Методические указания по решению задач. Условие задачи переписывается с методических указаний дословно
Условие задачи переписывается с методических указаний дословно. Числовые значения с таблицы 2.3 переносятся в условие задачи согласно варианту. При решении задачи необходимо давать пояснения, описывая последовательность проводимых расчетов. Заключительная часть задачи должна состоять из конкретного ответа на поставленный в условии вопрос. Например: « У водителя автомобиля была техническая возможность избежать наезда на пешехода путем экстренного торможения, потому что ...» и т.д. Если при решении задачи были использованы какие либо данные из справочников, необходимо ссылаться на источник. При проведении расчетов округление данных коэффициентов и т.п. недопустимо, т.к. приведет к серьезным погрешностям и ошибочным выводам . Нижеприведенные номера формул и ссылки на таблицы взяты из учебника «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий» ..Илларионов В, А., М., Транспорт, 1989 г. В конце работы следует указать, какая литература была при этом использована, поставить свою подпись и дату.
Ситуация № 1 Прежде всего следует преобразовать скорость автомобиля в м/с. По формуле (3.17) определяется остановочный путь автомобиля, т.е. расстояние пройденное автомобилем с момента реагирования водителя на опасность до полной его остановки. Составляющие Т можно найти в таблице (Приложение В), а значение замедления вычислить, используя коэффициент сцепления колес с дорогой. Сравнивая видимость в направлении движения с остановочным путем автомобиля, делается вывод о выбранной водителем скорости движения.
Ситуация № 2 Скорость автомобиля следует преобразовать в м/с. По формуле (3.17) определяется остановочный путь автомобиля. Значения отрезков времени, составляющих Т выбираются из таблицы (Приложение В). Остановочное время автомобиля определяется по формуле (3.18). Значение замедления автомобиля следует вычислить, используя коэффициент продольного сцепления колес с дорогой. Вывод делается при сравнении остановочного пути с расстоянием до препятствия.
Ситуация № 3 Начальную скорость автомобиля следует определять по формуле: Принято считать, что t11 = 0,5t1, т.к. времени на принятие решения о растормаживании требуется меньше, чем на принятие решения о торможении. Вычислить замедление автомобиля при движении накатом можно, используя значение коэффициента сопротивления качению. Среднее замедление составляет половину суммы замедлений в процессе торможения и движения накатом jcp=0,5(jH+j); Значение замедления автомобиля в процессе торможения находят используя коэффициент сцепления колес с дорогой, или выбирая его из таблицы (Приложение В) с учетом классификации транспортных средств (Приложение Б). Из условия задачи можно сделать вывод о том, что остановочный путь автомобиля в конкретном случае состоит не из четырех отрезков, как это обычно бывает при торможении, а из шести, т.к. в наличии S5 - путь автомобиля за время оттормаживания и S6 - путь движения накатом до полной остановки. Путь автомобиля за время оттормаживания можно определить по формуле: где Vк - скорость в конце оттормаживания. Опытным путем установлено, что t5 в среднем равно 0,3 с при гидравлическом тормозном приводе и 1,5…2,0 с при пневматическом. Путь движения накатом после оттормаживания: Вместе с тем, S6 можно определить по формуле Следовательно: Решая это уравнение, получаем квадратное уравнение с одним неизвестным (VK). I где дискриминант D=в2~-4ac, а искомый VK, т.е х равен определяем скорость в конце оттормаживания. Далее определяется скорость в начале оттормаживания После этого в наличии имеются все данные, чтобы определить по приведенной выше формуле начальную скорость автомобиля.
Ситуация №4 При переменном коэффициенте сцепления начальная скорость автомобиля определяется по формуле (3.33), с учетом замедлений на первом и втором участках. Время нарастания замедления для конкретной категории транспортного средства, а также значения замедлений на первом и втором участках выбираются из таблицы (Приложение Г). С учетом того, что автомобиль движется с полной нагрузкой, замедление на втором участке будет ничтожно малым, в пределах единицы. Если длина следов юза на первом и втором участках соответствует базе автомобиля, для определения начальной скорости автомобиля следует использовать формулу (3.38).
Ситуация № 5 Скорость в начале следообразования определяется по формуле (3.21). Замедление для конкретной категории транспортных средств следует выбрать из таблицы (Приложение В) или вычислить, используя данные коэффициенты сцепления колес с дорогой. Начальная скорость автомобиля определяется по формуле: Принято считать, что из-за движения на подъем в момент выключения сцепления при торможении замедление нарастает мгновенно, до значения jH после чего автомобиль движется с отключенным двигателем в течение времени (t1”+t2). Замедление при этом остается постоянным и равным. По истечении времени (t1”+t2) тормозная система включена и замедление автомобиля за время t3 увеличивается от jH до j. Учитывая, что автомобиль движется на подъем, мгновенное значение замедления [формула (3.7)] вычисляют с учетом суммарного сопротивления движению. Для упрощения расчетов, вместо коэффициента суммарного сопротивления движению можно использовать коэффициент сопротивления качению ( f). Для асфальтобетонного покрытия в хорошем состоянии он в пределах 0,007…0,015. Учитывая, однако, что автомобиль движется на подъем, ψд= f ± i где i - кривая в продольном профиле дороги, измеряемая в промилях. Принято считать, что 10‰=1%=0,01. Замедление в момент движения накатом jH= ψд·g. Среднее замедление составит половину суммы замедления в момент движения накатом и замедления в процессе торможения. Время на протяжении которого замедление нарастает, может быть установлено по данным таблицы (Приложение В). В наличии все данные для определения начальной скорости автомобиля. Скорость по истечении 2 с. с момента реагирования водителя на появившееся препятствие может быть установлена по формуле: Если сумма отрезков времени от момента, когда водитель увидел препятствие и до начала следов юза на асфальте (t1 + t2 + t3) меньше 2 с, это значит, что автомобиль уже движется в заторможенном состоянии и tx это разница, между большим и меньшим числами.
Ситуация № 6
Вначале следует преобразовать скорость движения автомобиля в м/с. Удаление автомобиля от места наезда на пешехода совпадает с его перемещением с момента возникновения опасной обстановки до наезда. Следовательно Sуд Vп =Va Sп Это равенство дает возможность определить удаление автомобиля от места наезда на пешехода с момента возникновения опасной обстановки. Для определения пути, пройденного пешеходом с момента возникновения опасной обстановки и до наезда на него, необходимые данные имеются в условии задачи. Остановочный путь автомобиля следует определить по формуле (3.17). Суммарное значение Т определяется путем сложения потерь времени на реакцию водителя, на запаздывание тормозного привода и половины времени нарастания замедления. Эти значения выбираются из таблицы (Приложение В) с учетом категории транспортного средства (Приложение Б). Замедление определяется по формуле (3.13), или берется из той же таблицы. Вывод делается путем сравнения удаления автомобиля от места наезда на пешехода с остановочным путем. Если удаление окажется большим чем остановочный путь, это свидетельствует о том, что водитель имел техническую возможность предотвратить наезд, но по каким-то причинам не смог этого сделать.
Ситуация № 7
С учетом того, что наезд на пешехода произошел тогда, когда автомобиль двигался в заторможенном состоянии, его удаление от места наезда следует установить по формуле (5.15). Начальная скорость автомобиля определяется по формуле (3.22). Необходимые для этого данные выбираются из таблицы (Приложение В). Скорость автомобиля в момент наезда на пешехода может быть определена по формуле Для определения пути, пройденного пешеходом с момента возникновения опасной обстановки и до наезда на него, необходимые данные имеются в условии задачи. Остановочный путь автомобиля следует определить по формуле (3.17). Суммарное значение Т определяется путем сложения потерь времени на реакцию водителя, на запаздывание тормозного привода и половины времени нарастания замедления. Эти значения выбираются из таблицы (Приложение В) с учетом категории транспортного средства (Приложение Б). Вывод делается путем сравнения остановочного пути автомобиля с его удалением от места наезда на пешехода.
Ситуация № 8 Вначале следует преобразовать скорость автомобиля в м/с. В условии задачи имеются необходимые данные для определения расстояния, которое проехал велосипедист от границы опасной зоны до наезда на него На какое расстояние за это время переместился автомобиль, следует определить по формуле (5.38). Расстояние между автомобилем и велосипедистом в момент возникновения опасной обстановки, т.е. расстояние конкретной видимости велосипедиста SB=Sa-SB·cosα; Далее определяется остановочный путь автомобиля по методике, описанной в ситуациях №№ 6,7. Сравнивая остановочный путь автомобиля с расстоянием видимости велосипедиста, делается вывод о возможности или невозможности избежать на него наезда путем применения экстренного торможения.
Ситуация № 9 Скорость автомобиля преобразуется в м/с. Расстояние, которое прошел пешеход до удара об автомобиль, в условии задачи. Время движения пешехода в поле зрения водителя определяется по формуле (5.11), после чего оно сравнивается с временем, необходимым для приведения в действие тормозной системы автомобиля. Это время определяется по методике, описанной в ситуациях №№ 6,7. Если окажется, что tB ПЗ>Т, это значит, что водитель действовал неправильно, т.к. не использовал для предотвращения ДТП имевшихся у него возможностей. Удаление автомобиля от места наезда на пешехода определяется по формуле (5.10). Длина остановочного пути определяется по методике, описанной в ситуациях №№ 6,7. Сравнивая эти показатели, делается вывод о том, была ли у водителя техническая возможность избежать наезда на пешехода путем применения экстренного торможения, или такой возможности у него не было.
Ситуация № 10 Перемещение автомобиля после наезда на пешехода равно здесь SЮ - перемещение автомобиля после пересечения линии движения пешехода. Скорость автомобиля в момент наезда на пешехода определяется по формуле (3.28). Скорость автомобиля перед торможением, т.е. начальная скорость определяется по формуле (3.22). Далее следует вычислить удаление автомобиля от места наезда на пешехода по формуле (5.15а). Остановочный путь автомобиля определяется по методике, описанной в ситуациях №№ 6,7. Сравнивая удаление автомобиля с его остановочным путем, делается вывод о возможности предотвращения наезда на пешехода. Разница между удалением автомобиля и остановочным путем, при положительном ее значении, это то расстояние, которое не доехал бы автомобиль до линии движения пешехода, если бы водитель вовремя применил экстренное торможение. Зная из условия задачи скорость пешехода и пройденный им путь, устанавливается время, затраченное им на преодоление этого пути. Время движения автомобиля до наезда на пешехода Разница между временем движения пешехода и временем движения автомобиля до линии следования пешехода, при ее положительном значении, есть не что иное, как просроченное водителем время для торможения.
Приложение А Таблица A.1 -Дифференцированные значения времени реакции водителя
*Для расчета максимально допустимой скорости и минимально допустимой дистанции.
Приложение Б
Таблица Б. 1 - Классификация транспортных средств
Приложение В
Таблица В.1 – Экспериментально-расчётные значения параметров торможения транспортных средств в не гружённом (снаряжённом) состоянии на асфальто- и цементобетонном покрытии
* В числителе - для автомобилей с усилителем, в знаменателе - без усилителя.
Приложение Г Таблица Г.1 - Экспериментально-расчетные значения параметров торможения транспортных средств в нагруженном состоянии
Приложение Д Таблица Д.1 - Координаты центра масс некоторых АТС
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экспертиза ДТП. Иларионов В.А. Учебник для вузов. -М.: Транспорт, 1989. - 255 с: ил. 2. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Научно-практические рекомендации. Пальчукова Л.С, Бобрик П.П., Давидов П.Г., Коваль Н.Г. Под ред. Селезнева В.Ф. Донецк: УМВД ДИВД МВД Украины, 2000. -234 с. 3. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность, движения.-М.: Транспорт, 1989. - 287 с.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (977)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |