Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен



2015-12-04 819 Обсуждений (0)
Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен 0.00 из 5.00 0 оценок




Помимо использования налогов и дотаций, государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Как показано на рис. 18. государство может установить цену равновесия (P1>PЕ), так и ниже ее (Р2Е). В первом случае это приведет к избытку предложения ΔS=Q1S-Q1D, во втором случае к дефициту ΔD= Q2D - Q2S. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет реализовано Q1D единиц продукции, во втором - Q2S.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Возникающий при этом избыток продукции прави тельство закупает - на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, равно площади прямоугольника Q1DAB Q1S. Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к повышению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних сил.

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т.д. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т.д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Дефицит. Рынок эмитирует дефицит: в коротком периоде - через повышение цены, а в длительном - путем расширения производства, приспособления предложения к изменившемуся спросу. Однако государство может оказаться заинтересованным в том, чтобы по тем или иным причинам не допустить повышения цены. В том случае правительство может заблокировать цену на уровне ниже равновесной. Чтобы не допустить дефицита правительство устанавливает дотацию производителям продукции. Когда дальнейший рост предложения уже невозможен вследствие полного использования производственных мощностей, возникает устойчивый дефицит. Распределение приобретает случайный характер, развивается черный рынок, вводится рационирование (талоны, карточки и т.д.).

Примерного такому сценарию развивался в СССР дефицит на рынке мясомолочной продукции. Государственные розничные цены на товары этой группы поддерживались на неизменном уровне с 1962 г. В 1965 г. появились дотации, которые составили 3,6 млрд. руб. Общая сумма дотаций к 1990 г. достигла 100 млрд. руб. При этом в расчете на члена семьи дотации на продукты питания составляли в конце 80х г.г. в малообеспеченных семьях 8, а в высокообеспеченных 24 руб. в месяц.

 



2015-12-04 819 Обсуждений (0)
Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)