Статья Писарева «Базаров». (2–4, 10, 11-я главы.)
Ход урока I. Повторение изученного. Примерные вопросы: 1. Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен. (Роман был задуман в 1860 г. в Англии, закончен в России в 1861 г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.) 2. Какие события романа вы считаете главными? 3. В чем суть основного конфликта? 4. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает Базарова с другими героями романа? Что такое «прием психологической пары»? Какие персонажи романа в ней участвуют? 5. Что такое «нигилизм»? 6. В чем суть базаровского нигилизма? 7. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа? 8. Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие души? 9. Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно? 10. Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям? II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети». И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно». «Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) [12]. В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!» 1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений. Статья Писарева «Базаров». (2–4, 10, 11-я главы.) Беседа с учащимися по вопросам: 1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены? (Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию… Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем, что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства».) 2) Что, по мнению Д. И. Писарева, управляет поступками Базарова? 3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи? (Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской литературе: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у Базаровых есть – и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».) 4) Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности? (Для Тургенева его герой стоит «в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет. Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет деятельности». Ну а если «незачем ему жить; так надо посмотреть, как он будет умирать». Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг».) 5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными? 2. Д. Д. Минаев1.Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.) [7. С. 151–152]. Уж много лет без утомленья Ведут войну два поколенья, Кровавую войну; И в наши дни в любой газете Вступают в бой «Отцы» и «Дети». Разят друг друга те и эти, Как прежде, в старину. Мы проводили, как умели, Двух поколений параллели Сквозь мглу и сквозь туман. Но разлетелся пар тумана: Лишь от Тургенева Ивана Дождались нового романа – Наш спор решил роман. И мы воскликнули в задоре: «Кто устоит в неравном споре?» Которое ж из двух? Кто победил? Кто лучших правил? Кто уважать себя заставил: Базаров ли, Кирсанов Павел, Ласкающий наш слух? В его лицо вглядитесь строже: Какая нежность, тонкость кожи! Как свет, бела рука. В речах, в приемах – такт и мера, Величье лондонского «сэра», – Ведь без духов, без несессера2 И жизнь ему тяжка. А что за нравственность! О боги! Он перед Фенечкой в тревоге, Как гимназист, дрожит; За мужика вступаясь в споре, Он иногда при всей конторе, Рисуясь с братом в разговоре, «Спокойствие, спокойствие!» – твердит. Свое воспитывая тело, Он дело делает без дела, Пленяя старых дам; Садится в ванну, спать ложася, Питает ужас к новой расе, Как лев на Брюлевской террасе Гуляя по утрам. Вот старой прессы представитель. Вы с ним Базарова сравните ль? Едва ли, господа! Героя видно по приметам, А в нигилисте мрачном этом С его лекарствами, с ланцетом, Геройства нет следа. * * * Как циник самый образцовый, Он стан madame де Одинцовой К своей груди прижал. И даже, – дерзость ведь какая, – Гостеприимства прав не зная, Однажды Феню, обнимая, В саду поцеловал. Кто ж нам милей: старик Кирсанов, Любитель фресок и кальянов, Российский Тогенбург3? Иль он, друг черни и базаров, Переродившийся Инсаров, – Лягушек режущий Базаров, Неряха и хирург? Ответ готов: ведь мы недаром Имеем слабость к русским барам – Несите ж им венцы! И мы, решая все на свете, Вопросы разрешили эти… Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы! Беседа с учащимися по вопросам: 1) Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста? 2) Каковы особенности формы стихотворения? (Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!») 3. М. А. Антонович«Асмодей нашего времени» (1862 г.). Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения. По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике. В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение. Некоторые выдержки из статьи. «С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы… …в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души… В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму… О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти… [Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная… Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество… Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения… Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой… до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника…» На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика. – «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении». – Тургенев «главного своего героя… презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их…» – Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова». – Базаров «ненавидит всех»… «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце». 4. Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории. Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении». Домашнее задание. 1. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети». Примерные темы: 1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети». 2) Русское дворянство в изображении Тургенева. 3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова? 4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове? 5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.) 6) Отношение к женщинам героев романа. 7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети». 8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева. 9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся). 2. Биография поэта Ф. И. Тютчева. 3. Чтение стихотворений поэта.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (14787)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |