Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гоминьдановский режим в 1929-1945 гг



2015-12-04 1164 Обсуждений (0)
Гоминьдановский режим в 1929-1945 гг 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Установление диктатуры Гоминьдана.

2. Внутренняя и внешняя политика гоминьдановского режима.

3. Отношения между Гоминьданом и КПК.

4. Борьба против японской агрессии.

 

Объединив Китай под своей властью, Чан Кайши установил в стране диктатуру Гоминьдана. Конституции 1931 и 1936 годов провозгласили высшим органом власти съезд Гоминьдана, а в перерывах между съездами страной руководил ЦИК Гоминьдана. Записанные в конституциях политические права и свободы существовали только на бумаге.

Гоминьдановский режим предпринял шаги по укреплению Китая. В 1928 г. Китай восстановил контроль над таможнями. В 1931 г. был принят закон, по которому иностранцы стали подсудны китайским судам. В 1931 г. был принят закон, по которому иностранцы не могли иметь более 49 % акций в китайских предприятиях. В 1935 г. Китай установил полный контроль над финансовой системой страны. К 1937 г. правительство добилось возврата Китаю большинства концессий. Таким образом, Китай ликвидировал большинство неравноправных договоров. Великие державы на интервенцию не решились, т.к. понимали, что на борьбу поднимется весь народ.

В экономической сфере гоминьдановское правительство построило за счёт государства ряд современных предприятий и предприняло шаги по развитию транспорта. В 1936 г. был принят 3-летний план развития тяжёлой и военной промышленности. В сельском хозяйстве правительство действовало осторожно, т.к. боялось потерять поддержку помещиков. Оно ограничилось снижением арендной платы до 37,5 % урожая. И только в 1935 г. была разработана программа по освоению целинных земель, развитию ирригации, созданию сельскохозяйственных банков и крестьянских кооперативов.

В социальной сфере гоминьдановское правительство впервые в истории Китая приняло рабочее законодательство, которое установило продолжительность рабочего дня и минимальный размер зарплаты, предоставило рабочим право на забастовку и на создание профсоюзов. Правительство также открыло в Китае около 2,5 тысяч новых школ и 22 университета.

Все эти действия укрепили гоминьдановский режим и позволили ему успешно бороться с внутренними врагами. Одним из противников стали милитаристы, поддержавшие в ходе революции Чан Кайши в надежде сохранить свои сферы влияния. В 1929 – 1931 гг. Чан Кайши подавил их мятежи. И хотя затем милитаристы вместе с противниками Чан Кайши в партии периодически выступали против его власти, реальной угрозы режиму они не представляли.

Более серьёзным противником стала КПК. В 1928 – 1930 гг. коммунисты сформировали свою Красную Армию и создали в Центральном и Южном Китае 19 советских районов — зон влияния КПК. В 1930 – 1931 годах Чан Кайши провёл 3 военных похода против советских районов, но потерпел неудачу. В 1931 г. КПК на базе советских районов создала Китайскую советскую республику, правительство которой возглавил Мао Цзэдун. Создание советской республики поставило Китай на грань новой гражданской войны.

Однако ситуация в стране работала против КПК. Начатые Гоминьданом реформы постоянно повышали авторитет режима. Кроме того, после захвата Японией в 1931 г. Северо-Восточного Китая на первый план в стране опять вышла идея единства национальных сил. В глазах китайцев режим Чан Кайши стал символом независимости, а КПК, призывавшую свергнуть этот режим, население воспринимало как раскольника национального единства. Более того, в советских районах появились партизанские отряды зажиточных крестьян и помещиков, недовольных начатой коммунистами конфискацией земли. Уже в 1932 г. в ходе четвёртого похода Чан Кайши против советских районов КПК утратила ряд территорий. В 1933 г. армия Гоминьдана начала пятый поход и стала теснить отряды КПК. В 1934 г. Красная Армия оставила советские районы и с тяжёлыми боями перешла в глухие районы Северо-западного Китая, где создала несколько небольших советских районов, не игравших существенной роли. Советское движение потерпело поражение. Ещё больше КПК ослабила внутренняя борьба за руководство партией. В 1935 г. фактически главой КПК стал Мао Цзэдун, который начал расправляться со своими противниками в партии.

В 1935 г. Чан Кайши мог полностью уничтожить КПК, но не стал этого делать, т.к. в это время усилилось давление Японии на Китай. Уже в 1931 г. японцы захватили Северо-Восточный Китай и в 1932 г. создали там марионеточное государство Маньчжоу-Го. В 1935 г. Япония организовала сепаратистское движение в 5-ти провинциях Северного Китая с целью создать ещё одно марионеточное государство. В ответ развернулось широкое антияпонское движение под лозунгом объединения всех сил страны. Для Чан Кайши продолжение войны с КПК в этих условиях стало политически не выгодным. Кроме того, Чан Кайши хотел получить помощь СССР, который предварительным условием предоставления такой помощи назвал нормализацию отношений с КПК. Именно поэтому в 1936 г. Гоминьдан начал переговоры с КПК о создании антияпонского союза. Переговоры шли трудно, т.к. Гоминьдан не хотел идти на уступки коммунистам.

7 июля 1937 г. Япония начала новую войну с Китаем и к концу 1938 г. захватила почти всю приморскую часть страны. В 1937 и 1938 годах Япония предлагала Чан Кайши заключить мирный договор, но добиться капитуляции Китая так и не сумела. С 1937 г. Китай начал получать помощь СССР, а с 1939 г. также помощь от Англии и США. В 1944 г. Япония возобновила активные действия в Китае и захватила ещё около 2 млн. кв. км его земель. Но и на этот раз добиться капитуляции Китая не сумела.

Японская агрессия ускорила сближение антияпонских сил. В сентябре 1937 г. Гоминьдан и КПК заключили соглашение о единстве действий. По его условиям отряды КПК становились 8-й и 4-й армиями гоминьдановских войск, КПК прекращала борьбу с Гоминьданом, а Гоминьдан разрешал КПК легально работать в Китае. 1 июля 1938 г. был создан Национально-политический совет, объединивший представителей разных политических партий Китая. Таким образом, был создан антияпонский блок, основу которого составили Гоминьдан и КПК.

Однако Гоминьдан и КПК не отказались полностью от борьбы друг с другом. Уже в 1939 г. гоминьдановские войска блокировали базы КПК, прекратилось снабжение 4-й и 8-й армий. В январе 1941 г. между гоминьдановскими и коммунистическими войсками произошёл вооружённый конфликт, который поставил союз двух партий на грань развала. Со своей стороны КПК в 1941 г. приказала своим отрядам прекратить активную борьбу с японцами. В партии в 1941 – 1942 гг. Мао Цзэдун развернул борьбу со своими противниками и в 1945 г. стал полным хозяином КПК.

В годы войны начался кризис гоминьдановского режима. На своей территории Гоминьдан резко усилил регулирование экономики, которая оказалась целиком в руках бюрократии. Особую силу набрали 4 клана (Чан Кайши и его родственников), в чьих руках оказались самые прибыльные сферы экономики. Это вызвало недовольство интеллигенции и буржуазии, которые ранее поддерживали Чан Кайши. Они создали в 1941 г. партию Демократическая Лига, выступившую за ограничение госрегулирования и за демократизацию страны.

КПК учла ошибки Гоминьдана. В 1944 г. она потребовала ввести политические свободы, создать коалиционное правительство с участием всех антияпонских сил, созвать конференцию партий Китая для подготовки к созыву Национального собрания. Эти требования получили поддержку ряда партий, в т.ч. и Демократической Лиги.

Таким образом, к концу войны стало очевидно, что Китай ожидает новый виток политической борьбы.


Япония в 1918-1928 гг.

1. Обострение внутренних противоречий после 1-й мировой войны.

2. Либеральные правительства и поиск путей модернизации страны.

3. Внешняя политика Японии в 20-е гг. ХХ в.

 

За годы I мировой войны экономическое положение Японии и её позиции в дальневосточном регионе ещё более укрепились. Промышленное производство за время войны выросло в 5 раз, Япония усилила своё влияние в Китае, в 1918 г. она приняла участие в интервенции против России и установила свой контроль над российским Приморьем.

В то же время в стране обострились внутренние противоречия, вызванные особенностями модернизации Японии. В сельском хозяйстве сохранялось крупное помещичье землевладение, крестьяне были вынуждены арендовать землю за 50 % урожая. Это привело к тяжёлому положению крестьян и медленному росту сельхозпроизводства. В Японии также отсутствовало рабочее законодательство, эксплуатация рабочих была сильнее, чем на Западе, но при этом существовали суровые наказания за участие в забастовках, и всячески затруднялась деятельность профсоюзов. Страна с 1889 г. была конституционной монархией, но реальная власть принадлежала военно-бюрократической верхушке во главе с императором, а парламент не оказывал влияния на политику правительства. В Японии отсутствовало всеобщее избирательное право, политические свободы существовали только на бумаге.

В 1918 – 1923 гг. в Японии произошёл подъём народного движения. В августе 1918 г. вспыхнули «рисовые бунты» — стихийные народные выступления, вызванные резким ростом цен на рис. Они охватили 2/3 территории страны, в них участвовало 10 млн. человек. Эти выступления были жестоко подавлены в сентябре 1918 г. Однако вскоре начался новый подъём народных выступлений, вызванный экономическим кризисом 1920 – 1921 гг. В 1920 – 1923 гг. прошло более 2 тысяч забастовок, быстро выросло число профсоюзов, которые выдвинули не только экономические, но и политические требования. Число крестьянских выступлений выросло в 8 раз, в деревне началось создание крестьянских союзов, объединившихся в 1922 г. в единую организацию. Мелкие предприниматели и либеральная интеллигенция выдвинули требования всеобщего избирательного права и демократизации страны. В стране появились социалистические группы, в 1922 г. была создана компартия.

Сбить народные выступления властям помогло сильное землетрясение 1 сентября 1923 г. Власти использовали его для того, чтобы начать репрессии против социалистов и коммунистов, в 1924 г. КПЯ даже была вынуждена самораспуститься. Государство также выделило крупные средства на восстановительные работы, что содействовало стабилизации ситуации. Землетрясение сплотило нацию, что также способствовало спаду народных выступлений.

Тем не менее, причины, порождавшие внутренние противоречия, сохранились. Кризис 1920 – 1921 гг. ясно показал, что Япония исчерпала возможности развития в рамках старой системы и нуждается в дальнейшей модернизации.

Задачу продолжения модернизации в 20-е годы пытались решить либеральные политики Японии. Они выдвинулись на волне событий 1918 г., показавших, что использование только силы не даёт гарантий внутреннего спокойствия. В 1918 – 1932 гг. правительства Японии формировали либеральные политические партии.

В экономике либералы начали рационализацию производства. Она выразилась в техническом обновлении промышленных предприятий, в ускорении развития новейших отраслей, в расширении ассортимента продукции. В социальной сфере в 1926 г. был принят закон о социальном страховании, усилена охрана труда женщин и подростков, ослаблено давление государства на профсоюзы. В политической сфере либералы в 1919 г. расширили число избирателей, а в 1925 г. ввели всеобщее избирательное право для мужчин. Они также разрешили деятельность левых политических партий, в т.ч. восстановившейся в 1926 г. КПЯ. Во внешней политике либералы отказались от агрессивного курса, характерного для Японии с конца XIX в.

В целом политика либералов носила ограниченный характер. Одна из причин заключалась в противодействии консервативных сил. Тайные праворадикальные группировки организовали убийство ряда видных либеральных политиков, в т.ч. премьер-министра Хара в 1921 г. Орудием консерваторов стала также верхняя палата парламента, назначаемая императором. Она внесла ряд ограничений в закон о всеобщем избирательном праве, после чего такое право получили только 17 % мужчин. В 1926 г. верхняя палата провалила закон о профсоюзах. Вторая причина умеренности либералов заключалась в том, что либеральные партии были тесно связаны с крупными компаниями, а многие либеральные политики использовали государственные должности для обогащения. Всё это порождало политические скандалы, частые смены правительств, непоследовательность в политике. Особенно ярко это проявилось в 1927 – 1929 гг., когда у власти находилось правительство во главе с Танака. Оно ужесточило внутреннее законодательство, развернуло репрессии против левых партий.

К нерешенности внутренних проблем прибавилась неопределенность во внешней политике. В первые послевоенные годы Япония усилила свои внешнеполитические позиции. На Парижской мирной конференции она получила Шаньдун и германские владения в Океании. Участие в интервенции против Советской России позволило установить контроль над Приморьем и Северным Сахалином. Но уже на Вашингтонской конференции Япония утратила приобретенные преимущества: прекратилось действие японо-британского союзного договора, Япония возвращала Китаю Шаньдун, соглашалась с политикой «открытых дверей» в Китае, приняла обязательства по размеру флота. В 1922 г. Японии пришлось вывести войска из Приморья.

Тем не менее, либералы в 20-е гг. во внешней политике отказались от характерной для предыдущего времени опоры на силу и проводили гибкий курс. В отношениях с западными странами Япония ориентировалась на поиск компромиссов, нередко ценой существенных уступок. В 1925 г. страна установила дипломатические отношения с СССР, вывела войска с Северного Сахалина, получив взамен ряд концессий на советской территории. В отношении Китая проводился т.н. «негативный курс» по сохранению японских позиций без применения силы. Япония поддержала революционное правительство Гоминьдана, пошла на уступки в возврате концессий, вопросах таможенных тарифов и экстерриториальности.

В конце 20-х гг. из-за отсутствия заметных успехов во внешней политике Японии обозначился возврат к силовому курсу. В 1927 г. появился «меморандум Танака», в 1927-1928 гг. дважды посылались войска в Китай, чтобы не допустить установления контроля Гоминьдана над Маньчжурией. Но в 1929 г. Япония вывела свои войска из Китая, испугавшись вмешательства западных держав. Тем не менее, в политической элите страны вновь усилилось мнение о том, что наилучшим средством обеспечения японских интересов является агрессивная внешняя политика.


Япония в 1929-1941 гг.

 

1. Мировой экономический кризис и антикризисная политика властей.

2. Изменения политической жизни.

3. Установление милитаристской диктатуры.

4. Усиление агрессивности внешней политики.

 

Из-за нерешённости внутренних проблем мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. ударил по Японии с особой силой. Промышленное производство сократилось на 1/3, произошло массовое разорение крестьян и мелких предпринимателей, выросло число крестьянских выступлений и забастовок.

Для борьбы с кризисом власти страны запретили вывоз золота из страны, отказались от золотого обеспечения иены и увеличили выпуск бумажных денег, что позволило обеспечить средствами японские компании. Одновременно правительство усилило государственное вмешательство в экономику (в 1931 г. был принят 5-летний закон о госконтроле над главными отраслями промышленности), ускорило рационализацию производства и увеличило расходы на военную промышленность. Такая политика имела успех, и уже в 1936 г. объём промышленного производства в 1,5 раза превысил уровень 1929 г.

Кризис 1929 – 1933 гг. оказал сильное влияние на политическую жизнь страны. Он вызвал разочарование в либеральной политике и подорвал авторитет либеральных партий. Среди японских политиков усилилось убеждение, что проблемы страны надо решать не путём реформ, а старыми методами захватов новых рынков сбыта и источников сырья. В 30-е годы развернулась пропаганда войны как средства усиления страны. Одновременно кризис привёл к усилению вмешательства армии в политику. В Японии появились праворадикальные группировки, выступавшие за установление в стране диктатуры и за широкую агрессию. Наиболее активной была организация «молодые офицеры», опиравшаяся на поддержку «новых концернов», созданных в годы I мировой войны и не имевших связей в правящих кругах. В 1932 и 1936 годах «молодые офицеры» поднимали путчи, но потерпели неудачу. Однако после путча 1932 г. в Японии начали создаваться «надпартийные кабинеты». Их возглавляли представители военно-бюрократических кругов, а представители партий хоть и входили в состав правительств, но влияния на их политику не имели. Таким образом, в Японии был сделан первый шаг в сторону диктатуры.

Во второй половине 30-х годов правые силы Японии организовали движение за обновление страны. Оно резко критиковало политические партии и парламентскую систему, призывало к объединению всей нации вокруг императора для создания сильной и процветающей Японии. Число «обновленцев» в армии, госаппарате и партиях постоянно росло. Они к концу 30-х годов превратились в главную политическую силу Японии.

Опираясь на «обновленцев», правительство Коноэ в 1937 – 1940 гг. провело перестройку социально-экономической и политической системы Японии в соответствии с требованиями движения за обновление. Итогом такой перестройки стало создание «новой политической структуры» и «новой экономической структуры».

«Новая политическая структура» была по своей сущности милитаристской диктатурой.

Она выразилась в следующем:

1) установился однопартийный режим. Летом 1940 г. все политические партии страны самораспустились. Их заменила созданная осенью 1940 г. Ассоциация помощи трону, главой которой стал премьер-министр страны. Своей целью она назвала сплочение всего народа вокруг императора;

2) были созданы корпоративные структуры. Летом 1940 г. профсоюзы были распущены и заменены Ассоциациями помощи трону через производство, объединивших рабочих и предпринимателей. Для того, чтобы контролировать жизнь населения, власти создали в 1940 г. 1,3 млн. соседских общин по 10-12 семей каждая во главе со старостой;

3) установился политический террор. В марте 1941 г. были приняты два закона, установившие очень суровые наказания за действия, направленные против существующих порядков.

«Новая экономическая структура» означала сильное госрегулирование экономикой. Частные компании были объединены в корпорации, условия работы которых определяло государство. Развитие экономики происходило на основе планов, причём упор был сделан на развитие тяжёлой и военной промышленности. По закону 1938 г. правительство устанавливало размер зарплаты и продолжительность рабочего дня, оно могло по своему усмотрению перемещать рабочую силу по стране, рабочим запрещалось менять место работы. Главная цель «новой экономической структуры» — мобилизовать все ресурсы страны для ведения большой войны. В 1941 г. 80 % государственных средств тратились на военные нужды.

Во внешней политике Японии в конце 20-х годов появились агрессивные тенденции, которые постоянно нарастали в течение 30-х годов. Причина этого крылась в узости внутреннего рынка Японии и в бедности природных ресурсов страны, что заставляло искать новые рынки сбыта и источники сырья.

Очень скоро Япония вернулась к давлению на Китай, т.к. мировой экономический кризис обострил проблему источников сырья и рынков сбыта. В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай и в 1932 г. создала там марионеточное государство Маньчжоу-Го. Лига Наций признала Японию агрессором, но санкций против неё не применила, рассчитывая, что следующим объектом японской агрессии станет СССР. Тем не менее, в 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций и стала действовать ещё более решительно. В 1935 г. Япония организовала сепаратистское движение в пяти провинциях Северного Китая с целью создать на их основе ещё одно марионеточное государство. Но из-за сопротивления китайского народа эти действия Японии провалились.

В 1936 г. правящие круги Японии окончательно сделали выбор в пользу большой войны в Азии и начали подготовку к ней. В 1936 г. Япония начала усиливать свой военный флот. В 1937 г. была принята 5-летняя программа развития 13-ти важнейших отраслей промышленности. С целью найти союзников Япония начала сближение с Германией. В ноябре 1936 г. Япония заключила с Германией Антикоминтерновский пакт, к которому позже присоединилась Италия.

В то же время в правящих кругах не было единства по вопросу о направлении агрессии. Флотские круги выступали за удар по Юго-Восточной Азии и за установление японского господства в бассейне Тихого океана. Армейские круги требовали нанести удар по соседям (Китаю, Монголии, СССР). Эта борьба привела к шараханьям в агрессивной политике.

В июле 1937 г. Япония напала на Китай и к концу 1938 г. заняла почти всю приморскую часть страны. Однако правительство Китая капитулировать отказалось, война приняла затяжной характер и начала требовать больших расходов. Тогда в мае 1939 г. Япония напала на Монголию, рассчитывая быстро её захватить. На помощь Монголии пришёл СССР, чьи войска в августе 1939 г. разбили японцев и вытеснили их из Монголии. После этого под давлением флотских кругов власти Японии направлением дальнейшей агрессии избрали Юго-Восточную Азию, и страна начала готовиться к войне на Тихом океане.

27 сентября 1940 г. Япония заключила с Германией и Италией Тройственный пакт. В апреле 1941 г. Япония заключила пакт о ненападении с СССР, чтобы избежать войны на два фронта. В 1941 г., пользуясь поражением Франции во второй мировой войне, Япония захватила французские владения в Индокитае. Это вызвало тревогу США, увидевших угрозу своим интересам. Между странами начались переговоры, в ходе которых Япония выдвинула широкие требования и не собиралась от них отступать. 7 декабря 1941 г. авиация Японии нанесла удар по Перл-Харбору. Япония вступила во вторую мировую войну.


Индия в 1918-1945 гг.

1.Подъем национально-освободительного движения после 1-й мировой войны.

2.Изменения в идеологии и стратегии ИНК.

3. Индия в 30-е гг. Борьба вокруг конституции 1935 г.

4. Индия в годы 2-й мировой войны.

 

К окончанию войны в Индии сложились все предпосылки для нового подъёма национально-освободительного движения. Уже в 1918 г. в крупных городах начались забастовки, вызванные массовыми увольнениями в связи с закрытием военных предприятий. Но широкое антиколониальное движение развернулось с 1919 г. и было вызвано действиями англичан. В начале 1919 г. они приняли закон об управлении Индией, известный также как реформа Монтегю-Челмсфорда. Этот закон вызвал сильное разочарование у населения, и антибританское движение усилилось.

Борьбу с колонизаторами возглавил Индийский национальный конгресс, а его лидер М. К. Ганди стал подлинным вождём индийского народа. Ганди сумел разработать идеологию, сплотившую вокруг ИНК все слои населения. Он выступил с резкой критикой индустриальной цивилизации и призывал возродить систему общин, но на более высокой основе. Общины должны были стать центрами высокой культуры, а их жители — свободными и равноправными гражданами с приблизительно равными средними доходами. Ганди также призывал покончить с кастовым делением, с враждой между индусами и мусульманами, установить дух взаимопомощи между богатыми и бедными. Ганди был убеждённым сторонником независимости, но считал, что её завоевание возможно только ненасильственными методами, главным из которых он называл массовую кампанию гражданского неповиновения.

В 1919 г. ИНК выступил против реформы Монтегю-Челмсфорда и сумел сорвать проведение выборов в парламент и законодательные собрания. В 1920 г. Ганди начал кампанию по бойкоту английских товаров, которая сразу же приобрела широкий размах. В 1921 г. он начал кампанию по неуплате налогов. Одновременно развернулись и другие виды борьбы: забастовки, антибританские демонстрации, волнения крестьян, бойкот британских учреждений.

Индия получила реальный шанс добиться независимости. Однако в феврале 1922 г. Ганди остановил кампанию гражданского неповиновения. Освободительное движение продолжалось до конца 1922 г., но отсутствие лидера позволило британцам его подавить.

В 20-е годы внутреннее положение в Индии было стабильным, что объяснялось рядом причин. Во-первых, улучшилось положение населения в связи с экономическим подъёмом 20-х годов. Во-вторых, британцы пошли на уступки индийской буржуазии и ввели некоторые протекционистские законы. Но самое главное — это процессы, развернувшиеся в ИНК.

События 1922 г. привели к резкому падению авторитета ИНК, и численность партии снизилась с 10 млн. до 300 тыс. человек. В партии развернулась борьба по вопросам дальнейшей стратегии и образовались 2 течения. Первое из них предлагало на практике реализовать идеи Ганди о новом обществе. Оно получило название противники перемен, его лидером стал Ганди. Второе течение выступило за участие ИНК в созданных по реформе 1919 г. органах власти, чтобы взять их в свои руки и потребовать от англичан уступок. Это течение получило название сторонники перемен, его лидером был М. Неру. В 1925 г. стратегия М. Неру стала официальной стратегией ИНК. Представители ИНК приняли участие в выборах в законодательные собрания и в целом ряде из них получили большинство мест. Однако им не удалось добиться от англичан ни одной значительной уступки.

Такая пассивность двух течений в отношении колонизаторов привела к появлению в ИНК в конце 20-х годов левого (радикального) течения, лидерами которого стали Дж. Неру и С.Ч. Бос. Авторитет левого течения в ИНК увеличивался по мере того, как становилась очевидной неэффективность стратегий Ганди и М. Неру. В 1927 на своём съезде ИНК впервые в своей истории назвал главной целью борьбы независимость Индии. В конце 20-х годов Дж. Неру и Бос вошли в число наиболее известных и авторитетных политиков ИНК.

На рубеже 20-30-х годов в Индии начался новый подъём антиколониального движения, вызванный мировым экономическим кризисом. Антиколониальное движение возглавил ИНК. Ганди в 1930 г. разработал программу 11 пунктов, содержавшую конкретные требования по защите индийской экономики. Британцы отказались её рассматривать, и в ответ Ганди начал кампанию гражданского неповиновения, которая быстро приобрела широкий размах. В ответ англичане арестовали около 60 тыс. членов ИНК, в т.ч. и Ганди. Однако антиколониальное движение продолжалось.

В этих условиях британцы пошли на политический манёвр. В 1930 г. они опубликовали проект нового закона об управлении Индией и созвали для его обсуждения конференцию индийских партий (конференция «круглого стола»). В 1932 г. британцы добились одобрения своего проекта. Это сделало бессмысленным продолжение кампании гражданского неповиновения, и Ганди в мае 1933 г. прекратил её.

Однако с середины 30-х годов в Индии начался новый виток политической борьбы. Толчком послужило принятие англичанами в 1935 г. нового закона об управлении Индией, получившего название «рабская конституция». Закон 1935 г. вызвал волну возмущения, и в середине 30-х годов в стране появилась тенденция к объединению всех антиколониальных сил. ИНК возглавил борьбу против «рабской конституции». Однако партия не стала поднимать массовое движение, а решила принять участие в выборах для того, чтобы взять в свои руки законодательные собрания и развернуть борьбу за предоставление индийцам реальной власти. На выборах 1937 г. ИНК победил в 8 из 11 провинций, где сформировал свои правительства. Но изменить ситуацию в стране это не помогло.

В этих условиях один из лидеров левого крыла ИНК С.Ч. Бос, избранный в 1937 г. президентом партии, выдвинул план борьбы за полную независимость страны. В ответ правое крыло ИНК и сторонники Ганди объединились для борьбы с Босом, т.к. они боялись превращения ИНК в радикальную партию. Боса не поддержал и Дж. Неру. В 1939 г. Бос вышел из ИНК и создал свою партию Форвард-блок, к которой примкнула часть левого крыла ИНК. Но большинство сторонников ИНК остались в партии, что позволило ИНК сохранить роль главной силы страны.

Начало второй мировой войны поначалу приглушило политическую борьбу, т.к. британцы в 1939 г. ужесточили внутренний режим. Но затем лидеры ИНК начали требовать предоставления Индии независимости, угрожая новой кампанией гражданского неповиновения. В 1942 г. британцы пообещали, что после войны Индия получит статус доминиона. Это не устроило ИНК, который в августе 1942 г. попытался поднять восстание. Британцы эту попытку подавили и арестовали многих деятелей ИНК. Весной 1944 г. их выпустили, т.к. японцы захватили часть индийской территории, на которой было создано правительство во главе с Босом. Лидеры ИНК сразу же начали переговоры с Мусульманской Лигой и весной 1945 г. заключили с ней соглашение о совместной борьбе за независимость. К окончанию второй мировой войны крушение колониального режима в Индии стало вопросом времени.


Иран в 1918-1945 гг.

 

1. Политические потрясения после 1-й мировой войны. Установление династии Пехлеви.

2. Реформы 20-30-х годов.

3. Политическая жизнь Ирана в 20-30-е годы.

4. Иран в годы 2-й мировой войны.

 

В Иране подъём освободительного движения был вызван действиями Англии, которая в 1918 г. оккупировала Иран и в 1919 г. заставила иранское правительство подписать договор, давший англичанам контроль над экономикой и государственным аппаратом Ирана. В 1919 г. в Иранском Азербайджане и Гиляне вспыхнули восстания. Повстанцы выступили за аннулирование договора 1919 г., но этим не ограничились. В Иранском Азербайджане повстанцы заявили о создании независимого азербайджанского государства, а в Гиляне была создана советская республика. Неспособность шаха отстоять независимость страны и подавить сепаратистов вызвала недовольство армии, которая в феврале 1921 г. провела государственный переворот и фактически взяла в свои руки власть в стране. В феврале 1921 г. новое иранское правительство аннулировало англо-иранский договор 1919 г. и заключило договор с РСФСР, по которому отменялись все неравноправные договоры Ирана и России. Англия не решилась на войну с Ираном и вывела из страны войска. Таким образом, Иран в 1921 г. добился политической независимости, но в экономике страны сохранилось присутствие британского капитала. В 1921 – 1922 гг. иранские власти подавили сепаратистское движение и восстановили спокойствие в стране. Все эти успехи усилили авторитет лидера военных полковника Реза-хана, который являлся самой сильной фигурой в правительстве. В 1925 г. он добился низложения династии Каджаров и сам стал шахом Ирана, основав династию Пехлеви, правившую Ираном до 1979 г.

В 20-30-е гг. власти Ирана провели серию реформ, направленных на укрепление страны. С целью усиления центральной власти была создана регулярная армия, введено новое административное деление, проведено разоружение племен и переселение части их лидеров. В сельском хозяйстве была установлена частная собственность на землю, введен единый поземельный налог, установлены налоговые льготы для новоосвоенных земель и земель, занятых под экспортные культуры, отменены таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику. С целью развития промышленности государство развернуло строительство дорог, предоставило налоговые льготы частным предпринимателям, на государственные средства построило более 100 крупных промышленных объектов, восстановило таможенную автономию и ввело монополию внешней торговли, создало Национальный банк с монопольным правом эмиссии. В социокультурной сфере правительство вытеснило духовенство из образования и судопроизводства, создало сеть светских учебных заведений, ввело солнечный календарь, отменило феодальные титулы, запретило ношение чадры.

Проведенные реформы привели к укреплению центральной власти и независимости страны, положили начало модернизации иранского общества, но не сопровождались заметными успехами в экономическом развитии.

В политической сфере главной задачей Реза-шаха стало укрепление политических позиций новой династии. В 20-е годы шах старался заручиться поддержкой со стороны купечества, либеральных помещиков, ремесленников, интеллигенции современного типа. Стремясь избежать обвинений в диктатуре, он инициировал создание правительственной партии Новый Иран. Но из-за вхождения в нее ряда либеральных организаций партия стала ареной непрерывной внутренней борьбы и распалась через год после своего создания. Одновременно на рубеже 20-30-х годов появились требования демократизации страны со стороны интеллигенции, либеральных помещиков и усилившихся предпринимателей. Опасаясь за свою власть, Реза-шах переориентировался на поиск поддержки со стороны верхушки купечества, помещиков-традиционалистов и высшей бюрократии. В 30-е годы в политической жизни страны еще больше усилились авторитарные тенденции.

Во внешней политике Реза-шах действовал в рамках устоявшегося подхода — опираться на страны, которые могли бы помочь Ирану противостоять Великобритании. В 20-е годы Иран поддерживал нормальные отношения с СССР, а в 30-е годы резко активизировал контакты с Германией, поскольку шах опасался, что СССР намеревается подчинить себе Иран. На рубеже 30-40-х годов ирано-германские отношения стали столь значительными, что лидеры многих стран стали рассматривать Иран как вполне реального союзника Германии в случае войны на Среднем Востоке.

Начало советско-германской войны резко изменило внешнеполитическую ситуацию вокруг Ирана. В августе 1941 г. в страну были введены советские и британские войска для предотвращения превращения Ирана в германский плацдарм. Реза-шах был вынужден отказаться от престола в пользу сына Мохаммеда Реза. В январе 1942 г. Иран подписал договор с Великобританией и СССР, по которому союзники обязывались уважать суверенитет Ирана, а Иран соглашался с присутствием войск союзников на своей территории до истечения шести месяцев после окончания войны. На основании этого договора были организованы перевозки через Иран военных материалов в СССР. В сентябре 1943 г. Иран объявил войну Германии, но в боевых действиях иранские войска участия не принимали.

Ввод союзных войск и смена монарха привели к либерализации режима и к увеличению роли парламента. Также активизировался процесс партийного строительства. В советской зоне была создана Народная партия, являвшаяся по своей сущности коммунистической организацией. За годы войны она стала самой влиятельной организацией на севере страны. Одновременно появились либеральные партии (Демократическая партия, Иран) и исламские организации фундаменталистского оттенка. Активность коммунистов обеспокоила политические круги страны, опасавшиеся установления советского контроля над Ираном. В созванном в 1944 г. меджлисе антикоммунистические силы получили прочное большинство, а правительство начало ужесточение политики в отношении Народной партии.

 


Турция в 1918-1945 гг.

 

1. Война турецкого народа за независимость.

2. Реформы кемалистов.

3. Политическая жизнь страны в 20-30-е годы.

4. Турция в годы 2-й мировой войны.

 

После подписания Мудросского перемирия возникла реальная угроза расчленения Турции и утраты ею независимости. В конце 1918 г. в стране началось освободительное движение, лидером которого стал генерал Мустафа Кемаль. В 1919 г. он объединил патриотические организации и добился от султана создания нового парламента, в котором доминировали сторонники независимости. Принятие парламентом Национального обета привело к его роспуску и аресту большинства депутатов. В Анкаре сторонники Кемаля создали Великое национальное собрание Турции и альтернативное правительство страны. Неспособность султана справиться с кемалистами обеспокоила лидеров стран Антанты, санкционировавших интервенцию греческих войск. Вдохновленные успехами греческой армии, руководители стран Антанты навязали султану Севрский мирный договор, по условиям которого Турция переставала быть независимым государством. Кемалисты отказались признать этот договор, объявили султанское правительство низложенным и начали формирование регулярной арми<



2015-12-04 1164 Обсуждений (0)
Гоминьдановский режим в 1929-1945 гг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гоминьдановский режим в 1929-1945 гг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)