Тема города в лирике Блока
Цикл «Город» (1904 - 1908): (45 стихотворений) Последний день Пётр Поединок Обман «Вечность бросила в город» «Город в красные пределы» «Я жалобной рукой сжимаю свой костыль» Гимн «Поднимались из тьмы погребов» «В высь изверженные дымы» «Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте» «День поблек, изящный и невинный» «В кабаках, в переулках, в извивах» «Барка жизни встала» «Улица, улица» Повесть «Иду - и всё мимолётно» Песенка Легенда «Я вам поведал неземное» Невидимка Митинг «Вися над городом всемирным» «Ещё прекрасно серое небо» «Ты проходишь без улыбки» Перстень-Страданье Сытые «Лазурью бледной месяц плыл» «Твоё лицо бледней, чем было» Незнакомка «Там дамы щеголяют модами» «Передвечернею порою» Холодный день В октябре «К вечеру вышло тихое солнце» Ночь. Город угомонился «Я в четырёх стенах - убитый» Окна во двор «Хожу, брожу понурый» Пожар «На серые камни ложилась дремота» «Ты смотришь в очи ясным зорям» На чердаке Клеопатра Не пришёл на свиданье
Поэзия начала ХХ века зародилась во время одного из самых сложных исторических периодов для нашей страны. События, происходившие в России, не могли не найти отражения в творениях поэтов той эпохи. Разрушение царского режима, стремление к новой, лучшей жизни, строительство новой России – эти и другие важные для того времени темы поднимали в своих стихах многие талантливые поэты. Одним из них был Александр Блок, который с помощью поэзии выражал собственные взгляды на происходящие события. В 1904-1908 годах Блок обратился к новой, ранее не затрагиваемой им, теме – изображению современного города. Лирический герой противостоит «страшному миру» города. Его отторжение жизни северной столицы наиболее ярко выражено в книге «Нечаянная радость» (1907), где стихи о тайнах земли объединены с произведениями на тему города. В этом сборнике показаны два состояния одной души, которая оказывалась то в душной клетке зданий, то в «зелёной ласкающей мгле» свободных пространств. Суета городской жизни и мудрость прозрений на «зелёной поляне» - очень контрастны, но в то же время взаимосвязаны в человеческом сознании и представляют собой, так сказать, звенья внутреннего бытия. Впоследствии Блоком был подготовлен даже целый цикл стихов, который так и назывался – «Город». Поэт постоянно дополнял этот цикл. В результате «Город» вобрал в себя самые различные стихи. Тем не менее, лирический герой цикла остался неизменен, его душа потрясена ужасом жизни, одиночеством. Он мучительно отстранён от действительности. Соприкоснувшись с ней, с её кричащими противоречиями, поэт по-прежнему настойчиво ищет свет и правду. Лирический герой обладает «глазами без век»: они неутомимо смотрят на мир, они видят его пёструю внешность и скрытые за ними людские страдания. Именно такое впечатление производят страшные картины города в стихотворениях «Последний день», «Обман», «В кабаках, в переулках, в извивах…», «Улица, улица…», «Иду – всё мимолётно…». Изображение происходящего здесь неотделимо от переживаний: «оплывший огарок маячил в оплывших глазах», «тени беззвучно спешащих тело продать». Обычный день продажной женщины заканчивается апокалипсической сценой конца мира: в небе - «в разверстой лазури тонкая рука распластала тонкий крест». В женщине на мгновение улавливается оборотень. Таков результат наблюдений лирического героя. Перед нами – «город торговли», куда «небеса не сойдут»; город «мёртвого лика». Но на мгновение грязные дома и улицы освещены небесными светилами и рождают «заманчивый обман». В лирический пейзаж «брошен» закат, «кровью солнца» облиты площади. Либо, наоборот, «всё успокоено» «тихой и торжественной» ночью. Лучи небесные только подчёркивают уродства, высвечивают их. Поётся гимн «дерзкому солнцу, пробивающему путь», «золотой игле», поражающей мглу. Сложным был взгляд поэта на историю города, конкретнее, Санкт-Петербурга («Пётр», «Поединок»). Монарх, заложивший северную столицу на Неве, воспринимался и как сила, победившая «копытом сжатого» Змея (внешних врагов), и как вдохновитель страшной городской действительности. Петербург – детище «весёлого царя», очаг разврата: манящих женских зовов, мужского «лова» наслаждений – всего, что проступает в дыму «зловонного кадила», в «ризе городской гари». Порочная атмосфера передана средствами стремительной смены одного плана другим. От раскрытия образов плотоядной толпы к сущности петербургской жизни, от монументальной фигуры Медного всадника к двойственной роли Петра I. В стихотворении «Ночное дыхание свободы» нарисован образ тягостного сомнения. Оно ещё определённее высказано в стихотворении «Вися над городом всемирным…». Но и темная стихия страшит, так как она не созвучна с красотой возрождения природы:
И если лик свободы явлен, То прежде явлен лик Змеи, И ни один сустав не сдавлен Сверкнувших колец чешуи.
В сборнике «Город» много стихов, рождённых заботой о будущем. Именно поэтому с темой города тесно связана тема революции. Мир меняется под действием происходящих событий, и они неминуемо отражаются как на внешнем облике города, так и во внутренних механизмах, им управляющих. В этих стихах звучит неприятие обыденщины, «довольных малым». С особой силой это сделано в стихотворениях: «Я вам поведал неземное…», «Незнакомка», «Там дамы щеголяют модами». В первом разрыв между лирическим героем и его бездуховным окружением венчается гневными словами:
Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор.
В стихотворении «Незнакомка» повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, разочарованном в окружающей его жизни, о его стремлении освободиться от неё. Блоку был близок Брюсов отношением к городской культуре, её противоречиям, чувством близящегося крушения мира насилия. Но неприятие городской культуры, быта «страшного мира» опиралось у Блока на отвлечённые, подчас мистически окрашенные образы. В своих стихах поэт нарисовал не просто город, он сделал город-символ, город как живое существо, перемалывающее людские души и выбрасывающее их в темноту обыденщины.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |