Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели экономической эффективности менеджмента



2015-12-06 4889 Обсуждений (0)
Показатели экономической эффективности менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическая эффективность менеджментавыражает экономическую сущность управленческих отношений. Это, по су­ществу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресур­сов), отражающихся в значениях переменных (показателей).

В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:

где Р – результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);

З – затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).

Использование данного подхода требует прежде всего оп­ределения первой, результирующей составляющей эффективно­сти управления, т. е. результатов этой деятельности, ее продук­та.

Однако выделить его в чистом виде, осуществить прямое из­мерение практически невозможно. Дело в том, что эти результаты не выступают в форме специ­фических вещественных результатов. Конечным продуктом собственно труда по управлению можно считать совокупность управленческих решений, но не самих информационных реше­ний, а осуществленных решений, т. е. реализованных исполни­телями.

Таким образом, результаты управленче­ской деятельности проявляются лишь опосредованно - в ре­зультатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др.

Вторая, затратная составляющая эффективности управле­ния организацией представляет собой соответствующие трудо­вые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспе­чивающие содержание и функционирование системы управле­ния и используемые в процессе управления. Эти затраты не свя­заны напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. Совокупные издержки на управле­ние являются частью издержек производства (коммерции).

За­траты на управление объективно определяются содержанием, объемом, масштабом реализуемых тем или иным конкретным субъектом функций управления, уровнем научной организации управленческого труда, технологией осуществления процессов управления, мастерством хозяйственных руководителей и др. Они оказывают существенное влияние на результаты деятель­ности организации.

В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работ­ников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления (рис. 9).

Таким образом, при первом рассматриваемом, подходе к определению эф­фективности управления существует два основных метода исчис­ления показателей эффективности:

1.Первый метод и соответственно показатель, характери­зующий эффективность управления предприятием - затратный. Он опирается на соотношение общего или конеч­ного результата деятельности предприятия к совокупным расхо­дам на управление:

где Эм- эффективность менеджмента;

Ру- расходы на управление;

П- результат деятельности предприятия. В качестве его можно использовать тот или иной показатель деятельности (до­ходы, объем производства, товарооборот и др.) или конечный (финансовый) результат деятельности предприятия - чистую (не­распределенную) прибыль.

Показатель Эмговорит о том, сколько рублей, к примеру прибыли, получает предприятие на 1 руб. затрат на управление.

2.Второй метод оценки эффективности менеджмента - ре­сурсный, выражает соотношение общего или конечного резуль­тата деятельности предприятия к величине использованных ре­сурсов, например численности работников аппарата управления:

где Эм - эффективность менеджмента;

П - результат деятельности предприятия;

Ку - численность административно-управленческого пер­сонала (можно использовать только численность кадров управления).

Рис. 9. Схема классификации расходов на управление

 

Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

Следует заметить, что достоверность показателей эффек­тивности возрастает, если при анализе форм эффективности ме­неджмента учитывается ее динамический аспект:

· Во-первых, характеристики социальных и эконо­мических процессов не остаются неизменными во времени.

· Во-вторых, разные варианты мероприятий имеют разнонаправлен­ную по периодам динамику результатов и затрат.

· В-третьих, су­ществуют временные сдвиги (лаги), оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений.

В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесо­образно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. При этом имеет место "динамическая" эффективность менеджмента.

Динамический показатель эффективности менеджмента мд) можно представить следующим образом:

 

где Пп, Пб- конечные показатели (к примеру, прибыль) предпри­ятия соответственно в данном и базисном годах;

Руп, Руд- расходы на управление соответственно в данном и базисных годах.

Коэффициент Эмдпоказывает, на сколько рублей за рас­сматриваемый период изменяется конечный показатель (при­быль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он от­ражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

Динамику экономической эффективности менеджмента ха­рактеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффек­тивности менеджмента( Э), выраженный в процентах:

где Э1и Э2 - экономическая эффективность управления предпри­ятием соответственно в базисном и данном годах.

Приведенные динамические показатели целесообразно рас­считывать также при осуществлении коренных изменений систе­мы управления организацией, при сравнении различных вариан­тов совершенствования системы управления.

Рассмотренные показатели эффективности менеджмента являются частными, а не обобщающими в оценке уровня функ­ционирования системы управления. Если их ухудшение за счет роста численности аппарата управления сопровождается сниже­нием уровня издержек обращения, то это свидетельствует о по­вышении эффективности деятельности организации, а значит, и повышении эффективности управления ею. А относительное снижение расходов на управление не всегда свидетельствует о повышении его эффективности. В конечном счете, эффективность управления организацией сводится к общим социально-экономическим показателям, результатам ее деятельности.

Частные показатели эффективности менеджмента также за­трудняют получение исчерпывающей однозначной оценки эф­фективности управления организацией из-за разнонаправленности их действия. Все это вызывает необходимость поиска прием­лемого интегрального показателя. Такой показатель должен отве­чать следующим требованиям:

· отражать конечные целевые результаты хозяйственной дея­тельности предприятия;

· показывать степень достижения этих результатов;

· фиксировать уровень управленческих затрат на достижение предприятием поставленных целей.

Этим требованиям в значительной мере отвечает инте­гральный, или обобщающий, показатель экономической эффек­тивности менеджмента (Эи),который можно представить сле­дующим образом:

где С - производительность труда;

Н - рентабельность;

Е - частный (затратный) показатель эффективности управ­ления (отношение прибыли к расходам на содержание системы управления), называемый экономичностью системы управления.

Данный интегральный показатель экономической эффек­тивности менеджмента соизмеряет эффективность хозяйственной деятельности организации с уровнем экономичности системы управления. Таким образом, интегральный показатель в отличие от ча­стного характеризует эффективность использования нескольких важнейших примененных и потребленных организацией ресур­сов. Поэтому он занимает ведущее положение в рамках системы показателей эффективности управления.

Тем не менее, использование интегрального показателя, ка­ким бы комплексным он ни был, не в состоянии отразить всех сторон такого многогранного явления, как эффективность ме­неджмента. В связи с этим интегральный показатель требует до­полнения рассмотренными ранее частными показателями.

 

 

Невозможность определения результатов непосредствен­но управленческой деятельности, а также потребность выявле­ния влияния этой деятельности на ту или иную сторону дея­тельности организации или на использование определенных видов ресурсов вызывают необходимость использования наря­ду с указанными ряда экономических показателей, в той или иной мере характеризующих эффективность управленческой деятельности. К таким показателям можно отнести, в частно­сти, следующие.

Экономическую эффективность управленческого персонала (Еп):

где Эпр- годовая экономия за счет прироста прибыли;

Зу - суммарные годовые затраты на управление.

гдеА1, А2- годовой объем реализуемой продукции соответствен­но до и после рационализации работ в управлении;

С1, C2- затраты на рубль реализуемой продукции соответ­ственно до и после рационализации работ в управлении;

П1- прибыль от реализуемой продукции до внедрения ра­ционализации работ в управлении.

Годовая выработка управленческого персонала ( ):

где Отп- годовой объем товарной (валовой) продукции;

Чу- среднесписочная численность управленческого персо­нала, чел.

Соотношение численности работников управления и всего персонала организации (К1):

где Чп- численность промышленно-производственного персонала. Отношение фонда заработной платы работников управле­ния к общему фонду заработной платы организации (K2):

где Вуи Вп- фонды заработной платы соответственно работни­ков управления и всего персонала организации.

Соотношение стоимости основных фондов системы управ­ления и предприятия в целом (K3):

где Фуи Фпр- среднегодовая стоимость основных фондов соот­ветственно системы управления и предприятия в целом.

Коэффициент затрат на управление на единицу выпускае­мой продукции или оказываемых услуг (Кзп):

 

где Оп - количество или объем выпускаемой продукции (оказы­ваемых услуг).

Коэффициент затрат на управление (К4):

 

где 3- общие затраты организации; Зу- затраты на управление.

Кроме того, эффективность менеджмента организации мо­гут характеризовать:

• удельный вес административно-управленческого персо­нала в общей численности работников;

• удельный вес расходов на оплату труда управленческих работников в общем объеме заработной платы;

• удельный вес расходов на управление в общих издерж­ках;

• прибыль (доход) в расчете на одного работника аппарата управления;

• управленческие расходы в расчете на 1 млн руб. произве­денной продукции или товарооборота;

• объем реализации услуг, приходящийся на 1 млн руб. управ­ленческих затрат;

• сумма прибыли (дохода), приходящаяся на 1 тыс. руб. управ­ленческих затрат и другие показатели.

Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эф­фективности менеджмента и перечисленных характеристик сис­темы управления позволяет диагностировать систему управле­ния, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования.

Важное практическое значение имеет оценка экономиче­ской эффективности проведенных и предполагаемых мероприя­тий по совершенствованию системы управления предприятием торговли или сферы услуг.

Так, в случаях, если известны затраты на данное конкрет­ное мероприятие по совершенствованию системы управления предприятием и полученные от этого экономические результаты, целесообразно годовую экономическую эффективность (прирост прибыли -Эр)от внедрения мероприятиярассчитывать по фор­муле:

где Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономиче­ской эффективности, принят равным 0,15 как межотраслевой;

Зе - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятия по совершенствованию системы управ­ления, руб.;

Эо - годовой прирост прибыли от внедрения мероприятия по совершенствованию системы управления, руб.

Целесообразность внедрения мероприятия определяется не только величиной годового прироста прибыли, но и временем, в течение которого окупаются затраты на внедрение мероприятия. При этом факти­ческий срок окупаемости единовременных затрат на внедрение мероприятия определяется по формуле

 

где Т - срок окупаемости единовременных затрат на внедрение мероприятия, лет.

Весьма перспективным для оценки эффективности управления является подход, в основу которого кладется со­поставление достигнутых результатов деятельности организа­ции и ее системы управления с запланированными, т. е. с по­ставленными целями.

В этом случае эффективность управле­ния следует количественно выражать степенью достижения поставленных перед системой управления целей (плана, про­граммы) или степенью приближения к ним. При этом предпо­лагается, что планы и программы были напряженными и науч­но обоснованными.

Эффективность управления при таком подходе можно ха­рактеризовать через сопоставление фактических и плановых зна­чений показателя цели управления(Д):

где Еп- планируемый показатель цели управления, соответст­вующий оптимальному алгоритму;

Еф- фактическое значение показателя цели управления, обеспечиваемое реальной системой.

При этом принимается, что эффективность функциониро­вания системы управления тем выше, чем меньше разность Еп - Еф. Поэтому эффективность управления Эуможно характе­ризовать некоторой функцией F от Д.

При этом, экономическая эффективность менеджмента, несмотря на высокую значимость для теории и практики управления, требует дополнения социальной составляющей - эффективностью управ­ленческой деятельности.



2015-12-06 4889 Обсуждений (0)
Показатели экономической эффективности менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели экономической эффективности менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4889)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)