Развитие терапии в эпоху Возрождения
ТЕМА: Медицина эпохи Возрождения. Характеристика. 16-17 века – позднее средневековье. Эпоха Возрождения (Ренессанс, Реформация), ибо возрождение научно-культурного наследия античности. · Гуманизм эпохи Возрождения: проявляется развитием клинического метода в медицине, щадящая хирургия, появление научной анатомии и физиологии. · Сократ «Познай самого себя». Изучение строения и функционирование организма. В 1490г. – открыт первый анатомический театр (на вскрытия собиралась общественность как на представления). · Возросло число университетов – около 50 в Европе к концу 15 века. В Падуанский, Лейденский превалировал научный опыт познания. В Сорбонне – сохранилась схоластика. · В 1456г. выходит первая медицинская печатная книга. · Развивается астрономия и география. В к. 15 века Америго Веспучи открыл Америку, проложен морской путь в Индию, Никитин в Китай, Магелан – кругосветное путешествие. Васко де Гама проложил морской путь в Индию. Рост городов и производства толкал на поиск рынка сбыта сырья. В Европу пришел, картофель, кукуруза, каучук, какао, опий, табак, женьшень, чай, томаты, клубника и некоторые средства, используемые в медицине. В 1543г. Н. Коперник - доктор медицины, польский ученый, врач «О круговращении небесных сфер» - гелиоцентрическая теория. · Развивается мануфактурное производство → промышленная патология. · Проведены первые санитарно-статистические исследования (Лондон). Уильям Пети (рождаемость, смертность) Охрана здоровья населения. · 1640г. первая Буржуазная английская революция – новые социальные слои населения.
Утверждению опытного метода в медицине способствовало: I. Возникновение: ятрохимического и ятрофизического направлений. Сильные стороны: 1) способствовали к утверждению опытного метода в медицине; 2) сделаны открытия, характеризующие деятельность организма. Слабые стороны: 1) механистически подходили к объяснению процессов в организме; 2) сохраняется – представление о высшем начале. Более сильные позиции ятрофизиков, так как сильна была физика, как наука (Ньютон, законы гидродинамики, Паскаль - закон Гидростатики). Представители ятрофизики: Андреас Везалий, Герман Бургав, Рене Декарт, Санторио. Они объясняли жизненные процессы опираясь только на законы физики. Сердце – насос, сосуды – трубы, суставы – шарниры. Ятрохимия – более слабая, так как химия только выходила из алхимии и еще становилась наукой. Они объясняют жизненный процесс с точки зрения химии. Пищеварение – химический процесс. Мозг вырабатывает мысль, как химическое вещество. Парацельс (Швейцария) – геофраст Бомбаст фон Гогенхейн. Он учил «Теория врача – есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». В основе медицины: химия, философия, благодетельность, астрология. Требовал от учеников работы в химических лабораториях, объяснял жизнедеятельность организма с позиции трех начал: сера – начало сгораемости, ртуть – то, что улетучится не сгорая, соль – то, что остается от сгорания. Ввел: 1) химическое исследование мочи с диагностической целью; 2) понятие дозы, основоположник фармацевтической науки; «Все есть яд и ничего не лишено ядовитости и одна только доза делает яд неядовитым». 3) не отделял хирургию от медицины; Ван Гельмонт – тоже ятрохимик, описал желтый сок, ввел понятие ферментов, считал все процессы в организме ферментативными, открыл углекислоту. Фрэнсис Бэкон – лорд-канцлер (хранитель печати), философ, не был медиком, ятрофизик. - наука должна быть деятельной, должна увеличивать могущество человека; - ставил задачи перед медициной: искоренение болезней, сохранение здоровья, продление жизни за счет предупреждение изнашивания организма и заменены изношенной части тела; - стоял на позициях единства этиотропного и симптоматичного лечения; - был против сложности лекарств, состоящих из большого числа инрадиентов; - считал, что должно быть единство сравнивал описательной и патологической анатомии; - говорил о необходимости систематически и подробно вести записи в истории болезней; - говорил о необходимости создания комнат здоровья, для восстановления здоровья и физического совершенствования организма; - дал понятие пищевым продуктам типа концентратов – как средством рационального питания; - говорил об использование минеральных вод и их источниках получения; - считал необходимым разработать эффективные средства против боли. Р. Декарт – французский философ, ятрофизик. - ввел понятие рефлекса, рефлекторной дуги, центробежных и центростремительных импульсов; - предложил теорию зрения, боли, голода, жажды, памяти. Он дуалист (существование тела и души). Говорил, что все процессы жизнедеятельности имеют рефлекторную природу, а мышление – является функция души. Считал, что наука должна сделать людей господами, властелинами природы. Микроскопирование – проявление ятрофизики. 1590г. братья Янсены, 1610г. Галилей – открыл микроскоп. Родина микроскопа – Голландия, благодаря технике шлифовки стекол. Антоний Ван Левенгук – несколько сот микроскоп, усовершенствовал зеркало. 1695г. – «Таинство природы». Описал строение многих тканей, сперматозоиды, форменные элементы крови, делал зарисовки. «Наука без совести, это проституирование души». Ф. Рабле (французский врач, писатель). Анатомия. Леонардо да Винчи (анатом, физиолог) – написал обобщенный труд по анатомии. Анатомические зарисовки, главным образом, в движении. Предложил первую классификацию мышц. Правильно описал сердце (4 камеры), щитовидную железу. Описал формы и пропорции человеческого тела (помещал тело в квадрат, треугольник, круг). А. Везалий – основоположник научной анатомии (в 22 года стал профессором). Не мог производить вскрытие, так как они были запрещены. Вскрывал недавно умерших людей из могил, на места казни. В 1543г. он издал первый научный труд по анатомии «О строении человеческого тела» в 7 книгах. Он нашел 200 ошибок в анатомии Галена. Издал анатомический атлас. Изменяет преподавание анатомии, вводит секционные циклы, вскрытие на лекции. Разработал метод анатомического исследования, включавший многократные вскрытия, сравнение анатомии (животных и человека, мужчину и женщину и т.д.). Все анатомы Европы – ученики Везалия. Анатомические открытия Везалия способствовали развитию научной теории кровообращения. Умер на необитаемом острове (кораблекрушение). Физиология. Вильям Гарвей – английский врач. В 1609г. обратился в Королевское общество с теорией кровообращения. 1628г. труд «О движении сердца и крови у животных». Правильно описывал систолу и диастолу. Сердце главный орган кровообращения. Созданию теории кровообращения способствовало: описание малого круга кровообращения (древнекитайские, арабские ученые, ученые эпохи Возраждения – М. Сервет, 1550); анатомические открытия. 1661г. М. Мальпичий открыл капилляры. Он замкнул круг кровообращения, он один из основоположников гистологии, дал гистологическое описание кожи, почек. 1622г. описаны лимфатические сосуды и открыта лимфатическая система. Гарвей – один из основоположников эмбриологии (изучал развитие куриного эмбриона, системы кровообращения). Санторио – ятрофизик и ятромеханик. Основоположник биомоделирования; первым применил экспериментально-механические методы в медицине, использовал математические расчеты. Сконструировал пульстметр, измерил температуру тела водяным термоскопом (1714г. ртутный термометр), предложил камеру для изучения основ обмена. Развитие терапии в эпоху Возрождения. - утверждение клинического метода; - развитие учения об инфекционных заболеваниях; - развитие учения о промышленных патологиях. Развитие клинического метода. Дж. Б. Монтана: 1) Источник медицинской науки надо искать у постели больного; 2) учить медицине можно лишь посещая больных. Герман Бургав (ятрофизик):ввел термометрию в практическую деятельность врача; стоял на позициях подробного обследования больного с подробной записью в истории болезни. Труд «Введение в клиническую практику». Считал, что клиническая медицина должна включать: - наблюдение больных у их ложа; - изучение действий лекарственных средств у постели больного; - применение их там же.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |