Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художественные особенности «Жития»



2015-12-04 1519 Обсуждений (0)
Художественные особенности «Жития» 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция шестая

Литература XVII века

 

Литература XVII века представлена публицистикой Смутного времени, где выделяются «Новая повесть о преславном Российском царстве» и сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиевого монастыря, исторические повествования XVI столетия представлены «Повестью о начале Москвы» и «Повестью об Азове». Продолжает свое развитие и житийная литература. В XVII столетии это «Житие Юлиании Лазаревской» и «Житие протопопа Аввакума». Бытовые повести XVII века представлены «Повестью о Горе-Злосчастии» и «Повестью о Савве Грудцыне». Как уже было сказано, получила свое развитие так называемая «демократическая сатира», иначе называемая смеховой литературой столетья. Распространена была и переводная новеллистика. Здесь можно говорить о произведении «Фацеций» и «Повести о Фроле Скобееве». Рыцарский роман XVII столетия представлен повестями – «Повестью Бове Королевиче» и «Повестью о Петре Златых Ключей». В этот период развивается русское силлабическое стихотворство, начинает свою плодотворную работу Симеон Полоцкий. Возникает первый русский театр и вместе с ним ранняя русская драматургия. Как уже было сказано, многие исследователи распространяют этот период до первой четверти XVIII века, затрагивая тем самым литературу петровского времени. Мы остановимся в своей лекции на таких памятниках, как «Житие протопопа Аввакума», а также русском силлабическом стихотворстве, творчестве Симеона Полоцкого и возникновении первого русского театра.

 

«Житие» протопопа Аввакума

 

По некоторым данным, звали его Аввакум Петрович Кондратьев, был он одним из руководителей русского старообрядческого движения XVII века. Жизненный путь этого человека представлял собой характерную для этого столетия череду взлетов и падений. Сын сельского священника, рано оставшийся без отца и изгнанный, согласно его же собственным воспоминаниям, из родного села соплеменниками. Позже Аввакум начинает священствовать в соседнем селе, но из-за строгости и принципиальности не находит общего языка с прихожанами. В поисках поддержки дважды, в 1647 и в 1652 году, отправляясь в Москву, он знакомится с участниками кружка ревнителей древнего благочестия − протопопом кремлевского Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым и настоятелем Казанского собора Красной площади Иваном Нероновым, первый из которых был к тому же земляком молодого священника. За горячую приверженность идеям кружка Аввакум, в конце концов, получает от царя Алексея Михайловича место протопопа в небольшом приволжском городке Юрьевце-Повольском, однако и там Аввакуму удается продержаться не более нескольких недель. Изгнанный разъяренными жителями, он вновь возвращается в Москву. На сей раз прочно обсоновываясь у Ивана Неронова в качестве служителя одного из пределов Казанского храма.

Судьба протопопа вновь резко меняется после расхождения нового патриарха с остальными ревнителями. В 1653 году Аввакум вместе с семьей отправляется в сибирскую ссылку, сначала в Тобольск, а затем в далекую Даурию, откуда возвращается лишь через 11 лет. Весной 1664 года он снова на несколько месяцев в Москве, где находит чрезвычайно радушный прием при дворе, явно обусловленный желанием государя склонить на свою сторону известного к тому времени проповедника. Но тщетность подобных стараний вскоре становится слишком очевидна, и уже в конце августа успевший подать царю довольно дерзкую роспись, «кто в которые владыки годиться» (по всей видимости, содержавшую, ряд советов государю о назначении разных лиц на высшие церковные должности) и «запустошить» своими выступлениями церковь святой Софии за Москвой-рекой в Садовниках, Аввакум вновь отправляется с семьей в ссылку, на этот раз на Мезень. После собора 1666 года не пожелавший отказаться от своих убеждений протопоп был лишен сана, разлучен с домашними и отправлен еще дальше в заполярный Пустозерск, где на протяжении 50-х годов XVII века и создавались все дошедшие до нас весьма многочисленные сочинения. Всего в пустозерском остроге были написаны три редакции «Жития», не считая более ранних набросков, которые впоследствии послужили неизвестному переписчику основой для создания особого прянишниковского списка. Ряд полемических трудов получили среди исследователей наименования «Книги бесед», «Книги толкований и нравоучений» и «Книги обличений», а также, по всей видимости, несколько бесед обращенных к неподобным (т. е. к никонианам), из которых до нас дошла только одна. Перу этого автора также принадлежат публицистические заметки о лицах и событиях времени возникновения старообрядчества, шесть богословских сочинений, шесть челобитным двум русским царям – Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу, и послание царевне Ирине Михайловне. Кроме того огромное количество писем последователям и семье. Большинство этих сочинений было написано Аввакумом в результате бесед и споров с другими пустозерскими узниками – соловецким иноком Епифанием, бывшим дьяконом Кремлевского Благовещенского собора Федором Ивановым и священником Лазарем, которые, находясь в остроге, и сами много писали даже несмотря на запрещение со стороны властей и отсутствие книг и бумаги.

Подобное многолетнее упорство проповедников старых обрядов, по всей видимости, переполнило чашу терпения молодого царя Федора Алексеевича, и 14 апреля 1682 года вожди старообрядческого движения были по царскому указу сожжены в срубе. Непосредственным поводом для казни Аввакума, который был приговорен к смерти за оскорбление высочайшей фамилии, послужили беспорядки, устроенные старообрядцами на Крещение 1681 года. В разбросанных тогда грамотках с резкими высказываниями в адрес покойного Алексея Михайловича власти усмотрели руку Аввакума, что и сыграло решающую роль в судьбе пустозерских узников.

 

«Житие» протопопа Аввакума

История создания

 

По утверждению самого Аввакума, на создание «Жития» его благословил духовный отец инок Епифаний, также написавший во время пустозерской ссылки свое жизнеописание. Три разные редакции этого памятника были составлены протопопом в 1672–1675 годах. Особенной удачей для исследователей является то, что два из трех вариантов аввакумовского «Жития» дошли до нас в автографах. Еще одна редакция сохранилась в составе сборника, заверенного личными подписями всех пустозерских узников. Всего же на сегодняшний день известно почти 60 списков этого памятника, пользовавшегося среди старообрядцев необычайной популярностью. В учебных хрестоматиях публикуются, как правило, два наиболее поздних из пустозерских вариантов аввакумовского сочинения – так называемая редакция А и редакция В, в то время как наиболее ранняя и краткая редакция Б привлекает в основном внимание специалистов-текстологов.

 

Художественные особенности «Жития»

 

Столь дерзкий поступок, как создание собственного «Жития» (тем самым Аввакум как бы причисляет себя к лику святых), на самом деле имел глубоко полемическую подоплеку. Ведь, рассказывая о своих страданиях за веру, автор не только приобретал необычайный авторитет среди единомышленников, но и пытался доказать истинность исповедуемых им идей. Именно поэтому рассказ о жизни протопопа в «Житии» предварен пространным богословским предисловием, которое оканчивается словами: «Сице аз протопоп Аввакум верую, сице исповедуюсь, сице живу и умираю».

Исследователи разных лет определяли жанр аввакумовского «Жития» то как автобиографию, то как беседу-исповедь, то как исповедь-проповедь. Несомненно, что в этом памятнике есть немало автобиографических моментов. Аввакум рассказывает в нем и о своей юности, и о трогательных взаимоотношениях с женой, самоотверженной Анастасией Марковной, а также с детьми, особенно любимой дочерью Аграфеной. В поле зрения автора попадает немало исторических лиц – царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, воевода Пашков. В прянишниковском списке, донесшем до нас фрагменты раннего варианта «Жития», упомянуты также известные писатели второй половины XVII века – Симеон Полоцкий и Епифаний Словенецкий. Однако со временем автор, по-видимому, пытается убрать из своего сочинения подробности, показавшиеся ему излишними. Так, в пустозерских вариантах этого памятника мы уже не найдем указаний на возраст Аввакума-жениха и его юной невесты. Исчезает из них и красочно-обличительное описание патриарха Никона, оказавшееся к тому времени неактуальным. С другой стороны, в сочинении протопопа ощущается значительное влияние агиографии. Аввакум не только выбирает среди многочисленных перипетий своей жизни лишь то, что не могло бы смутить его последователей, в частности, обходя острожным молчанием подлинные причины своего выдворения из Москвы, но и старательно стилизует рассказ под житие. Так, например, мы узнаем здесь, что мать будущего проповедника старых обрядов – Мария, инока Марфа, «пущница и молитвенница бысть». Конфликты протопопа с разными лицами, многочисленными начальниками, московским стрельцом Борисом Нелединским, патриархом Никоном и воеводой Пашковым неизменно изображаются здесь как мучения. Описываются в «Житии» и чудеса, особенно многочисленные случаи исцеления Аввакумом бесноватых. Несомненную литературную основу имеют также отдельные фрагменты этого памятника, например, аввакумовское «чудо о пролубке» в общих чертах повторяет библейский рассказ об изведении Моисеем источника в пустыне, исцеление начальника Ефимия Степановича основано на библейской же притче о расслабленном, а эпизод, в котором смущенной девице Аввакум жжет руку на свече, довольно часто повторяется в житиях пустынников. Кроме того, как показали исследования последних лет, в составлении своего жизнеописания протопоп Аввакум ориентировался еще на один библейский отрывок – фрагмент Второго Послания святого апостола Павла Коринфянам, поэтому в его сочинении оказываются упомянуты многочисленные ситуации, сближающие жизнь автора с апостольской жизнью, – заточение в московской и боровской темницах, пытка кнутом, которой подверг протопопа воевода Пашков, сплав экспедиции по тунгусским порогам, сибирские морозы. Таким образом, при наличии в этом памятнике несомненной исторической основы, аввакумовское «Житие» в то же время является плодом обширной литературной работы его автора.

Композиция этого повествования отличается внутренней свободой, очевидно, воспроизводя реальные обстоятельства создания этого памятника, автор построил свое жизнеописание в форме беседы со старцем Епифанием, поэтому различные эпизоды чередуются здесь, подчиняясь исключительно ассоциации рассказчика. Иногда, завершив уже рассказ о каком-то периоде своей жизни, Аввакум вновь возвращается к нему, вспомнив какие-нибудь интересные подробности: «Еще вам повесть скажу», «а еще сказать ли тебе старец повесть», затем так же легко автор возвращается к прежнему развитию сюжета – «паки на первое возвратимся». Впрочем, примеры таких вставных рассказов можно найти уже в самых ранних русских летописях. Свободная композиция и стиль устной беседы позволяют автору включить в свое повествование многочисленные эпизоды, порой, весьма далекие от житийной тематики. Так, попадают в аввакумовское жизнеописание знаменитые сибирские пейзажи, ставшие для биологов бесценным свидетельством о состоянии флоры и фауны Прибайкалья в XVII веке. «Горы высокие, дебри непроходимые, утес каменный яко стена стоит. В горах тех обретаются змеи великие, в них же витают гуси и утицы». Здесь же можно найти подробное, почти этнографическое описание шамана, к которому воевода Пашков обратился с просьбой предсказать исход вылазки на «мунгальских» людей. Отдельного упоминая в «Житии» удостаивается даже черненькая курочка, бывшая подспорьем семье протопопа во время голодных скитаний.

Отдельного внимания заслуживает язык аввакумовского жизнеописания. Письменное житие местами по строю предложений и интонаций напоминает устную беседу. Это не только неторопливый рассказ самого автора, изредка перебиваемый обращениями, к старцу Епифанию, никонианам и воображаемым читателям: «Простите, братья никониане, что избранил вас. Живите, как хочете». Тяготение к живой устной речи проявляется также и в том, что автор дословно передает здесь многие разговоры, свои и чужие. Кажется, что любое происшествие или сцену протопопу проще воспроизвести, расписать по ролям, чем кратко пересказать своими словами её содержание, поэтому перед читателем, словно акты бесконечной драмы, проходят разговоры протопопа с воеводой Пашковым, духовными детьми, Анастасией Марковной и другими. Частями этой бесконечной беседы становятся и дословно приводимые молитвы Аввакума и даже дословно цитируемый указ патриарха Никона.

Стилистика авторской речи в «Житии» также необычайно разнообразна. Чаще всего перед нами характерное аввакумовское просторечие – «приобрел», «обскочили», «волочусь», к тому же с явными признаками поволжского говора – «Бес-отъ веть не мужик, батога не боится», полно бить-тово». Однако стоит автору перейти к разговору о высоких богословских материях, и он тут же демонстрирует читателям все мастерство владения «высоким штилем»: «Господь вседержитель, непостижимъ, неприступен, трисиянен, триипостасен» и так далее.

 



2015-12-04 1519 Обсуждений (0)
Художественные особенности «Жития» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художественные особенности «Жития»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)