое регулирование экспертиз, а именно судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы регулируется Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Объектом регулирования данного Закона является экспертная деятельность как вид профессиональной деятельности. Закон закладывает правовые основы экспертной деятельности, то есть регламентирует общие вопросы судебных экспертиз и является основным источником правового регулирования всей судебно-экспертной деятельности.

Данный Закон также определяет основные направления экспертной деятельности - функции эксперта-психолога в рамках различных видов судопроизводства. Однако о четком различии направлений экспертной деятельности, например, в рамках административного или уголовного процесса сложно. Основное направление деятельности эксперта в рамках любого вида судопроизводства - проведение специальных исследований представленных на экспертизу объектов для разрешения поставленных следователем (заказчиком экспертизы, судом, инспектором) вопросов.

Конкретные вопросы проведения экспертиз по уголовным, гражданским (в том числе и арбитражным), административным делам регламентируются соответствующим законодательством, определяющим порядок осуществления правосудия по указанным видам судопроизводства: УПК РФ, ГПК РФ, , а также, частично, КоАП РФ. Экспертное заключение представляется в письменной форме. Реализуется путем разрешения вопросов, являющихся элементом обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Необходимо учитывать, что психолог при проведении экспертизы обязан отвечать строго на поставленные вопросы. Лишь в отдельных, указанных в законе случаях, возможно дать более широкий, развернутый ответ, чем требуется в поставленном компетентным органом вопросе.[2]

 

Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности",

Определенную роль законодатель отводит психологу в уголовном судопроизводстве, а именно в общественных отношениях, связанных с привлечением несовершеннолетних к уголовной ответственности за совершенное ими преступление. Участие психолога необходимо практически на всех стадиях уголовного процесса, как на предварительном расследовании, так и на стадии судебного разбирательства.

Знания в области подростковой психологии необходимы при разоблачении несовершеннолетних, подозреваемых во лжи, самооговоре, или даче ими правдивых показаний. Сотрудники органов внутренних дел, не имея специальной подготовки, сталкиваются в ходе расследования уголовных дел с конкретными практическими проблемами.

Опытные следователи считают, что психологически сложно получить правдивые показания от участников устойчивой группы несовершеннолетних. Все участники такой группы утверждают, что преступление совершали спонтанно, как бы всем "в голову пришла вдруг идея", которую оставалось лишь воплотить. Даже при даче правдивых показаний несовершеннолетний стремится уменьшить свою роль в совершенном преступлении, упускает какие-то незначительные, на его взгляд, обстоятельства по делу.

Правовой основой использования психологических методов активизации памяти (гипнорепродукционного опроса) в России является Закон N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В соответствии со ст. 6 этого Закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся опросы, наводятся справки, используется помощь специалистов, обладающих техническими или иными специальными знаниями. Каких-либо ограничений в отношении несовершеннолетних не существует применительно к действию данного Закона.

Несовершеннолетние свидетели, потерпевшие, подозреваемые в силу неполного сформирования и потенциально легко травмируемой психики могут забывать криминалистически значимую информацию. В таких случаях возникает необходимость использования при проведении оперативно-розыскных мероприятий психологических методов активизации памяти. В частности, гипнорепродукционного опроса и нейролингвистического программирования (НЛП) как варианта щадящего метода опроса по активизации памяти.

Участие специалиста-психолога в ряде случаев является обязательным условием. Допрос несовершеннолетнего имеет свою специфику, что позволило законодателю посвятить вышеназванному следственному действию специальную статью - ст. 425 УПК РФ. В главе 50 УПК РФ содержатся статьи, составляющие суть особого уголовно-процессуального производства - производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

В ч. 3 ст. 425 УПК РФ, закреплено требование об обязательном участии педагога или психолога при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Здесь говорится, что "в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно".

Кроме всего вышеперечисленного, психолог, как специалист может быть вызван в зал судебного заседания в соответствии со ст.т 58,251,270 УПК РФ. В том случае если он проводил экспертизу по уголовному делу может быть вызван для ответа на возникшие у суда вопросы по проведенной им экспертизе (ст. 282 УПК РФ).

 

Роль психологов в гражданском процессе менее значима. В соответствии с гражданским процессуальным кодексом допрос несовершеннолетних свидетелей возможен с обязательным участием педагога, а не психолога. При признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным проводится судебно-психиатрическая экспертиза. (ст. 283 ГПК РФ)

 

Кодексом об административных правонарушениях РФустановлено, что при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. (ч.4 ст. 25.6 КоАП РФ).

 

Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Согласно письму Минобразования РФ от 5 апреля 1993 г. N 63-М "О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями":

· направление детей и подростков на медико-педагогическую комиссию осуществляется по инициативе учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения с согласия родителей либо иного законного представителя, а также по инициативе родителей либо иного законного представителя;

· направление детей и подростков в специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии производится органами управления образованием на основании заявления родителей либо иного законного представителя и заключения медико-педагогической комиссии;

· перевод ребенка из специального (коррекционного) учреждения в общеобразовательное учреждение осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии;

· перевод ребенка из специального (коррекционного) учреждения в специальное (коррекционное) учреждение другого вида осуществляется органами управления образованием на основании заявления родителей либо иного законного представителя, заключения медико-педагогической комиссии;

· перевод обучающегося, воспитанника специального (коррекционного) учреждения в класс для детей со сложным дефектом данного учреждения производится с согласия родителей либо иного законного представителя на основании заключения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы на протяжении не менее года установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием умственной отсталости.[3]

В данную медико-педагогическую комиссию в соответствии со ст. 42 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" входят: психолог, педагог, врач психиатр.

 

Особую группу Федеральных законов составляют законы которые закрепляют права граждан на психологическую помощь вообще, а так же в определенных сложившихся тяжелых условиях.

Так, в ст. 19 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" говорится, что социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе (см. ст. 20 ФЗ) с терроризмом, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством России, а также средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не имеется даже оговорки о необходимости оказания (поддержки) психологической помощи гражданам.

В Федеральном законе от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" в ст. 6 конкретно перечислены такие меры безопасности, как: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. Законодатель не учитывает такой наиважнейший элемент, как оказание психологической помощи (поддержки).

В настоящее время основным документом по вопросам оказания непосредственной психологической помощи граждан в России является уже рассматриваемый нами Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В целях реализации данного Закона и совершенствования специализированной помощи лицам с психическими расстройствами, возникающими в чрезвычайных ситуациях, Приказом Минздрава России от 24 октября 2002 г. N 325 утверждено Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Данный документ обязывает:

- организовать и развивать услуги по оказанию психологической помощи населению;

- анализировать на уровне субъектов РФ о состоянии работы по организации психологической и психиатрической помощи граждан в ЧС.

А также в документе рекомендуется органам управления здравоохранением осуществлять на период ЧС психологическую и психиатрическую помощь пострадавшим. Активизировать работу по использованию действующих служб: телефонов доверия, кабинетов социально-психологической помощи, отделений кризисных состояний, врачебных и фельдшерских бригад скорой психиатрической помощи.

При этом не конкретизируются виды ЧС, а также проведение данной работы во взаимодействии с психологами правоохранительных органов, скажем, МЧС России или МВД России. Или же Приказ Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 г. N 281н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" конкретно определяет порядок психологической поддержки безработного.[4]

 

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»устанавливает, что психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. (п.3 ст.7 данного закона). В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. (п.3 ст. 14) Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях. (п.4 ст.15)

 

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1021)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7