Запечатление и извлечение периферийной информации как коррелят креативности
Для проверки описанных гипотез было проведено три экспериментальных исследования. В качестве основы для экспериментальной процедуры исследования использована методика, разработанная в рамках теории уровней переработки (Craik, Lockhart, 1972; Craik, Tulving, 1975; Fisher, Craik, 1977). Испытуемым предъявлялись задачи, требовавшие переработки информации на разных уровнях – от поверхностного (например, при необходимости опознать, сколько букв содержит слово) до глубинного (например, понять значение слова). Принципиальная схема всех экспериментов включала 1) стадию кодирования информации, на которой испытуемому предъявляется как "фокальная", так и "периферийная" информация; 2) стадию извлечения информации, различно организованную для разных серий. Методы Испытуемые В исследовании приняли участие 58 человек (студенты-психологи, средний возраст 18.3 года, SD=1.1). Тесты и задания Экспериментальное задание. Задание состояло из трех частей. В первой части («кодирование») опыта испытуемому предлагается отвечать на 3 типа вопросов в отношении 4-х, 5-ти и 6-ти буквенных слов. В соответствии с различными типами вопросов переработка информации происходит на разных уровнях – от поверхностного до глубокого. Типы вопросов, использовавшихся в эксперименте: Третья часть – «воспроизведение с ключом». Испытуемым задаются вопросы, в которых дается определенный ключ для воспроизведения тестовых слов из первой серии. Использовалось 2 типа вопросов (2 типа ключей): Интеллект измерялся при помощи теста АРМ Равена. Данные представлены в табл. 2.2 и 2.3. Выбросы устранены.
Табл. 2.2. Опознание информации в зависимости от условий кодирования. (в скобках – стандартные отклонения)
Табл. 2.3. Количество воспроизведенных слов в зависимости от условий кодирования (в скобках – стандартные отклонения)
3. Были посчитаны различия в процентах воспроизведения на разных уровнях (положительная разница свидетельствует о превосходстве более высокого уровня в воспроизведении) и произведено усреднение этих различий. Полученный таким образом коэффициент коррелировал с креативностью на уровне r=0.19 (p=0.17), но при контроле уровня интеллекта достиг значения r=0.34 (p=0.05). Таким образом, основная гипотеза исследования не только не подтвердилась, но были получены противоположные результаты: различия между условиями кодирования у более креативных испытуемых оказались больше по сравнению с менее креативными испытуемыми. 4. В части воспроизведения с ключом получена значимая корреляция (r=0.30, p<0.03) между креативностью и воспроизведением при помощи ключа-рифмы при фонетическом кодировании. Полученные результаты будут обсуждены вместе с результатами Исследования 2. Исследование 2[20] Методы Испытуемые В эксперименте приняли участие 54 студента 1-3 курсов Московского государственного лингвистического университета, средний возраст составил 18.4 года (SD=1.1). Тесты и задания Экспериментальное задание. На первом этапе осуществлялось кодирование на структурном уровне. Испытуемых просили ответить на вопросы, касающиеся внешних характеристик предъявляемых слов (Например: «Состоит ли слово из 5-ти букв»). Сначала испытуемым на 2.5 секунды предъявлялся вопрос, затем вопрос исчезал, и появлялось слово-стимул. Задачей испытуемого было как можно быстрее ответить «да» или «нет» на вопрос, нажав клавишу «1» или «2» соответственно. Всего предъявлялось 64 вопроса. На втором этапе осуществлялось кодирование на семантическом уровне. Испытуемых просили ответить на вопросы, касающиеся содержания слова (например, «Относится ли это слово к категории «цветы»?»). Половина слов-стимулов (32 шт.) на данном этапе были «старыми» (они же являлись словами-стимулами на 1-м этапе), а половина (32 шт.) – «новыми» - не встречавшимися на 1-м этапе. На третьем этапе испытуемым давалось задание на свободное воспроизведение – их просили вспомнить все слова-стимулы, которые предъявлялись ранее. Креативность испытуемых измерялась с помощью 2 тестов: теста «Необычное использование» Гилфорда (Щебланова, Аверина, 1995) и Рисуночного теста творческого мышления К. Урбана. Интеллект измерялся при помощи теста АРМ Равена. Показатели по каждому из тестов были переведены в z-значения, сумма которых составила интегральный показатель креативности. Все данные по времени реакции были подвергнуты предварительной обработке: анализировались времена реакции только на правильные ответы и не превышающие +/- 2 стандартных отклонения от среднего по испытуемому. Основной зависимой переменной в эксперименте были различия во времени реакции на новые и старые слова, а также различия в проценте воспроизведения новых и старых слов. Результаты 1. По полученным на втором этапе данным был подсчитан показатель разницы времени реакции (ВР) на новые и старые слова – ВР(новые-старые). По результатам третьего этапа (свободного воспроизведения) был посчитан показатель разницы между количеством воспроизведенных «старых» и «новых» слов (NCR(старые-новые)). 2. Результаты корреляционного анализа показали, что ни показатель ВР(новые-старые), ни показатель NCR(старые-новые) не коррелирует с креативностью (в первом случае коэффициент корреляции составил r=0.11, p=0.45, а во втором – r=-0.05, p=0.74). Контроль уровня интеллекта (тест Равена) существенно не изменил полученный паттерн корреляций. 3. Показатель ВР (новые-старые), взятый по модулю, отрицательно (r = -0.36, p = 0.01) коррелировал с креативностью испытуемых. Это означает, что чем выше креативность, тем меньше абсолютные (т.е. как в сторону преобладания новых, так и в сторону преобладания старых слов) различия во ВР на старые и новые слова.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |