Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методы формализации эвристической информации.Метод парных сравнений




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод предусматривает использование эксперта, который проводит оценку целей. Z1, Z2, ...,Zn. Согласно методу осуществляются парные сравнения целей во всех возможных сочетаниях. В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность. Одна из возможных модификаций метода состоит в следующем:

1. составляется матрица бинарных предпочтений, в которой предпочтение целей выражается с помощью булевых переменных;

2. определяется цена каждой цели путем суммирования булевых переменных по соответствующей строке матрицы.

Метод последовательных сравнений

Одна из возможных модификаций метода состоит в следующем:

1. Все цели располагаются в виде массива в порядке убывания их важности и назначаются предварительные оценки целей. При этом первая цель массива получает оценку 100, а остальным целям ставятся в соответствие оценки, отражающие их важность.

2. Первая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей по 2. В случае необходимости оценка первой цели корректируется. Вторая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей по2. В случае необходимости оценка 2-ой цели корректируется и т.д.



3. Производится запись скорректированных оценок и расчет на их основе весов целей.

Метод взвешивания экспертных оценок. Метод предпочтения. Метод ранга. Метод полного попарного сопоставления. Метод ранжирования проектов методологии экспертных оценок.

Методы векторной оптимизации 3 класса. Метод формирования обобщённого показателя(не нашел)

Методы векторной оптимизации 3 класса

1. «Свёртка частных показателей»

Все методы свёртки можно разбить на 2 класса:

· «Свертка» с использованием аддитивных преобразований

· «Свертка» с использованием мультипликативных преобразований

2. Функция полезности

Формируется обобщённый показатель, где полезность частного показателя определяется местом в аналитической зависимости. Каждый показатель имеет различную полезность.

3. ФСА включает 5 этапов:

· Построение модели эффективности

· Построение модели стоимости

· Формирование вариантов системы

· Формирование обобщённого показателя

· Выбор рациональной структуры


Методы вект. Opt 2-го класса. Метод уступок.

Схема экспертизы.

Процесс подготовки и проведения экспертизы включает следующие этапы:

1. определение цепей экспертизы;

2. формирование группы специалистов-аналитиков;

3. формирование группы экспертов;

4. разработка сценария и процедур экспертизы;

5. сбор и анализ экспертной информации;

6. обработка экспертной информации;

7. анализ результатов экспертизы и принятия решений.

При формировании группы экспертов необходимо учитывать их индивидуальные х-ки, которые влияют на результаты экспертизы:

· компетентность (уровень профессиональной подготовки)

· креативность (творческие способности человека)

· конструктивность мышления (не «летать» в облаках)

· конформизм (подверженность влиянию авторитета)

· отношение к экспертизе

· коллективизм и самокритичность

Например рассмотрим метод Дельфи

Метод «Дельфи» предусматривает проведение экспертного опроса в несколько туров.

Во время каждого тура эксперты сообщают свое мнение и дают оценку исследуемым явлениям. При обработке информации, полученной от экспертов, все оценки располагают в порядке N1, ..., Nm их убывания, затем определяют медиану (М) и квартили (Q1, Q2).

Экспертов, чьи оценки попадают в крайние интервалы (не лежат внутри диапазона Q1 - Q2), просят обосновать свое мне­ние по поводу назначения ими оценок. С их обоснованием и выводами, не указывая, от кого они получены, знакомят ос­тальных экспертов.

Подобная процедура позволяет специалистам изменять в случае необходимости свою оценку, принимая в расчет обстоятель­ства, которые они могли случайно упустить или которыми пре­небрегли в первом туре опроса. Благодаря этому результаты вто­рого и последующих туров опроса дают, как правило, меньший разброс оценок.

После получения оценок второго тура снова рассчитываются медиана и квартили.

Этот процесс продолжается до тех пор, пока продвижение в направлении повышения совпадения точек зрения не становит­ся незначительным. После этого фиксируются расходящиеся точ­ки зрения.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7