Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответственность несовершеннолетних. Наказание



2015-12-06 775 Обсуждений (0)
Ответственность несовершеннолетних. Наказание 0.00 из 5.00 0 оценок




В Конвенции ООН о правах ребенка ( ст.1 ) и Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ( правило 2.2а ), дано определение понятия "несовершеннолетний", отвечающий соответствующим правовым системам и концепциям государств- членов сообщества: несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от форм ответственности, применимой к взрослому.

Возрастные пределы несовершеннолетия зависят от правовой системы и, естественно, от экономических, социальных, политических и культурных особенностей государства.

По Российскому Уголовному кодексу и Модельному уголовному кодексу для государств – участников СНГ[12] уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с шестнадцати лет, а с четырнадцати – за преступления, перечень которых указан в ст. 20 УК РФ. В ст.22 Модельного уголовного кодекса этот перечень ограничен четырнадцатью составами преступлений.

Указанные возрастные границы уголовной ответственности несовершеннолетних определены с учетом всех аспектов развития личности и на основе конституционных, социальных и гражданских прав несовершеннолетних, например, связанных с эмансипацией ( ст.27 ГК РФ ), наступление частичной дееспособности с четырнадцати до восемнадцати лет ( ст. ст. 26, 28 ГК РФ ). Кроме того, получение паспорта Гражданина Российской Федерации по достижении четырнадцатилетнего возраста[13] юридически свидетельствует о социально - правовой зрелости и молодого человека, позволяющей делать сознательный выбор между правомерным и преступным поведением.

Во всех современных системах уголовного судопроизводства юридическую базу отправления правосудия по делам несовершеннолетних составляют нормы уголовного и уголовно - процессуального права.

В Минимальных стандартах правилах ( 7.1) перечислены основные процессуальные гарантии: презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, иметь адвоката, право на отказ давать показания, право на очную ставку со всеми свидетелями, на апелляцию и др. Эти важные элементы справедливого и беспристрастного суда признаны в документах международного уровня: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и др.

В российском законодательстве предусмотрено право на презумпцию невиновности, которым обладает каждый, в том числе несовершеннолетний, кому предъявлено обвинение в совершении преступления, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом и установлена вступившим в законную силу приговором. Это основополагающий принцип, закрепленный в Конституции РФ ( ст.49). Бремя доказывания возлагается на обвинение, которое обязано всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела и представить доказательства, достаточные для вынесения обвинительного приговора. При этом любое сомнение в доказательствах интерпретируется в пользу обвиняемого, и он имеет право на освобождение от необходимости оказывать обвинению содействие своим признанием.

По российскому уголовно – процессуальному законодательству участие адвоката обязательно по делам о преступлениях несовершеннолетних ( п.2 ст. 49 УПК ) и даже при отказе подростка от защиты ( п.2 ст.51 УПК ). Адвокат вступает в дело с момента задержания несовершеннолетнего. В качестве защитников, кроме адвоката, могут выступать его близкие родственники ( п.2 ст.49 УПК ). Законные представители могут знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончанию предварительного следствия, если это не идет в ущерб интересам несовершеннолетнего.

Минимальные стандартные правила ( п.12 ) акцентируют внимание на необходимости создания специальных систем правления правосудия в отношении несовершеннолетних, начиная со служб полиции, в целях повышения эффективности предупреждения преступности и борьбы с ней, а также улучшения обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Идея самостоятельности юрисдикции для несовершеннолетних поддерживается юристами международного сообщества, подчеркивающими, что участники судебных процессов: судья, прокурор, социальные работники должны иметь специальную подготовку и разбираться в проблемах юношеской криминологии.

В большинстве стран отправление правосудия по делам несовершеннолетних осуществляется судами по делам несовершеннолетних и семейными судами со смешанной юрисдикцией ( уголовной, гражданской, семейной ), есть и органы так называемого альтернативного вмешательства. Во Франции, например, судебная система имеет три ступени: судья по делам детей. Трибунал по делам несовершеннолетних и суд присяжных по делам несовершеннолетних. Судебные системы претерпевают изменения, их модернизируют. Главная причина этого – общая практически для всех государств – неэффективность правосудия как средства борьбы с преступностью и охраны прав личности. Между тем стабильные судебные системы по делам несовершеннолетних в Австрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Швейцарии за счет включения в юрисдикцию охранно – воспитательных мер.[14]

В России правовое регулирование предварительного следствия по делам несовершеннолетних и отправления правосудия развивалось в русле специализации: первый суд по делам несовершеннолетних был открыт в Петербурге 22 января 1910г. Ко времени Октябрьской революции 1917г. "детские" суды функционировали уже в Москве, Томске, Саратове, Одессе, Киеве, Риге. В их компетенцию входило также уголовное преследование взрослых подстрекателей и судебный надзор за попечительскими детскими учреждениями. Деятельность этих судов оценивалась очень высоко и их отличительными чертами являлось: рассмотрение достаточно широкого круга дел, касающихся несовершеннолетних; избрание судьи по делам этой категории, как любого мирового судьи, населением округа; знание судьей детской психологии, поэтому предпочтительны были на эти должности врачи и педагоги; отсутствие гласности судебного процесса ( разбирательства); отсутствие формального судебного процесса, формального обвинения в совершении преступления; упрощенная судебная процедура, в основном сводившаяся к беседе судьи с подростком при участии попечителя; применение в качестве воздействия попечительского надзора ( по данным статистики – в 70% случаев). По мнению выдающегося русского юриста П.И. Люблинского, главное преимущество таких судов – выполнение ими новых для российской судебной системы функций изучения личности несовершеннолетних преступников и причин совершения ими преступлений. Особое значение он придавал "обследованию каждого случая ранней преступности через особых должностных лиц и социальных работников". Это уже проявление принципа использования неюридических знаний в рамках деятельности судов по делам несовершеннолетних, что является характерным для англосаксонской и континентальной судебных систем запада.[15]

Особенности штрафа, предусмотренного для несовершеннолетних.

Лишение права заниматься определенной деятельностью.

Штраф. В действующем Уголовном кодексе РФ штраф определяется как «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексе» ( ч.1 ст. 46).

Штраф направлен на ограничение имущественных прав осужденного. «Роль штрафа – экономически воздействовать на сознание индивида с целью изменить его волевые установки, отрицательные антиобщественные мотивы поведения».

Штраф может применяться и в качестве основного и в качестве дополнительного наказания. Причем как дополнительное наказание штраф может назначаться только в тех случаях, когда он предусмотрен в санкции статьи УК РФ.

До изменений, внесенных УК РФ федеральным законом от 8 декабря 2003 года предусматривалось, что штраф назначается « в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период».

Для несовершеннолетних штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до шести месяцев ( ч. 2 ст. 88 УК РФ).

В новых редакциях ст.ст 46 и 88 УК РФ законодатель отказался от исчисления штрафа в МРОТ, сохранив при этом возможность его определения в размере заработной платы или иного дохода осужденного. Для несовершеннолетних размер штрафа, определенный в твердой денежной сумме, составляет от одной до пятидесяти тысяч рублей ( ч. 2 ст. 88 УК РФ).

Эти законодательные новеллы получили неоднозначную оценку в научной литературе.

Следует, согласиться с мнением группы российских юристов о том, что «использование абсолютных величин при определении размера штрафа в условиях нестабильной экономики и перманентной инфляции означает, что законодатель регулярно, чуть ли не ежемесячно, должен изменять редакции 30% статей УК РФ. Это объективно невозможно»[16].

В соответствии с ч.2 ст. 88 УК РФ штраф может назначаться как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых: причем штраф, назначенный несовершеннолетнему решением суда может взыскиваться с его родителей или законных представителей с их согласия.

Безусловно, данная редакция нормы о назначении штрафа несовершеннолетнему противоречит основополагающим принципам уголовного права – принципу равенства, принципу личной ответственности, принципу виновной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 5 УК РФ лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина». В этой связи мы поддерживаем предложение С.С. Уткиной о необходимости исключить из ч. 2 ст. 88 УК РФ указание на возможность взыскания штрафа с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего осужденного[17].

Лишение права заниматься определенной деятельностью.

Глава 14 не содержит каких – либо особенностей при применении этого вида наказания к несовершеннолетним, вследствие чего на несовершеннолетних распространяются общие правила применения этого вида наказания.

 

Особенности обязательных и исправительных работ применительно к несовершеннолетним.

Обязательные работы – новый в законодательстве вид наказания, который согласуется с общепризнанными международными стандартами обращения с преступниками.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от учебы или основной работы время бесплатных общественно полезных работ ч. 1 ст. 49 УК РФ). В отношении несовершеннолетних к обязательным работам предъявляется требование их посильности ( ч. 3 ст. 88 УК РФ).

Качественным содержания наказания в виде обязательных работ являются ограничение следующих прав: права на отдых, права на оплату труда, права на свободу выбора оплаты труда.

Количественную сторону содержания наказания можно проанализировать с точки зрения объема правоограничений и их степени.

Объем правоограничений зависит от продолжительности обязательных работ, которая составляет для несовершеннолетних от 40 до 160 часов.

Степень правоограничений выражает, во – первых, интенсивность наказания, т.е. ежедневную занятость осужденного на работах. В соответствии с законом продолжительность данного наказании для несовершеннолетних, не достигших пятнадцатилетнего возраста, составляет от одного до двух часов в день, для несовершеннолетних, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – от 1 до 3 часов в день. Соответственно несовершеннолетние 16 – 17 –летнего возраста могут привлекаться к выполнению обязательных работ на срок до 4 часов в день.

На наш взгляд, необходимо расширять практику применения обязательных работ в отношении несовершеннолетних, поскольку это наказание содержит в себе целый ряд положительных черт: подросток остается в прежнем коллективе, продолжает учиться либо работать, у него сохраняется заработок по основному месту работы. Кроме того, данный вид наказания может быть назначен всем несовершеннолетним, независимо от рода их занятий и материальной обеспеченности.

Но при введении данного вида наказания нужно учитывать специфику личности несовершеннолетнего, его психологические особенности.

 

Исправительные работы. Это основной вид наказания, который назначается несовершеннолетним осужденным , не имеющим основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства несовершеннолетнего на срок до 1 года с удержаниями в течение назначенного срока и заработка несовершеннолетнего от 5% до 20%.

Федеральным законом от 08.12. 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» №162-ФЗ в УК РФ были внесены изменения, касающиеся, в частности порядка назначения исправительных работ. Если до введения в действие этого закона исправительные работы отбывались осужденным по месту основной работы, то теперь исправительные работы могут назначаться только лицам, которые не имеют основного места работы.

Привлечение к исполнению трудовых функций еще не означает, что несовершеннолетний встанет на путь исправления.

Не случайно А.С. Макаренко подчеркивал : «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом»[18].

По мнению И.А. Бушуева, М. Ефимова и А. Шагалова, сущность наказания в виде исправительных работ заключается в активном воспитательном воздействии со стороны производственного коллектива, которое в процессе труда испытывает не себе осужденный[19].

Поддерживая точку зрения указанных авторов о том, что воспитательное воздействия необходимо при отбывании несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ, нельзя согласиться с определением сущности исправительных работ через воспитательное воздействие. Сущностью исправительных работ являются определенные правоограничения, возлагаемые на осужденного.

В этой связи следует признать верным определение, данное А.Т. Ивановой и Н.В. Пискаревой, согласно которому «исправительные работы – это наказание, карательная сущность которого заключается в ограничении в установленном порядке некоторых трудовых и материальных прав и интересов осужденного»[20].

Содержание наказания в виде исправительных работ складывается из следующих правоограничений: 1) факт осуждения виновного несовершеннолетнего лица, т.е. выражения в приговоре отрицательной оценки личности преступника и совершенного им деяния; 2) ограничения в праве выбора места работы; 3) продолжительность отбывания исправительных работ несовершеннолетним; 4)удержания, производимые из заработной платы несовершеннолетнего.

В соответствии с ч.4 ст. 88 УК РФ продолжительность исправительных работ для несовершеннолетних не может превышать 1 года.

В юридической литературе существуют диаметрально противоположные подходы по вопросу о необходимости изменения сроков исправительных работ для несовершеннолетних.

Например Н.Э. Мартыненко предлагает повысить минимальный срок исправительных работ с двух до шести месяцев с тем, чтобы повысить карательное содержание исправительных работ. На наш взгляд, такое изменение привело бы к ограничению возможностей суда по индивидуализации наказания несовершеннолетним.

К. А. Бузанов предлагает предоставить судам право назначать несовершеннолетним исправительные работы на срок до 2 лет, аргументируя это тем, что сокращенные сроки исправительных работ для несовершеннолетних снижают их эффективность[21].

 

 

Особенности ареста и лишения свободы на определенный срок для несовершеннолетних.

Наказание в виде ареста впервые было введено в УК РФ 1996 г.

Сущность данного наказания заключается в содержании осужденного лица в условиях строгой изоляции от общества. Данный вид наказания несовершеннолетним назначается на срок от одного до четырех месяцев. Наказание в виде ареста может быть назначено несовершеннолетнему только в случае достижения им шестнадцатилетнего возраста к моменту вынесения приговора.

Порядок и условия исполнения данного вида наказания регулируются ст.ст. 68 -72 Уголовно – исполнительного кодекса РФ. Несовершеннолетние, осужденные к аресту, должны содержаться отдельно от других осужденных. Причем несовершеннолетние, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость, содержатся отдельно от несовершеннолетних, ранее не осуждавшихся к наказаниям в виде ареста либо лишения свободы.

Применения ареста является методом жесткого интенсивного предупредительного воздействия на несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести.

Жесткость правоограничений, которые налагаются на арестованных, привела к дискуссии о том, к какой категории несовершеннолетних целесообразнее применять этот вид наказания. Ученые разделились на две группы, одна из которых полагает, что арест должен применяться к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести в случае, если ранее они уже подвергались или лишению свободы с применением условного осуждения, или другим мерам уголовно – правового воздействия, не связанным с изоляцией от общества.

По мнению других, наиболее эффективным будет применение ареста к лицам, впервые совершившим преступления. Как пишет А.В. Наумов, «… Арест вполне может применяться в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, которых не зачем лишать свободы на длительные сроки, но вместе с тем необходимо дать почувствовать силу уголовного закона»[22].

Лишение свободы на определенный срок. Ученые по- разному определяют место лишения свободы среди мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. По утверждению А.П. Кондусова, этому наказанию «должно принадлежать ведущее место среди всех иных мер, так кА именно лишение свободы, связанное с коренными изменениями условий жизни и воспитания подростков, способно вызвать такие изменения в их характере, которые необходимы для исправления осужденных»[23].

На наш взгляд, лишение свободы является необходимым рычагом воздействия на тех несовершеннолетних, которых отличает повышенная общественная опасность и в отношении которых применение мер уголовно – правового воздействия не приносит эффективных результатов.

Существует целый ряд факторов, которые по совокупности определяют необходимость назначения несовершеннолетним, в первую очередь, уголовно - правовых мер, не связанных с лишением свободы. Эти факторы можно разделить на три группы: относящиеся к характеристике преступлений, совершаемых несовершеннолетними; относящиеся к характеристике личности виновного; относящиеся к причинам и условиям преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

К первой группе следует отнести:

1. меньший в целом характер общественной опасности преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

2. более широкий круг смягчающих и менее широкий - отягчающих обстоятельств, относящихся к совершенному преступлению;

3. мотивы совершения преступления, определяющиеся возрастом;

4. менее высокий, чем среди взрослых, уровень рецидивной преступности.

Ко второй группе факторов относятся:

1. отсутствие у большинства подростков, совершающих преступления, стойких антиобщественных установок;

2. отсутствие необходимого жизненного опыта;

3. относительно меньшая, по сравнению со взрослыми, зрелость мышления;

4. недостаточная способность оценки конкретной ситуации.

К третьей группе относятся факторы, наличие которых существенно снижает избирательность поведения несовершеннолетних, в связи с чем их устранение могло бы способствовать возвращению подростка к позиции поощряемого социального поведения без применения жестких мер, но с использованием возможностей для социального контроля. Сюда следует отнести:

1. недостатки семейного воспитания;

2. отрицательное влияние ближайшего окружения;

3. недостатки трудоустройства подростков, оставивших школу;

4. провокационное поведение потерпевших[24].

 

Наличие совокупности этих факторов обуславливает более гуманный подход к несовершеннолетним, совершившим преступление, при назначении им меры государственного принуждения.

На наш взгляд, лишение свободы должно назначаться несовершеннолетним только в случае совершения ими тяжких либо особо тяжких преступлений, сопряженных с насилием.

Многие ученые, в частности, М.М. Бабаев, И.С. Юсупов, Е.В. Болдырев, писали о том, что необходимо ограничить возможность применения к несовершеннолетним кратких сроков лишения свободы. Причем краткими эти ученые считают сроки от нескольких месяцев до полутора лет[25].

 

Условное осуждение несовершеннолетних.

В настоящее время одной из основных тенденций уголовно – правовой политики в отношении несовершеннолетних является экономия уголовной репрессии и расширении практики применения мер, не связанных с изоляцией общества.

следует признать точку зрения А.К. Музеника, В.А. Уткина, которые считают, что условное осуждение представляет собой форму реализации уголовной ответственности, выражающуюся в освобождении осужденного от реального отбывания назначенного наказания под определенным условием.

Преимуществом условного осуждения которое является видом освобождения от реального отбывания наказания, заключается в том, что оступившийся несовершеннолетний имеет реальную возможность реабилитировать себя. Вместе с тем сохраняется угроза реального исполнения наказания и продолжается интенсивное воспитательное воздействие на осужденного, способствующее его исправлению[26].

Глава 14 УК РФ не регламентирует порядок применения условного осуждения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, поэтому необходимо руководствоваться общими нормами, предусмотренными ст. 73 УК РФ, учитывая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Условное осуждение может применяться только в случае осуждения несовершеннолетнего к исправительным работам или лишению свободы.

В соответствии с ч.2 ст.73 при назначении условного осуждения суд должен учитывать характер и степень общественной опасности совершенного несовершеннолетним преступления, личность виновного, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства. Кроме того, обязательной оценке подлежат условия жизни семьи несовершеннолетнего.

 


[1] См.: Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 1996. С. 56.

[2] Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в российской Федерации" от 11.08.1994г. № 26-ФЗ направлен на защиту жилищных прав несовершеннолетних и стал препятствовать для негативных последствий приватизации.

[3] Конвенция о правах ребенка провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.89г., вступила в силу и действует на территории России с 15.09.1990г. // Международные акты о правах человека; Сборник документов/ Под ред. В.А.Карташкина, Е.А,Лукашева. М,: Норма-Инфра, 1998. С.306

[4] Ювенальное право: Учебник для вузов. – Воронеж: ВИ МВД РФ, 2005. – С.77.

[5] Мельникова Ю.Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 16.

[6] Таганцева Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. В 2-х т. Т.1 – М., С. 143

[7] Постановление Пленума Верховного Суда РФ №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» ̸̸ ̸ Российская юстиция. 2000. №4.

[8] Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. Правило 17.1 Пекинских правил. ЮНИСЕФ РФ. – М., 1998 .С ?.

[9] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 « О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» ̸̸̸ ̸ Российская юстиция. 2000 № 5. С. 60-61.

[10] Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов. 1978. С.103.

[11]Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов. 1978. С.103.

[12] Далее – Модальный уголовный кодекс.

[13] Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ; Указ Президента РФ от 13.03.97 г. № 232; Положение о паспорте гражданина РФ и Описание бланка паспорта гражданина РФ, Утв. Постановлением Правительства РФ от 8.07.97 г. №828.

[14] См.; Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно – исследовательский проект. М.: Бек, 1995.

[15] См.: Уголовная юстиция; проблемы международного сотрудничества. Международный научно – исследовательский проект. С. 129.

[16] Самый гуманный УК в мире ̸ ̸ Известия. 2003, 6 марта.

[17] Уткина С.С. Уголовное наказание в виде штрафа. Издательство Томского университета, 2004 С. 76 – 77.

[18] Макаренко А.С. Сочинения. Т. V. С.116

[19] Бушуев И.А. Исправительные работы. Госюриздат, 1959.

[20] Иванова А.Т, Пискарева Н.В. Совершенствование правовой регламентации наказания в виде исправительных работ ̸ ̸Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1988 С.36

[21] Бузанов К.А. Особенности назначения наказания несовершеннолетним. Автореф. Диссс. Канд. Юр.наук. М., 2000. С 15.

[22] Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1997. С. 363.

[23] Крндусов А.П. Лишение свободы как вид наказания, применяемый к несовершеннолетним по советскому уголовному праву. Автореф. Дисс. Канд.юрид.наук. Саратов, 1966. С5.

[24] Гаверов Г.С. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников. Иркутск, 1986. С. 113-114

[25] Бабаев. М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968. С.92.

[26] Корягина С.А. Предупреждение преступности несовершеннолетних посредством применения мер уголовно-правового характера, влекущих судимость ( региональная характеристика.) Дисс. … канд.юр.наук. Иркутск. 2004., С. 11 – 112.



2015-12-06 775 Обсуждений (0)
Ответственность несовершеннолетних. Наказание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ответственность несовершеннолетних. Наказание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)