Поэзия конца XIX – начала XX вв
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: · воспитаниесредствами художественной литературы духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания; · освоение художественных текстов; овладение знаниями о русской и мировой художественной литературе; создание общего представления об историко-литературном процессе, о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями зарубежной литературы и литературы народов России; · совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; углубление эстетического восприятия литературных произведений; · развитиепознавательных интересов и коммуникативно-эстетических способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; художественного вкуса; · формированиечитательской культуры, умений написания сочинений различных типов; навыков владения устной и письменной речью, развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др. Изучение литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения, реализуя общие цели, направлено на решение специфических задач: · углубление духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении двух (родной и русской) литератур; · формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литератур, выявляя их сходство и национально обусловленное своеобразие художественного ре-шения; · совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-вырази-тельными средствами; · формирование личности, способной адекватно воспринимать русскую литературу и культуру, более широко и многомерно осмысливать родную.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень предполагает три уровня детализации учебного материала: · список авторов и конкретно указанных произведений; · список авторов с указанием минимального количества и рода произведений данных авторов, подлежащих обязательному изучению (выбор конкретного произведения предоставляется автору программы или учителю); · список авторов с указанием минимального числа тех авторов, чьи произведения подлежат обязательному изучению (выбор авторов из предложенного списка и произведений предоставляется составителю программы или учителю). Такая структура перечня определяет разные подходы к формированию экзаменационного материала для организации государственного итогового контроля. В старшей школе с родным (нерусским) языком обучения на базовом уровне сохраняются все факторы, которые определяют специфику содержания предмета «Литература» в основной школе. Кроме того, выпускники старшей школы при изучении русской литературы должны выходить на диалог русской и родной литератур и культур, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом, реализуется идея единого литературного образования. Особенностью содержания литературного образования в старшей школе с родным (нерусским) языком обучения является дальнейшее изучение следующих произведений, включенных в обязательный минимум содержания образования основной школы: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (обзор с анализом фрагментов); Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (обзор с анализом повести «Княжна Мери»); Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1 том) (обзор с анализом глав).
Русская литература XIX века А.С. Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также 3 стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник»(в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также 3 стихотворения по выбору. Н.В. Гоголь 1 из петербургских повестей по выбору (только для школ с русским (родным) языком обучения. А.Н. Островский Драма «Гроза» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении). И.А. Гончаров Роман «Обломов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для школ с родным (нерусским языком обучения). И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»(в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также 3 стихотворения по выбору. А.А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь...», а также 3 стихотворения по выбору. А.К. Толстой 3 произведения по выбору. Н.А. Некрасов Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также 3 стихотворения по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Н.С. Лесков 1 произведение по выбору. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (2 главы по выбору) (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). А.П. Чехов Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также 2 рассказа по выбору. Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Пьеса «Вишневый сад» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА И.А. Бунин 3 стихотворения по выбору. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» а также 2 рассказа по выбору. Рассказ «Чистый понедельник» (только для школ с русским (родным) языком обучения. А.И. Куприн 1 произведение по выбору. М. Горький Пьеса «На дне». 1 произведение по выбору. Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, Стихотворения не менее 2 авторов по выбору. А.А. Блок Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также 3 стихотворения по выбору. Поэма «Двенадцать». В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также 3 стихотворения по выбору.
С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», а также 3 стихотворения по выбору. М.И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», а также 2 стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также 2 стихотворения по выбору. А.А. Ахматова Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», а также 2 стихотворения по выбору. Поэма «Реквием». Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также 2 стихотворения по выбору. М.А. Булгаков Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор одного из романов с анализом фрагментов). А.П. Платонов 1 произведение по выбору. М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). А.Т. Твардовский Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», а также 2 стихотворения по выбору. В.Т.Шаламов 2 рассказа из цикла «Колымские рассказы» А.И. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Рассказ «Правая кисть» (только для школ с родным (нерусским) языком обучения).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |