СЕМИОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ
Лекция №1 (3 семестр)
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье– это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие каких-то заболеваний или дефектов. Под нормойпонимают ряд средних статистических показателей, характеризующих морфологические и функциональные параметры человека. Уровень здоровья – это различная степень признаков и их сочетаний характеризующая оптимальные параметры жизнедеятельности человека. В стоматологии применяется система индексов, характеризующих клиническое состояние зубов, десен и др. Эта система позволяет определить уровень здоровья полости рта. Практически здоровые люди– это лица, у которых отклонения от нормы не сказываются и не отражаются на работоспособности. Предболезнь – это патологическое состояние, которое ещё не нарушает здоровье, но несёт в себе предпосылки для его нарушения. Понятие «предболезнь» тесно связано с проблемой адаптации. Нарушение адаптации (приспособления) является типичным, важным и самым показательны признаком предболезни. Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды. Все нозологические формы, или болезни, в том числе и жевательно-речевого аппарата, сведены в единую МКБ, где каждой из них присвоено точное название и класс. Нозологические единицы, или формы – те или иные конкретные болезни с типичными для них сочетаниями симптомов и лежащими в их основе морфологическими и функциональными изменениями, а также определенными этиологией и патогенезом. Патологическое состояние – относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательно значение для организма. Патологическое состояние в отличие от болезни, как правило, не является самостоятельной нозологической формой, а носит, скорее, синдромологический характер. Каждая болезнь имеет определённые признаки или симптомы. Симптом(от греч. symptoma – совпадение, признак) – единичный признак болезни или патологического состояния, выявляемый врачом при обследовании больных и используемый для постановки диагноза и прогноза заболевания.
При оценке клинического значения определяют такие его особенности, как выраженность, постоянство, (частота обнаружения при данном заболевании), устойчивость по отношению к фазам болезни, изменчивость и др. По способу и доступности выявления симптомы делятся на объективные и субъективные, явные и скрытые; по срокам проявления и выявления – на ранние и поздние, а по диагностическому значению – на неспецифические и специфические (или патогномоничные). Признаками в диагностике болезней могут быть, кроме симптомов, синдром и клиническая картина. Синдром(от греч. syndrome – стечение признаков болезни; дословно – «вместе бегущий», «попутный») – специфическая совокупность симптомов (симптомакомплекс), объединенных общим патогенезом и характеризующих определенное патологическое состояние организма. Синдромы отличаются устойчивостью, закономерностью возникновения, динамичностью и относительной специфичностью, хотя могут возникнуть и от различных причин. Клиническая картина – вся совокупность симптомов и синдромов, являющаяся всеобщим (классическим) признаком болезни. Клиническая картина обнаруживается через единичные признаки в их особенном сочетании. Кроме наблюдаемой окружающими в первую очередь врачом, внешней клинической картины заболевания, следует выделить внутреннюю клиническую картину – симптомы заболевания, преломленные психикой больного. Это восприятие пациентом болезни, его отношение к ней, должны вырабатывать соответствующую психотерапевтическую тактику врача и обязательно учитываться в процессе лечения.
Диагностикавключает в себя три основных раздела: 1. симптоматологию – учение о симптомах болезни; 2. методы обследования больного; 3. методологические основы, определяющие теорию и методы диагноза. Условно можно выделить следующие этапы диагностического процесса: 1. сбор и выявление всех симптомов заболевания при клиническом и дополнительно обследовании; 2. обдумывание, сопоставление, анализ и дифференцировка полученной информации; 3. формирование диагноза заболевания.
Диагноз(от греч. diagnosis – распознавание) – врачебное заключение о сущности и индивидуальном проявлении заболевания или патологического состояния, выраженное терминами, принимающими в современных медицинских номенклатурах и классификациях.
Формирование клинического диагноза проводится по единым правилам, согласно которым в диагнозе последовательно указываются: 1. основное заболевание; 2. осложнение основного заболевания; 3. сопутствующее заболевание и их осложнения.
Основным считается заболевание, которое само по себе или посредством своего осложнения явилось причиной обращения за медицинской помощью и на лечение которого было направлено основное внимание врача. Осложнением основного заболевания называют патологические процессы и состояния, патогенетически связанные с основным заболеванием, но формирующее качественно отличные от его главных проявлений клинические синдромы, морфологические и функциональные состояния. Сопутствующими заболеваниями считаются имеющиеся у пациента болезни, не связанные с основным заболеванием этиологически, патогенетически и имеющие иную номенклатурную рубрикацию.
Прогноз болезни (от греч. prognosis – знание наперед, предвидение) – предвидение возникновения, развития и исхода заболевания, основанное на знании закономерностей патологических процессов и течения болезней. Прогноз заболевания в стоматологии может быть благоприятныи (хорошим), сомнительным и неблагоприятным(плохим). По своей форме – прогноз болезни – это динамика диагноза на будущее.
Клинические методы. Опрос: § жалобы; § анамнез болезни; § анамнез жизни. Осмотр: § внешний (верхняя, средняя и нижняя треть лица); § осмотр полости рта: - предверия (глубина, уздечки языка и губ) - собственно полости рта (окклюзия, состояние зубов, состояние пломб, протезов, оценка состояния десны). Индексная оценка состояния полости рта: § КПУ, кп, КПУ + кп; § Гигиенические индексы; § Индексы оценки состояния пародонта.
Дополнительные методы Физические: § термометрия; § витальное окрашивание; § электроодонтометрия; § транслюминационный; § люминесцентный; § лазерная флюорометрия. Рентгенологические: § близкофокусная внутриротовая R-графия (контактная, в прикус); § панорамная R-графия; § ортопантомография; § радиовизиография; § электрорентгенография; § томография. Функциональные: § капилляроскопия; § стоматоскопия; § реография; § полярография; § определение стойкости капилляров по Кулаженко. Микробиологически: § бактериологическое; § определение микрофлоры. Биохимические: § содержание витаминов Е, А, С в крови; § насыщенность тканей аскорбиновой кислотой; § определение продуктов ПОЛ. Иммунологические: § внутрикожная проба; § определение уровня Ig и лизоцима в слюне; § РАМ ЭК СОПР. Лабораторные: § цитологический; § анализ крови; § анализ мочи. Морфологические: § биопсия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2117)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |