Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОБЫТИЯ в ИНДИИ во время 2й мировой войны



2015-12-04 940 Обсуждений (0)
СОБЫТИЯ в ИНДИИ во время 2й мировой войны 0.00 из 5.00 0 оценок




ИНДИЯ

25 октября 2008 год

 

С прошлого года мы знаем, что Индия – страна многонациональная, многоконфессиональная. Главные религии индуизм и ислам, есть сикхи, христиане ….. Общество разделено кастовыми перегородками, которые мешают объединению.

В 19 веке появляются первые общественно-политические организации, которые отражали интересы …

Самая важная политическая партия Индии – Национальный конгресс, была создана в 1885 году. Этот Индийский национальный конгресс (ИНК) объединил существовавшие в разных районах Индии общественно-политические ассоциации, которые представляли интересы национального предпринимательства и элиты. Партия во многом копировала политические партии Англии по структуре. Это тоже была пересадка на индийскую почву английских норм политической жизни.

С начала 20 века в Индии сформировалось два направления – либеральное и радикальное. Приверженцы либерального считали, что необходимо постепенно поэтапно переустраивать общество, бороться за расширение представительства в органах власти. О независимости тогда еще не говорили.

Радикальное направление связано с использованием масс в борьбе, с вовлечением малообеспеченных слоев.

В начале 20 века появились еще организации, которые в отличие от ИНК отражали интересы той или иной религиозной общины. В 1906 году была создана Мусульманская лига. Тогда же появилось общество Исламские религии Индии.

На рубеже 19-20 веков появились первые полулегальные революционные организации, тайные общества. Революционные организации создавались в эмиграции, СШа, Европе.

Во время 1й мировой войны значительная часть революционно настроенных эмигрантов вернулась в Индию для налаживания революционной работы.

В прошлом году я говорила, что существовал комитет ____ской независимости … временное правительство Индии в изгнании, которое искало помощи Великих держав. Это временное правительство в эмиграции посылало своих эмиссаров в Россию.

Октябрьская революция и гражданская война действительно оказали существенное влияние на национально-освободительное движение во многих странах Востока. Прежде всего для этих государств важны были пути национального освобождения окраин. Гражданская война воспринималась как борьба с внешней интервенцией. Самым важным был аспект именно национального освобождения. В Москву ездил президент и премьер-министр временного правительства.

Главной политической силой Индии в этот период был ИНК. Главным лидером, вождем был Махатма Ганди (1869-1948). Он родился в 1869 году. Он получил хорошее юридическое образование, занимался в Южной Африке адвокатской практикой, осваивал движение против дискриминации индийцев методом ненасильственного сопротивления. В 1914 году он вернулся в Индию. У него были своеобразные формы и методы борьбы.

Ганди провел в Индии две больших кампании гражданского неповиновения. Много выступал в прессе, на митингах. В начале 1920хгодов он стал признанным лидером ИНК, и вообще одной из наиболее популярных фигур среди индийских националистов.

Вплоть до1940х годов, до обретения Индией независимости «гандизм» был официальной идеологией ИНК.

Махатма Ганди старался совместить традиционные индийские религиозно-философские концепции с современными западными идеями, использовал элементы индуизма и других религий. Ненасильственность действий берет начало в _____низме. В Индии с древности есть такая религия, которая требует не причинения зла никому живому, даже букашкам. В чем суть кампаний гражданского неповиновения? Бойкот товаров, отказ от должностей, званий, государственных наград. В самых острых случаях – отказ от уплаты налогов. Митинги, демонстрации.

Ганди полагал, что самосовершенствованием можно изменить не только себя, но и своих противников. В Советском Союзе его идеи не пользовались популярностью. Над ним посмеивались. Но в Индии однако получилось так, как хотел Ганди. Ганди действительно всю жизнь занимался самосовершенствованием.

Ганди был противником классовой борьбы. Он считал, что нужно находить гармонию, равновесие между классами.

Ганди выступал за развитие возрождение деревенских ______ . Ганди не был против капитализма, частной собственности. Он был против крайностей. Он считал, что разные формы собственности должны гармонично сочетаться. Популярности ему придавало то, что он свои выступления облекал в форму притч, легко воспринимаемых народом. Он одевался очень просто. Владел несколькими языками народов Индии. Путешествовал в вагонах 3 класса. Он был необычайно популярен в Индии.

Ганди никогда не выступал за то, что индуизм главная лучшая религия. Он считал, что все религии ищут свои пути к истине, к единому богу. И каждая религия имеет право считать свою самой лучшей, но при этом терпимо должен относиться ко всем другим религиям. Он налаживал отношения между индуистами и мусульманами, боролся против кастовой системы, против дискриминации неприкасаемых.

Но в Индии до сих пор сохраняются пережитки кастовой системы, дискриминация вдов, бывших неприкасаемых.

Ганди оказал огромное влияние не только в Индии.

Первый подъем национально-освободительного движения (НОД) в Индии приходится на период 1918-1922 год. После 1й мировой войны социально-экономическая ситуация в Индии обострилась. Англия активно развивалась развитием производства в Индии, возникло много новых предприятий. Национальный капитал в Индии значительно окреп.

В 1919 году англ. парламент принял закон об управлении в Индии. По этому закону был расширен состав избирателей в законодательные собрания, имеющие совещательные функции: в центральное законодательное собрание до 1% взрослого населения, в провинциальное 3% взрослого населения.

При этом англичане не забывали о противопоставлении индусов и мусульман. Предусматривалось раздельное голосование для индусов и мусульман. Мусульманам предоставлялись определенные привилегии. Они должны были получать не менее 30% в тех провинциях, где мусульмане составляли меньшинство, и _______ в тех районах, где они составляли большинство.

Несмотря на то, что некоторые представители верхушки индийского общества получали некоторый доступ к участию в руководстве административного аппарата, но реальная власть принадлежала англичанам. Они контролировали финансы, армию, полицию. Законодательные собрания (ЗС) могли быть распущены. Центральное ЗС вице-королем, провинциальные ЗС – губернаторами провинций. Губернаторы и вице-король имели право вето на решения ЗС. Реальной власти у ЗС не было.

В 1919 году был издан закон Роулета о анти-правительственной деятельности. По этому закону вице-король и губернатор имели право арестовывать и ссылать без суда активистов демонстраций, манифестаций.

Эти реформы, прежде всего закон об управлении Индией, закон Роулета, не удовлетворили индийские политические партии и представителей индийского политического капитала. И начиная с 1915 года, прошли кампании гражданского неповиновения в разных районах Индии, забастовки, закрытие лавок, прекращение торговой деятельности, отказ от должностей, в некоторых местностях даже отказ от уплаты налогов.

А в 1919 года произошли важные события в Пенджабе на северо-западе Индии. Там есть священный город сикхов Павлетсат (?). Там сложилась тяжелая ситуация, много сикхов были в сипайской армии и соответственно участвовали в 1й мировой войне, в том числе и за пределами Индии, а часть из них участвовала и в интервенции в России. Эта оторванность большого количества населения от сельхоз работ привела к упадку сельского хозяйства в Пенджабе. Кроме того, Пенджаб расположен близко от тех районов, где в тот период тоже шла гражданская война (в Средней Азии, в Афганистане), т.е. район был революционно заряжен. И 13 апреля 1919 года в Павлетсате (?) прошел митинг с анти-английскими лозунгами. Митинг был жестоко подавлен. Его участники были окружены, около 1000 человек было убито, около 2 тыс. ранено. В результате начались в Пенджабе совместные выступления мусульман и сикхов, была создана т.н. «армия дубинок». Они нападали на полицейские участки.

В этот же период среди мусульман в Индии разворачивается халифатское движение. Это движение как бы в защиту халифа - турецкого султана, главы суннитов, против расчленение Османской Империи. Но в Индии не совсем понимали, в чем смысл халифатского движения. А слово халиф по-индийски звучит «хилаф», и означает «против». Поэтому воспринималось как движение против англичан, против империалистов. Они тоже участвовали в кампании гражданского неповиновения, имели тесные связи с Ганди и с лидерами Индийского национального конгресса. И это создавало предпосылки для совместных действий индусов и мусульман. Но Мусульманская Лига не поддержала тактики Ганди, осудила массовое неповиновение, и халифатистское движение оно тоже не поддерживало.

А 1 августа 1920 года началась первая в истории Индии обще-индийская кампания гражданского неповиновения. Перед этим была проведена организационная перестройка ИНК, Гандизм стал окончательной идеологией, были созданы высшие органы, местные органы ИНК. В ходе это первой кампании ИНК очень сильно вырос. К концу 1922-23 годов было уже 200 миллионов членов ИНК.

Эта кампания проходила в форме митингов, манифестаций, демонстрацией, стачечная борьба. Естественно, что в некоторых местах не удавалось удержаться в рамках ненасильственного сопротивления. И после того как в феврале 1922 года в небольшом местечке Чаури-Чаура толпа крестьян зашла в полицейский участок, пострадали люди, Ганди решил, что крестьянские массы еще не готовы к борьбе в ненасильственной форме, и прекратил кампанию. Сам приносил извинения семьям полицейских, которые пострадали.

Это решение Ганди вызвало негативную реакцию левого крыла ИНК. А конфронтация с Мусульманской Лигой еще до этого обозначилась. После этой кампании в 1922-23 году престиж ИНК существенно снизился, и конфликт существовал как внутри конгресса, так и с Мусульманской Лигой.

После этого массового движения несотрудничества 1918-1922 годов последовал период затишья спада движения с 1923 по 1926 год.

В ИНК в этот период сложились две массовые группы: противники перемен и сторонники перемен. Противники перемен – это Ганди и его приверженцы, центристы. Они выступали за продолжение политики, основанной на несотрудничестве с колониальными властями, бойкот законодательных органов. По их мнению кампании гражданского неповиновения должны чередоваться с периодами осуществления т.н. Конструктивной программы. Это поощрение традиционных ремесел, пропаганда индусско-мусульманского единства, борьба за ликвидацию неприкасаемости. И в 1924 году Ганди отошел от активной политической деятельности и сосредоточился на осуществлении Конструктивной программы.

Была также группа сторонников перемен. Один из видных представителей этой группы Мотилав Неру (вы наверное слышали имя Джавахарлал Неру, а это один из представителей этой семьи). Это правое крыло ИНК. Они не отрицали важности методов гражданского неповиновения, но были против бойкота законодательных органов. Они считали, что надо участвовать в выборах в законодательные органы, вести конституционную борьбу за расширение индийского представительства в законодательных органах. Нужно отказаться от участия масс в этой борьбе, но изменять Законодательные собрания изнутри через выборы. И это будет путь к независимости. А «независимость» по-индийски «сварадж». И даже в 1923 году сторонники перемен создали свараджистскую партию, партию независимости.

Во 2й половине 1920х годов в ИНК стало формироваться левое крыло, это уже третья группировка. Во главе как раз стоял Джавахарлал Неру. Там был еще крупный деятель ______ Бос. Они полагали, что ИНК недостаточно активизирует массовую борьбу, а надо ее больше использовать. Они полагали, что свараджисты слишком поглощены выборами и парламентской борьбой, а нужно бороться за социально-экономическое преобразование Индии, сотрудничать с другими партиями подходящей ориентации.

Уже в 1927 году Джавахарлал Неру побывал в Советском Союзе. На него произвели большое впечатление преобразования в СССР. Это способствовало созданию его концепции прогрессистского социализма. Это то, что стало осуществляться в Индии, когда она получила независимость, и во главе ее стоял Джавахарлал Неру. Но это был не тот социализм, который был в СССР.

Джавахарлал Неру представлял Индию на конгрессе колониальных народов в Брюсселе.

В Индии существовала и коммунистическая партия. Она была создана в 1920 году в эмиграции. Но эта партия не стала лидером национально-освободительного движения, она занимала сектантские позиции. Индийские коммунисты считали, что надо осуществлять социалистическую революцию уже в ходе национально-освободительной революции. Они отвергали поэтапность, отвергали союз с буржуазией и с буржуазными партиями. Эта партия была обречена на периферийное существование. Она была в отрыве от основных сил в Индии.

Один из родоначальников компартии Рой даже в Коминтерне считался слишком левым.

В начале 1920х годов стали возникать коммунистические группы и в самой Индии тоже. В 1925 году эти группы внутри Индии и эмигрантские партии объединили усилия. Была создана общеиндийская коммунистическая организация внутри Индии - Коммунистическая партия Индии. В ней почти сразу началась фракционная борьба. Партия действовала в глубоком подполье, была малочисленной.

Следующий подъем национально-освободительного движения пришелся на 1928-1933 год. К этому времени экономическое положение Индии изменилось в худшую сторону. Была проведена очередная валютная реформа, невыгодная для индийской экономики. И тот положительный эффект, которого достиг закон об управлении Индией об увеличении индийского представительства в Законодательном собрании, к этому времени сошел на нет.

Англичане разжигали национальную рознь, поддерживали националистические партии конфессионального толка. А в 1929 году начался мировой экономический кризис, и это ухудшило ситуацию в Индии. Упали цены на сельхоз продукцию. Многие мелкие и средние промышленные предприятия обанкротились. И уже в 1927 году было большое количество стачек, забастовок.

Так как Коминтерн, рассматривая вопрос об Индии в 1928 году, исключил возможность компромисса с буржуазией, то коммунисты в этом подъеме нац.освободительной борьбы особого участия не принимали.

В 1928 году была создана Комиссия Саймона по выработке рекомендаций по изменению политического устройства Индии. Эта комиссия предложила некоторые уступки, но очень незначительные. В результате с этой Комиссией Саймона отказались сотрудничать все главные политические силы Индии. И тогда по инициативе ИНК была создана во главе с Мотилавом Неру комиссия для разработки индийской конституции. Эта комиссия предлагала предоставить Индии статус доминиона. О независимости тогда речь не шла. А что такое доминион? Что выборные индийские органы будут осуществлять внутреннюю политику и контроль за бюджетом, а британское правительство сохранит контроль над внешней политикой и обороной. Это все-таки существенные изменения политического устройства.

Но эти предложения не были приняты во внимание комиссией Саймона.

В ноябре 1928 года представители ИНК провели съезд Общеиндийской лиги независимости. Во главе ее стояли и Бос, т.е. левое крыло. Им уже статус доминиона не устраивал, казался недостаточным.

В декабре 1929 года на съезде ИНК, председателем которого был Джавахарлал Неру, было принято решение о проведении новой обще-индийского кампании гражданского неповиновения. Руководителем ее опять стал Махатма Ганди. Эта кампания началась в январе 1930 года и облечена была в форму борьбы с соляной монополией. Ганди со своими сторонниками отправился в пропагандистский двух-недельный поход к местечку Данди на побережье Аравийского моря, и там они стали демонстративно выпаривать соль, нарушая закон о соляной монополии. Это движение гражданского несотрудничества охватило многие регионы. Стали проводиться демонстрации, митинги. В ряде районов произошли и вооруженные восстания.

В результате английские колониальные власти объявили ИНК и другие политические организации вне закона. Многие были арестованы, в том числе и Ганди, около 60 тыс. человек.

Вскоре после этого летом 1930 года был опубликован доклад Комиссии Саймона, по которому было видно, что все основные предложения индийского национального движения были проигнорированы.

ИНК отказался участвовать в обсуждении этого доклада и в переговорах с властями. А в марте 1931 года было достигнуто временное перемирие между национальным движением и колониальными властями, т.н. пакт Ирвина-Ганди. Согласно этому пакту английская сторона обязалась прекратить репрессии, освободить арестованных, а Ганди объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения и согласился на участие в работе круглого стола в Лондоне.

Но так как между основными политическими силами Индии согласия не существовало, то англичанам удалось взять работу над законом об управлении в Индии в свои руки, и вопрос о предоставлении Индии статуса доминиона остался незавершенным.

Ганди отказался от дальнейшего участия в переговорах, и в январе 1932 года объявил о начале новой кампании гражданского неповиновения. Но она уже не имела большого эффекта, т.к. Ганди и деятели конгресса были быстро арестованы. И в 1933 году эта кампания была окончена. А Ганди снова, как и после первой кампании, сосредоточился на осуществлении конструктивной программы.

А к руководству ИНК к власти пришли свараджисты, которые считали, что надо участвовать в выборах, и изменять ситуацию через работу в законодательном собрании. В этот период влияние ИНК снизилось, а усилились позиции индусских и мусульманский партий.

В 1920-30е годы зародились многие организации, движения, идеи, которые сыграли потом очень большую роль в развитии Индии. Эти идеи в основном были связаны с защитой интересов религиозных общин в Индии.

Лидером индусского движения был Саваркад, который участвовал во многих политических кампаниях, был сослан на Адаманские острова, и там он написал книгу «Хинутва», которая была очень популярна в Индии среди борцов за права индусов. Он считал, что индийская община – это самостоятельная нация, что мусульмане не могут быть истинными патриотами Индии. Впоследствии идеи этой книги стали основой индийской анти-мусульманской партии, которая и сейчас существует в Индии. Эта партия борется за разрушение мечетей, особенно в тех местах, где они были созданы на месте индуистских храмов.

С другой стороны мусульманское движение тоже развивалось, и были попытки обосновать существование самостоятельной мусульманской нации Индии. Идейными лидерами были Гарани и Мухаммед _____ . В 1920 году Гарани написал Ганди письмо, в котором говорилось о том, что в Индии существует две нации – индусов и мусульман, поэтому целесообразно разделение Индии по религиозному признаку на индусские и мусульманские территории. Это уже начало развития тех идей, которые привели к тому, что в момент обретения независимости она разделилась на Индию и Пакистан, т.е. действительно Индия была разделена по религиозному признаку.

Эти деятели мусульманского движения пытались соединять традиционные идеи исламские и некоторые демократические идеи, ориентировались на мусульманское возрождение, боролись за чистоту ислама, борьба с колониальным угнетением.

Поначалу даже борцы за мусульманское возрождение считали, что сначала надо добиться независимости от англичан, а потом от индусов, а тогда уже начинать демократические преобразования.

Тогда же в Индии стали развиваться и панславистские идеи. Что мусульманская нация не имеет временных и географических границ.

Идеи по поводу выделения нескольких государств по религиозному признаку, положили начало созданию мусульманского государства Пакистан.

Некоторые деятели-мусульмане считали, что возможно сосуществование с индусами, но на правах автономии.

Что касается левого крыла в ИНК, оно тоже развивалось. И идеи Джавахарлала Неру тоже развивались, перерастали рамки национализма. Уже достижение независимости стало рассматриваться как шаг к социально-экономическим преобразованиям. По мнению Джавахарлала Неру в борьбе можно было сочетать и насильственные и ненасильственные методы. Основную силу он видел в массовых движениях под руководством среднего класса.

В противовес Ганди Джавахарлал Неру выдвигал идею секуляризма, был более прагматичным в отношении религии, он понимал, что англичане используют религию, религиозные противоречия. И причины индусско-мусульманской розни он видел в нескольких плоскостях. Он считал, что существуют социально-экономические противоречия между мусульманами и индусами Индии. Это конкурентная борьба между группами буржуазии. Политическая причина – политика английских властей в разжигании этой розни. Идеологическая причина – распространение идей индусского и мусульманского национализма. Он полагал, что надо синтезировать прошлое и современное, разные традиции, использовать научные достижения запада. Он полагал, что все противоречия в корне сводятся к противоречиям между богатыми и бедными. А социализм для него означал ограничение эксплуатации, государственное регулирование экономики.

Так что в 1920-30е годы были Джавахарлалом Неру сформированы идеи Национального социализма, на базе которого сформировался прогрессистский социализм.

В 1936 году Неру был избран председателем ИНК. Но к концу 1930х годов усилился раскол между ИНК и Мусульманской лигой. В 1937 году Мусульманская лига на сессии приняла лозунг о полной независимости, чтобы страна впоследствии превратилась в федерацию свободных демократических государств, в том числе и выделенных по религиозному принципу. Это был еще один шаг к будущему Пакистану.

Так что к началу 2й мировой войны основные политические партии силы Индии оказались разрозненными, существовал раскол между ИНК и Мусульманской лигой; и внутри ИНК, внутри левого лагеря. В 1939 году из ИНК вышел Бос со своими сторонниками, основали свою партию, которая называлась по-английски «Форвард-блок».

В Индии любой образованный человек и тогда и сейчас свободно говорит по-английски.

 

СОБЫТИЯ в ИНДИИ во время 2й мировой войны.

В 1939 году вице-король Индии без согласования с индийскими органами объявил, что Индия находится в состоянии войны. Разные партии по-разному отреагировали на это. ИНК в своей резолюции осуждал фашизм, заявлял о своей готовности поддержать Англию, но выставлял условие: официальное признание права Индии на самоопределение, созыв учредительного собрания, создание правительства, которое бы представляло партии Индии, и было ответственным перед Учредительным собранием; признание за индийскими политическими партиями права на руководство в будущей политике Индии.

Мусульманская лига тоже заявила о готовности поддержать Англию при условии расширения участия мусульман в Законодательном собрании.

Личная позиция Ганди состояла в том, чтобы не оказывать поддержку ни одной из воюющих сторон, чтобы Индия вышла из войны. В целом в позициях индийских политических партий сказалось двойственное отношение индийской национальной буржуазии к войне и к участию Индии в войне. С одной стороны с началом войны увеличился объем государственных военных заказов. И эти заказы размещались на индийских предприятиях. Это расширяло национальное производство в Индии, значительно увеличивало прибыли индийского национального капитала. С другой стороны участие Англии в войне расширяло возможности политических партий для маневра и для того, чтобы добиваться своих целей в переговорах, требовать определенных политических уступок от Англии. Так что в то время как крупные индийские предприниматели приняли участие в борьбе за заказы, и в работе административных органов по размещению военных заказов, политические партии начали сложные переговоры и сложный политический торг с Англией, английским правительством и с вице-королем.

Делались различные предложения в ходе предоставления статуса доминиона после войны. Но без создания правительства это было неприемлемо для индийских политических партий. На начальном этапе вице-король не пошел на серьезные уступки индийским политическим партиям. Кроме того, на период войны было усилено репрессивное законодательство.

В 1942 году в Индию прибыл министр по делам снабжения. Он передал лидерам Индийского национального конгресса новое предложение, что на период войны в Индии сохраняется статус-кво, а после войны Индия станет доминионом. После войны сразу же проведут выборы в законодательное собрание. Они изберут депутатов Учредительного собрания, кроме того в него войдут представители княжеств, назначенные правительством. Кроме того, отдельные провинции, княжества могут оставаться в составе Британской империи на правах самостоятельных доминионов.

В этом документе уже ясно была сформулирована установка на расчленение Индии, что Индия может стать доминионом, но некоторые провинции могут стать отдельными.

Естественно, что ИНК эти предложения не принял.

В марте 1942 года японская армия вторглась в Бирму, быстро ее оккупировала и подошла к самым границам Индии. Поражение английской армии в Бирме, захват в плен англо-индийских соединений, паническое отступление англичан в Индию, все это выявило слабость колониальной администрации, не сумевшей защитить Индию от вторжения японцев. В свою очередь это способствовало росту политической напряженности. Поэтому возникли очаги не только ненасильственного сопротивления, но и очаги вооруженной борьбы.

Около 20 тыс. членов ИНК было арестовано. И с августа 1942 года ИНК был вообще запрещен. Это вызвало волну протеста, направленного против колониальных властей, т.е. августовская революция.

ИНК возобновил свою деятельность в 1944 году. Тогда же был освобожден Ганди и лидеры ИНК.

Годы войны были тяжелыми для индийцев. Конечно, кто-то хорошо зарабатывал на государственных заказах. Но с другой стороны вывозилось из Индии много продовольствия. И в 1943-44 году в Индии был большой голод, прежде всего в Бенгалии, на северо-востоке. Причиной был и неурожай, и вывоз продовольствия. Во время голода погибло около 5 миллионов человек.

Кампания неповиновения 1942 года не нашла поддержку у других политических сил Индии, ни у мусульманских, ни у индусских. Разные лидеры и разные организации пошли разными путями для достижения похожих целей, для достижения национального освобождения. В частности организация Форвард-блок во главе с Босом считали, что в целях скорейшего свержения британского колониального господства нужно идти на союз с державами «Оси». Они уступили в контакт с Германией, Японией. Весной 1941 года Бос нелегально перешел индийско-афганскую границу, добрался до Берлина, затем был переправлен в Японию. Он и его сторонники организовали в Германии из пленных индийцев и из эмигрантов индийский легион. А в районе юго-восточной Азии при помощи Японии из пленных и эмигрантов была создана индийская национальная армия. Эти армии участвовали на стороне Японии в войне в юго-восточной Азии.

Японские правящие круги во время 2й мировой войны старались использовать этот анти-колониалистский, националистический настрой в странах Азии, Индии, и поэтому представляли свою агрессию как борьбу азиатов с европейцами, как борьбу желтой расы с белой расой. Японцами широко пропагандировался лозунг: Азия для азиатов. Это находило широкий отклик в азиатском регионе. У японцев была идея создания сферы совместного процветания Азии, свободной от англо-американского рабства. Естественно, Японии должна была принадлежать главная роль. Во многих странах востока эта пропаганда имела сильный эффект. В частности, вместе с японскими войсками на территорию Бирмы вступила армия независимости Бирмы, которая была сформирована на территории Таиланда. Она поддерживалась населением, в нее вступали добровольцы. Японцы обещали Бирме, которая тоже была английской колонией, независимость.

Индийские силы использовались и в пропагандисткой кампании, и в реальных боевых действиях, и в Индонезии (голландской Индии), на Филиппинах (американская колония). Японцы и с Таиландом заключили договор о союзе.

Инд. национальная армия, в которой состояли и индусы, и сикхи, и мусульмане она принимала участие в боевых действиях в Бирме. А в марте 1944 года вступила на индийскую территорию, где была остановлена англо-сипайскими формированиями.

В 1945 году Бос бежал из Бирмы и погиб во время перелета в Японию в авиакатастрофе. Индийская общественность считала Боса и его соратников героями, борцами за национальную независимость, которые выступили с оружием в руках против колониального режима. Особенно Бос был популярен в Бенгалии, откуда он был родом. И когда в 1945 году в Дели начался процесс против офицеров Индийской национальной армии, и они были приговорены к тюремному заключению, это вызвало в Индии большие выступления протеста, потому что их почитали героями.

Мусульманская лига во время войны объявила, что поддерживает Англию при условии расширения мусульманского представительства в Законодательном собрании. В марте 1940 года состоялась очередная сессия Мусульманской лиги в городе Лахор. Эта сессия вошла в историю как Пакистанская сессия, потому что на ней в качестве основной цели выдвигалось создание самостоятельного государства мусульман – Пакистан. В состав будущего государства Пакистан должны были войти ____, Кашмир, Бенгалия, _____ , районы преимущественного проживания мусульман.

ИНК выступал против этого. ИНК никогда не был религиозной организацией, защищавшей интересы какой-либо религиозной общины. В знак протеста против действий Мусульманской лиги президентом ИНК был избран мусульманин. Он вместе с Ганди и Джавахарлалом Неру заявил о недопустимости раздела Индии.

Конечно, раздел Индии не мог полностью решить проблему межобщинных отношений, потому что при любом разделе и в Индии оставались мусульмане, и в Пакистане оставались индусы. Так и получилось. И сейчас в Индии 14% мусульман.

В годы войны усилилось движение за переустройство административно-территориального разделения Индии так, чтобы оно делило Индию на национальной основе. Стали создаваться т.н. лингвистические провинции, с одним языком. В Бенгалии началась кампания за присоединение районов с бенгальским населением, которые входили в состав соседних провинций.

Единственной партией, которая безоговорочно поддержала Англию, была компартия Индию. Она поддержала Англию как участника анти-гитлеровской коалиции, как союзника СССР. В результате в 1942 года англ. власти легализовали компартию Индии и как ответ за ее поддержку, и в качестве жеста против (?) СССР.

Представители компартии негативно отзывались об августовской революции 1942 года. Они поддержали Лахорскую декларацию о выделении Пакистана, потому что традиционно коммунисты считали мусульманскую часть населения угнетенной.

Это ухудшало отношения компартии Индии с ИНК.

К моменту легализации в 1942 году в компартии было 4 тыс. членов. Легализация способствовала росту компартии. Уже в январе 1944 года было 30 тыс. коммунистов, к концу войны 50 тысяч.

Английская сторона обязалась предоставить Индии статус доминиона сразу после окончания войны. Для обеспечения этого обещания с 1944 года проводилась серия переговоров между Ганди и главой Мусульманской Лиги Мухаммедом-Али Джинной об условиях будущего послевоенного урегулирования.

ИНК предлагал выделить Пакистан только после достижения Индией независимости. А Мусульманская Лига считала, что образование Пакистана – это одно из условий политического урегулирования до достижения независимость. Соглашение о будущем конституционном устройстве было достигнуто весной 1945 года на переговорах между Лигой и ИНК. Согласно этому соглашению в будущем правительстве Индии обе партии должна были получить по 40% мест, а остальные 20% предоставить религиозным меньшинствам: христианам, сикхам, неприкасаемым. Вопрос о разделе Индии должен был быть решен после окончательного определения политического статуса этой страны.

В 1945 году вице-король предложил порядок формирования исполнительного совета, который с первого взгляда не очень сильно отличался от формулы соглашения, но в этом исполнительном совете места резервировались не за политическими партиями, а за религиозными общинами. Т.е. 40% индусов, 40% мусульман, и 20% религиозным меньшинствам. Но это предложение оказалось неприемлемо ни для ИНК, ни для Мусульманской Лиги. ИНК не рассматривал себя как организацию, защищающую интересы только индусов, а Мусульманская Лига не хотела, чтобы в те 40% мусульман попали еще мусульмане-члены ИНК.

Так что в 1945 году этот вопрос не был решен.

… прошли выборы в провинциальные Законодательные собрания. В выборах участвовало менее 13% населения.

А выборы в Учредительное собрание должны были проводиться по трем куриям: индусской, мусульманской и сикхской. Причем по мусульманской курии кандидатов должна была выдвигать Мусульманская Лига, а по индусской ИНК. Но ИНК отказался войти во временное правительство. А Мусульманская Лига заявила, что она принимает предложение о формировании правительства. Но вице-король отклонил это предложение и образовал исполнительный совет из чиновников. В этих условиях совет Лиги тоже заявил об отказе участвовать не только во временном правительстве, но и в работе учредительного собрания.

Мусульманская Лига и сикхи бойкотировали выборы в учредительное собрание, так как они считали, что в процессе передачи власти англичане делают основную ставку на ИНК. Так оно и было. Вице-король направил Джавахарлалу Неру предложение о формировании временного правительства при вице-короле. ИНК принял это предложение. Это послужило началом открытой борьбы Мусульманской Лиги за Пакистан. По всей стране прокатилась волна погром индусско-мусульманских.

А в феврале 1947 года было объявлено о том, что англичане уйдут из Индии не позднее июля 1948 года. Если к этому сроку центральное правительство не будет создано, то власть будет передана напрямую провинциям и княжествам. В таком случае получалось, что Индия вообще может распасться на мелкие государства. В этих условиях распад Индии хотя бы на 2 больших государства уже стал рассматриваться как меньшее зло по сравнению с распадением на множество княжеств.

В июле был опубликован план Бэтхема (?), это последний вице-король Индии, о разделе Индии на 2 доминиона: Индийский Союз и Пакистан. Мусульманская Лига выступила «за». А в ИНК мнения разделились. Наиболее остро стоял вопрос о таких территориях, где трудно было определить районы преимущественного проживания мусульман и индусов, а именно Бенгалия на северо-востоке и Пенджаб на северо-западе. В результате Пенджаб и Бенгалия были разделены по религиозному признаку голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения. Восточная часть Пенджаба отошла Индии, западная часть Пенджаба отошла к Пакистану. Восточная часть Бенгалии отошла Пакистану (сейчас это Бангладеш), а западная часть отошла Индии.

15 августа 1947 года закон вступил в силу. Джавахарлал Неру впервые поднял национальный флаг Индии в Дели. Т.о. в 1947 году на месте колонии Британская Индия возникли два самоуправляющихся доминиона Индийский Союз и Пакистан, которые входили в Британское содружество наций. Колония не приобрела сразу полного суверенитета. На неопределенное время там остался военный британский контингент, сохранялось и финансово-экономическое присутствие митрополии. Но доминионы могли устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, были созданы национальные правительства. И тогда премьер-министром Индии стал Джавахарлал Неру вплоть до своей смерти в 1964 год



2015-12-04 940 Обсуждений (0)
СОБЫТИЯ в ИНДИИ во время 2й мировой войны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОБЫТИЯ в ИНДИИ во время 2й мировой войны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (940)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)