Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Социально-экономическое развитие России в пореформенный период




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эпоха великих реформ

19 февраля 1855 г. на престол вступил старший сын Николая I - Александр II Николаевич (1855 - 1881 гг.)

Ещё до вступления на престол Александр Николаевич был хорошо знаком с делами высшего военного и гражданского управления.

В первый день восшествия на престол Александр Николаевич был одушевлён самым искренним намерением сделать всё для устранения недостатков русской жизни.

В день коронации 26 августа 1856 г. была дарована амнистия декабристам, 9000 человек получили освобождение от полицейского надзора, был закрыт цензурный комитет, было отменено ограничение числа студентов университетах, был разрешён выезд российских подданных за границу, многих николаевских сановников Александр II отправил в отставку.

По сравнению с жестким николаевским правлением это была новая политика. Поэт Ф.И. Тютчев назвал её словом оттепель.

Александр II был намерен искоренить недостатки русской жизни. Главным недостатком он считал крепостное право. К этому времени идея отмены крепостного права получила широкое распространение в "верхах": правительстве, среди чиновничества, дворянства, интеллигенции. Александр II крепостное право также считал величайшим злом и решил его уничтожить.



Между тем это была одна из сложнейших проблем, доставшихся Александру II в наследство. В стране было 25 млн. крепостных крестьян. Крепостное право слагалось на Руси веками - с 1497 г. по 1649 гг.- и было тесно связано с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. Мир вокруг русского крестьянина не менялся веками. Теперь крестьянина нужно было освободить от опеки помещика, дать ему личную свободу. Нужно было решить сложнейшую задачу:

· с землёй или без земли освобождать крестьянина;

· за чей счёт наделять его землёй - у государства такого количества земли не было.

Причины отмены крепостного права

В исторической науке существуют различные мнения относительно причин, которые заставили самодержавие пойти на отмену крепостного права. В советский период господствующей являлась точка зрения, что крепостное право себя изжило: не заинтересованность крестьян в результатах своего труда, ужесточение эксплуатации в помещичьих имениях вели к заметному застою и деградации сельского хозяйства. Доходность помещичьих имений падала. Крепостное право тормозило развитие производительных сил в сельском хозяйстве, мешало развитию промышленности и торговли. Это привело к росту социальной напряжённости на рубеже 50-х - 60-х гг. XIX в. Социальная напряжённость выразилась в подъёме крестьянского движения и выступлениях радикальных общественных деятелей - Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Вследствие этого в 60-х гг. в России сложилась революционная ситуация. По мнению В.И. Ленина, революционная ситуация не переросла в революцию, так как в России тех лет не было революционного класса. Революционные силы были настолько слабы, что, проведя буржуазные реформы, правительство смогло снять революционную ситуацию.

Основные положения другой точки зрения заключаются в том, что крепостное право далеко не исчерпало своих возможностей, антиправительственные выступления были крайне слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофа России не грозили. Главной бедой русского крестьянина в то время было не отсутствие земли и свобод, а разболтанность, нежелание работать, уход в другие религии. Но, сохраняя крепостное право, Россия могла выбыть из числа великих держав. Крестьянская реформа была вызвана в первую очередь внешнеполитическими факторами, необходимостью сохранить статус России как великой державы.

В правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. По свидетельству П.Д. Киселёва, незадолго до своей кончины в беседе о крепостном праве Николай I сказал наследнику: "Гораздо лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу".

И Александр II решился. В начале 1857 г. для подготовки крестьянской реформы был учреждён Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество о своих намерениях, и Секретный комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предпожений о крепостном состоянии». Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. Во всех комитетах развернулась настоящая борьба по вопросу: с землёй или без земли освобождать крестьян. В Западной Европе крестьяне были освобождены без земли, по выражению Ф.М. Достоевского, " в чём мать родила". Царь склонился к мысли, что крестьян нужно всё-таки освободить с землёй.

В начале 1859 г. для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии во главе с Я.И. Ростовцевым. Комиссии стали готовить проект крестьянской реформы. В сентябре 1860 г. выработанный проект реформы был обсуждён депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.

В середине февраля 1861 г. Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом.

18 февраля 1861 г. в шестую годовщину смерти своего отца Николая I император долго молился у его гробницы в Петропавловском соборе. На другой день, 19 февраля, ему принесли для подписания документы об отмене крепостного права.

