Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Запечатление и извлечение периферийной информации как коррелят креативности



2015-12-07 571 Обсуждений (0)
Запечатление и извлечение периферийной информации как коррелят креативности 0.00 из 5.00 0 оценок




Для проверки описанных гипотез было проведено три экспериментальных исследования. В качестве основы для экспериментальной процедуры исследования использована методика, разработанная в рамках теории уровней переработки (Craik, Lockhart, 1972; Craik, Tulving, 1975; Fisher, Craik, 1977). Испытуемым предъявлялись задачи, требовавшие переработки информации на разных уровнях – от поверхностного (например, при необходимости опознать, сколько букв содержит слово) до глубинного (например, понять значение слова).

Принципиальная схема всех экспериментов включала 1) стадию кодирования информации, на которой испытуемому предъявляется как "фокальная", так и "периферийная" информация; 2) стадию извлечения информации, различно организованную для разных серий.
Чем глубже уровень переработки, тем эффективнее запечатлевается информация. Ф. Крейк обнаружил, что воспроизведение информации, закодированной на разных уровнях, различается: информация, закодированная на семантическом уровне, извлекается с наибольшей вероятностью, а информация, закодированная на поверхностном уровне – с наименьшей.
Если более креативные люди кодируют информацию по большему количеству свойств, то при свободном воспроизведении различия между условиями кодирования (т.е. между воспроизведением слов, которые кодировались на структурном, фонетическом и семантическом уровнях) у более креативных испытуемых будут меньше, чем у менее креативных испытуемых. Если же креативность связана с процессами извлечения информации, т.е. если более креативные испытуемые отличаются от менее креативных более эффективным извлечением из памяти, то при воспроизведении слов с подсказкой различия между разными типами подсказок для более креативных испытуемых будут меньшими, чем для менее креативных.
Исследование 1[19]

Методы

Испытуемые

В исследовании приняли участие 58 человек (студенты-психологи, средний возраст 18.3 года, SD=1.1).

Тесты и задания

Экспериментальное задание. Задание состояло из трех частей. В первой части («кодирование») опыта испытуемому предлагается отвечать на 3 типа вопросов в отношении 4-х, 5-ти и 6-ти буквенных слов. В соответствии с различными типами вопросов переработка информации происходит на разных уровнях – от поверхностного до глубокого. Типы вопросов, использовавшихся в эксперименте:
1. Состоит ли слово из 5-ти букв? – предполагается, что этот вопрос соответствует самому поверхностному уровню переработки – структурному.
2. Рифмуется ли слово с этим словом? – этот вопрос соответствует более глубокому уровню переработки, фонетическому.
3. Относится ли слово к этой категории? – самый глубокий уровень переработки, семантический.
Всего испытуемым предъявлялось 72 слова, по 24 на каждый вопрос, 12 из которых предполагали ответ «да», 12 – ответ «нет». В каждом из этих блоков по 12 слов было подобрано равное количество 4-х, 5-ти и 6-тибуквенных слов.
Фиксируется время реакции и точность ответов испытуемых.
Вторая часть эксперимента – «свободное воспроизведение». Сразу после ответа на 72 вопроса испытуемых просили воспроизвести все тестовые слова (т.е. те слова, в отношении которых испытуемый выносил суждение), которые предъявлялись в первой серии. Фиксировалось количество воспроизведенных слов, кодирование которых происходило на 1) структурном, 2) фонетическом и 3) семантическом уровне.

Третья часть – «воспроизведение с ключом». Испытуемым задаются вопросы, в которых дается определенный ключ для воспроизведения тестовых слов из первой серии. Использовалось 2 типа вопросов (2 типа ключей):
1. Фонетический: Какое тестовое слово рифмовалось с этим словом?
2. Семантический: Какое тестовое слово относилось к этой категории?
Вопросы были подобраны так, чтобы для каждого из уровней кодирования к половине слов давался ключ-рифма, к половине слов – ключ-категория.
Креативность измерялась с помощью двух тестов: теста «Необычное использование» (Щебланова, Аверина, 1996, брался показатель беглости) и теста Отдаленных ассоциаций в адаптации Е.А. Валуевой и Д.В. Ушакова.

Интеллект измерялся при помощи теста АРМ Равена.
Результаты
1. Как и в экспериментах Ф. Крейка, мы получили, что в целом воспроизведение информации, закодированной на разных уровнях, различается: информация, закодированная на семантическом уровне, извлекается с наибольшей вероятностью, а информация, закодированная на структурном уровне - с наименьшей. Фонетический уровень занимает промежуточное положение по уровню воспроизведения (9% воспроизведенных слов). Аналогичные результаты получены и для опознания информации.

Данные представлены в табл. 2.2 и 2.3. Выбросы устранены.

Тип кодирования Точность M (SD) Время реакции M (SD)
Ответы «нет» Ответы «да»
Структурный 0.98 (0.38) 1689.24 (587.58) 1764.42 (545.51)
Фонетический 0.98 (0.27) 1404.42 (366.79) 1317.00 (365.67)
Семантический 0.98 (0.27) 1475.07 (446.24) 1328.75 (344.17)

Табл. 2.2. Опознание информации в зависимости от условий кодирования. (в скобках – стандартные отклонения)

 

Тип кодирования Ответы «нет» Ответы «да» Все ответы
Структурный 0.03 (0.059) 0.04 (0.06) 0.03 (0.05)
Фонетический 0.05 (0.061) 0.15 (0.11) 0.09 (0.06)
Семантический 0.14 (0.14) 0.25 (0.18) 0.19 (0.14)

Табл. 2.3. Количество воспроизведенных слов в зависимости от условий кодирования (в скобках – стандартные отклонения)


Таким образом, в этой части эксперимента результаты соответствуют данным Ф. Крейка, что дает основание утверждать соответствие процедуры и обработки принятым образцам в этой области.
2. Процент воспроизведения имел тенденцию к положительной корреляции с креативностью на всех уровнях, а для слов, закодированных на семантическом уровне, этот эффект достигал значимого уровня (коэффициенты корреляции составили r=0.15 (p=0.31), r=0.01 (p=0.96) и r=0.28 (p=0.05) для кодирования на структурном, фонетическом и семантическом уровнях соответственно). При контроле интеллекта коэффициенты корреляции существенно не изменились.

3. Были посчитаны различия в процентах воспроизведения на разных уровнях (положительная разница свидетельствует о превосходстве более высокого уровня в воспроизведении) и произведено усреднение этих различий. Полученный таким образом коэффициент коррелировал с креативностью на уровне r=0.19 (p=0.17), но при контроле уровня интеллекта достиг значения r=0.34 (p=0.05).

Таким образом, основная гипотеза исследования не только не подтвердилась, но были получены противоположные результаты: различия между условиями кодирования у более креативных испытуемых оказались больше по сравнению с менее креативными испытуемыми.

4. В части воспроизведения с ключом получена значимая корреляция (r=0.30, p<0.03) между креативностью и воспроизведением при помощи ключа-рифмы при фонетическом кодировании.

Полученные результаты будут обсуждены вместе с результатами Исследования 2.

Исследование 2[20]

Методы

Испытуемые

В эксперименте приняли участие 54 студента 1-3 курсов Московского государственного лингвистического университета, средний возраст составил 18.4 года (SD=1.1).

Тесты и задания

Экспериментальное задание. На первом этапе осуществлялось кодирование на структурном уровне. Испытуемых просили ответить на вопросы, касающиеся внешних характеристик предъявляемых слов (Например: «Состоит ли слово из 5-ти букв»). Сначала испытуемым на 2.5 секунды предъявлялся вопрос, затем вопрос исчезал, и появлялось слово-стимул. Задачей испытуемого было как можно быстрее ответить «да» или «нет» на вопрос, нажав клавишу «1» или «2» соответственно. Всего предъявлялось 64 вопроса. На втором этапе осуществлялось кодирование на семантическом уровне. Испытуемых просили ответить на вопросы, касающиеся содержания слова (например, «Относится ли это слово к категории «цветы»?»). Половина слов-стимулов (32 шт.) на данном этапе были «старыми» (они же являлись словами-стимулами на 1-м этапе), а половина (32 шт.) – «новыми» - не встречавшимися на 1-м этапе. На третьем этапе испытуемым давалось задание на свободное воспроизведение – их просили вспомнить все слова-стимулы, которые предъявлялись ранее.

Креативность испытуемых измерялась с помощью 2 тестов: теста «Необычное использование» Гилфорда (Щебланова, Аверина, 1995) и Рисуночного теста творческого мышления К. Урбана.

Интеллект измерялся при помощи теста АРМ Равена.
Обработка результатов

Показатели по каждому из тестов были переведены в z-значения, сумма которых составила интегральный показатель креативности. Все данные по времени реакции были подвергнуты предварительной обработке: анализировались времена реакции только на правильные ответы и не превышающие +/- 2 стандартных отклонения от среднего по испытуемому.

Основной зависимой переменной в эксперименте были различия во времени реакции на новые и старые слова, а также различия в проценте воспроизведения новых и старых слов.

Результаты

1. По полученным на втором этапе данным был подсчитан показатель разницы времени реакции (ВР) на новые и старые слова – ВР(новые-старые). По результатам третьего этапа (свободного воспроизведения) был посчитан показатель разницы между количеством воспроизведенных «старых» и «новых» слов (NCR(старые-новые)).

2. Результаты корреляционного анализа показали, что ни показатель ВР(новые-старые), ни показатель NCR(старые-новые) не коррелирует с креативностью (в первом случае коэффициент корреляции составил r=0.11, p=0.45, а во втором – r=-0.05, p=0.74). Контроль уровня интеллекта (тест Равена) существенно не изменил полученный паттерн корреляций.

3. Показатель ВР (новые-старые), взятый по модулю, отрицательно (r = -0.36, p = 0.01) коррелировал с креативностью испытуемых. Это означает, что чем выше креативность, тем меньше абсолютные (т.е. как в сторону преобладания новых, так и в сторону преобладания старых слов) различия во ВР на старые и новые слова.



2015-12-07 571 Обсуждений (0)
Запечатление и извлечение периферийной информации как коррелят креативности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Запечатление и извлечение периферийной информации как коррелят креативности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)