Тема II. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности
О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я
Учебно-методический комплекс
Томск – 2009
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации (Общеобразовательные дисциплины. Федеральный компонент).
Составители: Г.Н. Алишина Ю.В. Куперт Е.А.Казакова В.В. Миркин В.Н. Кудряшев В.А. Морев Н.И. Наумова А.С. Шевляков
Редакционная коллегия: профессора: Ю.В. Куперт, А.С. Шевляков, ст. преп. Е.А. Казакова
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры истории и документоведения исторического факультета ТГУ и рекомендован для реализации в учебном процессе «27» апреля 2009 г., протокол № 6
Заведующий кафедрой истории и документоведения профессор Н.С. Ларьков
Одобрен методической комиссией исторического факультета Томского государственного университета «_____» ________ 2009 г.
Председатель методической комиссии ИФ, доцент В.Ю. Соколов
Пояснительная записка Курс «Отечественная история» предназначен для студентов Томского государственного университета, обучающихся на факультетах естественно-научного, физико-математического и гуманитарного профиля. Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России, определение места и роли страны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накопленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития.
Задачи курса: – раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России; – определить факторы самобытности российской истории; – проследить роль России во всемирной истории; – выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории; – рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции ее социально-экономического развития.
Изучив курс «Отечественная история», студенты должны: – освоить основную учебную и справочную литературу по отечественной истории и наиболее значимые группы опубликованных исторических источников; – знать базовые термины и понятия исторической науки; – усвоить конкретные научные знания по отечественной истории; – представлять место и роль России в решении международных проблем; – ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и государственно-политической жизни страны.
Основные формы занятий по курсу «Отечественная история»: лекции и семинары. Формы контроля знаний студентов: тестирование, защита рефератов, зачет, экзамен.
4 Тема I. Введение в курс «Отечественная история» История как бытие прошлого и ее роль в жизни общества. Самопознание общества, его историческая память. Начало истории. Связь прошлого и настоящего. Формирование чувства истории. Инвариантность и альтернативность в историческом процессе. Методология – способ подхода к познанию истории. Принципы объективности и историзма. Историческое время. Проблема истинности исторических знаний. Методы изучения истории. Концепции исторического развития: мифологический подход; христианская концепция; марксистское материалистическое понимание истории; теория формаций; цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории. Понятие цивилизации, ее критерии. Дискуссии о цивилизационном развитии общества (проблемы исторической закономерности, детерминизма, исторического прогресса, роли личности в истории; теории «локальных цивилизаций», техногенных, антропогенных цивилизаций, информационного общества и др.). Соотношение понятий «общество», «формация», «цивилизация», «культура». Отечественная история – составная часть мировой истории. Различные типы цивилизаций. Россия между Востоком и Западом. Историография истории. Периодизация отечественной истории в российской историографии. В.Н. Татищев. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев. В. О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, Л.Н. Гумилев. Советская периодизация истории России. Понятие и классификация источников изучения истории. Источники изучения отечественной истории.
Тема II. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности Основные цивилизационные регионы раннего средневековья. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные истоки древнерусской цивилизации (славянский, балтский, финно-угорский и тюркский субэтнические компоненты). Византийско-древнерусские связи.
Природно-климатический и геополитический факторы самобытности древнерусской цивилизации. Основные предпосылки и этапы становления государственности. Особенности социально-экономического развития и политического строя Киевской Руси. Принятие христианства как выбор цивилизационной альтернативы. Сравнительный анализ мировых религиозных систем: иудаизм, ислам, христианство. Предпосылки и последствия христианизации Древней Руси. Характерные черты и специфика древнерусской цивилизации.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |