Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века



2015-12-04 715 Обсуждений (0)
Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




В странах Тропической Африки начало формирования национальной идеологии приходится на вторую половину XIX в., что было связано с появлением в африканском обществе нового образованного социального слоя, новой элиты. Как правило, она состояла из людей, обслуживавших колониальный режим: чиновников, учителей, священников, врачей и юристов. В большинстве своем эти африканцы стали отходить от религии предков, сложившихся традиций. По мере принятия христианства, их связи с племенными институтами слабели, а приобщение к европейской культуре росло. В рамках новой элиты стала складываться национальная интеллигенция. Наиболее благоприятные условия для этого сложились в первую очередь в Западной Африке.

Европейское проникновение в Западную Африку началось много раньше, чем в восточные и центральные регионы. Здесь раньше было установлено колониальное господство и соответственно раньше начались социально-экономические перемены — формирование капиталистического уклада товаро-денежных отношений, появление национальных добуржуазных элементов и национальной интеллигенции. Важную роль в развитии общественного сознания сыграла своим появлением Либерия,доказавшая, что представители негроидной расы в состоянии решать собственные дела самостоятельно и небезуспешно. Именно сюда, в регион Западной Африки, реэмигранты-африканцы из Великобритании, Северной и Южной Америки принесли с собой новые знания и новые культурные ценности.

Со второй половины XIX в., по мере расширения колониальных империй в Западной Африке, проходившего под знаком «белого превосходства», происходило и усиление дискриминации африканцев. Первоначальные иллюзии ряда образованных лиц, надежды видеть в колониальных владыках благодетелей, давших возможность им сравняться с европейцами, вскоре сменились чувствами горечи и разочарования, недовольства и протеста, перераставшими в критику колониальных режимов и в поиск ответов на вопросы: как относиться к такому явлению, как колониализм; «неполноценность» африканской расы; уровень и значимость европейской и африканской культур и др. Первыми просветителями, идеологами африканского национализма были С. Кроутер, Дж. Хортон, Э.У. Блайден, Д. Кейс-ли-Хейфорд, Дж. Джонсони др., преимущественно из британской Западной Африки. Наиболее заметный след в африканской общественной мысли и в формировании национальной идеологии оставили Кроутер, Хортон и, особенно, Блайден.

Лидеры борьбы за независимость

Самюэль Кроутер

Родился около 1808 г. на территории современной Нигерии в семье ремесленника-ткача. Закончил христианскую миссионерскую школу. Некоторое время учился в Англии, затем вернулся в Африку и стал студентом колледжа Фура-Бей(Сьерра-Леоне). В 1845 г. он переехал в Нигериюи стал здесь ведущим христианским миссионером. В 1864г. был рукоположен в сан епископа и стал первым африканцем, занявшим такой высокий пост в англиканской церкви. Он осуществил перевод части Библии на язык йоруба. За научные заслуги в области орфографии и лексики этого африканского языка он получил почетное звание доктора наук, присвоенное ему Оксфордским университетом. На начальном этапе своей деятельности Кроутер был убежденным англофилом и твердо верил, что именно с помощью Англии Африка сможет в короткие сроки достичь европейского развития. Свой высокий личный авторитет он подчинил двуединой задаче: во-первых, убедить африканцев в полезности связей с Великобританией и, во-вторых, побудить ее более активно содействовать преодолению отсталости континента. Он также верил, что христианство, европейское образование и европеизированная экономика через одно-два поколения превратят всех африканцев в христиан, что, в свою очередь, станет прологом к становлению африканской нации, а в последующем и к образованию независимых государств. В последние годы жизни Кроутер несколько изменил свои взгляды на взаимоотношения Африки и Европы. Убедившись, что среди белых миссионеров возобладали расистские убеждения, он присоединил свой голос к тем, кто выступал за образование организационно независимой африканской церкви. Наряду с общим просветительским направлением, в его высказываниях все чаще звучал призыв к национальной консолидации африканцев, к расширению их участия в управлении обществом и церковью, к сохранению отдельных африканских обычаев.

Джеймс Хортон

Джеймс Африканус Бил Хортон родился в 1835 г. в Сьерра-Леоне, в семье плотника. Окончил начальную школу, затем на средства миссионеров обучался в колледже Фура-Бей. В 1853 г., уже по линии военного министерства Великобритании, он приобрел специальность врача, окончив Эдинбургский университет. Окончив курс с отличием, Хортон был назначен помощником хирурга в одну из частей британской армии в колонии Золотой Берег. В 1872 г. была даже сделана попытка назначить его губернатором Золотого Берега. Но, убедившись, что Хортон проповедует идеи независимости, министр колоний Англии отказался от своего замысла. В 1880 г., выйдя на пенсию в звании подполковника, Хортон занялся предпринимательской деятельностью и основал Коммерческий банк Западной Африки. Умер в 1883 г. Публицистический талант Хортона раскрылся в конце 1850-х — 1860-е годы. Вышел целый ряд его трудов, посвященных различным проблемам развития африканских народов в прошлом, их положению и жизни в новых колониальных условиях. Целью его публикаций было доказать, что «африканцы достойны иметь свое правительство и располагать национальной независимостью», что «они способны к прогрессу и сыграют видную роль в истории цивилизованного мира». Но, в отличие от Кроутера, условием этому, по его мнению, должно стать предоставление африканским колониям самоуправления. Подтверждение своему мнению Хортон обнаружил в заявлении русского императора Александра I, сделанного им во время посещения выставки изделий африканских ремесленников в 1818г. в Ахене(Германия). Русский царь заявил тогда: «Не скрою своего удивления. Мои взгляды относительно этих несчастных людей во многом изменились. Я не предполагал, что их развитие достигло такого уровня. Представленные изделия — это изделия не дикарей, а людей, наделенных физическими и духовными достоинствами и способных достичь вершин мастерства, как любой другой человек. Надо дать Африке шанс добиться прогресса по критериям цивилизованного мира». Эти слова русского императора Хортон вынес в качестве эпиграфа к своей книге «Страны и народы Западной Африки». Дать Африке шанс проявить себя — в этом и состоял страстный призыв Джеймса Хортона к человечеству. Важнейшие средства ускорения прогресса африканцев он видел в образовании, помощи со стороны более развитых народов, в огромных потенциальных возможностях самих африканцев, которые наиболее полно смогут раскрыться в условиях независимости. Аргументы Хортона в защиту негритянской расы неизменно использовались последующими поколениями африканских националистов всякий раз, когда они сталкивались с проявлениями расизма. Жизнь Дж. Хортона, его разносторонняя деятельность — врача и администратора, ученого и публициста, политического деятеля и просветителя — были подчинены главной для него цели: добиться прогресса Африки, создать условия, при которых она могла бы в короткие сроки приблизиться по уровню развития к Европе. Европа для Хортона — идеал, а цивилизация — это перенос в Африку достижений Европы. Его мечтой было превратить со временем Африку в континент, который отличался бы от Европы только природно-климатическими условиями и цветом кожи его обитателей.

Эдвард Блайден

Эдвард Уилмот Блайденродился в 1832 г. на острове Сент-Томас(Вест-Индия) в семье портного. С детства он проявил большие способности к наукам. Получив отказ на получение образования в США «из-за закоренелых предрассудков против негритянской расы», он в 18-летнем возрасте уезжает в Либерию. В Монровии Блайден закончил среднюю школу, овладел греческим, латынью, древнееврейским, испанским, голландским, французским, немецким языками, а также африканским языком фульфульде. В 1854 г. он стал издателем монровийской газеты «Лайбериа Геральд». В 1864 г. он стал министром иностранных дел Либерии, а еще через 13 лет стал первым негритянским послом в Великобритании. Государственная, научная и публицистическая деятельность Э. Блайдена принесла ему мировое признание. Он был награжден орденами Франции, Турции, Туниса и Либерии. В 1869 г. колледж Лафайета в Истоне (Пенсильвания, США) присвоил ему почетную степень магистра искусств. В 1874 г. он был удостоен звания доктора права, а в 1880 г. — доктора богословия. Он стал вице-президентом Американского колонизационного общества, членом Американского филологического общества и Американского общества по изучению религий, вице-президентом Африканского королевского общества (Великобритания). Умер в 1912 г. В июне 1913 г. во Фритауне (Сьерра-Леоне) был открыт памятник Эдварду Блайде-ну, на котором выбиты слова: «Великому африканцу». Блайден стал родоначальником идей панафриканизма, «культурного национализма» и «духовной деколонизации», концепции «африканского социализма». Он сформулировал ряд основополагающих принципов африканского национализма: тезис о единстве судеб народов негроидной расы, концепцию «африканской личности», положение об извечно «социалистическом» характере африканского общества. Он выражал решительный протест против европоцентристского взгляда на «неисторичность Африки», призывал к «африканизации» церкви и всей системы просвещения. Творчество Блайдена ' стало богатейшей сокровищницей, откуда будущие идеологи африканского национализма черпали многие положения своих учений. К решению негритянской проблемы Блайден подходил комплексно, исходя из тезиса о единстве судеб народов негроидной расы. Представителей черной расы он делил на две основные категории: коренных жителей континента и «африканцев в изгнании». Ему принадлежит приоритет в названии последних как «афроамериканцев». Первоначально веру в прогресс Африки Блайден связывал с реэмиграцией негров. В последующем все свои надежды он возлагал на коренное население, воочию убедившись, что массовая эмиграция американских негров в Африку оказалась неосуществимой. Выдвинутый им в середине 1860-х годов лозунг «Африка для африканцев» заложил основу развития идеи панафриканизма. Катастрофические последствия для прогресса Африки, по убеждению Байдена, имела работорговля. Он утверждал, что если бы вместо работорговли между Европой и Африкой установились нормальные экономические связи, африканцы быстро преодолели бы отставание. На континенте окрепло бы земледелие, развились промышленность и торговля, выросли бы города, появились печатные станки, и африканские народы заняли бы достойное место в общечеловеческой семье. Работорговля же стала преградой на пути общественного раз-> вития народов континента. Блайден подметил еще одно важное последствие работорговли — внедрение европейцами утверждения о «неполноценности африканцев», их «неисторичности». В качестве доказательств он установил, что даже в XVIII в. — мрачную эпоху работорговли и рабства — негры дали миру много незаурядных людей. Им был составлен список из 27 человек, закончивших известные европейские университеты и ставших широко известными лингвистами и теологами (Дж.Э.Дж. Капитэн),философами и классицистами (А.У. Амо),видимыми врачами (Дж. Дехем), математиками и астрономами (Б. Баннекер),вождями за освобождение негров (Туссен-Лувертюр)и др. Вполемике с «антропологами», выдвигавшими тезис об «иерархии рас», Блайден отстаивал положение об их самобытности, неизменно при этом подчеркивая, что будучи разными, — они равные. У разных рас, писал он, разные культуры, сумма которых образует общечеловеческую цивилизацию. В обстановке XIXв., когда в мире господствовали расхожие концепции и «неполноценных расах», когда даже первые просветители африканцев Кроутер и Хортон видели в европейской цивилизации высший идеал, — в этих условиях идеи Блайдена о самобытности и своеобразии возрождали у африканцев веру собственные силы, способствовали росту их антиколониальных настроений.

Отталкиваясь от положения, что «все расы равные, хотя и разные», Блайден пришел к заключению, что главная задача африканцев — любыми средствами сохранить своеобразие континента, основное богатство народа — его культуру. В 1872 г. им был выдвинут лозунг «духовной деколонизации». Он призывал африканцев освобождаться от духовного порабощения, на которое обрекало их следование европейской культуре, предостерегал от превращения африканцев в «черных европейцев». Подчеркивая врожденные отличия негроида от европеоида, Блайден ввел в обращение понятие «африканская личность», стремясь показать неповторимость и особый психический склад жителей континента. Он призывал их беречь свое африканское естество, предостерегал от ассимиляции с европейцами. Выражение «африканскаяличность» он впервые использовал в 1865 г. В мировоззрении Блайдена основу составляли национальные и даже националистические устремления, в то время как у Кроутера и Хортона главным было уподобиться Европе. Африканские элементы во взглядах последних занимали подчиненное место, для Блайдена же они являлись определяющим фактором.

Концепция «культурного национализма» т.е. борьбы за «духовную деколонизацию», которую он развивал с 1871 г., были для него важнейшими как идеолога и политика. Под этими лозунгами Блайден начал проводить первые политические кампании в странах Западной Африки. Свою борьбу за «духовную деколонизацию» Блайден начал с издания собственной газеты «Нигроу», первый номер которой вышел в свет в апреле 1872 г. На ее страницах он пропагандировал сформулированную им программу из трех пунктов: 1) создать организационно независимую африканскую церковь; 2) учредить во Фритауне муниципалитет с участием африканцев для управления городом; 3) открыть Западноафриканский университет. Со временем, несмотря на огромные препятствия и обструкцию, положения программы Блайдена и его соратника африканского священника Джеймса Джонсона были воплощены в жизнь. В 1876 г. колледж в Фура-Бей был ассоциирован с Дурхемским университетом (Великобритания), дипломы выпускников которого приравнивались к британским. В 1895 г. был избран первый муниципалитет Фритауна, мэром которого стал африканец Самюэль Льюис. В 1891 г. в Нигерии возникла организационно независимая африканская церковь. Отношение Блайдена к колониализму как таковому было сложным и противоречивым. Поначалу он считал, что колониализм поведет Африку к прогрессу, что сильные страны будут использовать свою мощь не для того, чтобы повергать слабых, а чтобы помочь им подняться. Однако ближе к концу XIX в. он резко изменил свое отношение к европейскому колониализму, когда убедился, что колониальные державы не стремились уважать африканские институты власти и права коренных жителей, не спешили готовить африканцев к самоуправлению, экономически развивать континент в их интересах, ликвидировать неграмотность среди его жителей. Он осудил действия бельгийского короля Леопольда в Конго, преследования африканцев и систему принудительного труда в Южной Африке, расовую дискриминацию в британских колониях. В 1881 г. Блайден возглавил колледж «Либерия» — единственное высшее учебное заведение страны, где он намеревался перестроить его в соответствии со своими убеждениями. Он ввел в учебную программу изучение ряда африканских и арабского языков. Преподавали в колледже африканцы и американские негры. Сближение мусульман и христиан, по мнению Блайдена, должно было осуществляться прежде всего через сферу просвещения, т. е. путем создания школ, где мусульмане изучали бы дисциплины, которым обучаются христиане, а христиане, в свою очередь, изучали бы основы ислама. При этом он подчеркивал, что у африканцев-мусульман и христиан единая цель — сохранить самобытность Африки.



2015-12-04 715 Обсуждений (0)
Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)