Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТСКОГОКОМПЛЕКСА




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 15

Тема 10 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТСКОГОКОМПЛЕКСА

Эффективность предприятий гостинично-туристского комплексав общем виде определяют как отношение результатов его деятельности к затратам, направленным на качественное достижение этих результатов.

Под эффективностьюпонимают:

♦ определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);

♦ соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому показателю;

♦ числовую характеристику удовлетворительности функционирования;

♦ вероятность выполнения целевых установок и функций;

♦ отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.

 

Показатели измерения эффективности хозяйствования предприятия на основе затрат (3) и результатов (Р):

♦ показатель вида Р/3 характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

♦ отношение 3/Р означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигаемого результата;

♦ разница Р-3характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами;



♦ показатель вида - 3)/3 дает оптимальную величину эффекта;

♦ показатель - 3)/Р отражает удельную величину эффекта, приходящуюся на единицу получаемого результата.

Анализ эффективностихозяйственной деятельности туристского (и гостиничного) предприятия является прерогативой высшего звена принятия управленческих решений, связанных с определением цены услуги (турпродукта), масштабов и направления деятельности, замены оборудования или использования новой информационной технологии.

Основными задачамианализа эффективности являются:

♦ оценка хозяйственной ситуации;

♦ выявление факторов и причин достигнутого состояний;

♦ подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

♦ выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Положительный экономический эффект — это экономия,

отрицательный — убыток.

Одним из видов экономического эффекта (при повышении качества и надежности предоставленных услуг) является предотвращенный убыток, то есть не возникший отрицательный экономический эффект (этот эффект иногда называют экономией).

Вместе с тем анализ затрат, методов их распределения, составление и контроль выполнения смет, калькулирование себестоимости тура или гостиничных расходов, определение порога рентабельности и реализации туристской и гостиничной продукции — все эти вопросы являются лишь начальным этапом анализа общей эффективности деятельности организации, функционирующей на рынке туристских услуг.

Таблица 18.3.Направления и цели анализа эффективности различных заинтересованных групп в сфере гостинично-туристского бизнеса

 

Группа Вклад в организацию Вид интереса Параметры анализа
Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовые результаты, устойчивость положения
Заимодавцы Заемный капитал Проценты Ликвидность
Администрация Знания, компетентность Оплата труда, карьерный рост Все аспекты деятельности фирмы
Персонал Труд (работа) Заработная плата и отчисления на социальные нужды Эффективность хозяйственной деятельности
Партнеры Предоставление услуг (продуктов) Цена услуги (товара) Финансовое состояние
Покупатели (клиенты, потребители услуг) Покупка услуги (товара) Цена услуги (товара) Финансовое состояние (надежность компании), характеристики услуги (товара)
Налоговые органы Инфраструктура предприятия Налоги Финансовые результаты

 

В литературе выделяют следующие обобщенные системы целей организаций ГТК:

♦ выживание в условиях конкурентной борьбы;

♦ избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

♦ лидерство в борьбе с конкурентами;

♦ рост экономического потенциала;

♦ рост объемов производства и реализации;

♦ максимизация прибыли;

♦ минимизация расходов;

♦ рентабельность и т. д.

Выделяют следующие виды эффективности:

потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);

результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);

затратную (отношение затрат к достигнутым результатам).

Если потребностную ), результативную (Р) и затратную (3)эффективности выразить отношениями Д/П, Р/Ц и Р/3, то комплексному понятию эффективности соответствует выражение:

Э = Ц/П X Р/Ц X Р/3.

Эффективность управления предприятием определяется путем сопоставления эффекта, то есть результата, полученного в системе, с затратами, связанными с достижением данного результата.

Оценка эффективности управления в российской экономике базируется на:

♦ критериях эффективности управления;

♦ показателях эффективности затрат на управление;

♦ обобщающих показателях эффективности управления;

♦ частных показателях эффективности управления;

♦ показателях соотносительности управленческих и производственных ресурсов.

 

Направление определения эффективности управления:

♦ анализ и оценка организационно-технических мероприятий по совершенствованию управления;

♦ определение общего эффекта, созданного совокупным работником; ШЙ

♦ определение доли эффекта системы управления в общем эффекте организации ГТК;

♦ определение результатов деятельности функциональных подразделений.

 

Процесс определения эффективности управления – это взаимосвязанные этапы, включающие оценку достижения цели, достижение эффекта.

На первом этапе выявляется качественная и количественная определенность критерия эффективности управления. Достижение цели служит качественной, а величина социально-экономического эффекта — количественной характеристикой критерия эффективности управления ГТК.

На втором этапе оценки определяется эффективность затрат на управление.

На третьем этапе определяется эффективность управления имеющимся потенциалом. Показатели формируются на базе обобщающих показателей эффективности использования производственных и управленческих ресурсов и удельных (приведенных) затрат на управление.


Семинар

10.2. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА

 

Для предприятий гостинично-туристского комплекса в литературе выделяют специфические показатели оценки экономической эффективности, которые, как правило, связаны с загрузкой номерного фонда.

К таким показателям можно отнести коэффициент заполняе-мости гостиницы К3, который может выражаться как в процентах, так и в относительных единицах (0 < К3 < 1) и рассчитывается по формуле:

где QK-H — общее количество реализованных номеров (койко-но-чей);

Qk-m — число номеров (койко-мест), предложенных к продаже;

Т — количество дней в отчетном периоде, за который рассчитывается данный показатель (как правило, за год).

Поскольку в гостиничных предприятиях доля постоянных затрат высока, то, чем ближе коэффициент заполняемости гостиницы к единице (гостиница полностью заполнена), тем большую прибыль может получить гостиница.

Однако в силу разнообразных причин (технических, санитарных и т. п.) не все номера могут быть готовы к использованию в течение определенного периода. Поэтому для расчета общего располагаемого номерного фонда гостиницы на практике используется показатель максимально возможного и фактического количества номеров (койко-ночей).

Максимально возможный номерной фонд (мощность) Фтах — это произведение общего количества номеров (койко-мест) на число дней в году, в течение которых они могут использоваться:

где QГ, Qc — число номеров (койко-мест) круглогодичного и сезонного использования соответственно; Тг, Тс — число дней в году и число дней сезонного использования соответственно.

Фактический номерной фонд — это фактически возможное количество номеров (койко-мест), которое может использоваться в течение данного временного периода, умноженное на количество используемых дней.

Коэффициент заполняемости К3 гостиницы можно рассчитать, используя формулы расчета точки безубыточности:


где ZnocT — средние постоянные затраты на один номер (койко-место), руб.; Znep — переменные затраты на один номер (койко-место), руб.; //ед — цена номера (койко-места), руб. (при различной стоимости номеров необходимо использовать среднюю цену номера).

Для оценки эффективности работы службы портье по продаже номеров при различной их стоимости можно применить показатель средней цены продажи гостиничного номера среднесуточной

СТОИМОСТИ Цср.г.н.:

где Vн.ф. — выручка (доход) от реализации номерного фонда; Qпр — общее количество проданных номеров. '

Чем выше уровень загрузки гостиницы, тем выше может быть средняя цена продажи гостиничного номера, то есть средняя цена продажи номера зависит от уровня заполняемости гостиницы.

Важнейшим показателем эффективности функционирования гостиницы является показатель загрузки Кср, обозначающий среднее количество гостей на один проданный номер:

где Nчел — общее число гостей, проживающих в гостинице в данном расчетном периоде.

Для более четкого представления о качественной стороне загрузки номерного фонда можно применить показатель, называемый процентом двойной загрузки Кд.з. (на практике его называют также процентом многократной загрузки). Процент двойной загрузки показывает долю номеров, занятых более чем одним человеком:

Этот показатель рассчитывают в гостиницах с разным количеством мест в номерах при оценке потребности в персонале (например, горничных) на конкретный период. Широкое применение в гостиничном бизнесе имеет показатель процента занятости койко-мест Кк:

Где Qз.к., Qc.k.число занятых и свободных кроватей соответственно.

Данный показатель весьма полезен при определении эффективности работы персонала гостиницы, поскольку полная его загрузка будет осуществляться только при 100-процентном заполнении гостиницы.

Другой показатель, который также характеризует эффективность работы персонала гостиницы, — доходная ставка на одного клиента (доход на одного гостя от реализации номерного фонда за определенный период) Дед:

Где Vн.ф. — общая выручка от номерного фонда.

Для оперативного управления службой горничных и определения оптимального режима их работы применяется показатель, определяющий среднюю загрузкугорничной:

где Qубр — среднее количество убранных номеров в день; Qзан — количество занятых номеров; n — количество горничных/смен. Поскольку гостиница оказывает и определенный дополнительный набор услуг, то также рассчитывается эффективность работы персонала по выполнению данных услуг, например, в питании:

где ДQпит — доход от продажинапитков и продуктов в расчете на один номер; ДШТ — общий доход от продажи напитков и продуктов; Qразм — число номеров, выделенных под размещение.

Все приведенные показатели рассчитываются за конкретный период, который определяется исходя из производственно-управленческой необходимости, и способствуют оценке экономической эффективности предприятий гостинично-туристского комплекса.


Дополнительный материал:

Виды эффективности:

· Внутренняя эффективность (производительность) предприятий определяется на основе соотношения ресурсов (затрат) с объемом реализации туров, количеством продаваемых номеров;

· Внешняя эффективность учитывает структуру потребностей и степень удовлетворения ее предприятием ГТК. По мере насыщения рынка при управлении эффективностью предприятия одной из главных задач становится сбалансированность эффективности использования ресурсов и привлекательности турпродукции (услуг) для потребителей или, иначе, внутренней и внешней эффективности.

Анализируя систему показателей эффективности в отечественной науке и практике, выделяются следующие группы (табл. 18.4).

Таблица 18.4.Система показателей эффективности, применяемая в отечественной практике производства и управления производством.

Прибыльность различных видов услуг может существенно различаться, что не вызывает, тем не менее, стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода лежит распространенная система ценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс надбавка».

Другим направлением деятельности предприятия и руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта услуг. Обосновывается это тем, что размеры предприятия в большей степени, нежели прибыльность, определяют статус и положение менеджеров (заработную плату, роль в обществе) и руководства предприятия. В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности предприятия в целом распространен показатель «доход на акцию». Для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала».

Условия хозяйственной деятельности гостиниц различны и с учетом этого должна быть построена система оценки их деятельности. Качество показателей определяется двумя главными факторами. Первый относится к теоретической обоснованности показателей, второй — к фактической базе. Первый фактор заключается в том, чтобы показатели были образованы на основе глубокого анализа. Он связан преимущественно с сущностью, качественной особенностью показателей. Второй фактор состоит в том, чтобы показатели были образованы на базе полной, достоверной, сравнимой и своевременной информации.

Система показателей должна объективно соответствовать реальным природно-производственным и социально-экономическим условиям функционирования объекта. Для этого нужна упорядоченная, приведенная в соответствие система показателей. На переходный период она должна обеспечить быструю приспособляемость предприятий к изменениям, высокую гибкость и адаптивность всех элементов системы, автономность и экономичность функционирования предприятий в целом и их структурных подразделений. Главными принципами организации и управления деятельностью предприятий гостинично-туристской сферы в условиях рыночной экономики являются: адаптивность, гибкость, синхронизация, автоно-мизация, коммерциализация, интеграция, автоматизация.

Для их реализации необходимы:

♦ организация туристских услуг путем формирования гибкой системы скидок, введения элементов, обеспечивающих взаимодействие с внешней средой (службы маркетинга, торговые дома, магазины, сервисная сеть, экспериментальные туры). Важное значение приобретает совершенствование организации самой услуги в: функциональном аспекте — развитие различных элементов и систем обеспечения качества туристской продукции, маркетинговое обеспечение и т. п.;

♦ развитие системы управления путем активного использования стратегического планирования, внедрения интегрированных систем оперативного управления, формирования пакета услуг, формирования планов деятельности на основе комплексного изучения рынка, учета стратегических и тактических целей, компьютеризации и новейших систем бронирования;

♦ совершенствование организации труда и обучение персонала в области профессиональной и общеэкономической подготовки (отношения собственности, организационно-правовые основы, финансы, производительность, ценообразование и т. п.).

Эффективность работы гостиничных предприятий зависит от:

♦ качества целеполагания, то есть соответствия планируемых целей требованиям внешней среды, возможностям предприятия, интересам предприятия на рынке туруслуг;

♦ силы и направленности мотиваций, побуждающих членов ГТК к достижению целей;

♦ адекватности выбранных стратегий поставленным целям;

♦ объема и качества вовлекаемых в разработку турпакета финансовых ресурсов.

Три первых фактора характеризуют стратегический аспект эффективности работы предприятий ГТК, последний — тактический.

В мировой практике управления используют следующие характеристики понятия успешной деятельности ГТК:

эффективность — степень, в которой процессы удовлетворяют ожидания и нужды потребителей. Синоним эффективности — качество. Эффективность можно определить также как выпуск нужной продукции в нужном месте, в нужное время по нужной цене. Это степень реализации целей организации;

производительность — степень, в которой происходит минимизация ресурсов с целью достижения эффективности (эта эффективность понимается у нас как экономическая);

адаптивность — гибкость процессов с целью приспособления к будущему, изменение в ожиданиях потребителей и сегодняшних особенностей, а также соответствия требованиям потребителей. Это позволяет процессам удовлетворять нужды сегодняшнего дня и будущих требований. Адаптивность — это очень важная сфера в достижении конкурентного преимущества на рынке.

Для обеспечения эффективности туристских услуг рекомендуют определять потребности и ожидания потребителей (клиентов), выражать их в измеримых величинах, определять методы сбора необходимой информации и ее использование для удовлетворения потребностей и ожиданий (экспертные оценки, динамика предпочтений в зависимости от сезона и возраста клиента и т. д.).

Из трех ключевых требований к процессу оказания услуг — эффективность, производительность и адаптивность — последнее намного труднее измерить, но именно на это потребители реагируют в первую очередь, поскольку у многих из них быстро меняются вкусы и потребности. Адаптируемые процессы должны быть легко изменяемыми с целью удовлетворения новых нужд потребителей и снижения производственных издержек. Но при этом усовершенствованный процесс должен функционировать лучше, чем исходный.

Понятие «эффективность гостинично-туристского комплекса» отражает следующие ее свойства:

целеполагание,связанное со способностью в рамках системы общественных ценностей формировать цели в соответствии с предъявляемыми потребностями. Выбор показателей и критериев для целеполагания зависит от того, ориентируется ли предприятие на директивные указания, спрос населения, зарубежных партнеров;

целеобеспечение.Средства достижения цели должны быть социально одобренными в данной общественной среде. Это дает чувство безопасности, уверенности, удовлетворенности работникам предприятия ГТК, что особенно актуально на современном российском рынке туристских услуг, сокрушаемом скандальными закрытиями отдельных фирм. К этому же свойству можно добавить факторную обусловленность или характеристику поддержания пригодности и привлекательности туристской продукции или гостиничных услуг для потребителя, предоставление больших возможностей и скорости их реализации и приспособления продукции, процессов к внутренним и внешним факторам, запросам и изменениям. Это — способность туристского предприятия преодолевать неблагоприятные и использовать благоприятные внешние условия. Свойство целеобеспечения можно раскрыть через наличие разнообразных туров, наработанную систему скидок, через технический уровень (возможности резервирования мест в гостиницах и бронирования билетов), качество и текучесть кадров, возможность обновляемости турпродукции и т. п.;

экономичность раскрывается через соотношение признанных обществом результатов и потребленных или примененных ресурсов; через соответствие ресурсов, которые следовало бы потребить и израсходованных; через показатели прибыльности. Экономичность может оцениваться через критерий и показатели производительности труда, материальных ресурсов, капитала, прибыльности и рентабельности, выполнения норм расхода ресурсов;

адаптивность. Соответствие особым требованиям потребителей раскрывается через сложную систему потребительских оценок и конкуренции. Свойство адаптивности основано на выработанных в ходе анализа возможностях приспособления отдельных структурных параметров и элементов системы к новым условиям среды и задачам туристской сферы.

Эффективность деятельности в условиях формирования рынка туристских услуг (и его насыщения) в разрезе и в совокупности указанных выше свойств должна раскрываться через критерии и показатели, специфичные для каждого гостиничного предприятия.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (759)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7