Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детство М.В.Ломоносова и нелегкий путь в науку



2015-12-04 6409 Обсуждений (0)
Детство М.В.Ломоносова и нелегкий путь в науку 5.00 из 5.00 8 оценок




3.Вклады академика в науку.

· Химия

· География

· Геология

· Русский язык

· Риторика

· История

· Астрономия

· Литература

· Искусство

· Физика

 

4. Заключение.

 

 

1. Вступление.

 

Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский академик, оказал громадное влияние на развитие науки, культуры и просвещения России. Говорят, в мире два таких разносторонних гения – Леонардо да Винчи и Михаил Ломоносов.

Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно, какие же именно вклады сделал этот великий ученый и почему его называют гением. Оказывается, Ломоносов прославился открытиями в разных областях науки и изобретательства, он как и Леонардо, был еще и художником и поэтом. Но у него есть еще одно достоинство – он был необыкновенным патриотом – боролся за образование российской молодежи, развитие российской науки, и против засилья немцев в синоде, которые, хоть и много дали России, но однако и тормозили развитие отечественной науки и промышленности, просвещения народа, да еще и искажали историю Руси.

 

2.Детство М.В.Ломоносова и нелегкий путь в науку.

 

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – «Арифметики» Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

 

3. Вклады академика в науку.

 

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому». В работе «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760) открытый Ломоносовым «всеобщий естественный закон» получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

 

Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе. Кроме уточнённых географических сведений, в атласе было описание империи в ракурсе политическом и экономическом.

По сути, Ломоносовым была проведена полная инвентаризации страны. Он разработал подробный план статистического и экономического исследования России. Были снаряжены экспедиции по стране и отправлены опросные листы для каждой губернии. Информация для атласа собиралась обширнейшая: от физико-географических характеристик местности (различные сведения о строении берегов рек, о том, есть ли крупные возвышенности); экономических показателей, в связи с природными условиям (где расположен город и размещается ли он на берегах рек, какие имеются фабрики и заводы, промыслы и ремёсла, рыбные и звериные ловли, посевные площади, ярмарки) до переписи населения в городах и сёлах.

Ломоносов по праву считается основоположником экономической географии.

Первая русская научная экспедиция, ведомая Челюскиным и Чичаговым, состоялась именно стараниями Ломоносова. Он организовал её и составил подробную инструкцию для участников экспедиции.

Что касается геологии, «В работе "О слоях земных" (1763) Ломоносов дал первое по времени изложение современной геологии, тогда еще не существовавшей…, указал на различие возраста минеральных жил, дал объяснение происхождению чернозема, металлоносных россыпей, окаменелостей, землетрясений. …Вспоминая Ломоносова, нельзя не остановиться на характерной черте его научной деятельности. Он все время стоял ЗА ПРИЛОЖЕНИЕ НАУКИ К ЖИЗНИ, он искал в науке сил для улучшения положения человечества». (В.И.Вернадский. Труды по истории науки в России. М., 1988)

 

 

М.В.Ломоносов – реформатор русского языка.

Круг лингвистических интересов Ломоносова весьма обширен, и даже перечень трудов учёного поражает разнообразием.

Здесь и первая большая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами нового литературного языка, работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, и обширные материалы по русской диалектологии, и исследования по стилистике русского языка и поэтике художественной литературы, ораторскому искусству, теории и прозы и стихосложения, и сочинения по общим вопросам развития языка.(В.П.Вомперский «Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей» М. 1970)

 

Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.

 

Трудность прочтения и осознания исторических записок чаще всего объясняется архаичностью языка Ломоносова и делом давно минувшего времени. Но можно сказать, что язык учёного столь высок по своим нравственно-художественным характеристикам, столь отточен и гармоничен по форме, структуре, стилю, напоминая музыкальный язык И.С. Баха в сочинённых фугах, что обществу ещё нужно «пройти» через «земные чистилища», чтобы адекватно понять написанное.

Именно Ломоносов представил нам историю страны в исключительной чистоте (без примесей субъективного мнения) и в целостной реалистичности (количество прочитанных источников за годы подготовки к написанию «Истории Российской», невероятно разнообразны и основательно проработаны). Гений поработал над «очисткой исторических корней» России. Доказав, что славяне не шведы, и «норманнская» версия ошибочна, Ломоносов открыто, но с большой чуткостью и осторожностью выступил и против церковного догмата, согласно которому считалось, что славяне происходят от библейского Мосоха, внука Ноева.

 

Касаясь астрономии, можно сказать, что Одна из красивейших (по языку и философскому осмыслению) научных статей Ломоносова называется «Явление Венеры на Солнце…». Основа статьи – открытие, сделанное учёным в 1761 году: на планете Венера есть атмосфера! Ломоносов опубликовал свой труд на русском и немецком языках (к слову сказать, учёный свободно владел 12 языками), но идея была настолько неожиданной для астрономов, физиков и всего общества в целом, что, предугадывая ореол сомнения, Ломоносов вводит в научную статью часть объяснительную, просветительскую. Ведь говоря об атмосфере, он «замахивается» на предположение о множественности миров. В статье проведена «разъяснительная работа» для тех, кто живёт страхами и суевериями, для тех, кто препятствует исследованиям, заявляя о незыблемости догматических учений.

 

 

Михаил Васильевич Ломоносов был великим человеком. Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова “насадителем” русского слова. Второго такого в российской науке не было. Но тем сильнее проявляется его гениальность, что он, будучи ученым, был одним из ведущих литераторов своего времени. Он на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой. Теоретическая филологическая работа и практическая писательская деятельность Ломоносова связана с расцветом русского классицизма, однако не замыкается полностью в рамках этого направления. За пределы теории классицизма выходят идеи Ломоносова об исторической обусловленности стилевой системы русского литературного языка, изложенные в “Предисловии о пользе книг церковных в российском языке” (1758). В “Предисловии...” высказана схема деления литературного языка натри стиля — “высокий”, “средний” и “низкий”.Три стиля разграничиваются “по пристойности материй”. Устанавливается зависимость между “материей”, т. е. темой, предметом изложения, жанром и стилем. “Высокая материя” требует высокого жанра и соответственно — высокого стиля, “низкая материя” требует низкого жанра и соответственно — низкого стиля. Для каждого жанра предусматривается один из трех стилей, отклонения не допускаются. Героические поэмы, оды, “прозаичные речи о важных материях” должны были быть написаны высоким стилем; “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия”, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” — средним; комедии, увеселительные эпиграммы, песни, “в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел” — низким. Эта регламентация для того времени имела определенное положительное значение, поскольку способствовала упорядочению употребления языковых ресурсов, что является одной из величайших заслуг Ломоносова в реформе русской словесности. Все это способствовало нормализации русского литературного языка на определенном этапе его развития.

 

Также М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.

 

Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России. Ломоносов высказал мысль о существовании абсолютного нуля, т. е. температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц материи. Однако, подчёркивал он, высшей степени холода на земном шаре нигде не существует, "всё, что нам кажется холодным, лишь менее тёпло, чем наши органы чувств. Так, самая холодная вода ещё тепла, так как лёд, в который вода замёрзает на более сильном морозе, холоднее её, т. е. менее тёпел". Молекулярно-кинетическую теорию теплоты Ломоносов распространил также и на внеземные объекты, объяснив на её основе процесс передачи тепла от Солнца на Землю.

Таким образом, Ломоносов заложил первые камни в основании науки о теплоте. Однако понадобилось почти целое столетие, чтобы идеи Ломоносова были приняты официальной наукой и получили дальнейшее развитие.

Одновременно с разработкой молекулярно-кинетической теории теплоты Ломоносов создавал основы молекулярно-кинетической теории газов, прежде всего воздуха.

Эфирная теория электричества, разработанная Ломоносовым, сыграла прогрессивную роль в развитии науки об электричестве. Труды Ломоносова в области физики явились крупным вкладом в эту важнейшую науку о природе. Они развивались и дополнялись учёными последующих лет и способствовали тому, что физика стала общепризнанным лидером естествознания.

 

 

4. Заключение.

Ломоносов стал подлинным исполином в отечественной истории, едва ли не единственным русским ученым, чья деятельность, необыкновенный, многогранный талант затронул все стороны науки и культуры своего времени. Ломоносов стал известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ,— он везде вносил идеи и всегда добавлял новое, неожиданное, прогрессивное...

По-моему мнению, того, что создал Ломоносов, более чем достаточно чтобы имя нашего замечательного Российского соотечественника осталось в веках.

 



2015-12-04 6409 Обсуждений (0)
Детство М.В.Ломоносова и нелегкий путь в науку 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Детство М.В.Ломоносова и нелегкий путь в науку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)