Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет, задачи психологии



2015-12-04 945 Обсуждений (0)
Предмет, задачи психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1: «Психология как наука. Методология и методы психологии»

Формируемые компетенции: ОК-1.

ВОПРОСЫ:

1. Предмет, задачи психологии.

2. Место психологии в системе наук.

3.Методология психологии. Подходы к классификации методов.

 

Основные понятия: психология, психика, психические свойства, предмет психологии, редукционизм, принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности, метод, методика, наблюдение, эксперимент, тестирование, интроспекция.

 

Предмет, задачи психологии

Термин «психология» означает знание о душе, психике

Мы начнем разговор о психологии с краткой характеристики основных фактов, явлений, ставших объектом изучения психологов. Обратимся к повседневному опыту. По-видимому, вы помните, как учились в школе. Вот очень простой факт - это факт памяти, воспоминаний. У вас сохранились известные следы, образы событий, происходивших с вами какое-то время назад. Явления запоминания и забывания относятся к числу явлений, изучаемых психологией. Когда вы сдавали экзамены, то решали математические задачи, химические уравнения, писали сочинения. В ходе решения этих задач вы размышляли. Это тоже факты психической жизни, факты мышления: вы мыслили, рассуждали, пользовались понятиями (в данном случае понятиями из специальной области знаний - математики). У вас в жизни, несомненно, были радости и огорчения: это факты эмоциональной жизни. Они также имеют отношение к кругу явлений, изучаемых психологией. В жизни каждому не раз приходилось преодолевать трудности, что требовало известного напряжения, усилия, ставить перед собой цели и достигать их. Иначе говоря, вы проявляли волевые способности, что тоже относится к явлениям, изучаемым психологией.

Это предварительная, неполная характеристика психических явлений, исследуемых психологией. Описание этих и многих других явлений - сравнительно простая задача. В разных источниках мы можем найти большое число различных описаний. Но возникает проблема: что делать с фактами (ведь одни явления науку не составляют), как их анализировать, объяснять. Возникает вопрос о понятийном аппарате: в системе каких понятий описывать эти факты? Представления о том, каковы основные, главные понятия в психологии, менялись в процессе развития нашей науки, и это развитие понятий отражает углубление знаний о природе психического.

С историей развития психологии познакомимся в следующих лекциях. Сейчас обратимся к вопросу определения психологии как науки. Какие задачи конкретно-психологического анализа вытекают из этого определения?

По мнению Тихомирова, «наиболее последовательным и четким является определение психологии как науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов. Это определение, предложенное Алексеем Николаевичем Леонтьевым, в настоящее время является наиболее емким и точным, в некотором роде включающим в себя итоги борьбы за марксистскую психологическую науку».

Развернем это положение. Мы уже обсуждали, что такое психическое как явление, факт. В соответствии с этим можно сказать, что явления отражения реальности есть исходная эмпирическая основа психологической науки. Эта позиция отличается от других, в которых, например, психическое – реакция, опосредованная личностью (по П. Фрессу). В данном определении говорится о психическом отражении как опосредующем жизненные явления. Это значит, что оно играет активную роль. Иными словами психическое отражение рассматривается не само по себе, не в изоляции, а как включенное в жизнь индивида, формирующееся в ходе жизни и выполняющее в ней активную роль.

Чрезвычайно важной является также часть определения, где психология называется наукой о порождении психического отражения. Здесь отчетливо представлена идея развития, поскольку порождение есть возникновение, становление, развитие. Значит, психолог не должен ограничиваться лишь описанием, констатацией, систематизацией уже сформировавшихся у взрослого психических образований; а должен идти по пути изучения их происхождения.

Эта идея имеет давнюю традицию в отечественной науке. Ее очень последовательно и четко высказывали наши естествоиспытатели, в частности И.М. Сеченов. Он прямо говорил о том, что психология должна изучать происхождение различных психических действий. Таким образом, идея развития - одна из важнейших в отечественной психологии.

В той части формулировки, где говорится о функционировании психического отражения реальности, утверждение, что функционирование уже сложившихся, сформированных психических процессов также должно быть объектом психологического исследования.

Смысл выражения «строение психического» состоит в том, что различные психические процессы - память, восприятие, эмоции - сами по себе качественно разнородны, они могут иметь различную организацию. Изучая строение деятельности человека, мы увидим, что в нем выделяются относительно автономные образования. В строении индивидуального сознания тоже обнаруживаются качественно разнородные процессы. Эту качественную разнородность нельзя упускать из вида в ходе психологического анализа.

Следует остановить внимание на выражении «психическое отражение реальности». Не всякое отражение является психическим, явления отражения характерны для природы в целом. Мы сталкиваемся с явлениями физического отражения, когда изучаем физическую природу, зеркальное отражение - тоже отражение. С явлениями отражения мы встречаемся и когда изучаем жизнь организма: любое приспособление организма к среде есть в некотором смысле отражение требований этой среды - организм не может приспособиться, не отражая требований.

Необходимо дифференцировать виды отражения и выделить то, что характерно для собственно психического отражения. Следовательно, в той части определения, где говорится, что наша наука изучает психическое отражение, его порождение и его активную роль, содержится альтернатива различного рода механистическим концепциям, например, концепции психологии как науки об обработке информации.

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Особенности психологии как науки, особенности современной психологии сформулированы на рисунках 2 и 3. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительную трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые. Эти явления группировались под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т.д. Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования его организма, прежде всего центральной нервной системы, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире.

Задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Однако в целом такие знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (педагогической, лечебной, организационной и т.п.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах. Отличия житейской и научной психологии представлены на рисунке 4.

Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это, прежде всего, конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно, их описание и объяснение. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Т.о., предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, возникновение некоторых психологических фактов наблюдается с необходимостью всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, факт относительного постоянства восприятия, при этом постоянством обладает не только восприятие цвета, но и восприятие величины и формы предмета. Специальные исследования показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения. Оно формируется постепенно, по строгим законам. Если бы не было постоянства восприятия, человек не смог бы ориентироваться во внешней среде - при малейшем изменении его положения относительно окружающих предметов происходило бы радикальное изменение картины видимого мира, предметы воспринимались бы искаженно.

Подведем итог рассуждениям о том, что же изучает психология. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Биологически обусловленные ее компоненты имеются и у животных (чувственные образы среды, мотивация поведения, как инстинктивного, так и приобретенного в процессе приспособления к ней). Однако психическая организация человека качественно отлична от этих биологических форм. Социокультурный образ жизни порождает у человека сознание. В межличностных контактах, опосредованных языком и совместной деятельностью, индивид, «всматриваясь» в других людей, приобретает способность познавать самого себя как субъекта психической жизни, заранее ставить цели, предваряющие его поступки, судить о внутреннем плане своего поведения. Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания. Но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом психологии, действительных побуждений, влечений, ориентации личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические акты реализуются посредством нейрогуморальных механизмов, но протекают не по физиологическим, а по собственно психологическим законам. Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой науки с другими науками - естественными, социальными, техническими.

 



2015-12-04 945 Обсуждений (0)
Предмет, задачи психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет, задачи психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)