Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века



2015-12-06 1589 Обсуждений (0)
Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века 0.00 из 5.00 0 оценок




Эпоха Великих геогpафических открытий. Завоевание Америки

Возникшие в Европе крупные централизованные монархии, обладавшие значительными ресурсами и военной мощью, стали проявлять повышенный интерес к внешней экспансии. После арабских, монгольских, тypeцких завоеваний контроль над прибыльной торговлей пряностями, китайским шелком и фарфором оказался в pyках арабских купцов.

Сухопутный путь в Индию, пройденный в 1466- 1472 гг. русским купцом Афанасием Никитиным, был слишком дoлог и опасен, чтобы eгo можно было использовать для торговли. В странах Южной Европы пытались найти новые морские пути в Индию, неизвестные арабам.

Oткрытие Америки

Представление о том, что Земля круглая, а не плоская, как считали многие античные геогpафы, в ХV веке получило широкое признание в Европе. На eгo основе возникла идея, что к берегам Индии можно дойти при плавании на запад, через Атлантический океан.

При низком развитии техники мореплавания такое путешествие было делом исключительно сложным. Eгo впервые предприняли испанские моряки в 1492 г. под руководством генуэзского мореплавателя Христофора Колумба (1451 - 1506). После 69 дней плавания кaравеллы Колумба достигли Сан-Сальвадора - острова у побережья Америки.

Ирония судьбы состояла в том, что Колумб, совершивший в 1493- 1502гг. еще три плавания к берегам Америки, был убежден, что он достиг восточного побережья Азии. Вывод о том, что в действительности открыт новый, еще не знакомый европейцам континент, был сделан геогpафом Америго Веспуччи (1454-1512), по имени котopoгo и был назван Новый Свет.

Тем временем морской путь в Индию, пролегающий вокpyг беpeгoB Африки и известный арабским купцам, был открыт португальскими мореплавателями. Бартоломео Диас (1450-1500), в 1486- 1487гг. пройдя вокpyг мыса Доброй Надежды, вышел в Индийский океан. В 1497-1498гг. корабли под командованием Васко де Гамы (1469-1524) достигли индийского города Каликут (Калькутты) и вернулись в Португалию с гpузом пряностей.

В 1494 г., чтобы избежать конфликта в борьбе за открываемые земли. Испания и Португалия с благословения папы римского заключили Тордесильянский договор, разгpаничивший их заморские владения. Согласно этому договору, они имели право без объявления войны топить и захватывать все суда третьих стран, оказавшихся вблизи занятых ими земель.

Весть о том, что Колумбом открыты не Китай с Индией, а никому не ведомый Новый Свет, вызвала разочарование в Испании, тем более что на исследованных островах в Карибском море не было найдено особых ценностей, В то же время мечта найти Эльдорадо (земли, изобилующие золотом и серебром) привлекала сотни конкистадоров. Так называли завоевателей Hовoгo Света, куда в поисках удачи устремились искатели приключений.
Доколумбовые цивилизации Америки

Обширные территории Северной и Южной Америки заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жило в условиях родоплеменного строя, с преобладанием охоты и собирательства, огpаниченного распространения земледелия и скотоводства. В то же время на территории современной Мексики, в районе Андскогo нагорья (современное Перу) уже сложились первые гoсударственные образования (ацтеков и инков), находившиеся на уровне развития, примерно соответствующем Древнему Египту.

Во время испанского завоевания большая часть памятников культуры древних американских цивилизаций подверглась разрушению. Их письменность, как и знающие ее жрецы, были уничтожены инквизицией, Все это оставляет большой простор для догадок и гипотез, хотя данные археологии позволяют заключить, что в Америке цивилизация имеет давнюю историю.

В джунглях Мексики и Центральной Америки археологи нaxoдят заброшенные гoрода, пирамиды, напоминающие дpeвнeегипетские, покинутые задолго до испанского завоевания без всяких видимых причин. Возможно, жители оставляли их из-за изменений климата, эпидемий, набегов враждебных племен.

Одной из первых цивилизаций, о которых имеются достовepные сведения, была цивилизация маш, существовавшая в V - XV вв. на полуострове Юкатан, Майя разработали иероглифическое письмо, собственную, двадцатиричную систему счета. Им принадлежит заслуга создания очень точного календаря, включавшего 365 дней. У майя не было единого гoсударства, их цивилизация состояла из городов, соперничавших друг с другoм. Oсновными занятиями жителей городов были земледелие, ремесло и торговля, Широко использовался труд рабов, обрабатывавших поля жрецов и родоплеменной знати. Однако преобладало общинное землепользование, при котором применялся подсечно-огневой мeтод обработки земли.

Цивилизация майя пала жертвой войн между городами-государствами и нападений враждебных племен. Единственный сохранившийся ко времени испанского завоевания город майя Тах-Ица был захвачен конкистадорами в 1697 г.

Наиболее развитой цивилизацией Юкатана к моменту испанскогo вторжения была ацтекская. Ацтекский союз племен к XV веку завоевал большую часть Центральной Мексики. Ацтеки вели постоянные войны с соседними племенами для захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, получали высокие урожаи. Их строительное искусство, ремесла (ткачество, вышивка, резьба по камню, производство керамики) не уступали европейским. При этом золото, слишком непрочный металл для изготовления оружия и инструментов, ценилось ацтеками ниже меди и серебра.

Особую роль в ацтекском обществе игpали жрецы. Верховный правитель, тлакатлекутль, был одновременно верховным жрецом и военачальником. Там существовало многобожие, религии спасения в Америке не сложились. Практиковались человеческие жертвоприношения, они считались необходимыми, чтобы умилостивить богов.По описаниям испанцев (возможно, предвзятым), особенно ценилось принесение в жертву детей и молодых девушек.

В Южной Америке наиболее развитым было государство инков, занимавшее площадь более 1 млн, км 2 с населением более 6 млн, человек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загaдочных. Там были развиты металлургия, ремесла, использовались ткацкие станки, на которых изготовлялись одежда и ковры. Строились канaлы, дамбы. Выращивались кукуруза и картофель. Эти овощи до открытия Америки были неизвестны европейцам. В то же время тоpговля была не развита, не существовало системы мер. Вполне возможно, что не было и письменности, кроме нерасшифрованного узелкового письма. Инки, как и дрyгnе американские цивилизации, не знали колеса и не использовали вьючных животных. Однако они построили развитую сеть дорог. Слово -инка- обозначает народ, coздавший государство. eгo верховногo правителя и чиновников.

На землях инков найдены гигантские изображения фантастических животных, геометрические фигyры, которые можно наблюдать только с воздуха. Это послужило основой для предположений, что инки обладали навыками воздухоплавания (возможно, сооружали воздушные шары) или же пытались обратиться к неким высшим силам.

 

Кризис сословногоого строя в Европе. Буржуазная революция в Англии 1640- 1660
Революция середины XVII века в Англии обычно pacсматривается как своего рода рубеж, разделяющий Средние века и Новое время.

История Средних веков знала немало массовых нaродных движений. Они порождались протестом против религиозных притеснений, поборов и налогов, возмущением произволом иноземных завоевателей, узурпаторов, незаконно завладевших троном. Основной целью этих движений было восстановление прежних порядков.

Применительно к Англии происшедшие в ней в 1640- 1660-e гг. события принято характеризовать как революцию. Под этим термином понимаются прежде вceгo изменения, связанные с рождением новых для данного общества форм правления, сменой господствующего слоя и состава правящей элиты, принятием новых ориентиров в социальнй и экономической жизни.

Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века

Абсолютистская политика английских монархов XVI века позволила короне с одобрения послушного ей парламента ослабить позиции местной земельной аристократии, собрать ресурсы и начать колониальную экспансию. Были созданы Topгoвыe компании, принесшие oгpoмныe прибыли. Однако с воцарением Якова l (правил в 1603-1625) в обществе наметился новый конфликт между монархом, приближенными ему сановниками и большинством парламента. Он отражал интересы предпринимателей, банкиров и знати, связанных с торговыми компаниями и мануфактурным производством.

При Якове l расточительность двора возросла. Чтобы пополнять казну, король ввел систему продажи монополий (так называли патенты на производство определенных видов товаров и их продажу), разорительную для предпринимателей и исключающую конкуренцию. Сближение с Испанией, предпринятое из династических соображений - обеспечить брак наследника престола с испанской принцессой - было достигнуто за счет тopгoвыx интересов Англии. Затем, также из престижных и династических соображений, Яков l вовлек страну в Тридцатилетнюю войну, хотя это ни в коей мере не отвечало интересам Англии и не оказало большого влияния на ход военных действий. Война обернулась лишь новыми убытками и жертвами.

Парламент протестовал против королевского произвола. Палата общин уже в начале царствования Якова приняла документ, названный «Апология», в котором доказывалось, что права парламента выступают «законной», «естественной» нормой, вытекающей из Великой хартии вольностей, и не могyт узурпироваться королем. В ответ на протесты король распустил палату общин и не спешил назначать новые выборы (с 1611 по 1614 г. Англия жила без парламента).

Еще более ярко тенденции к установлению самодержавного правления стали проявляться при Карле l (правил в 1625- 1649). В 1629 г. он распустил парламент и не созывал eгo 11 лет, по своей воле вводил новые налоги, преследовал оппозицию.

Недовольство произволом получало все более широкое распространение. Высокие налоги, тopгoвыe пошлины, жесткая регламентация деятельности промышленногo капитала привели к росту цен. Это болезненно сказалось на положении большей части населения. В связи с продолжавшейся практикой огораживания, cгoнa apeндaторов с земли, которая отводилась под овцеводство и технические культуры, сокращалась площадь угодий, использовавшихся для производства продуктов питания. Это вызвало удорожание продовольствия. Число голодающих, разоренных крестьян, беднейших горожан катастрофически росло. Власти не находили иного ответа, кроме ужесточения законов, запрещающих бродяжничество и попрошайничество.

Недовольство существующим положением приняло религиозный характер. Противостоящие англиканской церкви, возглавляемой королем, протестантские, пуританские религиозные течения объединяли как собственников, недовольных высокими налогами, так и беднейшие слои общества, связывающие надежды на улучшение своею положения с утверждением новых религий.

В пуританизме (от англ, «puгe» - «чистый») выделялось нeсколько направлений, хотя всем им было свойственно отрицательное отношение к англиканской церкви. Пуритане требовали лишить ее земель и привилегий. Пресвитериане, исповедующие кальвинизм, выступали за централизованную церковь, но полагали, что ключевую роль в ее иерархии должны играть не назначаемые королем епископы, а избираемые старейшины из числа наиболее уважаемых прихожан. Индепенденты (от англ. «iпdepeпdeпce» - «независимость») считали, что церковь должна coстоять из самоуправляющихся общин. Многим из них были убеждены, что Бог - в душе человека и человек не нуждается в ритуалах и священнослужителях, чтобы жить в гармонии с caмим собой и окружающим миром. Власти преследовали пуритан. Многих из них ссылали в ceвepoaмериканские колонии Англии. Однако это не останавливало роста оппозиционных настроений в стране.
Начало революции в Англии

Толчок к крушению абсолютизма дала начавшаяся война с Шотландией. Будучи формально независимым государством, она была объединена с Англией на основе личной унии, признавала своим королем Карла l. Eгo попытки распространить на Шотландию, гдe преобладало пресвитерианство, власть англиканской церкви, вызвали возмущение шотландской знати. В 1638 г. началась англо-шотландская война. Королевские войска терпели одно поражение за другим, казна короля быстро пустела.

В 1640 г. Карл l вынужден был созвать парламент, чтобы добиться получения субсидии на продолжение войны. Однако первым требованием парламента стало уважение eгo прав и привилегий, Король незамедлительно распустил парламент. Тем не менее денег в казне по-прежнему не было. Начались волнения бедноты, даже придворная знать требовала созыва парламента. В этих условиях собрался парламент, вошедший в историю как Долгий, он paботал в течение 13 лет.

Первыми мерами парламента были ликвидация королевского cyда (Звездной палаты); отмена монополий; арест ряда советников короля. Согласно принятому биллю (закону), королю запрещалось распускать парламент.

В условиях непрекращающихся волнений в столице, угpожавших в любой момент перерасти в восстание. Карл l вынужден был утверждать принимаемые законы. Однако в ноябре 1641 г. палата общин приняла декларацию из 204 статей, названную «Великая peмонстрация» и, по сути дела, представлявшую собой конституцию. Этот документ устанавливал принцип ответственности правительства перед парламентом, запрещал монарху вводить налоги, огpаничивать свободу торговой и промышленной деятельности без разрешения парламента, требовал завершить реформацию церкви в кальвинистском духе.

Учитывая, что «Великая ремонстрация» была одобрена с минимальным перевесом голосов и выявила раскол в парламенте. Карл l отказался утвердить ее как несовместимую с королевской властью. Обвинив ее авторов в измене, король потребовал их ареста. Получив отказ палаты общин, он сам во главе отряда верных ему солдат. Hapyшая все традиции, явился в парламент, чтобы захватить лидеров оппозиции. Им удалось скрыться. Жители столицы восстали, и 10 января 1642 г. Карл l бежал на север страны, намереваясь опереться на верную ему армию.

В начавшейся гpажданской войне под властью парламента оказались наиболее развитые и гyстонаселенные гpафства и города Юго-Восточной и Центральной Англии. Это позволило ему быстро coбрать армию. Однако ее командование находилось под влиянием преобладавших в палате общин сторонников пресвитерианства. Они тягoтели к компромиссу с королем, надеясь добиться от нeгo уступок.

Нерешительность командования парламентской армии привела ее к серьезным поражениям. Между тем король в Оксфорде создал собственный, послушный ему парламент. В нeгo перебежали около трети членов палаты общин и большая часть членов палаты лордов. Эти обстоятельства заставили лондонский парламент действовать более решительно. Был заключен союз с Шотландией, началась реорганизация армии. Наиболее боеспособной ее частью стала конница, набранная из индепендентов и возглавляемая О. Kpомвелем (1599-1658), За стойкость в бою eгo войска называли железнобокими.

В 1644 г. парламент согласился на создание новой армии, возглавленной Кромвелем. Ее командный состав формировался не из титулованной знати, как это было раньше, а из людей, проявивших способности в военном деле и преданных делу революции. В первом же серьезном бою при Несби в 1645 г. новая армия нанесла поражение роялистам (сторонникам короля), В мае 1646 г. Карл l сдался шотландцам.
Установление диктатуры Кромвеля

Пленение короля углубило противоречия в лагере сторонников парламента. Пресвитерианское большинство продолжало надеяться на компромисс с Карлом l, избегало мер, которые помешали бы соглашению с монархом. В то же время в армии и средних слоях общества стали усиливаться позиции сторонников установления республикaнcкoгo строя. Возникло движение левеллеров (от англ. level «уровeнь», «равный»), главным идеологом котopoгo был сторонник пуританизма Д. Лuлъберн (1618-1657). Согласно егo взглядам. Bepховная власть должна принадлежать народу, все люди провозглашались равными по рождению. Левеллеры требовали отмены всех coсловных привилегий, введения всеобщего избирательного права для мужчин с 21 гoда, ликвидации палаты лордов, возвращения oгopoженных общинных земель, введения справедливого налогообложения, выделения средств на помощь бедным.

Опасаясь роста влияния левеллеров в войсках. Долгий парламент, считающий гpажданскую войну оконченной, принял постановление о роспуске армии Кромвеля. Но она отказалась подчиняться парламенту, и Кромвель после длительных колебаний в aвгycтe 1647 г. занял Лондон. Однако он не был готов к разрыву с парламентом. Начавшиеся переговоры с королем об установлении конституционной монархии прервались вторым бегством Карла l из столицы и возобновлением гражданской войны. На стороне короля на сей раз выступили не только английские роялисты, но и шотландская знать.

Роялистское выступление было быстро подавлено армией, предпринявшей также чистку парламента от сторонников соглашения с королем. Вновь попавшего в плен Карла l, несмотря на возражения членов палаты лордов, предали суду, 27 января 1649 г. он был приговорен к смертной казни. Англия стала республикой, управляемой однопалатным парламентом, в котором после чисток осталось около 100 членов. Это, однако, не решило проблем английского общества.

Левеллеры отказывались признать законность власти Долгого парламента, требовали изменения избирательного права и проведения новых выборов. Верные Кромвелю войска подавили начавшийся в 1649 г. мятеж сторонников левеллеров в армии, их лидеры были казнены. Затем новому режиму пришлось подавлять движение диггepoв (от англ, «dig» -«Кoпaтъ»), сельской бедноты, добивавшейся передела земли и начавшей захватывать и распахивать угодья крупных земельных собственников.

Сохранялась угpоза реставрации монархии. Сын Карла l Карл ll выдвинул претензии на английский престол. Он получил поддержку в Шотландии, eгo власть признала Ирландия (большая ее часть была колонией Англии), основную массу населения которой составляли католики.

В 1649 г. армия Кромвеля высадилась в Ирландии, подвергнув ее беспощадному опустошению. Было уничтожено не менее трети жителей «Зеленого остpовa». В 1650 г. Кромвель выступил на усмирение Шотландии, В 1652 г. война завершилась. Карл ll бежал во Францию, шотландский парламент был распущен. Шотландия полностью перешла под контроль английских властей.

Рост авторитета Кромвеля беспокоил парламентариев. Однако Долгий парламент, власть котopoгo опиралась исключительно на военную силу и принуждение, полностью зависел от армии.

В 1653 г. в ответ на попытку правительства поставить ее под свой контроль Кромвель, не встретив сопротивления, распустил Долгий парламент.
Режим протектората и реставрация

Новая конституция, разработанная офицерами Кромвеля, передала ему верховную власть в государстве. Приняв титул лорда-протектора, он остался главнокомандующим, получил право роспуска и созыва парламента, издания законов без eгo согласия. Такой властью в других странах обладали только абсолютные монархи. Англия была разделена на oKpyгa. Во главе их стояли военные гyбернаторы, нaдeленные особыми полномочиями. Вводилась строжайшая цензура, запрещались собрания, за неуважение к протектору полагалось тюремное заключение. Парламент, избиравшийся на основе cтpoгoгo имущественного ценза, стал послушным инструментом в руках Кромвеля.

Несмотря на террор, режим протектората оказался неустойчив. Оппозиция не решалась выступать открыто, но в стране сохраняли влияние роялисты. В городских и сельских низах пользовались симпатией идеи левеллеров и диггеров. Не была решена проблема политической преемственности. Парламент предлагал Кромвелю стать королем и учредить новую династию, но он не решился на Taкой шаг. После eгo смерти в 1658 г. власть ненадолго перешла к eгo сыну Ричарду, затем власть захватил генерал Монк. Он в 1659 г. занял Лондон и при поддержке большинства парламента начал переговopbы с Карлом Il о реставрации монархии. В 1660 г. король Bepнулся в Лондон, однако полное восстановление абсолютизма было невозможно.

Король воссоздал палату лордов, земли короны и церкви, конфискованные в годы революции, были возвращены прежним владельцам. Но король уже не покушался на власть и права парламента. В 1679 г. парламент принял акт о гpажданских правах (Habeas Coгpus Act), по которому никто не мoг быть арестован без постановления суда. Тем самым признавались права не только знати, но и гpаждан, получивших правовую защиту от произвола. Прекратились попытки ущемления прав собственников и введение особых налогов на торговлю и производство.

 

Эпоха Просвещения в Европе в 15-17 веках
XV—XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в. XVIII в. в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе. Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями. Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде. Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.—С. 16). Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями. В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни. Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро. Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во. Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами». Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер — в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с1751 по 1772 г. Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность принцип монархизма. Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689—1755). Изучая причины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др. Конфликты французских просветителей с католической церковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса. Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694—1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба («вольтерьянству»). Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера политическим антагонистом Карла XII выступает Петр III — монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднялся над ним. Часть французских просветителей надеялась на сотрудничество с властями в решении конкретных проблем управления страной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» — природа и «кратос» — власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго. Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из них примкнуть к непримиримой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для философов-материалистов — Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др. Жан-Жак Руссо (1712—1778) в трактате «Об общественном договоре ...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Если английский народ считает себя свободным, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны — он раб, он ничто ... В древних республиках и даже монархиях народ никогда не имел представителей, само это слово было неизвестно». Будучи деистом по своим философским взглядам, он осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Руссо разделял общую веру просветителей на природу как гармоническую систему, частью которой был человек. Но он был убежден, что сам человек разрушил это «естественное состояние» и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. Исчезло равенство, появилась собственность «... и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета». Но если нельзя вернуться к «естественному состоянию», то еще можно, устранив неравенство, восстановить утраченные добродетели. Сделать это не просто, потому что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, — это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных». Эта мысль вдохновляла поколение революционеров конца XVIII в., которое разделяло идеи Руссо, а вместе с ним негативное отношение и ко всему строю, основанному на свободе рыночной торговли. Стремясь возродить утраченные добродетели, он объявлял их основным носителем народ, трудящиеся низы общества. Так как народ не способен понять, в чем заключаются его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, соответствующие законы и политика. Значительное развитие просветительское движение получило в Англии. Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. «Великие остроумцы» начала XVIII в. отличались друг от друга отношением к современному обществу и государственному строю. Одни из них — Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор — пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии. Другие, к числу которых относились Джонатан Свифт и Джон Арбетнот, стремились вскрыть недостатки современного им общества, представлявшегося им далеко не совершенным. При этом они в значительной степени учитывали и интересы угнетенного народа. На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католической, и в какой-то мере пропагандировалась веротерпимость. В политической программе английских просветителей нет радикальных лозунгов и боевых призывов. Причина понята: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в. В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована еще в XVII в. философом-материалистом Джоном Локком (1632—1704) — создателем идейно-политической доктрины либерализма. Взгляды Локка в значительной степени воплотились в политическом строе Англии: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Все это в основном соответствовало целям просветителей. Просветительное движение в Шотландии опиралось на интеллектуальный потенциал университетов Эдинбурга, Глазго и Абердина. Один из просветителей — Дэвид Юм (1711—1776) — философ, историк, экономист. Современное ему общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда и различиях в положении людей. По его мнению, не может быть стабильным общество, не уважающее социальных и религиозных различий между людьми. В свою очередь гражданин, не признающий, что его благополучие связано с благополучием всего общества, не может быть добродетельным. Большое влияние на европейское Просвещение оказал экономист Адам Смит (1723—1790). Общество мыслилось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда — всеобщей формой сотрудничества людей в интересах «богатства народов». Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Увидев преимущества рынка, Смит тем не менее выражал опасение, что его экономические законы могут привести к социальной и нравственной деградации наемных рабочих. В такое состояние, считал он, должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, если только правительство не приложит усилий для предотвращения этого. Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление прежде всего в силу политической раздробленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер. Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724—1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794). Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей. Специфика социально-исторического развития Германии определила своеобразие немецкого Просвещения. Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме. Только в произведениях Лессинга и в драмах молодого Шиллера они получили конкретное воплощение. Борьба за национальную самобытность немецкой литературы ведется Лессингом, развивающим идеи Дидро, Клошптоком, тяготеющим к сентиментализму, и поколением 1770-х гг. Гердером, Гете, писателями «Бури и натиска». Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающи

2015-12-06 1589 Обсуждений (0)
Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)