ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
РИТОРИКА Учебно–методический комплекс для студентов очной и очно-заочной форм обучения (030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»)
Москва 2011 Автор Брадецкая И.Г., канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия.
Рецензент Кузнецова Т.Е., канд. пед. наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Риторика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр», составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования. Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол №13 от 10 мая 2011 г.) Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № 2 от 19 октября 2010 г.)
© Брадецкая И.Г., 2011 © Российская академия правосудия, 2011
Содержание Введение…………………………………………………………………………..4 Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6 Тематический план…………………………………………………….………… 6 Программа курса ………………………………………………………….……...7 Тематический план семинарских занятий…………………..…………….........10 Планы семинарских занятий………………………………………………........ 11 Методические рекомендации по изучению и организации самостоятельной работы студентов…………………..…………19 Контрольное задание ............................................................................................20 Список рекомендуемой литературы……………………………………………21 Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………22 Приложение 1…………………………………………………………………….24 Приложение 2…………………………………………………………………….25 Приложение 3 ……………………………………………………………………27
ВВЕДЕНИЕ
Программа учебной дисциплины «Риторика» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр», и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения, ведущего подготовку студентов по специальности 03.05.01 (65) Юриспруденция. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход. Так в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)». Современные требования к профессиональной подготовке юристов также ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего правоведа. На наш взгляд, можно выделить следующие коммуникативные компетенции выпускников: - способен вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; - способен вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; - способен идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему. Формирование перечисленных выше компетенций осуществляется в процессе освоения программы курса «Риторика». Риторика – наука об эффективном, результативном речевом взаимодействии. Центром ее является общающийся человек, который действует в различных коммуникативных ситуациях. Юридическая деятельность имеет свою специфику, специалисты данной сферы должны демонстрировать адекватное речевое поведение (зачастую в конфликтных ситуациях) и решать профессионально значимые задач. Очень важно, чтобы современный юрист был риторически образован, знаком как с историей зарождения и развития риторических знаний, так и с достижениями неориторики. Актуальность курса «Риторика» – в повышении речевой культуры будущих юристов, в овладении приемами убеждения, технологией подготовки публичных выступлений. В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека. Цель курса:сформировать и развить коммуникативно-речевую компетенцию, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных для деятельности юриста речевых ситуациях. Именно поэтому в результате изучения дисциплины студент должен: получить представление: · об истоках и важнейших этапах развития ораторского искусства; · о красноречии как виде искусства; · о традициях древнерусского красноречия, о первых русских учебниках; · о нравственных основах судебной речи; · об общих принципах управления аудиторией; · о невербальной риторике; · о технике речи; знать: · базовые понятия современной риторики; · основоположников античной риторики, российской риторической школы; · античный риторический идеал; · виды красноречия, в том числе особенности судебного красноречия; · лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи; · особенности защитительной и обвинительной речей. · этапы классического риторического канона; · «общие места» (топы, топосы) как смысловые модели. · назначение планов и их виды; · риторические тропы, риторические фигуры и их роль в речи; · основные виды аргументов; · план риторического анализа публичного выступления; уметь: · анализировать тексты античных ораторов; · различать основные виды красноречия; · анализировать речи известных судебных ораторов прошлых столетий; · пользоваться вербальными и невербальными приемами ораторского искусства судебных ораторов России; · описывать предмет речи; · использовать основные стратегии повествования; · рассуждать, опираясь на классический образец речи- рассуждения (хрию); · пользоваться языковыми средствами контакта и воздействия на аудиторию; · решать риторические задачи, учитывая при этом особенности речевой ситуации: участников, характер отношений, цели, обстоятельства и т.д.; · аргументировать свою позицию; · управлять своим голосом и готовить речевой аппарат к работе; · следить за собственным дыханием и дикцией; · определять необходимый темп речи; · анализировать и оценивать свое и чужое публичное выступление; · прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать риторические средства убеждения в ходе публичного общения с оппонентом. Изучение программного материала рассчитано на 72 часа, из которых 34 часа – это аудиторные занятия, 38 часов - самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия. В ходе изучения дисциплины «Риторика» студенты должны выполнить 1 контрольную работу. В соответствии с требованиями стандарта, 20% аудиторных занятий (7 часов) должны проводиться в активных и интерактивных формах, в курсе «Риторика» это публичные выступления (1 час), риторические тренинги, творческие работы по составлению речей под руководством преподавателя (2 часа), работа с жанром презентации и интервью (2 часа), а также итоговый «Конкурс ораторского искусства»(2 часа). Общая трудоемкость дисциплины – 2 дидактические единицы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММА КУРСА
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |