Психологическое обследование
Схема патопсихологического обследования ребёнка Ф. И. О. возраст
Психологическое обследование Контакт (речевой, жестовый, мимический): В контакт не вступает; проявляет речевой негативизм; контакт формальный (чисто внешний); в контакт вступает не сразу, с большим трудом; не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный; легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нём заинтересованность, охотно подчиняется.
Эмоциально-волевая сфера: 1) активен/пассивен; деятелен/инертен; бодрый/вялый; работает с удовольствием/из подчинения; 2) неадекватное поведение; двигательная расторможенность; агрессивность; избалованность; колебания настроения; конфликтность; страхи.
Состояние слуха (норма, тугоухость, глухота)
Состояние зрения (норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота).
Моторика: 1) ведущая рука (правая, левая); 2) развитие манипулятивной функции рук: отсутствует хватание; резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание); ограничена; недостаточная мелкая моторика; сохранная; 3) согласованность действий рук: отсутствует; норма; 4) тремор. Гиперкинезы. Нарушение координации движений.
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение): ребёнок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания); внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; плохое переключение внимания; внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Реакция на одобрение: адекватная (радуется одобрению, ждёт его); неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на замечание: адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); неадекватная (обижается); нет реакции на замечание; негативная реакция (делает назло).
Отношение к неудаче: неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки); отсутствует оценка неудачи; негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
Работоспособность: крайне низкая; снижена; достаточная.
Характер деятельности: отсутствие мотивации к деятельности; работает формально; деятельность неустойчивая; деятельность устойчивая, работает с интересом.
Обучаемость, использование помощи (во время обследования): обучаемость отсутствует. Помощь не использует; нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания; обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос заданий затруднён; ребёнок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.
Уровень развития деятельности: 1) проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса. Стойкость игрового интереса (длительно занимается 1 игрушкой или переходит от 1 к другой): интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную со взрослым игру не включается. Самостоятельной игры не организует); проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам; проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам; 2) адекватность употребления игрушек: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия); игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением); 3) характер действий с предметами-игрушками: неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосёт, бросает); специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предмета; предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением; процессуальные действия; цепочка игровых действий; игра с элементами сюжета; сюжетно-ролевая игра.
Запас общих представлений: низкий, ограничен; несколько снижен; соответствует возрасту.
Знание частей тела и лица (визуальная ориентация). Зрительное восприятие: 1) восприятие цвета: представление о цвете отсутствует; сличает цвета; различает цвета (выделяет по слову); узнает и называет основные цвета (норма – в 3 года); 2) восприятие величины: представления о величине отсутствуют; соотносит предметы по величине; дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову); называет величину (норма – в 3 года); 3) восприятие формы: нет представления о форме; соотносит предметы по форме; различает геометрические формы (выделяет по слову); называет (плоскостные и объёмные) геометрические формы (норма – в 3 года).
Складывание матрёшки (трёхсоставная – от 3 до 4 лет; четырёхсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет): действия адекватные/неадекватные; способы выполнения задания: действие силой; перебор вариантов; целенаправленные пробы (норма – до 5 лет); примеривание; зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Включение в ряд (шестисоставная матрёшка – с 5 лет): действия адекватные/неадекватные; способы выполнения задания: без учёта величины; целенаправленные пробы (норма – до 6 лет); примеривание; зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5-6 колец): действия неадекватные/адекватные; без учёта величины колец; с учётом величины колец: пробы; примеривание; зрительное соотнесение (норма – с 6 лет обязательно). Кубики-вкладыши (пробы, перебор вариантов, примеривание, зрительное соотнесение).
Почтовый ящик (с 3 лет): действие силой (допустимо в норме до 3,5 лет); перебор вариантов; пробы; примеривание; зрительное соотнесение (норма с 6 лет обязательно).
Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из 2, 4, 6 картинок) Конструирование: 1) конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению); 2) складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).
Восприятие пространственных соотношений: 1) ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение; 2) дифференцирование пространственных понятий (выше - ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре); 3) целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией); 4) понимание и использование логико-грамматических конструкций (норма с 6 лет).
Временные представления: части суток (норма с 3 лет); времена года (норма с 4 лет); дни недели (норма с 5 лет); понимание и использование логико-грамматических конструкций (норма с 6 лет).
Количественные представления: порядковый счёт (устно и пересчёт предметов); определение количества предметов; выделение нужного количества из множества; соотнесение предметов по количеству; понятия «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну»; счётные операции.
Память: 1) механическая память (в пределах возрастной нормы, снижена); 2) опосредованная (вербально-логическая) память (норма, снижена).
Мышление: уровень развития мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; элементы абстрактно-логического мышления. Классификация предметов. «Четвёртый – лишний» (исключение не подходящих к группе предметов и понятий). Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом. Понимание картин со здравым смыслом. Последовательность событий (серия сюжетных картин). Заключение специалиста
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |