Экономическая мысль древнего Китая
Экономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан. Своеобразие экономической мысли Древнего Китая неотделима от самобытности древнекитайской цивилизации как одного из ранних центров мировой культуры. Главные течения общественной мысли Древнего Китая сформировались в VI-III вв. до н.э. Конфуцианство, легизм, даосизм, моизм протяжении веков вели острую полемику с многих философских и экономических проблем. Экономическая мысль Древнего Китая явилась наиболее зрелой в истории Древнего Востока. Центральная фигура в древнекитайской экономической мысли — Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Большое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает конфуцианство. В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытно-общинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств. Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению и призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов. Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Конфуций - автор работы «Беседы и суждения». Основные идеи его работы следующие: - признавалась коллективная собственность крестьянской общины и частное владение потомственной аристократии; - обосновывалась необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати; - труд приумножает богатство народа и государства; - образованный правитель является гарантом равномерного распределения богатства в обществе. Главный вывод Конфуция — в государстве будет достаток, если умело хозяйствовать при соблюдении умеренности в расходах. Это касается как государства, так и отдельных его граждан. Так, государю надлежит соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях. Народу же не надо стремиться к насыщению, в жилище не искать комфорта, но при этом быть быстрым и деятельным. Против общинных иллюзий выступали разные экономические течения Древнего Китая (одно из них возглавлял Шан-ян), которые отвергали систему уравнительного землепользования, выступали за частную собственность на землю, сильное государство, накопление богатства в казне путем развития, главным образом, земледелия и военного дела. В IV-III вв. до н. э. получили распространение идеи трактата «Гуань-цзы». Главные из них заключались в следующем: - золото и жемчуг не являются исключительным богатством, а выступают материальными благами; - подчеркивается необходимость стабильного развития экономики, под которой, прежде всего, понимается регулирование цен на хлеб: в урожайные годы государство должно закупать зерно, чтобы поддержать цены и не дать им низко упасть, в неурожайные годы, наоборот, — распродавать зерно из своих амбаров, чтобы не дать ценам расти; - расширение функций государства объяснялось необходимостью создания ирригационных систем, строительство которых было возможно только с помощью государственной поддержки - отвергались прямые налоги как вредные для экономической жизни и вместо них предлагалось ввести надбавки к цене соли и железа, на которые должна быть установлена государственная монополия. Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы (372–289 гг. до н.э.), связывавшего социальное неравенство с «небесной волей», оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Согласно конфуцианством каждый человек должен знать свое место в общественной жизни, в соответствии с порядком, установленным Небом: "Царь должен быть царем, подданный-подданным, отец - отцом, а сын - сыном". В основе морально-этического учения Конфуция лежит идея культуры, человечности, доброты, первоначально заложенных в каждом человеке, установление таких межличностных отношений, которые бы не вызывали нежелательных впечатлений и эмоций. Золотым для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н.э.). Одновременно современность он характеризовал как царство хаоса, бесконечных междоусобиц и мятежей. Поэтому мыслитель делал вывод о необходимости новой моральной философии, основанной на категориях "жень" (человечности, любви к человеку), "и" (верности долгу, справедливости), "сяо" (сыновней почтительности), "Куань" (великодушия) . Идеал человека в конфуцианстве - законопослушный гражданин, которого не нужно заставить подчиняться власти. Мудрый правитель, по мнению Конфуция, должен управлять народом посредством воспитания у подданных благоговения перед "ритуалом" ("ли"), то есть моральным законом.) С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия людей в физическом труде, развития свободной инициативы мелких производителей. Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н. э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которое должно было активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д. Дальнейшее развитие идеи конфуцианства получили в трудах Мэн-цзы (372 - 289 pp. До н.э.) и Сюнь-цзы (313-238 pp. До н.э.). В центре внимания этих мыслителей Древнего Китая были проблемы обеспечения социального согласия в обществе и стабильности централизованной влади. Как и Конфуций, Мэн-цзы обосновывал "естественное" происхождение общественных отношений господства и подчинения, деления населения на занятых физическим и умственным трудом. Он доказывал закономерность разделения людей на управленцев, которые "напрягают мозг", и подчиненных, которые "напрягают мышцы". Центральное место в его социально-экономической концепции занимает идея активного вмешательства государства в хозяйственные дела на основе 12 принципов успешного управления: подчинения людей не силой, а благотворительностью; Учредителем еще одного влиятельного течения общественной мысли Древнего Китая - моизма - был выдающийся философ и политический деятель Мо-цзы (Мо-ди, 479-400 pp. До н.э.). Школа моизма была создана в противовес конфуцианству и прошла два этапа своего развития (ранний и поздний), просуществовав до конца III в. до н.э. Учение моизма называется "пути занятых на работе людей", поскольку его сторонниками были мелкие собственники, товаропроизводители, которые стремились улучшить свое положение в государстве.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |