БЛОК Б. Решите ситуационные задачи
ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра управления и экономики фармации Учебно-методические рекомендации для студентов 4 курса фармацевтического факультета по теме: «ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ» (Занятие №2) Кемерово 2012 Матягина А.Н., Учебно-методические рекомендации для студентов 4 курса фармацевтического факультета: «Особенности действия основных экономических законов и потребительского поведения на фармацевтическом рынке». Методические рекомендации/Под редакцией Г.П. Петрова. Кемерово: ГБОУ ВПО КемГМА, 2012.-26с.
Утверждено учебно-методической комиссией фармацевтического факультета (протокол № от 2012г.) Тема: Особенности действия основных экономических законов и потребительского поведения на фармацевтическом рынке. 1. Значимость изучения темы:
Потребительское поведение на рынке можно обосновать действием объективных экономических законов - спроса и предложения, стоимости. Научно - обоснованное использование рыночных инструментов - спрос, предложение, цена - позволяет добиться ритмичной работы производства, безотказного лекарственного обеспечения населения, рентабельности аптечных предприятий.
2. Цель занятия:
Научить умению рассчитывать прогнозные значения спроса и предложения на ЛП, определять степень влияния на них величины ценовых и неценовых детерминант. 3. Задачи
1. Знать особенности современного фармацевтического рынка. 2. Знать особенности экономики аптеки. 3. Знать действие законов спроса и предложения на фармацевтическом рынке, влияние различных факторов. 4. Знать закономерности потребительского поведения. 5. Научиться мыслить логически, решить ситуационные задачи.
4. Научить студентов умению: 1. Рассчитывать ценовые коэффициенты эластичности спроса на разные ЛП и строить графики зависимости спроса на ЛП от цены и неценовых детерминант. 2. Рассчитывать ценовые коэффициенты эластичности предложения на разные ЛП и строить графики зависимости величины предложения от цены и неценовых детерминант. 3. Рассчитывать прогноз величины спроса на ЛП при изменении цены. 4. Рассчитывать коэффициенты подоходной эластичности.
5. Вопросы для самоподготовки.
1. Рынок как экономическая категория, понятие, виды обменов. 2. Классификация рынков. 3. Особенности современного фармацевтического рынка. 4. Особенности экономики аптеки. 5. Действие законов спроса на фармацевтическом рынке, ценовые и неценовые детерминанты спроса. 6. Действие законов предложения на фармацевтическом рынке, ценовые и неценовые детерминанты предложения. 7. Рыночное равновесие. 8. Закономерности потребительского поведения.
Типовые примеры решения задач. Задача 1 1. Цена на лекарственный препарат снизилась с 13 до 12 рублей. Это повлияло на привлечение покупателей и величина спроса увеличилась с 5000 упаковок до 7000 упаковок. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности спроса.
Решение. Построим график спроса и рассчитаем коэффициент эластичности спроса. Р0=13руб. Q0=5000 уп. Р1= 12руб. Q1=7000 уп. Для построения графика необходимо найти хотя бы две точки, через которые проходит кривая спроса. Точка А Р0 и Q0. Точка В Р1 и Q1. Р руб. 1 14 А В С 2 10
6
2 0 2 4 6 8 10 12 14 Q, тыс. уп.
Рассчитаем коэффициент ценовой эластичности спроса: Q1 - Q0 P1 – P0 7000 – 5000 12-13 0,4 Ed = ----------- + ------------ = ---------------- + --------- = ------= - 0,5 Q0 P0 5000 13 -0,8
|0,5|<1. Спрос неэластичный. При изменении цены на 1% величина спроса увеличилась на 0,5%.
2. Цена на лекарственный препарат снизилась с 13 рублей до 12 рублей. Величина спроса изменилась с 5000 упаковок до 12 000 упаковок. Построим график спроса и рассчитаем коэффициент эластичности спроса. P0 =13руб. Q0 = 5 000 уп. P1 =12руб. Q1 = 12 000 уп.
Q1 - Q0 P1 – P0 12000 – 5000 12-13 1,4 Ed =----------- + ------------ = ------------------ + --------- = ------ = - 1,75 Q0 P0 5000 13 -0,8
|1,75|>1.Спрос эластичный. При снижении цены на 1% величина спроса увеличилась на 1,75%.
Задача 2 Цена на седуксен увеличилась на 15%. Спрос на реланиум повысился на 20%. Цена на но-шпу в таблетках возросла на 30%. Спрос на но-шпу в ампулах увеличился на 60%. Рассчитаем коэффициент перекрёстной эластичности спроса.
Решение. QX +20 В первом случае EXY = -------- = ------- = 1,3 PY +15
Коэффициент перекрёстной эластичности больше 0, следовательно ЛП взаимозаменяемые. Во втором случае +60 EXY = ------- = 2 +30 Коэффициент перекрёстной эластичности также больше 0, следовательно ЛП взаимозаменяемые. 6. Задания на практическом занятии. БЛОК А. Обучающие тесты. Ответьте на вопросы исходного уровня.
1. К ПРИЗНАКАМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ОТНОСЯТСЯ: А) свобода предпринимательства и выбора; Б) личный интерес, как главный мотив поведения; В) частная собственность на средства производства; Г) конкуренция; Д) опора на рыночную систему, систему цен; Е) ограниченная роль правительства.
2. ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ РЫНКИ МОГУТ БЫТЬ: 1 ___ 2 ___ 3 ___ 4 ___
3. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ:
4. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ТИПЫ ОБМЕНА ЛП КАК ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА: 1 ______________________________ 2 _____________________________ 3 __________________________
5. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ ТИПА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ У ПОСТАВЩИКОВ:
6. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ СОСТОЯНИЕМ ЭКОНОГМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ:
7. УКАЖИТЕ ПРИЗНАК, КОТОРЫЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ДИСТРИБЬЮТОРА, ЗАНИМАЮЩЕГО ЛИДИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ: А) имеет не менее 30-40 % долю на рынке и стремится ее расширить; Б) диктует свою волю остальным конкурентам; В) в значительной степени занимается созданием собственной аптечной сети; Г) ориентируется на совокупный рыночный спрос; Д) стремится расширить свою долю на рынке.
8. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ АПТЕКИ: 1____________________________ 2_____________________________ 3_____________________________ 4_____________________________ 5_____________________________ 6_____________________________ 7_____________________________
9. ИНФЛЯЦИЯ ЭТО: А) повышение уровня цен; Б) падение покупательской способности денег; В) показатель приведения данных об объёме реализации к сопоставимым ценам.
10. В МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРОБЛЕМА О ТОМ, КАКИЕ ТОВАРЫ ПРОИЗВОДИТЬ И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ НЕ ВОЗНИКАЕТ, ЕСЛИ: А) спрос выше предложения, предложение ресурсов ограничено; Б) бюджет государства дефицитен, предложение ресурсов достаточно, предложение товаров на рынке выше спроса; В) предложение ресурсов достаточно для производства всех видов товаров, спрос выше предложения; Г) предложение ресурсов ограничено и может быть использовано для производства только предметов первой необходимости; Д) спрос равен предложению, предложение ресурсов достаточно.
11. УКАЖИТЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА, РЕГУЛИРУЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: А) определение номенклатуры и количества производимых товаров аптечного ассортимента; Б) обеспечение безопасности и эффективности, производимых товаров; В) распределение финансовых ресурсов; Г) регулирование порядка ценообразования на ЛС; Д) контроль соблюдения прав собственности.
12. НАЙДИТЕ СООТВЕСТВИЕ:
13. КАКОЙ ТИП ОБМЕНА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ПРЕДСТАВЛЕН НА РИСУНКЕ: ЛП ЛП ЛП Производитель оптовое звено аптека покупатель Платежи Платежи Платежи
14. КАКОЙ ТИП ОБМЕНА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ПРЕДСТАВЛЕН НА РИСУНКЕ:
информация информация информация
ЛП ЛП ЛП Производитель оптовое звено аптека покупатель платежи платежи платежи
информация
15. РЫНОЧНУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ РЫНКИ: 1_____________________ 2 _____________________ 3 _____________________ 4 _____________________
16. КАКИМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СТРУКТУРАМИ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЫНКИ: А) предприятия; Б) предприятия малого бизнеса; В) аптеки; Г) компании; Д) фирмы; Е) акционерные общества; Ж) биржи; З) акции; И) банки; К) ценные бумаги.
17. К ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ОТНОСЯТСЯ: 1___________________________ 2___________________________ 3____________________________
18. ЗАКОН СПРОСА УТВЕРЖДАЕТ,ЧТО: А) снижение цен на товар приводит к снижению величины спроса; Б) повышение цены на товар приводит к снижению величины спроса; В) понижение цены на товар не изменит величину спроса.
19. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:
20. КАКИЕ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ОТРАЖАЮТ ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: А) предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цен; Б) со снижением цен сокращается величина предложения; В) величина спроса, при прочих равных условиях, изменяется в обратной зависимости от изменения цен.
21. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: А) спрос эластичен - при увеличении цены объем реализации уменьшается; Б) спрос неэластичен – при увеличении цены объем реализации увеличивается.
22. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ОТДАЧИ ФОРМУЛИРУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: А) начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц труда к единицам капитала дает уменьшающийся добавочный продукт в расчете на каждую последующую единицу труда; Б) начиная с определенного момента последовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизменному дает уменьшающийся добавочный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.
23. УВЕЛИЧЕНИЕ ЦЕНЫ НА ВИТАМИН С В ДРАЖЕ ПРИВЕДЕТ К: А) сокращению спроса на сырье, используемое для его производства; Б) росту спроса на витамин С в таблетках; В) снижению спроса на витамин С в таблетках.
24. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:
25. К НЕЦЕНОВЫМ ДЕТЕРМИНАНТАМ СПРОСА ОТНОСЯТСЯ: 1_______________________________ 2_______________________________ 3_______________________________ 4_______________________________ 5______________________________
26. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:
26. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО: А) с увеличением цены величина предложения увеличивается; Б) с увеличением цены величина предложения уменьшается; В) с уменьшением цены величина предложения сокращается.
27. К ВАЖНЕЙШИМ НЕЦЕНОВЫМ ДЕТЕРМИНАНТАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: А) цена на продукт; Б) цена на сырье; В) налоги и дотации; Г) цена на сопряженные товары; Д) ожидаемое изменение цен; Е) число продавцов на рынке; Ж) фактор времени.
28. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ: А) потребительскими предпочтениями; Б) бюджетными ограничениями; В) эластичностью спроса; Г) фактором времени; Д) предложением.
29. КАКОЙ ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА, ЕСЛИ ЦЕНА НА ВИТАМИН В12 СНИЗАЛАСЬ НА 30%, А КОЛИЧЕСТВО ПРИОБРЕТЕННЫХ ОДНОРАЗОВЫХ ШПРИЦЕВ УВЕЛИЧИЛОСЬ НА 45%: А) 45/ (- 30) = -1,5 Б) -30/ 45 = - 0,66
30. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНОЙ ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЕМ ТОВАРОВ ДРУГ К ДРУГУ:
31. КАКОЙ ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ЦЕНЫ, ЕСЛИ ЦЕНА НА ЛП УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 20%: А) Е ( S ) = ((120 – 100) / 100) / ((130 – 100)/100) Б) Е ( S ) = ((130 – 100) / 100) / ((120 - 100) /100) В) Е ( S ) = 20 / 30
БЛОК Б. Решите ситуационные задачи. Для того, чтобы правильно решить ситуационные задачи необходимо найти соответствующие каждому ЛП кривые спроса, определить наиболее значимые факторы, повлиявшие на ценовую эластичность спроса.
ЗАДАЧА 1. В аптеку поступает инсулин в ограниченных количествах, а витамины в большом ассортименте. Цены в течение года значительно повысились и на инсулин и на витамины. Графическая зависимость спроса на данные ЛП от цены на них выглядит следующим образом:
Р3 Р3 Р2 Р2
Р1 Р1 Q3 Q2 Q1 Q 3Q2Q1 График А График Б
Выберите правильный ответ: 1. На графике А показана зависимость спроса на инсулин от цены, т.к. у инсулина много заменителей и спрос эластичный. 2. На графике А показана зависимость спроса на витамины от цены, т.к. много заменителей и спрос не эластичный. 3. На графике А показана зависимость спроса на витамины от цены, т.к. много заменителей и спрос эластичный. 4. На графике Б показана зависимость спроса на инсулин от цены, т.к. у инсулина мало (почти нет) заменителей и спрос эластичный. 5. На графике Б показана зависимость спроса на инсулин от цены, т.к. у инсулина мало (почти нет) заменителей и спрос не эластичный. ОТВЕТ:____________________________ ЗАДАЧА 2. Проанализируйте кривые спроса и сделайте вывод о причинах изменения потребления препаратов А, В, С. Все препараты относятся к одной фармакотерапевтической группе.
