Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индия в эпоху нового времени



2015-12-06 12124 Обсуждений (0)
Индия в эпоху нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  1. Кризис и распад империи Великих моголов. Начало превращения Индии в английскую колонию.
  2. Индия под властью Англии в первой половине ХХ в. Народное восстание 1857-59 гг.
  3. Усиление колониальной эксплуатации и освободительная борьба народов Индии во второй половине ХХ в.
  4. Революционный подъём 1905-08 гг. в Индии.
  5. Индия в годы мировой войны.

 

 

К началу новой истории огромный полуостров Индостан, по размерам превосходящий Западную Европу, населяли многочисленные народности. Наряду с определёнными различиями у них было и много общего в социальных отношениях, в культуре, в системе духовных ценностей, в быту. На большей части Индии, особенно в городах, значительное распространение получил язык хинди.

К моменту, когда европейцы ознакомились с этим новым для них миром, Индия была страной развитого земледелия и ремесла. Щедрая природа и трудолюбивый работник обеспечивали расцвет экономики. Индийские города удивляли европейцев своими размерами и великолепием.

Производимые в Индии тончайшие хлопчатобумажные, шерстяные и шёлковые ткани ручной выделки, изделия из драгоценных металлов ценились исключительно высоко, в первую очередь среди европейских модниц. Индийцы были прекрасными судостроителями, энергичными и деятельными купцами, организаторами производства и талантливыми военачальниками.

Народы Индии сделали важный вклад в развитие науки. Особенно высокого для того времени уровня достигли математика, медицина, астрономия. Народы Индии создали яркую богатую литературу. Индия поддерживала политические, культурные и экономические связи со многими азиатскими странами.

Однако уже к исходу средневековья многое из отмеченного начинает становиться вчерашней историей. Великая страна оказалась во власти кровавых феодальных разборок. Власть верховного правителя была в значительной мере номинальной. Усилился военный натиск соседей, многие из которых стояли ниже по уровню социального, политического и духовного развития.

Индийская знать была недовольна политикой прежней династии, видя ускоряющий процесс распада ещё вчера великой и авторитарной державы. Именно в придворных кругах возникла идея свергнуть султана Ибрахима, призвав на помощь правителя Ферганы Бабура.Этот талантливый военачальник какое-то время правил и Самаркандом, но лишился своих владений в борьбе с узбекскими ханами и братом-соперником и бежал в Афганистан, где вскоре захватил власть в Кабуле. Он начал набеги на Индию, каждый раз увозя богатую добычу. К реализации более обширных замыслов он приступил в 1526 г., когда узнал, что индийские феодалы, недовольные султаном Ибрахимом, готовы пригласить его в Индию. Они надеялись, что среднеазиатский воитель поможет сбросить с престола Ибрахима, а материальная добыча будет достаточной платой.

Бабур наголову разгромил войска делийского правителя, а затем занял столицу Индии. Очень скоро индийские феодалы поняли, что «этот турок» совсем не собирается уходить обратно, а явно рассчитывает на делийский престол. Они объединились против Бабура, но тоже были разгромлены.

Бабур объявил себя падишахом, положив тем самым начало новой династии и новой империи Великих Моголов. Сам Бабур по материнской линии проходил от Чингисхана, по отцовской – от хана Тимура. Поэтому европейцы стали называть основанную им династию Великими Моголами (искажение «монгол»). При преемниках Бабура (вторая половина ХVI – ХVII вв.) территория могольской империи была расширена. Она включала в свой состав нынешний Афганистан, всю Северную и Центральную Индию, за исключением нескольких независимых владений на юге Индостана.

Итак, мы начинаем читать новую главу индийской истории, главу, отмеченную печатью высочайшего трагизма. Начались столетия упорной борьбы сначала против чужеземной династии, а затем – против европейских колонизаторов. Героизм и самопожертвование, вероломство и пресмыкательство перед сильным, подлые измены национальному долгу - всё это будут вписано в кровавые страницы истории Индии.

 

* * *

Утвердившаяся династия вместе с новой общественной элитой, преимущественно мусульманской, не стали решительно ломать многие формы хозяйственного уклада и социальных взаимоотношений в покоренной стране, стремясь приспособить к своим запросам.

Могольское завоевание не внесло существенных изменений в социально-экономические отношения феодальной Индии. Хотя в разных частях огромной страны аграрные отношения имели свои специфические черты, собственность на землю всюду носила форму государственно-феодальной собственности. Собственником всех земель считался правитель государства, представлявший весь феодальный класс в целом. Эксплуатация крестьянства осуществлялась главным образом путём взимания с него феодальным государством налога, составлявшего большую часть урожая. В зависимости от характера феодальных держаний рента-налог распределялась между различными группами феодального класса.

Земля, формально собственность феодального государства, фактически находилась во владении отдельных деревенских общин. Рента-налог взыскивалась с каждой общины как низшей налоговой единицы. Внутри общины пахотная земля делилась на участки, которые находились в наследственном пользовании отдельных крестьянских семей. В коллективном владении общины оставались пастбища, луга, лесные угодья, пустоши, рыбные ловли и т.п. Каждая крестьянская семья обязана была платить свою долю ренты-налога и выполнять другие повинности (строительные, дорожные, ирригационные и иные).

Наряду с земледелием крестьянские семьи занимались ремеслом – прядением, ткачеством, главным образом для удовлетворения семейных потребностей. Кроме того, каждая община коллективно содержала 10-12 ремесленников, обслуживавших все потребности общинников, а также старосту, сборщика налогов, других должностных лиц (организатор церковной службы, судья …).

Все должности, все обязанности (пахарь ли, кузнец ли, сборщик налогов ли, распределитель воды для полива и т.д. и т.п.) передавались по наследству из поколения в поколение. Тем самым община привязывала крестьян и деревенских ремесленников к земле. Лишь в своей общине, где поколениями жили и трудились их предки, крестьянин имел право на определённое занятие. За пределами общины они становились «пришлыми». Неполноценными людьми, изгоями.

Юридически большинство крестьян были свободными, фактически же индийский крестьянин не мог покинуть свою общину. Его привязывала к общине и возложенная на него обязанность вносить государственные налоги и выполнять вменённые повинности.

Индийская деревенская община, покоившаяся на непосредственном соединение земледелия и ремесла, определяла преобладание натурального хозяйства и медленные темпы экономического и социального развития страны.

Внутри общины начнёт развиваться процесс социальной дифференциации, пусть первоначально и замедленный. Управляющий общинными делами совет состоял из полноправных и наиболее зажиточных общинников. Староста и его помощники, ведавшие раскладкой налогов, взимали с общинников поборы в свою пользу. «Пришлые» не пользовались правом голоса в общинных делах, не могли иметь надела. Они арендовали землю у частных лиц или у общины в целом, засевая её хозяйским зерном и получая только восьмую часть собранного урожая. Напомню ещё раз характерные черты аграрных отношений в Индии ХVI – ХVIIвв. феодально-государственная собственность на землю, феодальная эксплуатация сельского населения в форме ренты-налога, существование крестьянской общины с круговой порукой, особенно когда дело доходит до выплаты установленных поборов и налогов. Эти основы аграрных отношений и при Моголах остались неизменными. На их основе завоеватели создали свою военно-ленную систему.

Великий Могол стал верховным собственником земли на территории всей империи. В непосредственном распоряжении падишаха находилась примерно восьмая часть обрабатываемых земель. Рента-налог с этого своего рода домена шла на содержание войск и двора императора.

Большая же часть остальных земель раздавалась феодальной знати в качестве военных ленов (джагиров), владение которыми не было наследственным. Феодальную верхушку Индии составляли несколько тысяч крупнейших владельцев джагиров (ленов), т.н. джагирдаров. Каждый джагирдар обязан был содержать для падишаха кавалирийский отряд, численность которого зависела от размера джагира. За эту службу во имя императора в пользу джагирдара поступала рента-налог с земель предоставленного ему джагира. На деле, однако, джагирдар получал неограниченную власть над сельскими общинами своего джагира, население которого часто насчитывало десятки тысяч человек. Эти тысячи подневольных облагались ещё и дополнительными поборами.

Джагир являлся основной формой феодального землевладения, но встречались и феодальные владения иных типов. В ряде районов уцелели наследственные земельные владения местных индусских феодалов – вассалов Великого Могола. Они пользовались самостоятельностью во внутренних делах, рента-налог поступала в их распоряжение. Часть земель находилась во владении индусских храмов. Мусульманское духовенство пользовалось доходами с земель, которые предназначались для содержания мечетей, мусульманских святынь, духовных школ. (Во всех мусульманских странах их называли вакуфами).

Уже в ХVII в. правители империи всё чаще передавали сбор ренты-налога со своей земли откупщикам. Зачастую богатые откупщики добивались превращения своих откупов в наследственные. В Бенгалии, ряде других областей эти наследственные откупщики (заминдары) контролировались обширные территории.

Крестьянство Индии жестоко эксплуатировалось различными представителями феодального класса. Больше половины урожая выплачивалось в качестве ренты-налога. Из оставшегося приходилось вносить определённую долю содержание общинной верхушки, общинных ремесленников, жрецов. Кроме того крестьяне систематически принуждались к работам по строительству ирригационных сооружений, дорог, исправлению природных разрушений и т.п. Несмотря на преобладание натуральных форм хозяйства, определенное развитие получили торговля, городское ремесло, товарно-денежные отношения. На орошаемых, высокоурожайных землях сельский работник добивался высокого урожая. В итоге в руках феодалов концентрировалось большое количество продуктов, получаемых как рента-налог. Избыток шёл в продажу. Индийские купцы были тесно связаны с феодалами, да и сами феодалы часто занимались торговлей. Не чурались этой статьи дохода даже члены императорского двора.

Особенности феодальных отношений во многом определили и характер индийских городов. Они ещё не сложились как центр хозяйственной жизни. Многие из них возникли как ставки крупных феодалов. Такой город был теснейшим образом связан с феодалом и его армией. Население города составляли многочисленные ремесленники и купцы, обслуживающие феодалов и его челядь, а также слуги, стража, воины. Связи такого города с соседями, с деревней были слабыми. Перемещалась ставка феодала, и город вообще мог захиреть. Как писали европейцы, эти города больше напоминали военные лагери. Всё временное, малообустроенное.

Конечно, были города – центры ремесла и внутренней торговли. Но и здесь господствовали феодалы. Вместе с округой город также передавался феодалам в качестве джагира. Говорить о каком-либо самоуправлении индийских городов конечно же не приходится.

Неразвитость общественного разделения труда между городом и деревней затрудняли формирование элементов, капиталистических отношений. Значительная доля продукции, попавшей в сферу товарно-денежного обращения, вывозилась в другие страны. Внешняя торговля для индийского купца оказалась более привлекательной. Индия почти не имела месторождений благородных металлов, но в результате обширной внешней торговли сосредоточила огромное количество золота и серебра.

Не искореняли Моголы, как это нередко делали завоеватели, и привычный большинству жителей страны, мир религиозных верований.

По религиозной принадлежности три четверти населения Индии составляли последователи индуизма. Индуизм объединял в себе многочисленные религиозные верования, представления и обряды, сложившиеся на протяжении тысячелетий. Он не имеет строго канонизированных священных книг, как это имело место в христианстве или мусульманстве. Индусы считают священными книгами Веды (своего рода, дошедшие из глубин веков сказания) и эпические поэмы «Махабхарату» и «Рамаяну». Синтезированные в индуизме многочисленные народные верования признают большое число богов, которые сами считаются воплощением главных богов (Брахны, бога-творца, создателя вселенной и всего живого; Вишну, олицетворяющего вечно живую природу; Шивы, представляющего грозные силы природы и способность к постоянному возрождению). Индуистская религия (некоторые пользуются термином религиозная философия и даже – философская религия) утверждает, что и в большом, и в малом цель жизни заключается в приобщении к богу. Но вместе с тем она решительно требует и соблюдения кастовых различий. За этим бдительно следит духовенство, в первую очередь брахманы.

Арабские и мусульманские завоевания принесли в Индостан ислам. Он получил значительное распространение на Северо-Западе и в Восточной Бенгалии. Ислам был государственной религией могольской империи, религией большинства феодальной знати. А в населении страны мусульмане составили примерно четверть.

Сравнительно небольшая часть населения исповедовала буддизм и другие верования. Нередко религиозные различия переплетались с классовыми. В некоторых районах крестьяне исповедовали иудаизм, а феодалы – ислам. Бывало и наоборот. Имели место случаи, когда религиозный фанатизм порождал нетерпимость и даже вражду. Но в целом мусульманская феодальная знать учитывала, что индусы составляют большинство населения империи, поэтому проявляла по отношению к ним веротерпимость и лояльность. Исследователи этой проблемы отмечают: налицо была тенденция к сближению между индусами и мусульманами. Среди трудового люда были популярны религиозно-реформаторские учения, что призывали к дружбе и братству индусов и мусульман. До прихода британских колонизаторов религиозные противоречия, как правило, не имели непримиримого характера. Религиозная ситуация изменится позднее.

Не сочли Моголы обязательной мерой и искоренение кастового уклада. Тем более, что догмы индуистской религии много веков назад разделили индусов на многочисленные касты. Первые кастовые деления возникли ещё в древней Индии. Позднее они стали основой иерархической структуры феодального общества. Высшими кастами считались жрецы (брахманы) и воины (кшатрии). За ними следовали купеческие (торгово-ростовщические) касты, а затем – огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой лестницы находились касты «неприкасаемых». В различных частях и у различных народов сложилась весьма многообразная кастовая структура, с многочисленными кастами и подкастами, число которых превышало три тысячи. Возникли касты ткачей и писцов, кузнецов и подметальщиков улиц … эти ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями.

Поведение членов касты строжайше регламентировалось. Ограничивалось общение между людьми высших и низших каст, браки между ними запрещались, изгнание из касты ставило человека вне общества. Кастовый строй делил население на группы, прослойки, предупреждал их сближение, консервировал общественное непонимание, неуважительное и даже откровенно презрительное отношение человека к человеку. Особенно унизительным и бесправным было положение каст «неприкасаемых». Даже тень его оскверняла индуса более высокой касты. Некоторые группы «неприкасаемых» должны были носить специальные колокольчики, чтобы предупреждать о своём приближении, обязательно освобождать дорогу и т.д. Социальная система Моголов охраняла кастовые разделение общества. Потом её будут поддерживать и англичане.

 

 

* * *

Хотя объединение Индии под властью могольских падишахов и не было прочным, образование единой империи сократило феодальные усобицы, облегчив тем самым развитие торговли и хозяйственных связей. Появились первые признаками специализации сельского хозяйства в отдельных районах. Натуральная рента сменилась денежной. Постепенно ослаблялась экономическая изоляции деревни. Предметы деревенского ремесла, особенно хлопчатобумажные ткани, стали чаще поступать на рынки. Постепенно усиливалась роль городов, росла численность городских ремесленников и купцов. Появились первые мануфактуры. Отметим ещё раз: в ХVI – первой половине ХVII вв. наблюдался заметный экономической подъём империи Великих Моголов.

Развитие товарно-денежных отношений привело к росту торгово-ростовщического капитала. Но запомним, что ростовщичество не изменяет способа производства, но присасывается к нему как паразит и доводит его до жалкого состояния.

Со второй половины ХVII в. всё заметнее проявляется кризисом феодальных отношений. Режим Моголов, этот страж феодализма, не мог обеспечить ни длительной стабильности, ни крутого социального прогресса, ни сохранить единства страны, не отразить натиск европейских колонизаторов.

Пагубное влияние на все стороны жизни страны стала оказывать перманентная политическая нестабильность. Внутриполитическая история страны – это непрерывная череда войн владетельных феодалов с императорской властью, падишаха – с мятежными аристократами, феодальных князей, исполненных гонора и тщеславия, друг с другом, крестьян с феодалами, городских низов с купеческими кругами и теми же феодалами. Героические, но в то же время безобразные страницы индийских летописей ХVII – ХVIII вв.

Отмечу наиболее значительные социальные и политические (антимогольские) движения. Середина и вторая половина ХVII века отмечена антифеодальным восстанием сикхов. Сикхизм – одно из религиозных течений, возникшее ещё в начале ХVI в. Его основатель Нанак резко обличал мздоимство и праздный образ жизни мусульманского духовенства и индусских жрецов. Сикхи отвергали сословно-кастовые привилегии, провозглашая равенство всех людей перед их создателем. Одной из своих задач они объявили примирение индусов и мусульман.

Первоначальный сикхизм – это довольно умеренная оппозиция феодалам со стороны городского населения. Но со второй половины ХVII в. в секту хлынули многие тысячи обездоленных ремесленников и крестьян. Сикхизм стал знаменем широкой антифеодальной борьбы. Его восприняли и мусульмане и индусы. Из маленькой секты он превратился в самостоятельную религиозную доктрину.

Восстание сикхов охватило значительную территорию на северо-западе. В Пенджабе им даже удалось утвердить свою власть и провозгласить там создание независимого государства. Земля объявлена собственностью общины сикхов. И хотя постепенно у сикхов сформировалась своя феодальная знать, феодальная эксплуатация крестьянства была там существенно ограничена.

С середины ХVII в. и почти в течение столетия Индию потрясали приливы и отливы борьбы народа маратхов. Она начиналась как антифеодальное движение крестьянства, затем резко переплелось с борьбой всего маратхского народа за освобождение от гнёта Могольской империи. В своё время страна эта была разделена на крупные джагиры, переданные мусульманским феодалам. Это ущемило интересы и маратхской феодальной верхушки. Широкие круги населения начали борьбу за отдельные от Могольской империи и образование самостоятельного государства. Сыграли определенную роль и религиозные противоречия между маратхами, последователями индуизма и мусульманскими правителями Великих Моголов. Выдающимся руководителем движения был представитель феодальной верхушки Шивадзи.

Маратхи создали армию, нанесли ряд поражений армиям императора, провозгласили свою государственность, основали свою династию. После изгнания мусульманских джагиров даже рента-налог была снижена наполовину. В одно время государство маратхов занимало большую часть Индостана и серьёзно угрожало могольскому засилью и Могольской династии. Под властью падишаха оставалась совсем незначительная территория в Северной части полуострова. Однако и у маратхов постепенно стало складываться крупное феодальное землевладение. Начались усобицы, которые облегчили военные действия могольского правительства. Так неудачей закончилась попытка маратхов объединить под своей властью Индию. Было ослаблено и разбито государственное объединение, которое располагало относительно большими возможностями для отпора европейским колонизаторам, чем другие государства Индостана, больше озабоченные удержанием своих границ.

В условиях глубокого экономического и политического кризиса феодальной Индии, непрекращающихся войн и восстаний резко сократились и без того сравнительно слабые хозяйственные связи между районами Индии, сократилась торговля, начался упадок городов. Усилилось ослабление различных областей и районов страны. Власть центрального правительства постепенно становилась чисто номинальной.

В начале ХVIII в. наместники крупнейших областей империи превратились в независимых правителей. Пенджаб, Бенгалия, Ауд, Хайдарабад и др. территории стали фактически самостоятельными государствами. Могольские падишахи продолжали считаться верховными правителями страны, но на деле их власть распространялась на ближайшие окрестности Дели.

Слабостью Индии воспользовались её соседи. В 1739 г. шах Надир захватил Пенджаб, разгромил могольские войска, взял Дели, захватил там богатую добычу и вынудил императора уступить значительную территорию. Затем вторгся афганский правитель Ахмед-шах. Взял могольскую столицу пленил Великого Могола и сделал его орудием своей политики. Но прочного господства афганцы не добились. Против захватчиков поднялись сикхи, вновь взяли в руки оружие маратхи. Правда, маратхи не добились серьёзного успеха. Разгромив их, но чувствую себя неспособным закрепить господство над Индией, Ахмед-шах вернулся со своей армией в Афганистан.

