Практика оператора ЭВМ
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности
2 – 40 02 02 "Электронные вычислительные средства"
Отделение электроники
Кафедра информатики
Курс четвертый
Семестр восьмой
Всего аудиторных часов по дисциплине 216
Всего часов по дисциплине 216
Минск, 2009
Составитель: Загумённикова И.Н., ассистент кафедры информатики,
Гордеюк А.В., ассистент кафедры информатики.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры информатики (протокол № ____ от _______________)
Заведующий кафедрой Ю. А. Скудняков
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом МГВРК
(протокол № ____ от _______________)
Председатель НМС С. Н. Анкуда
Пояснительная записка
Цели и задачи практики
Цельюпроведения практики является:
– закрепление знаний, полученных в процессе изучения ддисциплины “Информатика”;
– знакомство со структурой ВЦ, с технологией сбора и обработки информации на ЭВМ;
– освоение работы оператора ЭВМ, получение навыков самостоятельной работы в качестве оператора.
В результате прохождения практики учащиеся должны знать:
- общие сведения об устройстве электронно-вычислительных машин (ЭВМ), персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ), правили эксплуатации ЭВМ (ПЭВМ);
- характеристики носителей информации;
- способы сохранения информации на носителях;
- требования к машинописному оформлению текстов;
- правила машинописного набора;
- виды и принцип работы оргтехники, виды используемых в работе расходных материалов;
- характеристики каналов связи, их назначение и принцип работы, рабочие инструкции и другие руководящие материалы по обработке информации;
- способы структурирования информации на носителях, защиты ее от потери и несанкционированного доступа;
- правила передачи в архив электронных документов;
- виды программ для работы с архивами, их классификация, назначение, возможности;
- способы проверки функционирования ЭВМ (ПЭВМ);
- правила эксплуатации сетевого оборудования.
В результате прохождения практики учащиеся должны уметь:
– набирать тестовые материалы с использованием текстового редактора Word;
– записывать, считывать, копировать информацию с одного носителя на другой;
– выводить информацию на печать;
– использовать оргтехнику (сканер, ксерокс, факс и т.д.);
– обрабатывать информацию на ЭВМ (ПЭВМ);
– вводить информацию в ЭВМ (ПЭВМ) с носителей информации и каналов связи;
– работать с электронными таблицами;
– выполнять работу по тестированию антивирусными программами всех файлов ПЭВМ;
– создавать чертежи в AutoCAD.
Практика оператора ЭВМ может проводиться на учебном ВЦ колледжа, а также на предприятиях и учреждениях, имеющих ЭВМ.
По окончании практики учащиеся получают профессию “Оператор ЭВМ”. Испытания проводятся квалификационной комиссией, в состав которой входят преподаватели колледжа. Учащимся, успешно сдавшим квалификационные испытания, присваивается рабочая квалификация “Оператор ЭВМ” 5 разряда и выдается свидетельство соответствующего образца. Результаты квалификационных испытаний оформляются в виде протокола.
Учебно-методическая карта дисциплины
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий
| Литература
| Форма контроля знаний
|
лекции
| практические (семинарские) занятия
| лабораторные занятия
| упр. самостоятельная работа студентов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение
|
|
|
|
|
|
|
|
| Изучение инструкции по ТБ
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Изучение структуры учреждения, предприятия, места прохождения практики Изучение структуры ВЦ
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Изучение должностных инструкций оператора ЭВМ
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Освоение элементов машинописи по слепому десятипальцевому методу
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Раздел 1 Основы программного обеспечения
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подключение внешних устройств, получение информации о характеристиках компьютера. Понимание сигналов при загрузке компьютера. Планирование собственного информационного пространства.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Аппаратное обеспечение персонального компьютера. микропроцессор. организация памяти в персональном компьютере.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Основные функции и структура программного обеспечения (ПО). Состав ПО. Требования к ПО.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Ознакомление с используемыми на предприятии ОС, изучение существующей конфигурации ОС и работа в одной из них в роли оператора ЭВМ
Системное обслуживание ПК:
– разбиение жесткого диска на разделы;
– драйверы внешних устройств;
конфигурирование системы.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Работа в операционных оболочках, используемых на месте прохождения практики
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Изучение правил и методов хранения информации: создание и ведение архивов
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Выполнение работ по архивации информации и ведению архивов
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Изучение используемых на ВЦ методов антивирусной защиты информации
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Работа с антивирусными программами, обеспечивающими сохранность информации на ЭВМ Создание эталонных системных дискет.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Текстовый редактор MS Word.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Настройка Microsoft Word. Ввод и редактирование текста.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Форматирование документа
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Работа с буфером обмена. Редактор формул. Печать документа.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Работа с таблицами. Построение диаграмм
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Графические объекты. Вставка в документ объектов WordArt, рисунков.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Создание, использование и редактирование стилей, шаблонов. Работа с колонтитулами. Создание оглавления.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Правила ведения и оформления деловой документации
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Сканирование и распознавание текста с помощью редактора Fine Reader
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Раздел 3. Электронные таблицы MS Excel.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Знакомство с Excel. Построение таблиц.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Работа с математическими и статистическими функциями.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Работа с логическими функциями
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Использование списка в качестве базы данных EXCEL
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Создание связных таблиц. Механизмы защиты.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Поиск данных. Получение итогов
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Консолидация данных. Создание сводных таблиц
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Подбор параметра
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Поиск решения.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Раздел 4. Системы автоматизированного проектирования (AutoCAD).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.1 Основные понятия и принципы работы системы AutoCAD
|
|
|
|
|
|
|
|
| Запуск программы AutoCAD. Чертеж в системе AutoCAD
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Настройка системной среды
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Интерфейс программы AutoCAD.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Средства организации чертежа
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Ввод команд. Ввод данных.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Выбор объектов в системе AutoCAD
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| 4.2 Подготовка рабочей среды и создание чертежа-прототипа
|
|
|
|
|
|
|
|
| Команды системы AutoCAD, используемые при создании рабочей среды
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пример создания рабочей среды.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| 4.3 Средства черчения
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Команды вычерчивания линий.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Команды вычерчивания многоугольников.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Команды вычерчивания окружностей, эллипсов и их дуг.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Команды генерации текста.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Команды нанесения штриховок.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| 4.4 Средства редактирования чертежей
|
|
|
|
|
|
|
|
| Команды редактирования. Дополнительное средство редактирования объектов Grips. Редактирование полилиний, штриховки, сплайна, текста
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| 4.5 Нанесение размеров на чертеже
|
|
|
|
|
|
|
|
| Команды нанесения размеров Линейные размеры.Угловые размеры. Размеры дуг и окружностей. Размеры в виде выноски.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Команды редактирования размерного блока. Использование средства редактирования Grips для модификации размеров.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Редактирование размерных стилей. Использование команды PROPERTIES для редактирования размеров.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| 4.6 Дополнительные средства формирования чертежей
|
|
|
|
|
|
|
|
| Работа с блоками и атрибутами. Создание локальных блоков. Создание автономных блоков. Определение базовой точки блока. Определение атрибутов блока.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Редактирование атрибутов. Извлечение атрибутов блока. Вставка блока. Расчленение блока.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Передача объектов между файлами и внутри файла через буфер обмена
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| 4.7 Трехмерное моделирование
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общие сведения. Работа с системами координат. Просмотр объектов в трехмерном пространстве. Средства визуализации.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Моделирование каркасов. Средства построения объектов. Средства редактирования.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Моделирование поверхностей. Средства построения поверхностей.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Средства редактирования трехмерных объектов.
|
|
|
|
| уп, эуп
|
|
|
| Защита отчётов по практике
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационная часть
Содержание лабораторных занятий
№ п/п
| Содержание темы
| Кол-во часов
|
| Введение
|
|
| Изучение инструкции по ТБ
|
|
| Изучение структуры учреждения, предприятия, места прохождения практики Изучение структуры ВЦ
|
|
| Изучение должностных инструкций оператора ЭВМ
|
|
| Освоение элементов машинописи по слепому десятипальцевому методу
|
|
| Раздел 1 Основы программного обеспечения
|
|
| Подключение внешних устройств, получение информации о характеристиках компьютера. Понимание сигналов при загрузке компьютера. Планирование собственного информационного пространства.
|
|
| Аппаратное обеспечение персонального компьютера. микропроцессор. организация памяти в персональном компьютере.
|
|
| Основные функции и структура программного обеспечения (ПО). Состав ПО. Требования к ПО.
|
|
| Ознакомление с используемыми на предприятии ОС, изучение существующей конфигурации ОС и работа в одной из них в роли оператора ЭВМ
Системное обслуживание ПК:
– разбиение жесткого диска на разделы;
– драйверы внешних устройств;
конфигурирование системы.
|
|
| Работа в операционных оболочках, используемых на месте прохождения практики
|
|
| Изучение правил и методов хранения информации: создание и ведение архивов
|
|
| Выполнение работ по архивации информации и ведению архивов
|
|
| Изучение используемых на ВЦ методов антивирусной защиты информации
|
|
| Работа с антивирусными программами, обеспечивающими сохранность информации на ЭВМ Создание эталонных системных дискет.
|
|
| Раздел 2. Текстовый редактор MS Word.
|
|
| Настройка Microsoft Word. Ввод и редактирование текста.
|
|
| Форматирование документа
|
|
| Работа с буфером обмена. Редактор формул. Печать документа.
|
|
| Работа с таблицами. Построение диаграмм
|
|
| Графические объекты. Вставка в документ объектов WordArt, рисунков.
|
|
| Создание, использование и редактирование стилей, шаблонов. Работа с колонтитулами. Создание оглавления.
|
|
| Правила ведения и оформления деловой документации
|
|
| Сканирование и распознавание текста с помощью редактора Fine Reader
|
|
| Раздел 3. Электронные таблицы MS Excel.
|
|
| Знакомство с Excel. Построение таблиц.
|
|
| Работа с математическими и статистическими функциями.
|
|
| Работа с логическими функциями
|
|
| Использование списка в качестве базы данных EXCEL
|
|
| Создание связных таблиц. Механизмы защиты.
|
|
| Поиск данных. Получение итогов
|
|
| Консолидация данных. Создание сводных таблиц
|
|
|
|
|
| Подбор параметра
|
|
| Поиск решения.
|
|
| Раздел 4. Системы автоматизированного проектирования (AutoCAD).
|
|
| 4.1 Основные понятия и принципы работы системы AutoCAD
|
|
| Запуск программы AutoCAD. Чертеж в системе AutoCAD
|
|
| Настройка системной среды
|
|
| Интерфейс программы AutoCAD.
|
|
| Средства организации чертежа
|
|
| Ввод команд. Ввод данных.
|
|
| Выбор объектов в системе AutoCAD
|
|
| 4.2 Подготовка рабочей среды и создание чертежа-прототипа
|
|
| Команды системы AutoCAD, используемые при создании рабочей среды
|
|
| Пример создания рабочей среды.
|
|
| 4.3 Средства черчения
|
|
| Команды вычерчивания линий.
|
|
| Команды вычерчивания многоугольников.
|
|
| Команды вычерчивания окружностей, эллипсов и их дуг.
|
|
| Команды генерации текста.
|
|
| Команды нанесения штриховок.
|
|
| 4.4 Средства редактирования чертежей
|
|
| Команды редактирования. Дополнительное средство редактирования объектов Grips. Редактирование полилиний, штриховки, сплайна, текста
|
|
| 4.5 Нанесение размеров на чертеже
|
|
| Команды нанесения размеров Линейные размеры.Угловые размеры. Размеры дуг и окружностей. Размеры в виде выноски.
|
|
| Команды редактирования размерного блока. Использование средства редактирования Grips для модификации размеров.
|
|
| Редактирование размерных стилей. Использование команды PROPERTIES для редактирования размеров.
|
|
| 4.6 Дополнительные средства формирования чертежей
|
|
| Работа с блоками и атрибутами. Создание локальных блоков. Создание автономных блоков. Определение базовой точки блока. Определение атрибутов блока.
|
|
| Редактирование атрибутов. Извлечение атрибутов блока. Вставка блока. Расчленение блока.
|
|
| Передача объектов между файлами и внутри файла через буфер обмена
|
|
| 4.7 Трехмерное моделирование
|
|
| Общие сведения. Работа с системами координат. Просмотр объектов в трехмерном пространстве. Средства визуализации.
|
|
| Моделирование каркасов. Средства построения объектов. Средства редактирования.
|
|
| Моделирование поверхностей. Средства построения поверхностей.
|
|
| Средства редактирования трехмерных объектов.
|
|
| Защита отчётов по практике
|
|
| Итого
|
|
Содержание индивидуального задания
Индивидуальное задание является составной частью отчета и состоит из 2 частей. Первая часть задания состоит из 3 статей, содержание которых позволяет учащимся наряду с практическими навыками работы в MS Word закрепить теоретические знания по: устройствам, входящим в персональный компьютер, программам для компьютеров и защите от компьютерных вирусов. Таким образом в качестве
1. Устройства, входящие в персональный компьютер (основные блоки, дополнительные устройства, логическое устройство компьютера, микропроцессор, оперативная память, кэш-память, системная шина, накопители информации, мониторы, клавиатура, портативные компьютеры, принтеры и др. устройства). Статья оформляется в соответствии с ГОСТами. Для этого необходимо создать свой стиль, шаблон, а затем применить их к форматированию своей статьи
2. Программы для компьютеров (разновидности программ для компьютеров, системные программы, вспомогательные программы, программы управления локальной сетью, прикладные программы, системы программирования и т.д.) . Статья должна быть оформлена следующим образом: две колонки, зеркальные поля, колонтитулы.
3. Защита от компьютерных вирусов (что такое компьютерный вирус, испорченные и зараженные файлы, вирусы, меняющие файловую систему, «невидимые» и самомодифицирующиеся вирусы, основные методы защиты от компьютерных вирусов, программы-детекторы и доктора, программы-ревизоры, программы-фильтры и т.д.). Статья оформляется в соответствии с ГОСТами. Где присутствуют рисунки, диаграммы (изMS Excel), объекты WordArt.
Вторая часть задания состоит из задачи по поиску решения, выполненная в MS Excel и соответственно оформлена.
Третья часть задания состоит из создания чертежей с помощью AutoCAD и соответственно оформлена