Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Литературная деятельность Феофана Прокоповича: трагедокомедия «Владимир», панегирические жанры, лирическая поэзия



2015-12-04 1442 Обсуждений (0)
Литературная деятельность Феофана Прокоповича: трагедокомедия «Владимир», панегирические жанры, лирическая поэзия 0.00 из 5.00 0 оценок




1681-1736. Просветитель в рясе. Монах. Получил блистательное образование – Киево-Могилянская коллегия. В Риме учился в Иезуитской коллегии св Афанасия, которая готовила католических миссионеров. Он извлек из этого самое важное, познакомился с философией и покинул коллегию. Вернулся в Украину. Он был религиозно терпимым, не уважал религиозного фанатизма. Принял православие, но был хорошо знаком со многими религиями. первый профессиональный историк, теоретик государства и права, создал свою школу. Глубокая и страстная убежденность в правоте дела Петра, ненависть к остаткам средневековых пережитков, к старозаветной косности, энергичная практичность натуры толкали Ф к решительному вмешательству в политическую жизнь. Он был беспощадно жесток к врагам реформы, просвещения, реакционным церковникам. В 1705 Ф пишет трагедокомедию 2Владимир». В ней он изобразил крещение Руси, в образе мудрого реформатора Владимира он прославил Петра. а в сатирических образах диких и наглых жрецов Курояда, Пеяра, корыстно отстаивающих язычество, - противников Петра, в частности духовенство того времени. Намеки Ф прозрачны. Пр-е построено по законам школьной драматургии. Сначала пролог. Затем 5 актов, первый – изложение экспозиции, сущности конфликта, второй заключает завязку – начало борьбы жрецов с Владимиром. третий – кульминация действия. У Ф показан Владимир, сомневающийся на своем пути. спор Жеривола с философом-христианином. Четвертый-переход к развязке, борьб в душе Вл. пятый – развязка, по приказу Вл идолы сокрушены и жрецы посрамлены. Заканчивается эпилогом – хор ангелов и апостола Андрея, предрекающих славу Киеву. Отличия от школьной драмы: попытка изобразить душевный конфликт в сознании Вл, обилие и яркость сатирических мотивов. В своих сочинениях Ф не жалеет красок, чтобы ядовито, остроумно высмеять врагов реформы. Много намеков на текущие политические события, на определенных лиц. Панегирическое слово ( по всем правилам риторики) – Слово похвальное о баталии Полтавской, Слово на погребение Петра. Проявил себя в жанре героической поэмы – «Епиникион» - стихотворное пр-е в честь победы Петра в Полтавской битве. Ф предает проклятию изменника Мазепу и восторженно воспевает величие победителя. Это пр-е. написанное усложненным стилем, славянизированным языком, с применением риторических украшений и мифологических образов. Ф был поэтом, стремившимся к усовершенствованию и обогащению русского «виршевого» стиха. Он пишет порой октавой- строфой классических итальянских поэм. Его стихи восходят к образцам западной поэзии эпохи возрождения. Но он так и не отдался полностью своему поэтическому таланту. Не до стихов было энергичному сотруднику Петра. Проповедовал простоту стиля. В домашних, лирических стихотворения он приближается к складу народных песен.


 

 


3. Жизнь и творчество А.Д. Кантемира. Жанр сатиры: источники, содержание, особенности стиля, стих и язык.

1708-1744. К. – первый литератор нового типа, светский литератор. Получил блестящее образование. Отец его был крупным ученым, одним из образованнейших людей своего времени. Мать-гречанка. Кантемир впитал в себя несколько культур. Посещал славяно-греко-латинскую академию, был слушателем университета при академии наук. Близок к ученой дружине Феофана Прокоповича. Начинал К с любовных песенок, они не дошли до нас, он их немного стыдился. К- литератор энциклопедического склада, делал переводы Изопа, Анакреонта, перевел сатиры и послания Горация, научный трактат Фонтенеля «Разговоры о множестве миров». Самое важное достижения К – авторство 8 сатир. К был дипломатом в Англии и Франции. 5 сатир написаны до отъезда за границу (29-31) и потом переработаны в Лондоне и еще 3, задуманных и написанных в Париже. Сатиры «заграничные» отличаются более умеренным характером, чем воинствующие и страстные первые, и являются скорее морально-философскими рассуждениями. Построение сатир К обычно единообразно. После вступления, представляющего чаще всего обращение (к уму своему, к Феофану и т.д.) К переходит к живым примерам, которые составляют галерею литературных портретов. Отсюда типичное двойное заглавие: первое определяет обращение, втрое относится к признаку, по которому подобраны сатирические портреты. Построению он учился у Буало. Но в противоположность Б К охвачен пафосом лит борьбы за реальное улучшение русской жизни, он хочет реально содействовать просвещению и гражданскому воспитанию народа. К видит жесты, навыки, действия, хар-ры изображаемых им людей, но он ушел далеко вперед от изображения универсальных недостатков человечества. К талантливо пишет портреты, что явственно видишь, например, бескорыстного сплетника, разносчика вестей Менандра, обрисованного в3 сатире. Над всеми сатирами витает один образ – человека, серьезно относящегося к цели чел жизни и нашедшего эту цель в выполнении долга перед обществом. К создает этот образ через противоположные образы глупых, порочных и презренных людей. Сатиры К связаны всегда с определенным временем в истории страны. Они являются историческим документом и содержат конкретные выпады. Так, например, в примечаниях к 1 К указал, что изображение в ней – это портрет епископа Георгия Дашкова. 1 сатира (29г)– середина представляет собой некое театрализованное представление. Персонажи -комические маски произносят диалоги и разоблачаются. Выступают Ханжа Критон, затем помещик Силван, после него пьяница Лука, щеголь Медор – все они противники учения, но у каждого своя житейская логика на это счет. Почти все персонажи – люди обихода, обыватели, будущие Фамусовы. Здесь уже намечается тема «Горе от ума», конфликт- столкновение взглядов. 2 сатира. Дворянин Евгений гордится знатностью своего рода, считает, что за его род ему должны воздавать почести. С ним спорит Филарет – он утверждает ценность добрых дел: «благородными явит одна добродетель». Знатность тут ни при чем. Ф – альтерэго автора, герой-резонер. К ратует за нравственность службы, у него не прагматический подход к делу, а высоконравственный: за равенство всех людей. 7 сатира носит абстрактный характер, философическая. Как же привить добродетель, убить животное начало. К выступает новатором. Выступает за идеи философа Локка: главное – воспитание. Моралью, строгостью не достичь нужного результата, нужна мягкость. Самое важное средство воспитания – личный пример.

Сатирические образы К оставались еще долго жить в русской л-ре. Язык сатир – свободное допущение просторечия, сочетание высокой лексики с низкой. К прозаирует стих за счет стихотворного переноса – ввел в свой тринадцатисложный стих обязательную постоянную цезуру. Белинский: « К первый на Руси свел поэзию с жизнью, он говорит не только русским языком, но и русским умом». К шел от жизни, от русской нац почвы.


 

 


9. Жанр трагедии в творчестве Сумарокова. Проблематика и худ своеобразие трагедии «Дмитрий самозванец». Пока РК не имел трагедии он не мог равняться с З л-рой. С решил создать русский трагический репертуар по правилам и образцам классической драматургии. Поэтому его первая трагедия «Хорев» (1741) – смелый творческий шаг, незаурядное явление в русской л-ре. Характер, идейное направление трагедий С не копируют западные образцы, С образует оригинальный русский тип драматургии, построенный на канонах классицизма, но не имеющий точного соответствия. Метод классицизма – метод отвлеченного показа идей, чувств. Трагедии С – драматические поэмы, без черт конкретной действительности, статичные. Видно. что С строит свои пьесы во многом под влиянием французских классиков – Вольтера, Расина, но и под рядом других воздействий. С хоть и был противником новой буржуазной драмы, реалистической бытовой (Дидро, Лессинг), но ее черты, может и бессознательно, проступают в его трагедиях. Например, прямолинейный морально-политический дидактизм. Бесстрастный якобы анализ отвлеченных страстей в классической системе заменен у С подчеркнутой моралистической оценкой своих героев, впрочем нарисованных рационалистически отвлеченно. У С действующие лица нередко достаточно ярко разделены на добродетельных и порочных. Элементы резонерства также ведут к буржуазной драме. Специфической чертой трагедии С является преобладание счастливых развязок. Только «Хорев» и «Синав и Трувор» (1751) оканчиваются смертью героев. Всего С написал 9 трагедий. Действующие лица обязательно цари, князья, вельможи. Действие происходит всегда в монархии, т к С по своим взглядам монархист, но выступающий против деспотии. Его трагедии – демонстрация его политических взглядов, училище для царей, дворянства, которому С хотел объяснить, чего оно должно требовать от монарха и чего обязано не допускать. Общая установка опирается на его понимание учения о страстях и о разуме, чести. Разум – истина, ограничитель эгоизма, страстей. норма разумного поведения – честь. Людьми разума и чести должны быть благородные дворяне и монархи. Если они не умеют управлять своим страстями, то становятся тиранами, деспотами. Такой монарх – бич своей страны. самый яркий тому образец – «Дмитрий Самозванец». Тираноборческая трагедия, идеологический диспут. Дмитрий – изверг и злодей, беспощадно убивает людей, ненавидит русский народ, готов отдать его во владение полякам, хочет ввести в Росси власть папы. Ему противостоят русский князь Георгий и Шуйский. Георгий выступает за самодержавие. Просвещенное самодержавие отстаивает Пармен (герой-резонер) – наперсник Дмитрия. В 5 действии восстание свергает тирана. С дает урок монархам, он говорит, что власть царя не безгранична. Он указывал народу на его право устранять неугодного монарха. Царь – слуга народа. Пламенные любовные монологи героев также урок для его современников. Чувство любви, преданности, прославление верности, дружбы, высокой личной морали (Георгий, Ксения). Язык трагедии – ровный, чистый, без напряженной напыщенности, в то же время далекий от грубой разговорности. Стих – плавный александрийский стих. простота, ясность, эмоциональность диалогического языка.


 


10. Эволюция и поэтика жанра комедии в творчество Сумарокова. С все-таки первый начал писать в России комедии, хотя первые его комедии памфлетные, комедии положений, отталкивающиеся от народных представлений, фарсов, интермедий. Всего у с 12 комедий. Можно разбить их на три группы: 1750- «Тресотиниус», «Пустая ссора», Чудовищи». Затем перерыв в 14 лет и еще 6 комедий 91764-68) – сюда входит «Опекун». И последние три комедии 1772, самая яркая из которых «Рогоносец по воображению». Первые комедии связаны с фольклорными традициями и с европейскими, в частности итальянскими. В них нет даже никакого настоящего связующего сюжета. Представляют собой ряд более или менее механически связанных сцен. Одна за другой выходят комические маски и представляют свои пороки. Когда каталог пороков и комических диалогов исчерпан, пьеса заканчивается. Нет в ранних комедиях единого действия и подлинного быта, жизни. Вся манера С в этих комедиях условно-гротескная. Состав комических персонажей. это традиционные маски. многовековая традиция которых восходит к римской комедии. перед нами проходят ученый педант (Тресотиниус). Ловкие слуги (Кимар в «Тресотиниусе»). Идеальные любовники – Клариса и Дорант («Тресотиниус»). Имена героев нерусские, а условно-театральные. Лукин критиковал С за это и говорил, что необходимо склонении на русские нравы. Но, несмотря на столь условную манеру, и в первых комедиях были черты российской злободневности. Так, подъячий в «Тр» - русский бюрократ. В них есть намеки на неприятелей С (Тресотиниус – памфлет против Тредиаковского). Язык этих ком живой, острый. развязный в своей неприкрашенности. Другие 6 ком заметно отличаются. Прежним остается метод довольно условного изображения, отсутствия жизни на сцене, но это уже ком характеров. В каждой пьесе в центре один образ, все остальное нужно либо для оттенения этого образа, либо для фикции сюжета. Так, «Опекун» - это пьеса о дворянине – ростовщике, жулике и ханже Чужехвате. Все остальные действующие лица – это положительные герои, слабо прописанные. Зато центр характер вырисован тщательно. Здесь есть элемент гиперболизации. Комедия сближается с трагедией. Трагический подтекст задает идея страшного суда. Общественная комедия предполагает наказание порока. Путь к «Горю от ума» и «Ревизору». Третья группа – создание ком нравов. Это показ быта, именно русского провинциального быта и показ человека с более сложной псих характеристикой. «Рогоносец по воображению». С вводит зрителя в быт захудалого, небогатого и некультурного помещичьего дома. Перед нами пожилые муж и жена – Викул и Хавронья. Они глуповаты и невежественны, но трогательны в своей привязанности к друг другу. Викул приревновал Х к блистательному столичному графу Кассандру. Но потом он узнает, что К влюблен в бедную девушку дворянку Флоризу, образованную и добродетельную, живущую у них в доме. В ком звучат ноты «Недоросля» - круг дикой помещичьей провинции. Сочными красками С рисует этот быт. Замечательна сцена заказа парадного обеда Хавроньей. Смысл ком не столько в действии, сколько в диалоге. Язык пьесы подчеркивает народный тип сознания. Речь герое изобилует пословицами, простонародными словами.


 


4 Лит. судьба Тредиаковского. Переводческая деятельность поэта. Образцы оригинальной лирики. 1703- 1769. Первый русский профессиональный литератор. Жил литературой. В связи с ним возникает понятие лит репутация – система устойчивых ассоциаций с именем писателя. Ассоциации с Тр. интересны. Ломоносов: безбожник. Радищев: возовик (впрягся и тащит это бремя). Тр. воспринимается еще и как бездарность. Пушкин же говорил: почтенный и порядочный. его филологические изыскания замечательны. есть у него чувство изящности. Изучение Тр приносит много пользы. Тр. – выходец из церковной семьи, из Астрахани. Славяно – греко – латинская академия. Затем бежит за границу – слушатель лекций в Сорбонне и Парижском университете. В совершенстве владел фр. Переводы. Роман фр. Поля Тальмана «Езда в остров любви». Там примерно 80 стихотворных вставок. Он прилагает к роману 32 стихотворения на случай, 16 на фр, одно на латыни, остальные на русском. Роману придана аллегорическая форма, это галантный роман, прославивший сладость любви и учивший всем тонкостям любовного поведения. Гл герой – Тирсис, он любит красавицу Аминту. Он путешествует по острову Любви в сопровождении Купидона. Изображены основные фазы любовного чувства . Части острова – этапы любви. Местечко объявлений, поток любовных слез, озеро отчаяния, замок искренности. Путь влюбленных идет к замку Прямые роскоши. Но Аминта изменяет Тирсису. Выражается ревность – это неслыханное дело в русской литературе. Очень вольные любовные стихи – за них и назван безбожником. В отчаянии Тирсис готов себя умертвить, но тут приходят аллегорические фигуры Гордость и Кокетство, которые учат его проще относиться к этому. Тирсис приходит к разочарованию и покидает остров в сопровождении богини Славы. Это был первый в русской л-ре роман нового типа, новой идеологии, экспериментальный. Стихотворения на случай тоже замечательны. Тр. обновляет тип рифмы, порядок рифмовки. 1751 г – поэма «Аргенида» - перевод политического рома фр. писателя Барклая – наставление государю, тип идеального правителя. Гл герои – сицилийский царь Мелеандр, который борется с мятежными вельможами, придворный ученый Никопомп ( как бы сам автор), непрерывно дающий советы Мелеандру, верный придворный Полиарх, влюбленный в дочь царя Аргениду. Проповедуется правота монархического принципа, но осуждает тиранию. Управлять надо согласно потребностям страны. «Тилемахида» - самое значительное пр-е второй половины творчества. Перевод гекзаметром романа Фенелона «Похождение Тилемаха». Уроки новой либеральной мудрости, смелые нападки на льстецов, язву государства. Пр-е политически неприятное. Идеальный правитель должен смирить свои страсти и стоять на страже закона, быть добродетельным. Екатерина критически отреагировала на текс. Может, поэтому назвала его средством от бессонницы. Тр. заложил основы гомеровского стиля, насытил поэму античным колоритом. Она огромна 16000 стихов. Стиль действительно неуравновешен, но в лучших своих фрагментах поэма поражает воображение, особенно описание бури.

У Тр. довольно много научных трудов, например, об отдельных лит жанрах. самое главное – это работа по реформированию русского стихосложения – «Новый и краткий способ сложения русских стихов». Тр. стал профессором Академии наук, но у него были постоянные стычки с директором, 1759 – подает в отставку. Последние годы доживает в нищете, но все время пишет. «Феоптия» - эпистола, сборник посланий (4720 стихов). «Эпистола от российской поэзии к Аполлину».


 


5. Особенности «похвальной оды» в поэзии М. В. Ломоносова: проблематика, поэтика, стих. Смысл диалога в цикле «Разговор с Анакреоном». Батюшков: «Ломоносов – Петр Великий русской литературы. Пушкин говорил об апостольском призвании Л. его можно сопоставить с фигурами европейского ренессанса. Л в основном работал в жанре оды. Ода – жанр многообразный. Наибольшее место в собрании сочинений Л занимают похвальные оды. Их 20. Написаны четырехстопным ямбом, Л выработал особый вид строфы – одическая децима (десятистишие) - АвАв: ССд: ЕЕд. Стиль оды определяется максимальным воздействием на читателя, т к ода риторический жанр. Л использует отрицания, обращения, систему олицетворений, метафорику (пламенные звуки – звуки оружейных залпов, смелые метафоры – бурные ноги – про коня, багряная рука зари). Принцип похвальной оды – сближение далеких идей. Характеризуется ассоциативными сближениями. Написание и издание пох од приурочивалось чаще всего к официальным торжествам. Это всегда большие декларации, идейно насыщенные и политически направленные, вмещающие несколько тем. Ода Л оказывалась полным выражением идеи гос поэзии. Большое место в них занимала восторженная похвала. Но при этом не было стремления к портретному сходству. Л не ставил себе задачу изобразить конкретного самодержца, он рисует высокий благородный образ идеального монарха, от которого он ждет блаженства и прогресса России. Величественный и напряженный стиль. Разговор с Анакреоном. !761 год. Очень своеобразное пр-е. Построение: Л переводит оду А, а затем в виде ответа дает свое стихотворение. Состоит из 8 стихотворений. Л дает оды в таком порядке: 1, 22, 11, 28. В первой речи А отказывается воспевать героев, т к его гусли поневоле велят ему петь только о любви. Не таков Л. Струны его лиры поневоле «звучат геройский шум». Тема философии жизни и философии смерти. Л противопоставляет А Сенеку – философ стоик со строгой жизненной позицией. хотя сам ей не всегда следовал. В другом стихотворении А славит веселье старичка, не желающего тужить ни о чем. Л отвечает сравнением с величественным и суровым республиканцем Катоном, отдавшим свою жизнь за отечество. Но Л отказывается делать выводы из этого сравнения. Катон – образец идеологического самоубийства. Л уклоняется от однозначного ответа и не оценивает А и Катона. Не выносит вердикта. Диалог – это стремление к взаимопониманию. Л способствовал нахождению золотой середины. Понять – это значит принять, извинить, простить позицию собеседника. Наконец, знаменательна и последняя пара стихотворений. А обращается к живописцу с просьбой написать портрет его возлюбленной. Л в ответ также обращается к живописцу, чтобы он нарисовал портрет его любимой, а его любимая – Россия. Видно, что Л понимает литературу как дело государственное. В «Разговоре» он выразил свое отношение к задачам своей поэзии.


 


6. Цикл Ломоносова «Оды духовные»: состав, композиция, идейно-художественное единство. Соотношение просветительского миропонимания и веры в натурфилософской и «научной» поэзии Ломоносова. Л в основном работал в жанре оды. Ода – жанр многообразный. Одно из направлений – духовная. Научно-просветительская деятельность Л вообще и, частности, пропаганда науки в его поэзии ставили его в сложные и неприязненные отношения к церкви. Но Л не был атеистом. Он сближается в этом вопросе с западными просветителями первой половины 18 века, деистами, для которых Бог – это принцип жизни, закон ее. Деистическое мировоззрение с точки зрения официальной церкви было неверием, его научная деятельность – ересью. Такое отношение к религии, которое Л считал возможным примирить с научным мировоззрением, довольно явственно сказывается в так называемых «духовных одах». Основа од – переложение псалмов. «Духовные оды» - переложение псалмов и примыкающие к ним произведения – составляют значительный и количественно, и качественно раздел его творчества. Его духовные оды – это его, Ломоносовская, лирика. Автор предстает перед нами не как страдающий человек, жалующийся или стремящийся углубиться в свою индивидуальную душу, а как сын отечества и ученый, славящий свои идеалы, величие своего Бога, свою природу, - в укор и в назидание непонимающим, врагам, хулителям. Победный гимн мужеству добродетельного – таков лирический пафос духовных од Л. Л – боец. Он открыто вступает в борьбу с врагами просвещения и науки, в псалмах черпает мотивы борьбы и радости победы: «Благослови Господь мой Бог, / Мою десницу укрепивший, / И персты в брани научивый / Сотреть врагов взнесенный рог (переложение псалма 143). Эта тема борьбы переплетается с темой природы, ее величия, разнообразия, мудрости и красоты. Л славит Бога именно в природе. Так, например, в переложении псалма 103, с которого начинается тема божьего величия, Л говорит о Боге-природе: он славит звезды на небе, ветры и облака, - все дары матери-природы. Как созидатель дивных и чудесных явлений выступает у Л Бог и в «Оде, выбранной из Иова» - гимн природе и божьего величества переплетается со страданиями Иова. величие природы, к которой Л подходит одновременно как ученый – естественник. является темой и лирическим пафосом и «Утреннего размышления», и «Вечернего размышления о Божием величестве», которые заключают цикл божественных од. Также можно назвать другие темы од: псалом 14 – гимн Праведникам. Большинство последующих – охранительные молитвы. Праведнику тяжело жить в этом мире, он просит защиту у Бога. Следует сказать, что Л переводит близко к тексту, но в то же время толкует по своему, добавляет свои мотивы. По сравнению с торжественными духовные оды отличаются простотой, легкостью, ясностью языка. Примирение научного мировоззрения с религией – Л подошел к тому, что наука не исключает религию. Он примиряет две эти области.


 


7. Классицизм как художественный метод. Национальное своеобразие русского классицизма. Эпистолы Сумарокова о русском языке и стихотворстве. Теория «трех штилей» Ломоносова. Иногда всю л-ру 18 века представляют под знаком классицизма. Классицизм разился во Франции в середине 17 века – это царствование Людовика 14, период централизованной монархии.. К – это искусство объединения всевластного государства, поглощающего личность (Г.А. Гуковский, 30-е г). В России предпосылки для К стали складываться в петровскую эпоху, когда встал вопрос о централизации. К можно определить как стиль эпохи абсолютизма. Философские источники К: рационалистическая метафизика Декарта – с ней связан 1 этап развития К, 2 этап связан с Вольтером – это уже эпоха просветительства. Русский К (РК) вобрал в себя обе стадии фр. К. Синкретический вариант К, наложение, диффузия эстетических идей. Рационализм и просветительство проповедовали культ разума (тело, душа, дух). Душа занимает серединное положение и часто разрывается между телом и духом. Классицисты заменили высшую субстанцию «дух» на разум. К – искусство разумной дисциплины человека. К в какой-то мере реакция на европейский ренессанс, который разнуздал человеческие страсти, раскрепощал. К пытался упорядочить, поставить чела на место. Разум был дисциплинирующей силой. Стоит только отключить разум и рождается чудовище, отсюда культ гражданской добродетели в К. Но в России не было ренессанса, поэтому РК взял на себя еще и его функции. Конфликт РК – тираноборческий, отстаивание персоналистического чувства свободы от тиранистических посягательств, а совсем не в борьбе распущенности и долга. Основной конфликт К трансформируется на русской почве. К – подражание классическим образцам, вторая по счету (после ренессанса) рецепция античности. К – искусство жанровых канонов, персонифицированных неким автором. Николя Буало – теоретик и практик К, «Искусство поэзии», 1674 г. Единство действия, времени, места и единство слога. Жанровая система К иерархична, упорядочена по трем стилям, которые разработал Л (цитатник!). В России теория предшествовала практике. 1747 г – написание двух эпистол Сумарокова: «Письмо о русском языке» и «О стихотворстве». В 1771 он соединяет их в «Наставление хотящим быть писателем». Это первые пограничные документу РК, вольное подражании Буало, но Сумароков начинает с проблемы языка, т к в России не сложился лит язык. Нужно было сформировать единый нормативный лит язык. С дает характеристику риторского стиля, жанров, рекомендует писателю читать церковные книги. Наряду с величественными жанрами – одой и трагедией – С выдвигает жанры интимно-лирические, салонные, комические. В целом он дает 14 жанров, но он не так строг, как Буало. Демократизация жанровой системы. Жанры расставлены в странной последовательности: начинает не с героической оды, а с идиллии и элегии. На 14 месте – песня, Буало же вообще игнорирует этот жанр. С внимательно относится к демократическим, фольклорным жанрам. С также формирует требование рационалистической простоты стиля. Во 2 эпистоле С называет 34 имени, на которые должны равняться современные авторы: здесь и Ювенал, и Гомер, и Шекспир. РК можно определить как искусство дворян, аристократов. Дворяне - основная политическая и культурно – созидающая сила России. Среди литераторов дворян больше 70%. К разрушается от вхождения в л-ру народного, лакейского духа. Классицисты – Ломоносов, Сумароков и их последователи Херасков, Майков, Богданович.


 

 


12. Творческий путь Фонвизина: жанры сатиры, публицистическая мемуарная проза. По сути Ф классик 18 в. 1824 г, Пушкин в письме к брату Леве пишет: «пиши его фамилию слитно, т к он из перерусских русский». В 16 лет Ф выступил в печати в качестве переводчика в журнале Хераскова «Полезное увеселение». В С-П Ф поступил на службу секретарем при статс-советнике Елагине. Елагин был театралом и создал кружок театроведов, туда входил и Ф. Был в кружке вольтерианцев. Сатира. Первый жанр, в котором проявил себя – басня. (1763). «Лисица Кознодей». Смысл – в ливийской стороне умирает правитель лев. На похороны собираются звери. Ф остроумно и ядовито разоблачает официальные похвалы монархам в речах и дает убийственную характеристику тиранической деятельности царяВо второй басне «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» выступает против основ церковного учения, дает злую сатиру социального характера, нападая на церковников, также на дворян, бояр и т д (цитатник). . Следует рассмотреть, как Ф оценивает понятия добродетель и честь. Добр – не делать зла + делать добро. Но добр часто вызвана не внутренним убеждением, а другими факторами, честь же предполагается только внутр регулятором, побуждением. Ф употребляет слова: животное, скот. Все, что имеет живую душу можно назвать животным, значит и чел животное. Но скот никогда челом сделаться не может, а чел чел иногда самовластно делается скотом. В 1769 Ф поступил в коллегию иностранных дел под начальство Панина. Рядом с Паниным он принял активное участие в политической борьбе. Ф боролся за свои политические идеалы и словом и делом. Панин и его приближенные вели большую игру. Ф кипел в этом котле. Особенно обострилась борьба Ф в литературе. Публицистика. 1783 – «Завещание Панина». предназначалось для будущего императора Павла. Этот текст одно из наиболее блестящих пр-й русской публицистики. Основное требование – ограничение самодержавия твердым законом, обязательным для самого монарха. Величайшее бедствие – фаворитизм. Ф ненавидел царских любимцев, нагло грабивших страну. Ф рисует положение России под властью неограниченного самодержавия (цитатник!). Завещание не скоро дошло до Павла, а когда и дошло, царь не захотел его читать. Но оно сделало свое дело иначе: оно стало известно декабристам, они его использовали. В 1783 же Ф напечатал в «Собеседнике» «Опыт российского сословника (словарь синонимов). Также были опубликованы «Вопросы», которые Ф присылал в журнал. императрица сама ему отвечала. В вопросах Ф говорил о своем недовольстве властью, падением дворянства, отсутствием гласности. Екатерина отвечала начальственными окриками. Ф поместил еще одну статью «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», где писал о вельможах, что «умы их суть умы жалованные, а не родовые». Ф подготовил еще один материал, направленный против двора – «Всеобщая придворная грамматика», но ее не допустили в печать. Она, правда, ходила по рукам в списках. В том же 1783 закончилась борьба Ф. После смерти Панина Ф вынужден был уйти в отставку. Все пути участия в полит жизни были отрезаны. 1788 – Ф хотел издавать сатирический и нравоучительный журнал «Друг честных людей или Стародум», журнал был запрещен. Жизнь Ф угасла в вынужденном бездействии. Мемуаристика. 1786 – «Калисфен» - философская притча. Аллегорическая проекция судьбы самого писателя. Философ Калисфен – ученик Аристотеля. Калисфен = Ф, двор Александра Македонского = двор Екатерины. Кал говорит, что двор неизлечим и самому можно заразиться его пороками. Кал пытается влиять на молодого еще Александра. Ал внемлет порой, но потом Кал посажен в темницу, там и умер. Перед смертью под влиянием болезни Ф ударился в религиозность. В 1791 он начал писать свои мемуары «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» - исповедальное пр-е. Незавершенный текст.


 


11. Теория «склонения комедий на наши нравы» и ее отражение в драматургии В.И. Лукина. Русская комическая опера 18 в. Лукин – теоретик и практик театра, перенесший на русскую почву теорию (прилагательное направление) датского драматурга Л. Гольберга. Прилагательное направление – склонение на свои нравы. Сущность: 1 замена иностранных имен персонажей русскими 2 имена и фамилии должны быть говорящими (Добронравов, Злорадов, Самохвалов). 3 применение действия пьесы к нац обычаям («Мот, любовью»…, слуга Василий выражает русские нравы). 4 сближение речи персонажа с русским разговорным языком 5 пьеса должна нести пользу для сердца и разума. Все это находит отражение в пр-ях Лукина. Так комедия «Мот» это даже не столько комедия, сколько серьезная драма, с установкой на высокий моральный пафос и трогательность. Лукин ввел в свою пьесу и жалостливые и смешные мотивы. Но ясно, что он считал ценной именно жалостную драматургию, а смехотворность лишь чтобы угодить публике. Лукин показывает раскаявшегося и обратившегося к добродетели игрока, который совсем промотался. Его совращает ложный друг Злорадов и исправляют и наставляют возлюбленная Клеопатра и идеальный крепостной слуга Василий. Герой чуть было не попал в тюрьму за долги, но его спасает наследство умершего дядюшки. Жанровый замысел ком был вызовом теории классицизма, запрещавшей вводить в ком высокие мотивы. Интерес и уважение к эмоциональной природе чела – это уже новая манера буржуазной драмы, также как стремление изобразить жизнь, как она есть. Л пытается ввести зрителя в быт дворянского дома, он описывает во вводной ремарке комнату. Он вводит бытовую, разговорную речь в диалог. (цитатник). В 70-е годы начинает процветать жанр ком оперы – синтетический жанр, сочетающий комедийный спектакль с музыкой, народными песнями, куплетами, арией. Белинский назвал ком оперу «народный водевиль». Свыше 60 пр-й этого жанра. Первым в нем проявил себя Попов, опера «Анюта» (1772). Черты ком оперы: в основе сюжета лежит любовный конфликт, который проявляет соц конфликт – между миром крестьян и помещиков. Обязательный хэппи енд. Переданы диалектные особенности. Попов – писатель из круга разночинцев. Происходил из мелко буржуазной среды. Был актером. Учился в МГУ, сделался чиновником. Велико значение П как собирателя и пропагандиста фольклора в л-ре. Существенное достижение – введение в л-ру изображения крестьянства. П выводит на сцену крестьян. причем они лишь в незначительной степени прикрашены. П хочет показать мужика как он есть, крестьяне Мирон и Филат сохраняют у него диалектологические особенности речи, они недовольны своей крестьянской судьбой, в их словах есть элементы протеста. Но все же автор осторожен, его демократизм умерен. Размышления Мирона о крестьянах и дворянах оформлены как ария в ком опере, чем сглажена острота этих размышлений. кроме того, П рисует крестьян не только чертами сочувствия к их угнетенному положению, но и чертами презрения к мужику. Анюта, воспитанная в крестьянской среде тем не менее полна благородных качеств. Дело в том, что она дворянка, но сама того не знает. По опере П выходит, что дворяне культурны не только по воспитанию, но и по самой крови. Наоборот, Филат – раб по натуре – с великой радостью готов взять деньги за невесту. Получается, что крестьянам не свойственны высокие чувства. Любовный конфликт в ком разрешается путем снятия неравенства. Интересно сравнить «Анюту» с ком Вольтера «Нанина». Тоже дворянин влюблен в девушку из народа, на которую претендует крестьянин- садовник. Но у Вольтера девушка не оказывается дворянкой, и это не мешает дворянину взять ее в жены. И садовник не берет денег за невесту. П же не осмелился женить своего Виктора на крестьянке. И все же при еще определенной робости это безусловно шаг вперед в изображении жизни крестьян, в раскрытии темы народа в л-ре.


 

 


8. Характеристика лирических и сатирических жанров в поэзии Сумарокова. Пушкин: «Сумароков привил уважение к стихотворству и стихотворцам». Лирика. В своей лирике С стремится дать обобщенный анализ человека . Он дает изображение любви в чистом виде, без примеси «случайных» обстоятельств. Нет индивидуальных характеристик любящего, есть только чувство. В лирику С нет доступа фактам, событиям подлинной жизни, никакие детали быта не проникают в нее. Психологическая содержательность любовных песен и элегий велика. Впервые С создал язык любви, язык чувства вообще, анализ человеческих переживаний. Расцвет элегии связан с именем С. Это жанр пограничный между лирикой и дидактикой. С создал риторическую элегию, которая уже напоминает лучшие образцы элегий Батюшкова, Жуковского. Элегия предполагает столкновение человека с роком, с судьбой. Чел жизнь подвержена эксцессам. Неожиданным поворотам судьбы, случайностям и посвящены элегии С. Он затрагивает и тему печали, отчаяния человека вследствие разлада героя со средой. Значительный раздел его лирики – это переложение псалмов (153 стихотворения). Его псалмы – это лирические песни о человеке, изнемогающем под бременем жизни и ненавидящем порок. Как известно, С активно работал в жанре песни. Он написал где-то 150 текстов. Песни имели большой успех и пелись всеми. каждая песня – свернутая драматическая ситуация. С показал широчайшие возможности тонического стиха. Его песни – лаборатория русского стиха, где он дает всевозможные ритмические комбинации. Он строит строфы из стихов различных размеров и их сочетаний. В результате – исключительное богатство и разнообразие ритмики, напева стиха. В песнях С побеждает не разум, а сердце, не долг, а страсть. Оды. С пишет торжественные оды умеренного образца, более короткие, чем у Л. От С начинается масонская поэзия, отсюда любовь к духовной оде, которая граничит с философией, с жанром молитвы. С обращается и к такой жанровой форме, как стансы – предусматривает последовательность законченных строф (закончены тематически и композиционно). Это жанр философский. «Стансы граду Сибирскому на Пугачева».

С выходит и к сатирической теме. Темперамент подталкивает его стать первым лит пародистом. Басни. Всего их 374. С открыл жанр басни дл<



2015-12-04 1442 Обсуждений (0)
Литературная деятельность Феофана Прокоповича: трагедокомедия «Владимир», панегирические жанры, лирическая поэзия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Литературная деятельность Феофана Прокоповича: трагедокомедия «Владимир», панегирические жанры, лирическая поэзия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)