Такова Индия позднего средневековья. С одной стороны, это одна из передовых стран тогдашнего мира. Там были развитые товарное производство и обмен, появились спорадические ростки новых, капиталистических отношений. С другой стороны, - ряд особенностей развития Индии, а именно: замкнутые, самодовлеющие деревенские общины, своеобразный характер индийского города, кастовый строй, нашествия иноземных завоевателей и т.п. Эти моменты делали крайне медленным, затяжным, для большинства населения мучительным процесс формирования капиталистического уклада в недрах индийского феодального общества.

Глубокий кризис, переживаемый феодальной Индией со второй половины ХVIв. создал исключительно благоприятную обстановку для вторжения колонизаторов. Наверное. К. Маркс имел все основания бросить следующую реплику: «Верховная власть Великого Могола была свергнута его наместниками. Могущество наместников было сломлено маратхами. Могущество маратхов было сломлено афганцами, и пока все воевали против всех, нагрянул британец и сумел покорить их всех (т.9, с. 224).

 

* * *

Морской путь вокруг Индии был открыт португальцами в 1498 г. Вскоре ими был захвачен ряд территорий на западном побережье Индостана. Пользуясь разобщенностью южноиндийских правителей и своим превосходством в мореходной технике, португальцы пиратствовали на морях, грабили корабли, скупали пряности и ткани, которые потом вывозили в Европу, Африку, азиатские страны. В своих владениях они жестоко обращались с населением, силой насаждая христианство. Они даже ознакомили индийцев с таким «завоеванием» европейской цивилизации, как инквизиция. На кострах погибали тысячи индусов и мусульман, не желавших изменить своей вере, португальцы разрушали мечети и храмы. Но с закатом португальской империи их влияние в Индии сошло на нет. Зато пришли новые «искатели удачи и счастья» - англичане и французы.

В 1600 г. была основана «Благородная английская Ост-Индская Компания» (так она именовалась в официальных документах). Затем Кромвель выдал ей официальную хартию. Компания получила право объявлять войну, чеканить монету, содержать собственные вооружённые силы. Центрами коммерческой и политической деятельности англичан стали города Бомбей, Мадрас и Калькутта. Аналогичную компанию основали французы. Активную деятельность в Индии начинали голландцы и датчане.

Главной сферой деятельности европейских торговых компаний в Индии первоначально была скупка товаров, пользовавшихся спросом на европейских и азиатских рынках. Часто следуя практике индийцев-торговцев, европейские купцы выступали в роли организаторов производства, раздавая ремесленникам сырьё или полуфабрикаты для дальнейшей обработки. И английская, и французская компании не были чисто коммерческими предприятиями: они под контролем своих правительств, содержали контингенты войск, набранных как из уроженцев метрополии, так и из индийцев, спасавшихся от нищеты. Солдаты из местных жителей, служившие европейским компаниям, назывались сипаи (от тюрского - воин). Обе крупнейшие компании активно вмешивались во взаимоотношения индийских правителей, играли на их постоянной распре, обретали всё возрастающую роль в качестве самостоятельной политической силы.

В начале ХVIII в. империя Великих Моголов рухнула под ударами мощных народных движений и чужеземных вторжений. Государства, возникшие на обломках великой империи, находились на разном уровне социально- экономического, политического и культурного развития. Это был зрелый феодализм, ещё не исчерпавший возможностей своей эволюции. Некоторые из новых государств по территории и населению были сравнимы с европейскими странами. Эти строители «независимой государственности» чаще всего копировали модель распавшейся империи. В целом ситуация в Индии ХVIII в. оценивалась современниками как кризисная. Экономика и торговля пребывали в застое. Войны между новыми суверенными государствами разоряли города и селения. Упадок имперского центра (Дели-Агра) сопровождался подъёмом некоторых регионов и их столиц. И в самом деле. Делийские поэты оплакивали гибель империи, сравнивали некогда великолепную столицу с «засохшим садом», а в это время во многих провинциальных центрах активно развивались ремёсла и торговля, бурлила культурная жизнь. Возводились прекрасные сооружения. Правители новых государств наслаждались неограниченной властью, непрестанно воевали между собой. Но они не осознавали, что главная угроза их благополучию исходила не от соседей, а от европейцев, в пе5рвую очередь англичан, перешедших от чисто коммерческой деятельности к территориальным захватам. Основной целью английской Компании было теперь не получение торговых привилегий от индийских государей, а установление непосредственного контроля над различными районами Индии.

Однако для того, чтобы стремление увенчалось успехом, Англии необходимо было одержать победу над Францией, преследовавшей ту же цель. Соперничество в Индии было лишь одной из сторон военного противоборства между двумя державами. Ареной это противоборства стала большая часть земного шара, от Канады до Индии. И если в войнах на индийской территории успех вначале сопутствовал французам, то с середины ХVIII в. ситуация изменилась. В результате Семилетней войны и военных действий на Индостане в распоряжении Франции осталось лишь пять городов, укрепления которых по договору предстояло разрушить. Причины поражения Франции в том, что во время Семилетней войны французское правительство было поглощено военными действиями в Европе, в то время как англичане вели активные военные действия в колониях. Англия имела значительно более сильный флот, обеспечивший ей господство на море. Да и французские военачальники оказались не на высоте поставленных задач.

Главная причина поражения Франции, однако, заключалась в том, что страна переживала глубокий социально-экономический и политический кризис в период, предшествующий революции. Английское и французское правительства по-разному понимали роль своих Ост-Индских компаний в Индии. Для французского короля и его министров Индия была лишь поставщиком экзотических товаров, что обогащало купцов и казну, но без чего вполне можно было обойтись. То же самое имело место в Англии в период бурного первоначального накопления. Но теперь Англия вступила в полосу промышленной революции. Требовались всё в большей степени миллионные налоговые поступления из колоний, а позже – ёмкие и без всяких конкурентов рынки сбыта промышленных товаров и стабильные источники сырья. В итоге Франция, так сказать «засидевшаяся» в своей индийской политике на уровне первоначального накопления, была вытеснена британской Ост-Индской компанией.

Вся вторая половина ХVIII в. – это история жестоких войн с целью порабощения всей Индии. Одно государство за другим лишается независимости, его территория становится составной частью владений англичан. Шантаж, угрозы, подкуп, заведомо невыполнимые обязательства – всё было пущено в ход. И конечно, оружие. Не было пределов жестокости, насилиям, просто грабежам. В итоге английская Ост-Индская из торговой державы превратилась в державу военную и территориальную. (В каждом учебнике этим страницам индийской истории уделено достаточное внимание). Полностью Индия будет покорена лишь к середине ХIХ в.

 

 

* * *

Не столько военный, сколько экономический фактор играл главенствующую роль в колониальном подчинении Индии. Использование индийских ресурсов явилось одним из важных источников первоначального накопления капитала для британской экономики. Средства, получаемые от эксплуатации и прямого ограбления Индии играли значительную роль и в период промышленной революции в Англии. Механизмы извлечения прибыли, изначально использовавшиеся колонизаторами – налоги, монопольная торговля, ростовщические займы, которые навязывались Ост-Индской компанией индийским князьям, военная добыча, дань с вассальных территорий – не потеряли своей значимости и в первой половине ХIХ в. Однако к ним прибавились и новые возможности извлечения доходов.

Долгое время управление Индией велось от имени Компании. Но по мере развития промышленного капитализма в самой Англии и завоевания Индии изменялось и положение Ост-Индской компании. Ещё в конце ХVIII в. по требованию парламента была введена система «двойственного управления», которая позволяла лондоским властям в известной мере контролировать деятельность Компании через специально создаваемые структуры. Но определяющее влияние на деятельность Компании по-прежнему оказывал совет директоров, избираемый пайщиками Компании. Окрепшая буржуазия была недовольна привилегированным положением небольшой группы пайщиков, она добивалась свободного доступа на индийский рынок.

Всё понятно: гигантская и богатая колония должна служить всему капиталу, британскому капитализму в целом.

В 1813 г. истекал срок действия Хартии Ост-Индской компании. Буржуазия активно выступила за введение свободы торговли с Индией. В результате активных прений в парламенте и при поддержке общественного мнения индийские территории были объявлены зоной свободной торговли. Но за Компанией сохранялось право монопольной торговли с Китаем и возможность иметь в Индии свои торговые конторы. Хотя и была провозглашена «свобода» торговых операций в Индии. Это право предоставлялось только по специальному разрешению Совета директоров Компании. Компания развернула широкую торговлю лицензиями, вакансиями для занятия доходных должностей в своём административном механизме. Продажа должностей породила коррупцию на всех уровнях.

После парламентской реформы 1832 г., в результате которой английская промышленная буржуазия утвердилась у власти, парламент 1833 г. принял новый акт, лишавшей компанию монополии и на торговлю с Китаем. Ост-Индская компания прекратила своё существование как торговая организация. Юридически Индия оставалась владением Компании. Однако создавались и новые управленческие структуры. Основные рычаги власти в Британской Индии отныне были сконцентрированы в руках генерал-губернатора, назначаемого Лондоном и подчиняющегося его строгому контролю. При нём была довольно многочисленная группа, своего рода министров из английских чиновников, тоже назначаемых Лондоном.

Утверждая своё господство над Индией, англичане опирались на силу оружия. Вместе с тем они стремились использовать в своих интересах феодальную политическую надстройку ещё средневековой Индии. Господство над завоёванными районами колонизаторы внешне оформили соглашением на осуществление прав и привилегий, получаемых от могольских императоров или местных феодальных правителей. Даже когда колонизаторы утвердились в Дели, они продолжали выступать от имени Великого Могола. Таким путём они хотели придать видимость своей власти в глазах народов Индии. На деле же падишах давно уже не пользовался реальной властью, превратился в марионетку. Англичане назначили ему содержание в фунтах, его власть не простиралась дальше стен его дворца.

Одной из основ политики английских колонизаторов в Индии был традиционный принцип захватчиков «разделяй и властвуй». Замечу, что вражда между различными расами, племенами, религиями, государствами всегда оставались жизненным принципом английского владычества. Так было и в Индии. Непосредственно в период завоевания центр тяжести английской политики лежал в противопоставлении друг другу отдельных государств и княжеств. Когда же над Индостаном было утверждено господство, то наряду с территориями полностью аннексированными колонизаторами (это так называемые «Британская Индия») англичане сохранили несколько сот самостоятельных княжеств, занимавших около трети Индостана (это так называемая «Туземная Индия»). Все они находились под полным контролем английских колониальных властей, но одновременно там сохранялась абсолютистская власть князей над населением. А сами правители по существу были связаны вассальными обязательствами. Многие народности Индии были искусственно расчленены между разными провинциями и княжествами, при этом колонизаторы сознательно учитывали в своих интересах ещё и кастовый, и религиозный фактор.

Сохраняя и используя средневековые порядки, новые властители Индии создавали и собственный аппарат порабощения её народов. Первоначально наряду с армией (своей и так называемой «субсидиарной») их главным инструментом был налоговый и судебный аппарат. При этом исполнение судебных функций возлагалось на местные властные структуры. Позднее с этим будет покончено.

К исходу первой четверти ХIХ в., когда шло к концу завоевание Индии, англичане создали централизованную и всеохватывающую систему колониальной администрации. Расширился и стал ещё более беспощадным налоговый и полицейский аппарат. Была значительно усилена власть начальников округов – так называемых коллекторов. Помимо прежних налоговых и административных функций они стали исполнять функции окружного судьи. Коллектор привлекал к ответственности недоимщиков, сам выносил приговор, сам приводил его в исполнение. Дабы упрочить свой контроль над населением, английские власти стали привлекать на службу чиновников-индейцев, выходцев из феодальных и компрадорских кругов, готовых верно им служить. Как видим, европейский деспотизм переплёлся с деспотизмом азиатским.

В первой половине ХIХ англичане провели в Индии ряд аграрных преобразований. Их цели таковы: увеличение и чёткое фиксирование налогового обложения, создание необходимых условий для превращения Индии в аграрно-сырьевой придаток Англии, формирование социальной опоры в лице зависимых и связанных с колонизаторами феод<



2015-12-06 12124 Обсуждений (0)
Индия в эпоху нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индия в эпоху нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (12124)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)