Р1 Р2 Р3 Р1Р2 Р2 Q2 Q1 Q1 Q2 Q1 Q2 График А График В График С Выберите правильный ответ: 1. Спрос на препарат А эластичный. При повышении цены величина спроса уменьшается. Вероятно, у препарата А есть заменители. 2. Спрос на препарат А эластичный. При повышении цены величина спроса уменьшается. У препарата А нет заменителей. 3. Спрос на препарат В уменьшился. Цена не изменилась. На изменение спроса подействовали неценовые детерминанты спроса. 4. Спрос на препарат В увеличился. Цена не изменилась. На изменение спроса подействовали неценовые детерминанты спроса, например, реклама. 5. Спрос на препарат С увеличился незначительно. Цены снизились существенно. Спрос эластичный. У препарата С много заменителей. 6. Спрос на препарат С увеличился незначительно. Цены снизились существенно. Спрос мало эластичный. Препарат С отпускается строго по рецептам. ОТВЕТ: ____________________________
ЗАДАЧА 3. Проанализируйте график и выберите правильный ответ: S S Р2 Р1 Р1 Р2
D1 Q1 Q2 Q2 Q1
График А График Б
1. Предложение постоянное, ЛП становится более модным. 2. Увеличился спрос под влиянием неценовых детерминант. Чтобы избежать дефицит равновесная цена и предложение должны увеличиться. 3. Предложение постоянное, потребители ожидают повышение цен, спрос снизился, кривая спроса сдвинулась влево. 4. Предложение постоянное, потребители ожидают понижение цен, спрос снижается, кривая спроса сдвигается. Равновесная цена должна снизится. ОТВЕТ: ______________________ _______________________________
ЗАДАЧА 4. Директор аптеки проводит активную работу по изучению спроса населения на отдельные ЛП, анализирует мотивацию потребительского поведения. В медицинской литературе появилось много информации о расширении спектра действия трихопола, о негативных явлениях при чрезмерном применении импортного аспирина. В аптеку поступил стугерон по цене значительно меньшей, чем ранее. Исходя из этих данных были построены графики спроса:
Т
Р1Р2 Р1Р2 Р2 В
Q1 Q2 Q1 Q2 Q2 Q1
График 1 График 2 График 3
Выберите правильные теоретические обоснования потребительского поведения клиентов аптеки и результатов построения графиков: 1. На графике 1 показано изменение спроса в сторону его увеличения А-В. Цена снизилась значительно, спрос увеличился незначительно, спрос неэластичный. 2. На графике 1 показано изменение величины спроса на стугерон при изменении цены. Спрос эластичен (т.к. изменение величины спроса больше, чем изменение цены). 3. На графике 2 показано изменение спроса на трихопол. Ценовая эластичность высокая. 4. На графике 2 показано влияние неценовых детерминант (информация о расширении спектра действия трихопола). Кривая спроса сдвинулась вправо, спрос увеличился. 5. На графике 3 показано изменение спроса на аспирин. Спрос уменьшился за счет информации о негативном его действии при чрезмерном применении. Кривая спроса сдвинулась влево. ОТВЕТ:_________________________
ЗАДАЧА 5. В аптеку поступили ЛП: нитроглицерин, сустак-форте, биомицин, фестал, стугерон, витамины В1 и В12, поливитамины, настойка календулы. Цены на эти ЛП увеличились в среднем на 40%, спрос повысился на 30%. Экономист аптеки рассчитала коэффициент ценовой эластичности спроса на эти ЛП (30/40 = 0,75). Выберите справедливые комментарии директора аптеки по поводу действий экономиста: 1. Коэффициент ценовой эластичности говорит о том, что спрос на все ЛП не эластичный. 2. Не было смысла рассчитывать коэффициент ценовой эластичности, т.к. с увеличением цены спрос на все ЛП увеличивается. 3. На зависимость величины спроса от цены на каждый ЛП влияют разные факторы ценовой эластичности. Средний коэффициент эластичности не имеет смыслового значения. 4. Расчет коэффициента ценовой эластичности сделан не правильно. Необходим такой расчет: 40/30 = 1,33. Спрос эластичный. ОТВЕТ:_________________________ БЛОК В. Выполните практические задания (выполняются по вариантам, предложенным преподавателем). ЗАДАНИЕ 1. РАССЧИТАЙТЕ КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА, ДАЙТЕ ПОЯСНЕНИЕ К ПОЛУЧЕННОМУ РЕЗУЛЬТАТУ. (Данные представлены в таблице 1). Таблица 1.
Алгоритм выполнения задания:
1 ЭТАП: Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности спроса по формуле: Е (D) = ((Q1 – Q0) / (Q0)/ ((Р1 – Р0) / Р0),
где Q0, Q1 - потребление до и после изменения цен; Р0, Р1 - начальное и конечное значение цены.
Например: Е(D) = ((5250 - 5000) / 5000) /((23,00-23,69)/23,69) = 0,05/(-0,029) = - 1,724 Вариант:_______________ 2 ЭТАП: Сделайте вывод: Ø при уменьшении цены на 1%, спрос увеличивается более, чем на 1%, спрос эластичный; Ø при уменьшении цены на 1%, спрос увеличивается менее, чем на 1%, спрос малоэластичный; Ø при увеличении цены, спрос также увеличился, т.к. оказывают влияние неценовые детерминанты; Ø при увеличении цены на 1%, спрос увеличился на 1 %, единичная эластичность. Например: Е(D) = -1,724, при уменьшении цены на 1%, спрос увеличивается более, чем на 1%, спрос эластичный. Вариант: _______________________ _______________________________ ЗАДАНИЕ 2: РАССЧИТАЙТЕ КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА, СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД. (Данные представлены в таблице 2) Таблица 2.
Алгоритм выполнения задания: 1 ЭТАП. Рассчитайте темп изменения цен (%) для каждого квартала по формуле: ~Р = ((Р1 – Р0) / Р0) * 100,
где - ~ Р- изменение цены; Р0, Р1 - начальное и конечное значение цены.
1.1. Темп изменения цен за 1 – 2 квартал: Например: ~Р1 = ((7,12- 1,78) /1,78)* 100 = 300% Вариант: _______________________ ________________________________
1.2. Темп изменения цен за 2 – 3 квартал: Например: ~ Р2 = ((7,80 - 7,12) / 7,12) * 100 = 10% Вариант: _______________________ ________________________________
1.3. Темп изменения цен за 3 – 4 квартал: Например: ~Р3 = ((28,48 -7,80)/ 7,80) * 100 = 265% Вариант: _______________________ ________________________________ 2 ЭТАП. Рассчитайте темп изменения спроса (%) для каждого квартала по формуле:
~Q = ((Q1 – Q0) / Q0) * 100, где ~Q - изменение спроса, Q1, Q0- начальное и конечное значение спроса.
2.1. Темп изменения спроса за 1 – 2 квартал: Например:~Q1 = ((28 - 30)/30) * 100 = -7% Вариант: _______________________ ________________________________
2.2. Темп изменения спроса за 2 – 3 квартал: Например:~ Q2 = ((27-28)/28) * 100 = - 4% Вариант: _______________________ ________________________________
2.3. Темп изменения спроса за 3 – 4 квартал: Например: ~Q3 = ((18 -27)/27)* 100 = -33% Вариант: _______________________ ________________________________
3 ЭТАП. Рассчитайте коэффициент эластичности спроса для каждого периода по формуле: Е(D)=~Q /~Р
3.1. Коэффициент эластичности спроса за 1 – 2 квартал: Например:Е(D)1 = -7/300 = -0,02 Вариант:________________________ _____ 3.2. Коэффициент эластичности спроса за 2 – 3 квартал: Например: Е(D)2 = -3,5/10 = - 0,35 Вариант:________________________________
3.3. Коэффициент эластичности спроса за 3 – 4 квартал: Например: Е(D)3 = -33 / 265 = -0,12 Вариант:________________________________
4 ЭТАП. Сделайте вывод: Ø спрос не эластичный во всех кварталах; Ø спрос не эластичный за 1 – 2 и 2 - 3 кварталы, эластичный за 3 – 4 квартал; Ø спрос эластичный во всех кварталах; Ø спрос не эластичный за 1 – 2 квартал, эластичный за 2 – 3 и 3 – 4 кварталы. Например: спрос не эластичный во всех кварталах. Вариант:_____________________
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2041)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |