БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс (Для студентов заочной формы обучения всех специальностей)
Красноярск - 2009 Авторы: канд. техн. наук, доц. З.С. Головина, доц. Н.С. Рожков., Т.А. Саулова Ответственный за выпуск - директор Института охраны труда и экологии Академии труда и социальных отношений доктор тех. наук, профессор Н.Н. Карнаух.
Введение
Современная цивилизация может оказаться на пороге глобальной экологической катастрофы и выживания человечества. В XXI веке человечество, чтобы выжить, должно переходить на новую модель развития. Мы должны действовать сообща в рамках единой экономико-организационной системы. Для обеспечения своего выживания человечество должно стремиться к широкому внедрению и распространению ноосферных технологий, которые существенно превосходят лучшие в мире по показателям эффективности и экологичности. Начальными направлениями осуществления этих технологий можно считать: совершенствование применяемой техники; внедрение радикальных инноваций, в результате чего качественно меняются технологии; внедрение научных и технических открытий, ведущих к коренному перевороту в технике и технологии производства; введение банка новых технологий; - сертификацию новых технологий; - менеджмент в безопасности жизнедеятельности, маркетинговый механизм, экономику безопасности жизнедеятельности, финансы и инвестиции; воспитание, образование, обучение и подготовку кадров. Затронутые проблемы по безопасности жизнедеятельности довольно широки и решать их необходимо специалистам, имеющим соответствующее профессиональное образование на основе государственных требований к минимальному содержанию и уровню подготовки специалиста по безопасности жизнедеятельности (БЖД). Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматривается тематика безопасного взаимодействия со средой (производственной, бытовой, городской, природной) и решаются проблемы защиты населения от негативных факторов.
Цель и содержание дисциплины
Предмет, цель и содержание дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности". Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. "Человек и среда обитания" - решение проблемы оптимального их взаимодействия. Взаимодействие человека со средой обитания. Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека. Критерии оценки влияния дискомфорта, их значимость. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности (отопление, вентиляция, кондиционирование, освещение и др.). Примеры негативного воздействия на человека и природу. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб. Их значимость. Нарушение устойчивости развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека. Стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость. Источники и уровни негативных факторов бытовой и производственной сферы. Классификация негативных факторов. Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: техника безопасности, охрана труда, промышленная экология, гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Задачи дисциплины
Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: • создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения; • прогнозирования развития и оценки последствий ситуаций; • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий. В результате изучения дисциплины специалист должен знать: • теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»; • основы физиологии и рациональные условия деятельности; • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; • идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; • правила обеспечения безопасности в современных условиях; • вопросы формирования привычек здорового образа жизни; • основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. В результате изучения дисциплины специалист должен уметь: • эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; • осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; • оказывать первую медицинскую помощь; • формировать здоровый образ жизни; • применять основы медицинских знаний и правил; • проводить контроль величин негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; • планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях; • оценивать ущерб и социально-экономическую эффективность планируемых мероприятий, прогнозировать инвестиции по различным направлениям БЖД. В зависимости от категории обучающихся возможна замена части семинарских занятий на лабораторные и деловые игры (в объеме 4-6 ч). Средства обеспечения дисциплины: натуральные образцы коллективных и индивидуальных средств защиты, макеты, диапозитивы, кинофильмы, измерительные и технические средства, методическое обеспечение и др. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственных стандартов, программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной 19 декабря 2000 г. заместителем министра образования России, согласованной с Минтруда и МЧС России, а также на основе Учебной программы для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов Академии труда и социальных отношений кафедры охраны труда и защиты окружающей среды, 2001 г.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |