Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распознавание эмоциональных состояний по невербальным характеристикам



2015-12-04 1813 Обсуждений (0)
Распознавание эмоциональных состояний по невербальным характеристикам 0.00 из 5.00 0 оценок




О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомотори­ки и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реак­циям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериаль­ному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются харак­терные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и ста­новится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислоро­дом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происхо­дят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стара­ясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой лич­ностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмо­ции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмо­ционально реагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.

Американский психолог Р. Вудвортс разделил мимику на шесть видов:

1) любовь, счастье, радость, веселье;

2) удивление;

3) страх, страдание;

4) гнев, решимость;

5) отвращение;

6) презрение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом.

Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.

Страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт.

Гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой.

Печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены.

Счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок и др.

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот и на слух голос, воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец «падающей» кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, «пустой».

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

СТРЕСС И ФРУСТРАЦИЯ

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Стресс (от англ. напряжение, давление) представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия. Речь идет о достаточно мощном воздействии, стресс-факторе (стрессоре), способном вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

Термин заимствован канадским эндокринологом Гансом Селье из физики, как аналог растяжения резинового жгута под влиянием механической нагрузки. Стресс, согласно классическим представлениям Г. Селье, - неспецифическая реакция организма на предъявляемые ему требования. Для всех видов стресса характерна активация ведущего патогенетического звена: гипоталамус - передняя доля гипофиза - кора надпочечников. Под влиянием гормонов гипофиза и надпочечников, согласно Г. Селье, формируется неспецифический адаптационный синдром, характеризующийся гипертрофией надпочечников, инволюцией вилочковой и лимфатических желез, а также язвенными поражениями желудочно-кишечного тракта.

Стрессоры:

1. Макрострессоры (критические, изменяющие жизнь события).

2. Микрострессоры (повседневные перегрузки).

Различают три последовательно сменяющие друг друга стадии стресса: тревоги, резистентности и истощения.

Стадия тревоги состоит из фаз «шока» и «противошока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда физиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно включаются защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников обильно выделяется адреналин; гипофизом выбрасывается адренокортикотропный гормон и тиреотропный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников – глюкокортикоидов. Организм начинает перестраиваться – происходит «противошок».

На первой стадии мобилизуются защитные силы организма, начинается процесс перестройки системы регуляции. В этот момент сопротивляемость организма снижается и, если результат действия раздражителя выходит за пределы компенсации, может наступить смерть.

Если сила действия чрезвычайного раздражителя не превышает компенсаторных возможностей организма, развивается вторая стадия - резистентности или адаптации. В этот период сопротивляемость организма повреждающему воздействию раздражителя повышается.

После длительного воздействия чрезвычайного раздражителя могут исчерпаться компенсаторные возможности и организм переходит в третью стадию - истощение. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие уже теперь необратимый характер.

Селье выдвинул гипотезу о том, что старение – это итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение жизни. Оно соответствует фазе «истощения» общего адаптационного синдрома.

Г. Селье различал две формы стресса:

· эустресс (защитная, адаптивная реакция организма на стрессоры);

· дистресс (патологическая реакция).

Р. Лазарус в 1970 г. разделил стресс на физиологический (вегетативный, первосигнальный) и психологический (эмоциональный, второсигнальный). В последние годы наиболее часто по отношению к целостному организму употребляется термин «эмоциональный стресс» или «психоэмоциональный стресс», поскольку показано, что первичными на повреждающие воздействия являются эмоциональные реакции субъектов.

Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Психологические компоненты стресса могут быть обнаружены во всех сферах психики.

В эмоциональной сфере важнейшие феномены – чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. Типичные эмоциональные стрессовые реакции это страх, печаль или гнев.

В когнитивной сфере наиболее значимый феномен – восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной.

В мотивационной – мобилизация сил или, напротив, капитуляция.

В поведенческой сфере – изменение активности, привычных темпов деятельности, часто появление «зажатости» в исполнительных движениях.

Выделяют два основных типа реагирования в стрессе.

Тормозной тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в «мимической маске», скованностью позы и движений; фиксациями внимания, пассивностью, замедленным течением психических процессов, своеобразной «эмоциональной инертностью», проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия.

Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости, многословии, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной легкости перехода от одного вида деятельности к другому, несдержанности в общении.

 

Фрустрация – состояние, когда на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация (от лат frustratio – обман, тщетное ожидание) определяется также как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Фрустрация – это переживание неудачи. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Согласно В.С. Мерлину, основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, досада, тревожность, подавленность, обесценивание цели или задачи.

С. Розенцвейг выделил три типа фрустрирующих ситуаций.

К первому он отнес лишения, т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Примером внутреннего лишения, т.е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.

Второй тип составляют потери. В качестве примера можно привести смерть близкого человека, сгоревший во время пожара дом и т.п.

Третий тип ситуации – конфликт. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

К условиям возникновения состояния фрустрации относятся следующие факторы:

· наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

· наличие сопротивления (препятствия – фрустратора).

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют преимущественно социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами.

Поведение в состоянии фрустрации может быть самым разным. Оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора, привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.

Выделяют 5 основных видов фрустрационного поведения:

1) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные поведенческие реакции;

2) апатия (во фрустрирующей ситуации ребенок ложится на пол и смотрит в потолок);

3) агрессия и деструкция, разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба;

4)стереотипия – тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксированных форм поведения;

5)регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем).

Адаптивное (остающееся в пределах нормы) поведение характерно для человека, у которого даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это является следствием фрустрационной толерантности, т.е. терпимости, выносливости по отношению к фрустраторам. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Э.И.Киршбаум, А.И.Еремеева считают, что психическое здоровье человека собственно и означает сознательное управление своим поведением в экстремальных условиях путем построения эффективных моделей поведения.

 

Адаптации личности в ситуации эмоционального дискомфорта (вызванного стрессом, фрустрацией и др.) служат механизмы психологической защиты и механизмы совладания (копинг-механизмы).

 

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Эмоции и чувства — это психические формы переживания человека. Они выявляют отноше­ние личности к миру, самому себе и выполняют сигнальную, оценочную и регулятивную функ­ции. Оказываясь в основе мотивов, поведенческой активности и будучи субъективной формой вы­ражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению и реализации, побуждая и направляя. Поэтому эмоции не только сопровождают, но и влияют на предметную деятельность и общение человека с другими людьми.

В зависимости от особенностей целеобразования и связей с познавательными процессами вы­деляются такие формы психических переживаний, как: эмоции, аффекты, на­строения, стрессы, страсти, фрустрации, высшие чувства.

Эмоциональные процессы являются взаимосвязанными с энергетической активностью орга­низма. Разные переживания изменяют деятельность органов дыхания, пищеварения, сердечно­сосудистой системы, желез внутренней секреции, мускулатуры и др.

Эмоции выражают оценочное отношение к условиям жизнедеятельности и событиям и разли­чаются степенью осознанности. Они имеют количественные и качественные характеристики: ин­тенсивность, длительность, знак и модальность.

Чувства как одна из основных форм переживаний отличаются относительной устойчивостью. Чувства связаны не только с потребностями, но и со знаниями человека и определяют направлен­ность личности. Особую группу составляют высшие чувства, формируемые в процессе онтогенеза и социализации личности. К ним относятся: морально-нравственные, интеллектуальные, практи­ческие и эстетические чувства.

 

ВОЛЯ

Воля – способность преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий.

Воля - это способность (функция) человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегу­ляции им своей деятельности и различных психических процессов. Она осуществляется через произвольную и осознанную форму мотивации. Психологическим механизмом произвольного из­менения побуждения является изменение смысла действия. Поэтому за волевыми усилиями стоит особая активность, происходящая во внутреннем плане сознания, по мобилизации всех возможно­стей человека.

Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Обычно в психологии выделяют две функции воли:

1. побудительную (стимулирующую);

2. тормозная.

Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает:

· самодетерминацию (мотивы, цели, желания);

· самоинициацию и самоторможение действия;

· самоконтроль;

· самомобилизацию;

· самостимуляцию.

В.Н. Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

1) при выполнении физической и умственной работы;

2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

3) при изменении привычного темпа деятельности и действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии. Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство рассматривает следующие четыре стадии:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

На первом этапе зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение.

В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий.

Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части - умения, навыки, способности.

Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Согласно концепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны также с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к какому-либо произвольному усилию.

В целом, можно сказать, что произвольное управление связано с работой практически всей коры головного мозга.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты, в случае, если воля подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю. Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. В случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить интенсивность работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. Состояние тревожности преодолевается с помощью решительности; состояние страха — смелости; состояние эмоционального возбуждения — с помощью выдержки. В других случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к переутомлению. Чрезмерная волевая — может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. В

Волевые качества включают в себя три компонента:

· собственно психологический (моральный),

· физиологический (волевое усилие),

· нейродинамический (типологические особенности нервной системы).

Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это — терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность.

Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Действия, контролируемые и регулирующиеся волей, бывают простыми и сложными. В зави­симости от того, в какой мере индивид понимает значение своей волевой активности и приписы­вает ли ответственность внешним обстоятельствам или, напротив, собственным усилиям и спо­собностям, определяют его локус контроля.

При оценке человека по критерию «волевой-слабовольный» следует учитывать его способность создавать дополнительное побуждение к действию через изменение его смысловой стороны. От этого зависит инициация действия, а также сила, темп, скорость, длительность работы, преодоле­ние внешних и внутренних (психологических) препятствий. Поскольку волевая регуляция опреде­ляется смысловыми изменениями в сознании, то она зависит от таких компонентов личности, как мировоззрение, характер смысловой сферы, убежденность.



2015-12-04 1813 Обсуждений (0)
Распознавание эмоциональных состояний по невербальным характеристикам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распознавание эмоциональных состояний по невербальным характеристикам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)