Это был великий закон. Александр II знал, насколько глубокие изменения в русской жизни последуют за его подписанием. Он приказал всем выйти из кабинета. Царь хотел остаться наедине со своей совестью.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал два документа:

· Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей";

· "Положение" о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости ".

В этих двух документах содержалась суть крестьянской реформы.

Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник - Прощённое воскресенье - 5 марта 1861 г., в других городах - в ближайшую неделю. Власть словно бы просила прощения у русского крестьянства за все те обиды, которые она ему нанесла .

Манифест и "Положения" касались трёх основных вопросов:

· личное освобождение крестьян;

· наделение их землёй;

· выкупная сделка.

Личное освобождение.

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от опеки помещика, мог без разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов .

Правительство учитывало, что понятие индивидуальной, частной свободы было для крестьянского сознания чуждым. Поэтому община первое время сохранялась. Сохранялись общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука при выплате налогов и выполнения государственных повинностей.

Крестьяне оставались единственным сословием, которое платил подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

Наделение крестьян землёй.

Наделение крестьян землёй регламентировали "Положения". Размеры наделов зависели от плодородия почвы. Территория России условно разделялась на три полосы: чернозёмную, нечернозёмную, степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьянин не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Мировые посредники в основном защищали интересы дворян, но некоторые общественные деятели, в частности Л.Н. Толстой, биолог К.А. Тимирязев и др., активно защищали крестьян. В разных районах крестьяне получили от 2 до 4 десятин земли на ревизскую душу. Для ведения товарного хозяйства крестьянину нужно было от 5 до 8 десятин земли.

В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так появилось понятие "отрезков", как бы отобранных помещиками у крестьян. Крестьяне продолжали считать эту землю своей и боролись за возвращение отрезков вплоть до 1917 г.

Выкупная сделка.

Получая землю, крестьяне должны были выплатить её стоимость. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы одновременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить государству ссуду с начислением 6% годовых. Выкупные платежи были отменены правительством в 1906 г.

Остальные 20% должна была платить помещику крестьянская община. Пока крестьяне не выплатят эти 20%, они должны были по- прежнему платить помещику оброк и выполнять некоторые повинности.

Выкупная операция не ущемляла прав помещиков, не ухудшала финансового положения государства. Все издержки на проведение реформы оплачивали крестьяне.

С 1858 по 1863 г. была проведена реформа удельных (принадлежавших императорской семье) крестьян, а в 1866 г. - реформа государственных крестьян. Теперь они подчинены общей системе сельского управления.

Значение отмены крепостного права.

Крестьянская реформа Александра II имела огромное историческое значение. Она принесла свободу 25 миллионам крестьян, она открыла дорогу для развития буржуазных отношений. В истории России началась новая эпоха - бурного развития буржуазных отношений. Отмена крепостного права положила начало другим важнейшим преобразованиям. Нравственное значение реформы заключалось в том, что она покончила с крепостным рабством.

Продолжением отмены крепостного права в России были:

земская:

городская;

судебная;

военная;

реформы в области образования;

реформы в области печати.

Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.

Земская реформа была проведена в 1864 г.По "Положению о губернских и уездных земских учреждениях" вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Земства избирались на три года и состояли из распорядительных органов (губернских и уездных земских собраний) и исполнительных (губернских и уездных земских управ). Из-за высокого имущественного ценза в них преобладали помещики. Сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ, больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Земства сыграли большую роль в развитии просвещения и здравоохранения.

Городская реформа. В 1870 г.было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Все сословия в городе выбирали представителей в городскую думу на 4 года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу. Городская управа состояла из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем городской думы и городской управы. Дума и управа занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, медицине и образования. В городских думах, в связи с высоким имущественным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа была проведена в 1864 г. Это была самая радикальная из всех реформ, так как отражала самые последние тенденции в мировой судебной практике.

Прежний суд - сословный, закрытый, был отменён. Вводились всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность судебного процесса. Судебный процесс стал устным, состязательным. Судебные заседания стали открытыми для публики. Обвинял подсудимого прокурор, защищал - присяжный поверенный. Вопрос о виновности подсудимого решался присяжными заседателями - представителями общества. Присяжные заседатели - 12 человек - назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт: "виновен", "невиновен", "виновен, но заслуживает снисхождения". На основании вердикта присяжных заседателей суд выносил приговор.

Устанавливались разные судебные инстанции со строго разграниченной компетенцией. Низшей судебной инстанцией был мировой суд, состоявший из одного человека - мирового судьи. Мировой судья избирался на три года уездным земским собранием или городской думой. Мировой суд разбирал мелкие проступки и гражданские дела с иском до 500 рублей. Судопроизводство в мировом суде было упрощено.

Следующей судебной инстанцией был окружной суд. В его компетенции были уголовные и тяжкие дела. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. В то время в русском общеуголовном законодательстве не было такой меры наказания как смертная казнь. Приговорить к смерти могли только специальные судебные органы - военные суды, Особое присутствие Сената. Для разбора конфликтов среди крестьян был сохранён сословный волостной суд, состоящий из местных крестьян. Это объяснялось тем, что правовые понятия крестьян сильно отличались от общегражданских. Волостной суд судил на основании существовавших в данной местности обычаев. Широко распространённой мерой наказания волостного суда были телесные наказания. Они существовали до 1904 г.

Военная реформа. В 1861 г. военным министром стал Д.А. Милютин. Он пробыл на своём посту 20 лет, и в 1861 - 1874 гг. под его руководством была проведена целая серия военных реформ. Д.А. Милютин стал творцом новой русской армии. Цель реформ - создать боеспособную армию, обладающим обученным личным составом, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. В 1874 г. был издан указ о всеобщей воинской повинности. Он отменял рекрутский набор и вводил всесословную воинскую повинность мужчин, достигших 21 года. Правительство каждый год определяло количество новобранцев, и из числа призывников по жребию брало только это число. Обычно на службу призывалось не более 20 - 25% призывников. Взятые на службу числились на ней:

· в сухопутных войсках 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе;

· на флоте - 7 лет на действительной службе и 3 года в запасе.

Срок действительной службы в значительной степени сокращался в зависимости от образовательного ценза. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4 лет, окончивших городскую школу - до 3 лет; гимназию - до полутора лет. Лица, имевшие высшее образование, служили полгода. В 60-х гг. началось перевооружение армии - замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Строились железные дороги к западным и южным границам России. Особенное значение придавалось развитию военного парового флота. Для повышения общеобразовательного уровня офицеров создавались двухгодичные юнкерские училища и военные гимназии. В целях развития высшего военного образования были созданы военные академии: Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Совершенствовалась система военного управления войсками. В годы проведения реформ было создано первоначально девять, затем ещё четыре военных округа. Во главе военных округов были поставлены командующие военными округами. Постепенно сокращалась численность армии. К концу XIX в. она сократилась с 1млн.100 тыс. чел. до 742 тыс. на 130 млн. населения.

В результате военной реформы значительно была повышена боеспособность русской армии, значительно сокращалась её численность в мирное время. При этом хорошо подготовленный резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию.

Реформы в области образования. В 1863 г. был издан новый общеуниверситетский устав, в выработке которого участвовали профессора Петербургского университета. Согласно новому уставу, университетам была предоставлена широкая автономия: право выбирать ректора, деканов, профессоров. Университетские советы получили право самостоятельно решать все научные, учебные, административно - финансовые вопросы. Что касается студенческого самоуправления, то ещё в начале правления Александра II было разрешено посещать лекционные занятия в университетах "вольнослушателям" как мужчинам, так и женщинам. Это привело к беспорядкам в ряде университетов. Поэтому по университетскому уставу 1863 г. студентам были даны не такие широкие права, как профессорско-преподавательскому составу. По уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали дисциплинарному суду, в члены которого избирались из состава профессоров университетским советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться установленным университетским правилам.

С целью предотвращения студенческих волнений в дальнейшем было решено реформировать среднее и начальное образование. 14 июня 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, согласно которому отныне образованием народа должны были заниматься государство, церковь и общество (земства). 19 ноября 1864 г. появился "Устав гимназий и прогимназий". Устав провозглашал принцип доступности среднего образования для всех сословий. Но была установлена довольно высокая плата за обучение, что, конечно же, давало право поступления только детям из обеспеченных семей. Гимназии были разделены на два типа:

· классические;

· реальные (и те, и другие - семиклассные).

Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних языков: латыни, греческого языка. В реальных гимназиях увеличивался объём преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на изучение гуманитарных наук.

Цель реальных гимназий - дать общее образование выходцам из всех сословий с определёнными практическими навыками в какой - либо профессии.

В 1871 был издан новый устав гимназии, согласно которому окончившие классические гимназии имели право поступления в университет без экзаменов. Окончившие реальные гимназии могли преимущественно поступать в высшие технические учебные заведения. Им доступ в университеты был затруднён. По уставу 1864 г. учреждались также прогимназии - четырёхклассные учебные заведения, соответствующие первым четырём классам семилетней классической гимназии. Окончившие прогимназию могли поступать в пятый класс классической гимназии.

Были осуществлены мероприятия по развитию женского образования. До реформ Александра II в России существовали только закрытые институты и частные пансионы для девушек "из благородных сословий" (из семей дворян). В 1870 г. появилось Положение Министерства народного просвещения о женских гимназиях и прогимназиях. Стали появляться открытые женские гимназии для девочек из всех сословий. Одновременно Церковь стала открывать епархиальные женские училища. С целью развития высшего женского образования в ряде городов - Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Одессе - были открыты педагогические и высшие женские курсы (См. дополнительный иллюстративный материал).

Реформы в области печати. С начала проведения всеобъемлющих реформ в обществе был поставлен вопрос о цензурном комитете. В 1862 г он был закрыт, часть его функций была возложена на Министерство внутренних дел, а часть - на Министерство народного просвещения. В 1865 г. было разрешено обсуждать в печати деятельность правительства и проблемы общественной жизни. 1865 г. были введены "Временные правила", касавшиеся печати. Предварительная цензура отменялась на книги, рассчитанные на состоятельную и образованную часть общества, а также на центральные, научные издания. Для издания периодических издания требовалось внесение крупного денежного залога, для издания некоторых периодических изданий требовалось разрешение министра внутренних дел. Предварительная цензура сохранялась на провинциальную и массовую литературу для народа.

Значение реформ.

Отмена крепостного права и буржуазные реформы, проведённые в правление Александра II, являются знаменательным событием в истории России. За отмену крепостного права народ прозвал Александр II Освободителем. Россия в значительной степени приблизилась к европейской социально - политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращения России в буржуазную монархию. Был открыт путь мирной модернизации русского общества. Начался бурный рост экономики и культуры страны (См. дополнительный хрестоматийный материал). В российскую историю буржуазные реформы Александра II вошли как "великие реформы".

Но у всеобъемлющих реформ Александра II была и обратная сторона. Получение личной свободы 25 млн. русским крестьянством, демократические свободы, создание новой структуры местного управления, изменение судопроизводства, возникновение новой социальной структуры общества и др. привели к изменению многовекового уклада русской жизни. Вскоре обнаружилось, что, помимо благотворных результатов, одним из результатов реформ стал рост напряженности в обществе. Внутренняя жизнь государства оказалась расстроенной, казна пуста, росли иностранные займы. Оживление торгово-промышленной деятельности сопровождалось широким распространением финансового мошенничества, разорением. В город из деревни хлынули крестьяне, но город оказался не готов к приёму такого количества неквалифицированной рабочей силы. Крестьяне повсеместно проявляли недовольство реформой. Русский крестьянин не смог "переварить" мысль о том, что ему нужно платить за землю. В деревне упорно циркулировали слухи, что крестьянам прочитали "не тот Манифест". В обществе стремительно росли имущественное неравенство, бедность, преступность.

В обществе появилось мнение, что "великая реформа 1861 г." была "великим обманом". Царь-реформатор стал вызывать ненависть. 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен от взрыва бомбы, брошенной студентом И. Гриневицким.

На великие реформы Россия ответила убийством царя-реформатора.

 

Социально-экономическое развитие России в пореформенный период

Сельское хозяйство. Реформы Александра II внесли существенные изменения в одну из основных отраслей экономики России - сельское хозяйство. Итогом, проведенных реформ, стало социальное расслоение сельских жителей. В некогда однородной крестьянской среде образовалось два полюса: с одной стороны бедняки, а с другой богачи, зажиточные крестьяне. Целью таких мощных и стремительных социальных сдвигов по замыслу реформаторов должно было стать развитие рыночных отношений в России. Малоимущие крестьяне вынуждены были наниматься на работу. Они трудились как на промышленных предприятиях, составляя по большей части неквалифицированную рабочую силу, так и нанимались к богатым землевладельцам, среди которых были не только представители дворянского сословия, но и крестьяне-собственники. Последние теперь могли реализовать свою давнюю мечту - работать на земле, находившейся в их собственности. Они старались приобрести и использовать новые образцы сельскохозяйственной техники, пытались увеличить урожайность, приобщаясь к передовым достижениям науки, закупаю удобрения и новые виды семян. Все это способствовало стремительному развитию сельского хозяйства.

В это время еще отчетливее стало разделение сельскохозяйственных районов России по отраслевому признаку. В Нечерноземье и на Севере активно выращивали лен. На Украине выращивали сахарную свеклу. Прибалтика была известна своим мясомолочным производством. Причерноморье, бассейн Дона, Закавказье, Поволжье были центрами выращивания зерновых культур.

Отраслевая специализация, а также появление рынка рабочей силы повлияли на увеличение сельскохозяйственного производства в целом. В период с 1860-х по 1890-е гг. заготовка зерновых культур увеличилась более чем в 1,5 раза. Произошло увеличение хлебного экспорта. Так в пореформенный период экспорт российского хлеба увеличился в 5 раз по сравнению с дореформенным временем. Россия являлась лидером в экспорте ржи, овса и находилась на первом месте по общему объему сельскохозяйственного производства.

В России к этому времени сложилось два типа ведения хозяйства: прусский и американский. Первый из них - это "прусский тип", в основе которого оставалось все то же помещичье хозяйство, но с большей ориентацией на рынок. Оно было распространено преимущественно в районах, где ранее была сильна крепостная зависимость. Несмотря на ее отмену, способы производства остались прежние. Второй тип - "американский" стал возможен для России, благодаря возникновению рынка труда. Богатые крестьяне- предприниматели были крепкими хозяевами, державшимися за свою землю. Они не только нанимали других крестьян, но и сами выполняли все сельскохозяйственные работы. Данный тип производства был распространен, прежде всего, в Новороссии, Заволжье, Сибири, именно там, где крепостное право не столь сильно отразилось на сознании и психологии людей.

Промышленность, транспорт, торговля. К 1880-м гг. в России завершился промышленный переворот. Место мануфактур постепенно занимали фабрики, ручной труд вытеснялся машинным. Важно отметить то, что Россия, создавая свою промышленность, опиралась на опыт и технические достижения передовых капиталистических стран. Во многом это позволило стране на начальном этапе ее капитализации выйти на первое место по темпам развития промышленного производства. Появились совершенно новые для России отрасли промышленности: машиностроение и химическая. По-прежнему основной отраслью промышленности была легкая промышленность.

Особенностью развития промышленности в России было всестороннее присутствие государства. В начале 1860-х гг. правительство наблюдало за развитием свободной конкуренции в экономике. Было разрешено создание акционерных обществ с частным капиталом, негосударственным компаниям было разрешено участвовать в строительстве железных дорог и других важных проектах. Но в скором времени государство стало основным действующим лицом в экономике. Правительство поддерживало государственные предприятия в частности и в стратегически важной области железнодорожного строительства. Кроме того, значительную часть заводов составляли предприятия с государственным, а не частным капиталом. Большую роль в экономике России играл иностранный капитал. Иностранцев привлекали огромные ресурсы страны, только что вставшей на капиталистические рельсы. Первое место по капиталовложениям в экономику России занимала Франция, далее шли Великобритания, Германия и Бельгия. Иностранный капитал привлекали такие отрасли промышленности, как металлургическая, каменноугольная и машиностроение.

Мощный промышленный рост был результатом не многолетней эволюции буржуазных отношений, а политики руководства государства. Иными словами он был возможен благодаря подталкиванию "сверху", а не проистекал "снизу" из буржуазных отношений в самом обществе. Ярким примером этому служит строительство железных дорог в России. Наличие дорог стимулировало рост молодой российской промышленности, а в западных странах железные дороги являлись результатом и венцом уже функционирующих и отлаженных капиталистических отношений. За период с 1865 по 1890 гг. общая протяженность железных дорог в России выросла в 7 раз и составляла более 30 тыс. километров. Это позволило соединить сельскохозяйственные районы с промышленными центрами и портами, позволило быстрее добираться из центральных районов к окраинам огромной империи. Немаловажную роль играл речной транспорт, в котором активно применялись паровые двигатели.

Промышленными центрами России были Московский, Петербургский, Польский, Прибалтийский, Уральский районы. Активно развивался Южный район: Донбасс и Украина. Развитие нефтедобывающего производства в Баку позволило говорить о появлении еще одной новой промышленной отрасли в России. Постепенно развивалась машиностроение.

Одним из показателей развития капиталистических отношений является рост торговли. С 1860-х по 1890-е гг. оборот внутренней торговли вырос в 3, а внешней в 4 раза. Приоритетными торговыми партнерами России были Великобритания и Германия. Россия в основном экспортировали хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Импортируемыми товарами были металл, машины, хлопок.

Прорыв российской промышленности на мировой рынок был весьма ощутимым. Экономика государства постепенно модернизировалась. Но, несмотря на это, Россия не могла догнать передовые капиталистические страны в столь короткий промежуток времени. Необходимо было значительное время для того, чтобы население почувствовало себя полноправными членами капиталистического общества. Кроме того, в экономике России значительную роль продолжало играть сельское хозяйство. Легкая промышленность по количеству производимых продуктов значительно опережала тяжелую промышленность. Такая неоднозначная ситуация вскоре отразилась на внутреннем развитии общества и способствовала нарастанию социально-политической напряженности в России.

Социальный состав населения. К концу XIX в. Россия удерживала первое место среди государств по площади своей территории. В пореформенный период население России выросло в 1,5 раза и к 1897 г. достигло 126 млн. человек. Такой резкий скачок населения был обеспечен высокой рождаемостью. Большую часть населения составляли крестьяне - 77 %, мещан было около 11%, дворян -1,5% и по 0,5% купцов и духовенства. Росла численность промышленных рабочих, бывших крестьян, которые вместе с семьями уходили в город.

Увеличилось число городских жителей. Процесс урбанизации был результатом проводимых правительством реформ, освободивших огромную массу людей, которые устремились в город и нуждались в постоянном заработке и месте проживания. Еще неокрепшая российская промышленность не могла поглотить все новые и новые волны освобожденного от крепостной зависимости населения. В городах росло число босяков и бродяг, которые не могли трудоустроиться и перебивались случайными заработками или просто не желали работать. Удельный вес городских жителей возрос к концу 1890-х гг. до 13,4% и составил 16,8 млн. человек. Санкт-Петербург и Москва стали городами миллионерами. В северной столице проживало 1,3 млн. человек, а в первопрестольной 1,04 млн. человек. Одесса (406 тыс.), Рига (256 тыс.), Киев (247 тыс.) являлись крупными городами Российской империи. С притоком нового пришлого населения менялся облик крупных городов. Старые дворянские усадебные дома уходили в прошлое. Постепенно города застраивались многоэтажными домами. К началу 1890-х гг. в городах начало появляться электрическое освещение, телефон, трамвай. Облик небольших провинциальных городов еще не претерпел значительных изменений, в жилищном фонде по-прежнему преобладали небольшие деревянные дома, рядом с которыми находились с сады и огороды.

Стремительно рос класс буржуазии. На селе разбогатевшие крестьяне активно скупали землю и занимались торговлей. Разбогатев, они нередко вкладывали свой капитал в промышленное производство. Крестьянские корни имели такие крупные промышленники как Морозовы, Гучковы, Рябушинские. Некоторые дворяне также становились владельцами крупных промышленных предприятий, среди них можно отметить Бобринских, Браницких, Потоцких.

Экономическая сила буржуазии росла с каждым годом, но ее общественно-политический авторитет был невелик. Дворяне же в основной своей массе утратили свой экономический потенциал, но продолжали влиять на политику государства. Такая расстановка сил не могла существовать долгое время. Сильная, богатая буржуазия была заинтересована в политической власти, которую необходимо было взять в свои руки.

Российский капитализм. Как мы выяснили, капиталистический строй в России был ограниченным и непрочным по сравнению с западным капитализмом. Население России не было готово к тому, что ему было предложено императором. Сам менталитет русского человека не соответствовал требованиям капитализма. Свободная торговля и конкуренция были непривычными явлениями в российской действительности. Поэтому капитализм в России был явлением, контролируемым правительством. Имея массу особенностей, капитализм стал с одной стороны настоящим тяжелым испытанием для всего населения, а с другой стороны, позволил государству приблизиться в экономической сфере к передовым капиталистическим странам. Такая двойственность породила большое количество проблем во всех сферах государственной и общественной жизни России, и требовала неотложного их решения.

Русско-турецкая война 1877—1878 годов— война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны, и Османской империей — с другой. Была вызвана подъёмом национального самосознания на Балканах. Жестокость, с которой было подавлено Апрельское восстание в Болгарии, вызвала сочувствие к положению христиан Османской империи в Европе и особенно в России. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки Европе, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну.

 

В ходе последовавших боевых действий русской армии удалось, используя пассивность турок, провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привёл к выходу Османской империи из войны. На состоявшемся летом 1878 года Берлинском конгрессе был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума. Восстанавливалась государственность Болгарии (завоёвана Османской империей в 1396 году) как вассальное Княжество Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7