Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Грамматическая форма слова. Парадигма



2015-12-04 5528 Обсуждений (0)
Грамматическая форма слова. Парадигма 5.00 из 5.00 8 оценок




Грамматические значения слов

Слово – это сложное единство лексического и грамматического значений.

Лексическое значение слова – индивидуальный смысловой признак, отличающий его от других слов.

Грамматические значения характерны для целого ряда слов. Грамматическое значение представляет собой абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присущее целому классу слов.

Грамматические значения неодиночны. Одно грамматическое значение обязательно предполагает наличие другого (или других), однородного и соотносительного с ним.

Грамматические значения не изолированы от лексических. Они как бы наслаиваются на лексические (реальные, вещественные) и опираются на них. Поэтому их нередко называют сопутствующими. «Грамматическое значение слова – это то его значение, какое оно имеет в отношении к другим словам. …значение грамматическое связывает его прежде всего с другими словами» (А.А. Шахматов). Грамматические значения отражают или определенные черты явлений внешнего мира, или отношение говорящего к высказываемой мысли, или внутриязыковые связи и взаимоотношения слов.

 

Способы и средства выражения грамматических значений

По своему грамматическому строю русский язык относится к языкам флективного типа с элементами аналитизма. Поэтому большинство грамматических значений выражается в нем синтетическим способом, т. е. при помощисредств (грамматических показателей), находящихся в самом слове. К таким средствам относятся окончания, формообразующие суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение.

1. Окончания. С помощью окончаний выражается:

· значение рода, числа и падежа существительных, прилагательных, причастий и местоимений;

· значение падежа числительных;

· значение лица, числа и рода глаголов.

Одно окончание может выражать и одно грамматическое значение, и два грамматических значения, и три грамматических значения.

2. Формообразующие аффиксы.

Суффиксальным путем образуются:

· форма прошедшего времени глагола;

· формы причастий и деепричастий;

· формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.

У существительных при помощи суффиксов образуются формы единственного (зайч-онок – зайч-ат) и множественного (муж – муж-j).

Постфиксальным путем образуются:

· формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.

Постфиксальным путем образуются:

· формы залога у глагола.

3. Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. Самостоятельно ударение редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например:

· формы ед. ч. род. п. и мн. ч. им. п. существительных;

· формы видов глагола.

4. Чередование звуков, как и ударение, обычно является дополнительным средством различения грамматических значений. Оно чаще всего сопровождает аффиксацию.

В морфологии русского языка значительное место занимают случаи выражения грамматических значений аналитическим способом, т. е. при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относятся предлоги, вспомогательные слова.

К аналитическому способу относятся все случаи выражения грамматических значений при помощи синтаксических средств, т. е. средствами контекста, окружающих слов.

Некоторые слова выражают отдельные грамматические значения супплетивным способом, т. е. при помощи форм, имеющих разные корни.

5. Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (материально выраженными и нулевыми) или без них.

6. Управление выражает падежные значения неизменяемых существительных.

7. Интонация. Основная область применения интонации для выражения грамматических значений – синтаксис.

8. Вспомогательные слова, которые не обладают лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью вспомогательных слов образуются аналитические формы слова. Такие грамматические формы состоят из двух компонентов: один – основной- является носителем лексического значения, а другой – вспомогательный – служит для выражения грамматического значения.

 

Грамматическая форма слова. Парадигма

Терминграмматическая форматрадиционно употребляется в двух значениях:

Во-первых, им часто обозначают языковые средства, служащие для выражения грамматических значений;

Во-вторых, он применяется как синоним термина форма слова, или словоформа.

Формы слова(грамматические формы слова, просто грамматические формы) это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям. Противопоставление форм слова по грамматическому значению всегда выражается формально – при помощи окончаний или формообразующих аффиксов. Лексическое тождество выражается в общности основ, к которым присоединяются окончания и формообразующие аффиксы.

Каждую грамматическую форму слова называют также словоформой. Словоформа – это конкретный «представитель» слова в речи.

Таким образом, слово (лексема) – это совокупность грамматическим форм, или словоформ.

Упорядоченная совокупность (или система) грамматических форм слова называется парадигмой. Парадигму имеют только изменяемые слова.

Подавляющее большинство изменяемых слов имеет парадигмы, сложные по своему составу. Такие парадигмы состоят из нескольких определенным образом организованных групп форм; эти группы называются частными парадигмами. Совокупность всех форм слова и, следовательно, совокупность всех частных парадигм слова называется полной парадигмой. Так, полную парадигму существительного образуют две частные парадигмы – ед. и мн. ч.,полную парадигму прилагательного образуют формы в количестве от двадцати четырех до двадцати девяти, распределяющиеся по ряду частных парадигм и включающие падежные формы ед.ч. муж., жен. и сред.р., падежные формы мн.ч., краткие формы ед. и мн. ч. и форму сравнит. степени (компаратив).

Частные парадигмы могут обладать сходной или различной организацией. Так, частные парадигмы существительного обладают сходной организацией – каждая из них состоит из шести падежных форм. Полные парадигмы прилагательного состоят из пяти частных парадигм, из которых четыре обладают сходной организацией (это падежные формы ед.ч. муж., жен. и сред.р. и падежные формы мн.ч.), а пятая представляет собой особую парадигму: образующие ее краткие формы не изменяются по падежам. Наиболее сложную парадигму – по составу (т. е. по числу частных парадигм), по организации частных парадигм и по разнообразию выраженных в их формах морфологических значений – имеет глагол.

Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, т. е. представляющая слово)форма, обладающая назывной функцией (словарная форма). В парадигме глагола исходной формой является инфинитив, в парадигмах существительного и прилагательного – формы им. п. При этом в парадигме существительного за исходную форму принимается форма им. п. ед. ч., а в парадигме прилагательного – форма им. п. ед. ч. муж. р.

Полная парадигма противопоставляется не только частной, но и неполной парадигме. Неполная парадигма- это парадигма, в составе которой отсутствует либо частная парадигма, характерная для слов данной части речи (например, отсутствует парадигма падежных форм мн. ч. у собирательных существительных), либо одна или несколько форм слова, традиционно неупотребительных или таких, образование которых почему-либо затруднено.

 

 



2015-12-04 5528 Обсуждений (0)
Грамматическая форма слова. Парадигма 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Грамматическая форма слова. Парадигма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)