Министерство образования и науки Российской Федерации
| РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал РГСУ в г. Минске
Кафедра теории и истории государства и права
|
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой _____П.Г. Мартысюк
Протокол №__ от «__» августа 2011г.
|
Степанчук Ю.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки
Психология»
Степень выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, очно-заочная
Минск
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подготовлена доцентом Степанчуком Ю.А. кафедры теории и истории государства и права.
Рецензенты:
1. Мицкевич Н.И., д.п.н., профессор.
2. Дода И.Г., к.фил.н.
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права
(Протокол № __ от «__» ________ 2011г.).
Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности являютсяформирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Место дисциплины в структуре ООП
Расположен в цикле профессиональных дисциплин (Б3, Б1). Данный предмет является основой, для дальнейшего изучения дисциплин связанных с обеспечением безопасности в быту и на производств).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Способен понимать сущность и значения информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
Способен обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-23);
Умеет оптимизировать неблагоприятные функциональные состояния в трудовой деятельности, вести работу по профилактике аварий, катастроф, травм, ошибок (ПК-25);
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ*
| теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;
|
УМЕТЬ*
| идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
|
ВЛАДЕТЬ*
| законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов;
- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
- методами обеспечения безопасности среды обитания;
|
Быть компетентным*
|
В понимании проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека и овладетьприемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества
|
Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетныe единицы, 108 часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 108 часов
Аудиторные занятия* 40 часов, в том числе интерактивных занятий 8 часов
Самостоятельная работа 41 час.
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
|
Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
|
Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Зачет*
| Экзамен
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Р1 Понятия, принципы и функции БЖД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 Основные понятия БЖД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 Экономическая безопасность. Экологическая безопасность. Технологическая безопасность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р2 Основные виды и способы обеспечения БЖД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 Демографическая ситуация в мире и в России. еблагоприятные экологические факторы влияющие на организм человека
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 Обеспечение безопасности при эпидемии и защита от них. Социальные болезни (зависимости) общества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 кт
|
| Р3 Основной раздел БЖД – Социальная безопасность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 Терроризм и социальная безопасность. Нетрадиционные источники энергии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 Первая доврачебная помощь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость
| часы
|
|
|
|
|
| | | | | | 1с.
| | 1 кт
|
з.е.
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
Количество часов по учебному плану
(очно-заочная форма обучения)
Всего 108 часов
Аудиторные занятия* 24 часов, в том числе интерактивных занятий 5 часов
Самостоятельная работа 8 часов.
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
|
Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
|
Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Зачет*
| Экзамен
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Р1 Понятия, принципы и функции БЖД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 Основные понятия БЖД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 Экономическая безопасность. Экологическая безопасность. Технологическая безопасность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р2 Основные виды и способы обеспечения БЖД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 Демографическая ситуация в мире и в России. еблагоприятные экологические факторы влияющие на организм человека
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 Обеспечение безопасности при эпидемии и защита от них. Социальные болезни (зависимости) общества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 кт
|
| Р3 Основной раздел БЖД – Социальная безопасность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 Терроризм и социальная безопасность. Нетрадиционные источники энергии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 Первая доврачебная помощь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость
| часы
|
|
|
|
|
| | | | | | | 1с.
| 1 кт
|
з.е.
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и
тем дисциплины
| Содержание темы
|
Раздел 1 Понятия, принципы и функции БЖД
|
Тема 1
| Основные понятия БЖД
| Теоретико-методологические подходы к анализу безопасности жизнедеятельности как социального явления. Социальная безопасность-сущность, структура и содержание. Система безопасности. Сущность, структура общества, как объекта и субъекта безопасности. Социальные аспекты безопасности российского общества и их учет в современных условиях. Безопасность в условиях криминализации российского общества.
|
Тема 2
| Экономическая безопасность. Экологическая безопасность. Технологическая безопасность.
| Понятие об экологической безопасности. Техногенные системы и их взаимодействие с окружающей средой. Объект и предмет экономической безопасности. Основные компоненты, критерии, объекты и субъекты экономической безопасности.
|
Раздел 2 Основные виды и способы обеспечения БЖД
|
Тема 3
| Демографическая ситуация в мире и в России. Неблагоприятные экологические факторы, влияющие на организм человека.
| Современная демографическая ситуация в мире и России. Основные причины смертности населения России. Демографический коэффициент опасности. Четыре фазы демографического развития. Признаки неблагоприятной экологической обстановки.
|
Тема 4
| Обеспечение безопасности при эпидемии и защита от них. Социальные болезни (зависимости) общества.
| Инфекционные заболевания людей. Аэрогенные, кишечные и трансмиссивные инфекции. Профилактика гриппа. Птичий грипп. Изучение зависимостей или аддикций человека.
|
РАЗДЕЛ 3 Основной раздел БЖД – Социальная безопасность.
|
Тема 5
| Терроризм и социальная безопасность. Нетрадиционные источники энергии.
| Что такое терроризм. Виды терроризма. Методы борьбы с ним. Защита от терроризма. Как себя вести на территории ведения боевых действий. Если попали в завал. Если началась стрельба на улице. Как себя вести если оказались в толпе и в ней начались беспорядки. Чернобыльская катастрофа. Энергия Солнца, волн, ветра, биомассы. Приливная энергия.
|
Тема 6
| Первая доврачебная помощь.
| Первая помощь при ранениях. Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания. Первая помощь при: ожогах, поражении электрическим током, утоплении, перегревании, переохлаждении организма и обморожении. Первая помощь при отравлениях. Доврачебная помощь при клинической смерти.
|
| | | |
Планы групповых занятий и образовательные технологии
Проводятся занятия с применением мультемидийного оборудования. Занятия с применением интерактивных форм обучения составляет 20 % (семинарские занятия проходят в форме круглого стола, дискуссии и семинара-диспута).
Семинар 1. Тема:Основные понятия Безопасности жизнедеятельности.Социальная напряженность и социальная стабильность и их уровни.
Цель: Углубить и совершенствовать знания студентов в вопросах теоретического осмысления проблемы обеспечения Безопасности жизнедеятельности в современных условиях.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные субъекты и объекты безопасности.
2. Силы и средства обеспечения безопасности.
3.Основные звенья механизма обеспечения безопасности.
Темы докладов/рефератов:
1. Безопасность как функция социальной системы и ее характеристики.
2. Классификация угрожающих факторов.
3. Социализация личности.
4. Социальная мобильность.
5. Конфликт как угроза безопасности